СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Правописание НЕ с именами существительными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация. НЕ с существительными.

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Правописание НЕ с именами существительными.»

Презентация к уроку русского языка в 5 классе: «Не с именами существительными» Учитель русского языка и литературы ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга Басина Светлана Павловна

Презентация к уроку русского языка в 5 классе: «Не с именами существительными»

Учитель русского языка и литературы

ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга

Басина Светлана Павловна

Цель урока:   - познакомить обучающихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными;  - формировать умения:  1) переносить знания в новую ситуацию;  2) самостоятельно добывать знания, опираясь на ранее изученный материал;  3) логически мыслить и излагать свою точку зрения;  4) применять полученные знания на письме;  5) развивать монологическую речь.   Задачи урока: формировать речевые умения и навыки; стимулировать умственную деятельность обучающихся, развивать внимание; воспитывать познавательный интерес к русскому языку

Цель урока: - познакомить обучающихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; - формировать умения: 1) переносить знания в новую ситуацию; 2) самостоятельно добывать знания, опираясь на ранее изученный материал; 3) логически мыслить и излагать свою точку зрения; 4) применять полученные знания на письме; 5) развивать монологическую речь.

Задачи урока:

  • формировать речевые умения и навыки;
  • стимулировать умственную деятельность обучающихся, развивать внимание;
  • воспитывать познавательный интерес к русскому языку
Прозвенел уже звонок Начинается урок Будем мы сейчас трудиться Так как мы – ученики! Нам, друзья нельзя лениться, Ведь заданья нелегки!

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Будем мы сейчас трудиться

Так как мы – ученики!

Нам, друзья нельзя лениться,

Ведь заданья нелегки!

«…слово –дело великое. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.»  (Л.Н.Толстой)
  • «…слово –дело великое.
  • Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.»

(Л.Н.Толстой)

Решите лингвистические задачи I. В каком варианте пишется –О? Под крыш … й Мудрец … м Советчиц … й  II. В каком ряду в существительных обе формы числа? Публика, туча, шофер Роща, обруч, пейзаж Переговоры, шалаш, речь  2, 2

Решите лингвистические задачи

I. В каком варианте пишется –О?

  • Под крыш й
  • Мудрец м
  • Советчиц й

II. В каком ряду в существительных обе формы числа?

  • Публика, туча, шофер
  • Роща, обруч, пейзаж
  • Переговоры, шалаш, речь

2, 2

Орфографическая практика  - Что мы уже знаем о правописании существительных? Опознайте и объясните орфограмму:  (Р,р)оссия, (М,м)осква, улица (О,о)зерная  на пригорк_, у дорог_, в печал_, из ситуаци_  врем_ни, плем_ни, им_ни, плам_ни  рож. ? , около дач. ?, сыч. ?, овощ .?, доч. ?  лимонч_к, калач_к, сыноч_к, дубоч_к  дач_й, задач_й, калач_м, кирпич_м  разнос(ч,щ)_к, камен(ч,щ), обход(ч,щ)ик,  стул_чик

Орфографическая практика

- Что мы уже знаем о правописании существительных? Опознайте и объясните орфограмму:

  • (Р,р)оссия, (М,м)осква, улица (О,о)зерная
  • на пригорк_, у дорог_, в печал_, из ситуаци_
  • врем_ни, плем_ни, им_ни, плам_ни
  • рож. ? , около дач. ?, сыч. ?, овощ .?, доч. ?
  • лимонч_к, калач_к, сыноч_к, дубоч_к
  • дач_й, задач_й, калач_м, кирпич_м
  • разнос(ч,щ)_к, камен(ч,щ), обход(ч,щ)ик, стул_чик
Изучение нового   -Отгадайте загадки: Грязные руки, помята рубаха, волосы всклокочены, кто я? Синяя шляпа, короткие штанишки,  Не люблю читать я никакие книжки.  Ничего не знаю, не хочу учиться.  Нравится гулять мне, нравится ленится В зеленом поле я расту, голубым цветком цвету, небо синее как будто, называюсь… Дождь шумит, стучит в окно,  И на улице темно  И в такое время года наступает…

Изучение нового -Отгадайте загадки:

  • Грязные руки, помята рубаха, волосы всклокочены, кто я?
  • Синяя шляпа, короткие штанишки,

Не люблю читать я никакие книжки.

