Презентация к уроку русского языка в 5 классе: «Не с именами существительными»
Учитель русского языка и литературы
ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга
Басина Светлана Павловна
Цель урока: - познакомить обучающихся с условиями слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; - формировать умения: 1) переносить знания в новую ситуацию; 2) самостоятельно добывать знания, опираясь на ранее изученный материал; 3) логически мыслить и излагать свою точку зрения; 4) применять полученные знания на письме; 5) развивать монологическую речь.
Задачи урока:
- формировать речевые умения и навыки;
- стимулировать умственную деятельность обучающихся, развивать внимание;
- воспитывать познавательный интерес к русскому языку
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Будем мы сейчас трудиться
Так как мы – ученики!
Нам, друзья нельзя лениться,
Ведь заданья нелегки!
- «…слово –дело великое.
- Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.»
(Л.Н.Толстой)
Решите лингвистические задачи
I. В каком варианте пишется –О?
- Под крыш … й
- Мудрец … м
- Советчиц … й
II. В каком ряду в существительных обе формы числа?
- Публика, туча, шофер
- Роща, обруч, пейзаж
- Переговоры, шалаш, речь
2, 2
Орфографическая практика
- Что мы уже знаем о правописании существительных? Опознайте и объясните орфограмму:
- (Р,р)оссия, (М,м)осква, улица (О,о)зерная
- на пригорк_, у дорог_, в печал_, из ситуаци_
- врем_ни, плем_ни, им_ни, плам_ни
- рож. ? , около дач. ?, сыч. ?, овощ .?, доч. ?
- лимонч_к, калач_к, сыноч_к, дубоч_к
- дач_й, задач_й, калач_м, кирпич_м
- разнос(ч,щ)_к, камен(ч,щ), обход(ч,щ)ик, стул_чик
Изучение нового -Отгадайте загадки:
- Грязные руки, помята рубаха, волосы всклокочены, кто я?
- Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки.
Ничего не знаю, не хочу учиться.
Нравится гулять мне, нравится ленится
- В зеленом поле я расту, голубым цветком цвету, небо синее как будто, называюсь…
- Дождь шумит, стучит в окно,
И на улице темно
И в такое время года наступает…
Запишите: Неряха, незнайка, незабудка, непогода
- Что общего у всех этих слов?
- Какое слово лишнее? Почему?
- Подберите синоним к слову непогода
- К какой морфеме относится НЕ в словах?
- Почему НЕ –часть корня?
- Почему НЕ – приставка?
- Что можно сказать о написании НЕ в таком случае ?
Распределите слова на две группы.
- (Не)годовать ,(не)уважать,(не)любить, (не)приятель,(не)навидеть,(не)быть,(не)здоровится,(не)чувствовать,(не)доумевать.
Проверьте
Слитно Раздельно
Негодовать не уважать
Недоумевать не быть
Ненавидеть не чувствовать
Нездоровится не любить
Лишнее слово НЕПРИЯТЕЛЬ
НЕ с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
РАЗДЕЛЬНО
НЕ друг, а враг (противопоставление с союзом А)
СЛИТНО
Ненастье (без не употребляется) несчастье = горе) (синоним без НЕ )
НЕ с существительными пишется
слитно
раздельно
без НЕ
не употребляется
НЕ - приставка (можно подобрать синоним)
НЕ – частица (отрицание)
есть союз А
Добавьте НЕ и напишите правильно. 1. _____везение преследовало меня. 2. _____везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. 3. Он с ____годованием взглянул на ___ вежу . 4. Петра изумила _____удача. 5. В зоопарке _____ ящерицы интересовали меня и, конечно, _____ змеи.
Словарная работа
- НЕВЕЖА - грубый, невоспитанный человек
- НЕВЕЖДА - необразованный, несведущий.
Побывал я однажды в стране, Где пропала частица не. Посмотрел я вокруг с доумением , Что за лепое положение! Но вокруг было тихо-тихо, И во всём была разбериха . И на взрачной клумбе у будки Голубые росли забудки . И погода стояла настная, И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха . И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна . Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не.
Найди и исправь ошибки 1 . Нескромность звучала в его словах, а дерзкая гордость. 2. Честный человек неможет допустить не справедливости. 3. Это ещё невесна. 4. Я ещё острее почувствовал не лепость нашего состояния. 5. На мгновение сожмётся сердце, как перед не счастьем.
ФИЗМИНУТКА
- Вот мы руки развели,
- Словно удивились.
- И друг другу до земли
- В пояс поклонились!
- Наклонились, выпрямились,
- Наклонились, выпрямились.
- Ниже, ниже, не ленись,
- Поклонись и улыбнусь.
- Мы все вместе улыбнемся,
- Подмигнем слегка друг другу,
- Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)
- И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
- Все идеи победили,
- Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)
- Груз забот с себя стряхнули
- И продолжим путь науки
Цифровой диктант
- 1.Тот идет вперед, кто не боится (не)взгод.
