1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) бАнты
2) ободрИться
3) соврАла
4) засЕлена
5) прозорлИвый
2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите это слово.
На семинар собрались молодые физики — будущий передовой авангард отечественной науки.
3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДОБРЕЙШИЙ человек
опытные ТОКАРЯ
ЛЯГТЕ на коврик
стирка ПОЛОТЕНЕЦ
нет ПЯТИСОТ рублей
4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Сумасшедшая, загадочная история Есенина и Айседоры Дункан никогда не перестанет интересовать тех, кто стремится познать невероятные тайны любви.
2) По временам в подвале Лизель, забывшись, вслушивалась в голос аккордеона, звучавший в ушах.
3) Петербургский период в творчестве А. С. Пушкина не только характеризуется большей стилистической свободой, но и ломкой жанровых границ.
4) Сверкавшие звёзды на небе искрились и переливались всеми цветами радуги.
5) Согласно постановления комитета, необходимо поощрять особо отличившихся сотрудников.
6) «Вот наш новый претендент на получение премии!» – сказал декан, указывая на студента-третьекурсника.
7) Айседора Дункан отказалась от прав на наследство погибшего Есенина, сказав, что «отвезите деньги его матери и сёстрам».
8) Сам Блок в «Скифах» не печатался ни разу, хотя поддерживал в то время тёплые отношения со многими участниками альманаха.
9) Не успеет грянуть гром, как мы с Лизой побежали со двора в дом. | | | | |
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) б..рлога, п..лотируемый, оп..раться
2) глоб..листский, к..раллы, вып..лоть (сорняки)
3) ос..бняк, т..рговец, об..грённый (кровью)
4) м..заичный, выск..чить, в..пиющий (случай)
5) прож..вать (пищу), ут..плённая (куртка), д..сантироваться
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пред..юбилейный, раз..ярённый, кур..ёз
2) бе..характерный, ра..хваливать, и..пытывать
3) д..гнать, пр..анализировать, вз..браться
4) пр..ложение, пр..озёрный, непр..миримый
5) пер..лёт, ант..военный, н..дооценивать
7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) засушл..вый, застр..вать
2) жал..ваться, идеализир..вать
3) бревенч..тый, издавн..
4) подстра..ваться, (певица) обезголос..ла
5) затверд..вать, магни..вый
8. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (всё) перемел..тся, (он никак не) отдыш..тся
2) вымол..шь (пощаду), скрюч..вшийся (от боли)
3) обезглав..вший (гидру), (вы всегда) поддерж..те
4) раскач..нная (лодка), маяч..щий (вдали)
5) (они) бор..тся, (матрос) дра..щий (палубу)
9. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Праздник оказался ничуть (НЕ)ВЕСЁЛЫМ, хотя все старались приободрить друг друга.
2) (НЕ)ОБЫЧНАЯ обстановка мешала сосредоточиться.
3) Так прошли века и годы, и минуты, и недели, промелькнули (НЕ)ЗАМЕТНО и исчезли в никогда.
4) Мать работала (НЕ)ПОКЛАДАЯ рук, сыновья и дочери старались помогать ей во всём.
5) Среди мрачных, ещё (НЕ)ОДЕТЫХ листвой деревьев этот кустик с зелёными листочками казался чудом.
10. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Часами он (ПО)ДОЛГУ всматривался (В)ДАЛЬ в ожидании чуда.
2) (ПО)ДОЛГУ службы он часами смотрел (В)ДАЛЬ океана, и от бесконечного напряжения глаза уже переставали видеть черту, отделяющую небо от водяной глади.
3) Спасатели приехали (ВО)ВРЕМЯ: людей едва успели эвакуировать, как в ТО(ЖЕ) мгновенье крыша рухнула.
4 (ВО)ВРЕМЯ спасательных работ мы ТО(ЖЕ) были обеспокоены тем, что здание очень старое.
5) (В)МИГ, когда я увидел ее, моё сердце НЕ(НА)ШУТКУ затрепетало.
11. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Обстановка комнаты скромная: деревя(1)ая кровать; у окна — письме(2)ый стол для занятий; огромный сундук, обитый кожей и кова(3)ым железом, и удивительный ларчик, оклее(4)ый резной костью.
12.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) Сосны горного обрыва сливались в тёмную опушку и чернели, как горб спящего зверя...
(И. А. Бунин)
Б) Он захватил алюминиевую ложку с перекрученным стеблем. Сел лицом к окну. Вяло начал есть.
(С. Д. Довлатов)
В) И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу, и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
Но строк печальных не смываю.
(А. С. Пушкин)
Г) Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души.
(Ф. И. Тютчев)
Д) Вот оно, моё стадо рыжее!
Кто ж воспеть его лучше мог?
Вижу, вижу, как сумерки лижут
Следы человечьих ног.
(С. А. Есенин)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) многосоюзие
2) вопросно-ответная форма изложения
3) литота
4) парцелляция
5) ассонанс
6) сравнение
7) риторическое обращение
8) эпифора
9) риторический вопрос
13. Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Зимой 1921 года я работал секретарём в газете «Моряк». (2)В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Олеша и Ильф. (3)Из старых, опытных часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь — милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек.