Ничего не знаю, не хочу учиться.

Нравится гулять мне, нравится ленится

  • В зеленом поле я расту, голубым цветком цвету, небо синее как будто, называюсь…
  • Дождь шумит, стучит в окно,

И на улице темно

И в такое время года наступает…

Запишите:   Неряха, незнайка, незабудка, непогода - Что общего у всех этих слов? Какое слово лишнее? Почему? Подберите синоним к слову непогода  - К какой морфеме относится НЕ в словах?  - Почему НЕ –часть корня? - Почему НЕ – приставка? - Что можно сказать о написании НЕ в таком случае ?

Запишите: Неряха, незнайка, незабудка, непогода

- Что общего у всех этих слов?

  • Какое слово лишнее? Почему?
  • Подберите синоним к слову непогода

- К какой морфеме относится НЕ в словах?

- Почему НЕ –часть корня?

- Почему НЕ – приставка?

- Что можно сказать о написании НЕ в таком случае ?

Распределите слова на две группы. (Не)годовать ,(не)уважать,(не)любить, (не)приятель,(не)навидеть,(не)быть,(не)здоровится,(не)чувствовать,(не)доумевать.

Распределите слова на две группы.

  • (Не)годовать ,(не)уважать,(не)любить, (не)приятель,(не)навидеть,(не)быть,(не)здоровится,(не)чувствовать,(не)доумевать.
 Проверьте  Слитно Раздельно Негодовать не уважать Недоумевать не быть Ненавидеть не чувствовать Нездоровится не любить Лишнее слово НЕПРИЯТЕЛЬ

Проверьте

Слитно Раздельно

Негодовать не уважать

Недоумевать не быть

Ненавидеть не чувствовать

Нездоровится не любить

Лишнее слово НЕПРИЯТЕЛЬ

НЕ с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ РАЗДЕЛЬНО   НЕ друг, а враг (противопоставление с союзом А) СЛИТНО    Ненастье (без не употребляется) несчастье = горе) (синоним без НЕ )

НЕ с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

РАЗДЕЛЬНО

НЕ друг, а враг (противопоставление с союзом А)

СЛИТНО

Ненастье (без не употребляется) несчастье = горе) (синоним без НЕ )

НЕ с существительными пишется слитно раздельно без НЕ не употребляется НЕ - приставка (можно подобрать синоним) НЕ – частица (отрицание) есть союз А

НЕ с существительными пишется

слитно

раздельно

без НЕ

не употребляется

НЕ - приставка (можно подобрать синоним)

НЕ – частица (отрицание)

есть союз А

Добавьте НЕ и напишите правильно.    1.  _____везение преследовало меня.  2. _____везение, а труд и настойчивость  приведут к успехам в знаниях.  3. Он с ____годованием взглянул на ___ вежу .   4. Петра изумила _____удача.  5. В зоопарке _____ ящерицы интересовали  меня и, конечно, _____ змеи.

Добавьте НЕ и напишите правильно. 1. _____везение преследовало меня. 2. _____везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. 3. Он с ____годованием взглянул на ___ вежу 4. Петра изумила _____удача. 5. В зоопарке _____ ящерицы интересовали меня и, конечно, _____ змеи.

Словарная работа НЕВЕЖА - грубый, невоспитанный человек  НЕВЕЖДА - необразованный, несведущий.