- 2.(Не)работа сушит ,а забота.
- 3.Лучше умереть, чем (не)правду терпеть.
- 4.Умный с одного слова поймет,(не)вежде и тысяча впрок не пойдет.
- 5.(Не)силой борются, а умением.
- 6.(Не)печь кормит, а руки.
- 7.Друзья в (не)счастье познаются.
- 8.(Не)везенье способствует успеху, а труд и упорство.
- 9.Пища утоляет голод, знания исцеляют(не)вежество.
- 10.(Не) место красит человека ,а человек место.
Проверь
- 1вариант- 1,3,4,7,9.
- 2вариант- 2,5,6,8,10.
Найди соответствия
- НЕБЫЛИЦА ГРУБОСТЬ
- НЕЗАВИСИМОСТЬ ВЫДУМКА
- НЕВЕЖЛИВОСТЬ СВОБОДА
- НЕГОДОВАНИЕ НЕНАВИСТЬ
- ВОЗМУЩЕНИЕ ВРАЖДА
ПРОВЕРЬ
- НЕНАВИСТЬ ВРАЖДА
- НЕБЫЛИЦА ВЫДУМКА
- НЕГОДОВАНИЕ ВОЗМУЩЕНИЕ
- НЕВЕЖЛИВОСТЬ ГРУБОСТЬ
- НЕЗАВИСИМОСТЬ СВОБОДА
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
А 1. Какое существительное без НЕ не употребляется?
А) невезение 1) А, Б, В и Г
Б) негодование 2) А и Б
В) нежелание 3) Б
Г) неумение 4) В и Г
А 2. Какие существительные пишутся слитно?
А) не(ряха) 1) А, В и Г
Б) не(зима) 2) А и Б
В) не(желание) 3) Б
Г) не(настье) 4) А и Г
А 3. В каком ряду оба слова пишутся с НЕ слитно?
А) шумела (не)погода; настоящий (не)вежда
Б) в (не)настье; (не)счастье обеспечивает успех, а знания
В) это (не)урок; (не)правда, а ложь
Г) выразить (не)годование; я (не)охотник
ОТВЕТЫ
А 1. Какое существительное без НЕ не употребляется?
А) невезение
Б) негодование
В) нежелание 3) Б
Г) неумение
А 2. Какие существительные пишутся слитно?
А) не(ряха) 1) А, В и Г
Б) не(зима)
В) не(желание)
Г) не(настье)
А 3. В каком ряду оба слова пишутся с НЕ слитно?
А) шумела (не)погода; настоящий (не)вежда
Б) в (не)настье; (не)счастье обеспечивает успех, а знания
В) это (не)урок; (не)правда, а ложь
Г) выразить (не)годование; я (не)охотник
Тест
- А. НЕ с существительными пишется слитно ,так как не употребляется без НЕ.
- 1.Мешала (не)погода,а другие обстоятельства.
- 2.Полная (не)лепица.
- 3.Причины (не)успеваемости.
- Б. НЕ пишется слитно,так как можно заменить синонимом без НЕ.
- 1.Прилив (не)нависти.
- 2.(Не)знание предмета.
- 3.Жизнь красна (не)днями ,а поступками.
- В. НЕ пишется раздельно если есть противопоставление с союзом «А».
- 1.Видно (не)ряху по грязной рубахе.
- 2.Говорить(не)правду некрасиво.
- 3.Говорить (не)правду ,а ложь.
Проверь .
А-2
Б-2
В-3
Замените выделенные слова синонимичными . Рабство для всех горько. Нельзя терпеть ложь. Болезнь портит настроение. Его не сломило горе . Испытания закаляют характер. Слова для справки: (не)взгоды, (не)правда, (не)воля, (не)счастье, (не)здоровье.
ОПОРНЫЕ СЛОВА НА ТЕМУ: «КАК ВЕСТИ БЕСЕДУ»
- (НЕ)приветливость в обращении,
- ( НЕ)точность в выражении мыслей,
- (НЕ)торопливость,
- (НЕ)перебивать друг друга.
Домашнее задание
- Домашнее задание: выучить правило. Придумать и записать 10 слов, которые пишутся с НЕ слитно. Одно существительное разбора морфологически
- Оценки за урок: выставляем в дневник.
Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Достигли ли цели, которую поставили перед собой в начале урока?
- Что на уроке понравилось больше всего, а что вы бы изменили?
СПАСИБО ЗА УРОК!
Использованная литература:
- Сайт Видеоуроки.нет
- https://videouroki.net/profile/classes
- Российская электронная школа
- https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/
- Образовательный сайт Захарьиной Е.А.
- https://saharina.ru/teacher/leaners
- УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 5 класс
- Е.С.Барова, М.Р.Богданова. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. Баласс, 2010.
- http://www.uchportal.ru/
- http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/