(4)Однажды Соболь принёс в газету свой рассказ, раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый.
(5)Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. (6)Предложить Соболю исправить его никто не решался. (7)В этом отношении Соболь был неумолим — и не столько из-за авторского самолюбия (его-то как раз у Соболя почти не было), сколько из-за нервозности: он не мог возвращаться к написанным своим вещам и терял к ним интерес.
(8)Мы сидели и думали: что делать? (9)Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространённой в России газеты «Русское слово», правая рука знаменитого издателя Сытина.
(10)Это был неразговорчивый человек. (11)Всей своей солидной фигурой он совершенно не вязался с оборванной и шумной молодёжью нашей редакции.
(12)Я забрал рукопись Соболя с собой в магазин Альшванга, чтобы прочесть её ещё раз.
(13)Поздним вечером (было не больше десяти часов, но город, погружённый в темноту, пустел уже в сумерки, и только ветер злорадно выл на перекрёстках) кто-то постучал в дверь магазина.
(14)За дверью стоял Благов.
— (15)Вот что, — сказал старый корректор. — (16)Я всё думаю об этом
рассказе Соболя. (17)Талантливая вещь. (18)Нельзя, чтобы она пропала. (19)У меня, знаете, как у старого газетного коня, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы.
— (20)Что же поделаешь! — ответил я.
— (21)Дайте мне рукопись. (22)Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. (23)Я останусь здесь и при вас пройдусь по рукописи.
— (24)Что значит «пройдусь»? — спросил я. — (25)«Пройтись» — это значит выправить.
— (26)Я же вам сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова.
— (27)А что же вы сделаете?
— (28)А вот увидите.
(29)В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. (30)Какая-то тайна вошла в эту зимнюю штормовую ночь в магазин Альшванга вместе с этим спокойным человеком. (31)Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился.
(32)Благов вынул из кармана огарок необыкновенно толстой свечи. (33)Золотые полоски вились по ней спиралью. (34)Он зажёг этот огарок, поставил его на ящик, сел на мой потрёпанный чемодан и склонился над рукописью с плоским плотницким карандашом в руке.
(35)Благов кончил работу над рукописью только к утру. (36)Мне он рукописи не показал, пока мы не пришли в редакцию и машинистка не переписала её начисто.
(37)Я прочёл рассказ и онемел. (38)Это была прозрачная, литая проза. (39)Всё стало выпуклым, ясным. (40)От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. (41)При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
(42)Я посмотрел на Благова. (43)Он курил толстую папиросу из чёрного, как чай, кубанского табака и усмехался.
— (44)Это чудо! — сказал я. — (45)Как вы это сделали?
— (46)Да просто расставил правильно все знаки препинания. (47)У Соболя с ними форменный кавардак. (48)Особенно тщательно я расставил точки.
(49)И абзацы. (50)Это великая вещь, милый мой. (51)Ещё Пушкин говорил
о знаках препинания. (52)Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. (53)Знаки препинания — это как нотные знаки. (54)Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
(55)Рассказ был напечатан. (56)А на следующий день в редакцию ворвался Соболь. (57)Он был, как всегда, без кепки, волосы его были растрёпаны, а глаза горели непонятным огнём.
— (58)Кто трогал мой рассказ? — закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу, где лежали комплекты газет. (59)Пыль, как извержение, взлетела над столом.
— (60)Никто не трогал, — ответил я. — (61)Можете проверить текст.
— (62)Ложь! — крикнул Соболь. — (63)Брехня! (64)Я всё равно узнаю, кто трогал!
(65)Запахло скандалом. (66)Робкие сотрудники начали быстро исчезать из комнаты.
(67)Тогда Благов сказал спокойным и даже унылым голосом:
— Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания – это значит тронуть его, то извольте: трогал его я. (68)По своей обязанности корректора.
(69)Соболь бросился к Благову, схватил его за руки, крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцеловал его.
— (70)Спасибо! — сказал взволнованно Соболь. — (71)Вы дали мне чудесный урок. (72)Но только жалко, что так поздно. (73)Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам.
(74)После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная вовремя.
(По К. Г. Паустовскому*)
*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист
Какие из высказываний соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчику был симпатичен Соболь.
2) Никто из коллектива редакции не решался предложить свою помощь автору талантливого рассказа из-за разницы в возрасте.
3) Корректор работал с рукописью рассказа всю ночь.
4) Соболь узнал о корректуре своего произведения, увидев его уже в газете.
5) Соболь упрекнул Благова в том, что тот мог бы начать работать с его рукописями раньше.
14. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 3 содержится указание на следствие того, о чём говорится в предложении 2.
2) В предложениях 9–11 представлено описание.
3) Предложения 17–19 поясняют, раскрывают содержание предложения 16.
4) Предложение 35 противопоставлено по содержанию предложению 36.
5) В предложениях 58, 59 содержится повествование.
15. Из предложений 60–65 выпишите один фразеологизм.
16. Среди предложений 4–10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм(-ы) слов(-а) и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).