Словарная работа

  • НЕВЕЖА - грубый, невоспитанный человек

  • НЕВЕЖДА - необразованный, несведущий.
Побывал я однажды в стране,  Где пропала частица не.  Посмотрел я вокруг с доумением ,  Что за лепое положение!  Но вокруг было тихо-тихо,  И во всём была разбериха .  И на взрачной клумбе у будки  Голубые росли забудки .  И погода стояла настная,  И гуляла собака счастная,  И, виляя хвостом уклюже,  Пробегала пролазные лужи.  Мне навстречу без всякого страха  Шёл умытый, причёсанный ряха .  И навстречу всем утром рано  Улыбалась царевна Смеяна .  Очень жаль, что только во сне  Есть страна без частицы не.

Побывал я однажды в стране, Где пропала частица не. Посмотрел я вокруг с доумением , Что за лепое положение! Но вокруг было тихо-тихо, И во всём была разбериха . И на взрачной клумбе у будки Голубые росли забудки . И погода стояла настная, И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха . И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна . Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не.

Найди и исправь ошибки    1 . Нескромность звучала в его словах, а  дерзкая гордость.  2. Честный человек неможет допустить не  справедливости.  3. Это ещё невесна.  4. Я ещё острее почувствовал не лепость  нашего состояния.  5. На мгновение сожмётся сердце, как перед  не счастьем.

Найди и исправь ошибки 1 . Нескромность звучала в его словах, а дерзкая гордость. 2. Честный человек неможет допустить не справедливости. 3. Это ещё невесна. 4. Я ещё острее почувствовал не лепость нашего состояния. 5. На мгновение сожмётся сердце, как перед не счастьем.

ФИЗМИНУТКА Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо) И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки

ФИЗМИНУТКА

  • Вот мы руки развели,
  • Словно удивились.
  • И друг другу до земли
  • В пояс поклонились!
  • Наклонились, выпрямились,
  • Наклонились, выпрямились.
  • Ниже, ниже, не ленись,
  • Поклонись и улыбнусь.
  • Мы все вместе улыбнемся,
  • Подмигнем слегка друг другу,
  • Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)
  • И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
  • Все идеи победили,
  • Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)
  • Груз забот с себя стряхнули
  • И продолжим путь науки
Цифровой диктант 1.Тот идет вперед, кто не боится (не)взгод. 2.(Не)работа сушит ,а забота. 3.Лучше умереть, чем (не)правду терпеть. 4.Умный с одного слова поймет,(не)вежде и тысяча впрок не пойдет. 5.(Не)силой борются, а умением. 6.(Не)печь кормит, а руки. 7.Друзья в (не)счастье познаются. 8.(Не)везенье способствует успеху, а труд и упорство. 9.Пища утоляет голод, знания исцеляют(не)вежество. 10.(Не) место красит человека ,а человек место.

Цифровой диктант

  • 1.Тот идет вперед, кто не боится (не)взгод.
  • 2.(Не)работа сушит ,а забота.
  • 3.Лучше умереть, чем (не)правду терпеть.
  • 4.Умный с одного слова поймет,(не)вежде и тысяча впрок не пойдет.
  • 5.(Не)силой борются, а умением.
  • 6.(Не)печь кормит, а руки.
  • 7.Друзья в (не)счастье познаются.
  • 8.(Не)везенье способствует успеху, а труд и упорство.
  • 9.Пища утоляет голод, знания исцеляют(не)вежество.
  • 10.(Не) место красит человека ,а человек место.
Проверь 1вариант- 1,3,4,7,9.  2вариант- 2,5,6,8,10.

Проверь

  • 1вариант- 1,3,4,7,9.
  • 2вариант- 2,5,6,8,10.
 Найди соответствия НЕБЫЛИЦА ГРУБОСТЬ  НЕЗАВИСИМОСТЬ ВЫДУМКА  НЕВЕЖЛИВОСТЬ СВОБОДА  НЕГОДОВАНИЕ НЕНАВИСТЬ   ВОЗМУЩЕНИЕ ВРАЖДА

Найди соответствия

  • НЕБЫЛИЦА ГРУБОСТЬ
  • НЕЗАВИСИМОСТЬ ВЫДУМКА
  • НЕВЕЖЛИВОСТЬ СВОБОДА

  • НЕГОДОВАНИЕ НЕНАВИСТЬ
  • ВОЗМУЩЕНИЕ ВРАЖДА
ПРОВЕРЬ НЕНАВИСТЬ ВРАЖДА  НЕБЫЛИЦА ВЫДУМКА   НЕГОДОВАНИЕ ВОЗМУЩЕНИЕ   НЕВЕЖЛИВОСТЬ ГРУБОСТЬ  НЕЗАВИСИМОСТЬ СВОБОДА

ПРОВЕРЬ

  • НЕНАВИСТЬ ВРАЖДА
  • НЕБЫЛИЦА ВЫДУМКА
  • НЕГОДОВАНИЕ ВОЗМУЩЕНИЕ
  • НЕВЕЖЛИВОСТЬ ГРУБОСТЬ
  • НЕЗАВИСИМОСТЬ СВОБОДА
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА   А 1. Какое существительное без НЕ не употребляется?  А) невезение 1) А, Б, В и Г  Б) негодование 2) А и Б  В) нежелание 3) Б  Г) неумение 4) В и Г  А 2. Какие существительные пишутся слитно?  А) не(ряха) 1) А, В и Г  Б) не(зима) 2) А и Б  В) не(желание) 3) Б  Г) не(настье) 4) А и Г А 3. В каком ряду оба слова пишутся с НЕ слитно?  А) шумела (не)погода; настоящий (не)вежда  Б) в (не)настье; (не)счастье обеспечивает успех, а знания  В) это (не)урок; (не)правда, а ложь  Г) выразить (не)годование; я (не)охотник

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

А 1. Какое существительное без НЕ не употребляется?

А) невезение 1) А, Б, В и Г

Б) негодование 2) А и Б

В) нежелание 3) Б

Г) неумение 4) В и Г

А 2. Какие существительные пишутся слитно?

А) не(ряха) 1) А, В и Г

Б) не(зима) 2) А и Б

В) не(желание) 3) Б

Г) не(настье) 4) А и Г

А 3. В каком ряду оба слова пишутся с НЕ слитно?

А) шумела (не)погода; настоящий (не)вежда

Б) в (не)настье; (не)счастье обеспечивает успех, а знания

В) это (не)урок; (не)правда, а ложь

Г) выразить (не)годование; я (не)охотник

ОТВЕТЫ А 1. Какое существительное без НЕ не употребляется?  А) невезение  Б) негодование  В) нежелание 3) Б  Г) неумение  А 2. Какие существительные пишутся слитно?  А) не(ряха) 1) А, В и Г  Б) не(зима)  В) не(желание)  Г) не(настье) А 3. В каком ряду оба слова пишутся с НЕ слитно?  А) шумела (не)погода; настоящий (не)вежда  Б) в (не)настье; (не)счастье обеспечивает успех, а знания  В) это (не)урок; (не)правда, а ложь  Г) выразить (не)годование; я (не)охотник

ОТВЕТЫ

А 1. Какое существительное без НЕ не употребляется?

А) невезение

Б) негодование

В) нежелание 3) Б

Г) неумение

А 2. Какие существительные пишутся слитно?

А) не(ряха) 1) А, В и Г

Б) не(зима)

В) не(желание)

Г) не(настье)

А 3. В каком ряду оба слова пишутся с НЕ слитно?

А) шумела (не)погода; настоящий (не)вежда

Б) в (не)настье; (не)счастье обеспечивает успех, а знания

В) это (не)урок; (не)правда, а ложь

Г) выразить (не)годование; я (не)охотник

Тест А. НЕ с существительными пишется слитно ,так как не употребляется без НЕ. 1.Мешала (не)погода,а другие обстоятельства. 2.Полная (не)лепица. 3.Причины (не)успеваемости. Б. НЕ пишется слитно,так как можно заменить синонимом без НЕ. 1.Прилив (не)нависти. 2.(Не)знание предмета. 3.Жизнь красна (не)днями ,а поступками. В. НЕ пишется раздельно если есть противопоставление с союзом «А». 1.Видно (не)ряху по грязной рубахе. 2.Говорить(не)правду некрасиво. 3.Говорить (не)правду ,а ложь.

Тест

  • А. НЕ с существительными пишется слитно ,так как не употребляется без НЕ.
  • 1.Мешала (не)погода,а другие обстоятельства.
  • 2.Полная (не)лепица.
  • 3.Причины (не)успеваемости.
  • Б. НЕ пишется слитно,так как можно заменить синонимом без НЕ.
  • 1.Прилив (не)нависти.
  • 2.(Не)знание предмета.
  • 3.Жизнь красна (не)днями ,а поступками.
  • В. НЕ пишется раздельно если есть противопоставление с союзом «А».
  • 1.Видно (не)ряху по грязной рубахе.
  • 2.Говорить(не)правду некрасиво.
  • 3.Говорить (не)правду ,а ложь.
Проверь . А-2 Б-2 В-3

Проверь .

А-2

Б-2

В-3

 Замените выделенные слова синонимичными .   Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь.  Болезнь портит настроение. Его не сломило горе . Испытания закаляют характер.     Слова для справки:   (не)взгоды, (не)правда, (не)воля, (не)счастье, (не)здоровье.   

Замените выделенные слова синонимичными . Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь. Болезнь портит настроение. Его не сломило горе . Испытания закаляют характер.   Слова для справки: (не)взгоды, (не)правда, (не)воля, (не)счастье, (не)здоровье.  

ОПОРНЫЕ СЛОВА НА ТЕМУ: «КАК ВЕСТИ БЕСЕДУ» (НЕ)приветливость в обращении, ( НЕ)точность в выражении мыслей, (НЕ)торопливость, (НЕ)перебивать друг друга.

ОПОРНЫЕ СЛОВА НА ТЕМУ: «КАК ВЕСТИ БЕСЕДУ»

  • (НЕ)приветливость в обращении,
  • ( НЕ)точность в выражении мыслей,
  • (НЕ)торопливость,
  • (НЕ)перебивать друг друга.
Домашнее задание  Домашнее задание: выучить правило. Придумать и записать 10 слов, которые пишутся с НЕ слитно. Одно существительное разбора морфологически  Оценки за урок: выставляем в дневник.

Домашнее задание

  • Домашнее задание: выучить правило. Придумать и записать 10 слов, которые пишутся с НЕ слитно. Одно существительное разбора морфологически
  • Оценки за урок: выставляем в дневник.
Рефлексия Что нового узнали на уроке? Достигли ли цели, которую поставили перед собой в начале урока? Что на уроке понравилось больше всего, а что вы бы изменили?

Рефлексия

  • Что нового узнали на уроке?
  • Достигли ли цели, которую поставили перед собой в начале урока?
  • Что на уроке понравилось больше всего, а что вы бы изменили?
СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!

Использованная литература: Сайт Видеоуроки.нет https://videouroki.net/profile/classes Российская электронная школа https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/ Образовательный сайт Захарьиной Е.А. https://saharina.ru/teacher/leaners УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9)  5 класс Е.С.Барова, М.Р.Богданова. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. Баласс, 2010. http://www.uchportal.ru/ http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/  

Использованная литература:

  • Сайт Видеоуроки.нет
  • https://videouroki.net/profile/classes
  • Российская электронная школа
  • https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/
  • Образовательный сайт Захарьиной Е.А.
  • https://saharina.ru/teacher/leaners
  • УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 5 класс
  • Е.С.Барова, М.Р.Богданова. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. Баласс, 2010.
  • http://www.uchportal.ru/
  • http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!