СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №35 Не опоздай помочь...

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке: 

5. Ч5 формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту

5. СРН2 использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения

Просмотр содержимого документа
«Русский язык_Я1_5 класс_Раздел 3_Дидактический материал»

https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-malchik-i-morskie-zvezdy/


Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда наступило утро, на пляже не осталось ни одной неспасенной звезды.
























Просмотр содержимого документа
«Русский язык_Я1_5 класс_Раздел 3_Краткосрочный план»


Дата:

ФИО учителя:

Класс: 5

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

5.3. Жизненные ценности

3.9. «Не опоздай помочь… »

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5. Ч5 формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту

5. СРН2 использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения

Цели урока

- сформулировать 3 вопроса по содержанию прочитанного текста;

- составить предложения с многозначными словами и омонимами.

Критерии оценивания

ЦО - 5. Ч5 - формулирует вопросы, отражающие отношение к событиям или к поступкам героя

ЦО - 5. СРН2 - составляет предложения с многозначными словами и омонимами

Привитие ценностей



Прививать стремление прийти на помощь человеку, проявить милосердие и доброту.

Привитие ценностей осуществляется посредством чтения текста, участия в беседе и формулирования вопросов по содержанию прочитанного.

Межпредметные связи

Литература. Учащиеся читают текст притчи.

Навыки использования

ИКТ

Учащиеся определяют значения слова звезда, используя онлайн-словарь http://www.gramota.ru/slovari


Предварительные знания


Определяли род, число и падеж имён прилагательных, подчеркнули однородные члены предложения, расставляли знаки препинания при них.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

  1. Лексическая разминка

Учащиеся объединяются в 6 групп и выполняют задания.


Группа 1,3,5 «Подбери синоним»

Мгновение -

Занятие-

Видеть –

Бросать –

Закричать –

Группа 2,4,6 «Подбери антоним»

Ночь –

Отлив –

Близко –

Спросить –

Много –

Г

Ф комментарий учителя


  1. Целеполагание.

Учитель сообщает учащимся цели урока.


  1. «Мозговой штурм»

Учитель предлагает учащимся записать эпиграф к уроку.

Добрые дела дают силы нам самим и побуждают к добрым поступкам других. Платон (древнегреческий философ)

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

К

Ф вопрос и ответ





Запись на доске и в тетрадях








Слайды 1,2,3



Слайд 4

Середина урока










ЦО - 5. Ч5




























ЦО - 5. СРН2


  1. Работа с текстом притчи.

Учитель сообщает учащимся, что слова для лексической разминки были взяты из текста притчи, которую им предстоит прочитать на уроке.

Учащиеся читают текст притчи и выполняют задания.

После чтения текста проводится небольшая беседа по вопросам:

- Понравилась ли вам притча?

- Как вы думаете, какие качества личности проявляются в данной ситуации? (милосердие, сострадание)

- Какие похожие случаи или ситуации вам известны из других прочитанных произведений, из жизни?

К

Ф вопрос и ответ

Задание 1. Сформулировать 3 вопроса, отражающих отношение к событиям или к поступкам героя по содержанию прочитанного текста.

Дифференциация

При необходимости отдельным учащимся можно оказать поддержку, предложить сформулировать вопросы по данному началу:

- Что хорошего в том, … ?

- Что плохого в том, что … ?

- Как вы относитесь к тому, что… ?

И

Ф взаимооценивание


  1. Изучение теоретического материала.

Учащиеся работают в парах, изучают теоретический материал.

Многозначные слова - это слова, имеющие несколько лексических значений, т.е. все их значения связаны между собой по смыслу.

Например: жать руку друзьям, ботинки жмут в подъёме. Несмотря на различные значения этих слов, они связаны по смыслу – сжимать, давить.

Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. Например: жать хлеб серпом. Вспомните примеры со словом жать (см. выше). Жать серпом – значит срезать колосья, стебли, а не сжимать, давить. Смысл слова совершенно изменился. Здесь – звуковое совпадение слов. Значит, это омонимы.

В словарях для омонимов есть отдельные словарные статьи.


  1. Приём «Ты – мне, я - тебе»

- Расскажите об однозначных и многозначных словах.

- В чём отличие многозначного слова от омонима?

П

Ф вопрос и ответ


  1. Практическая работа по изученному материалу.

Задание 1..Рассмотрите рисунки и определите, какие значения имеет слово звезда. Разные его значения проиллюстрируйте предложениями.

Задание 2. Как вы понимаете разные значения слов: ключ, овсянка, норка.

Докажите это развёрнутым толкованием значений слов, используя словарь. Над словами-омонимами поставьте цифры 1, 2.

Выберите одно из слов и составьте два предложения, используя омонимы из приведённых словарных статей.

Дифференциация. Учащихся, которые испытывают затруднения, выполняют задание, данное ниже.


Задание. Прочитайте текст, выпишите слова-омонимы. Составьте с ними предложения, опираясь на содержание текста.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. 
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.

И

Ф оценка учителя


Дидактический материал (текст притчи)








Формативное оценивание 1

Слайд 5










Теоретический материал

















Слайд 6


Формативное оценивание 2

Слайд 7

http://www.gramota.ru/slovari



Конец урока


  1. Подведение итогов урока. Возвращение к целям урока.

Рефлексия «Продолжить фразу»

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались….

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…


Домашнее задание. Повторить, что такое многозначные слова и омонимы. Записать в тетради 3 многозначных слова и 3 омонима. Составить с ними словосочетания или предложения (по своему выбору).

Слайды 8, 9

Дифференциация.

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание.

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


При работе с притчей учащиеся формулируют вопросы самостоятельно, при необходимости отдельным учащимся можно оказать поддержку, предложить сформулировать вопросы по данному началу.

При выполнении практической работы по изученному материалу учащиеся группы А и В выполняют задание ФО – 2; учащихся, которые испытывают затруднения, работают с текстом, выписывают из него слова-омонимы, составляют с ними предложения, опираясь на содержание текста.

Вопрос и ответ, взаимооценивание, оценка учителя.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

Лексическая разминка

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


Общая оценка



Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?







Просмотр содержимого документа
«Русский язык_Я1_5 класс_Раздел 3_Теоретический материал»



Многозначные слова - это слова, имеющие несколько лексических значений, т.е. все их значения связаны между собой по смыслу.

Например: жать руку друзьям, ботинки жмут в подъёме. Несмотря на различные значения этих слов, они связаны по смыслу – сжимать, давить.



Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. Например: жать хлеб серпом. Вспомните примеры со словом жать (см. выше). Жать серпом – значит срезать колосья, стебли, а не сжимать, давить. Смысл слова совершенно изменился. Здесь – звуковое совпадение слов. Значит, это омонимы.













Просмотр содержимого документа
«Русский язык_Я1_5 класс_Раздел 3_Формативное оценивание 1»

Формативное оценивание 1

Раздел

Жизненные ценности

Подраздел

«Не опоздай помочь… »

Цель обучения

5. Ч5 формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту

Уровень мыслительных навыков

оценка

Критерий оценивания

- формулирует вопросы, отражающие отношение к событиям или к поступкам героя


Задание

Сформулировать 3 вопроса, отражающих отношение к событиям или к поступкам героя по содержанию прочитанного текста.

Критерий оценивания

Дескриптор

Учащийся

формулирует вопросы, отражающие отношение к событиям или к поступкам героя

- формулирует 3 вопроса, отражающие отношение к событиям или к поступкам героя



















Просмотр содержимого документа
«Русский язык_Я1_5 класс_Раздел 3_Формативное оценивание 2»

Формативное оценивание 2

Раздел

Жизненные ценности

Подраздел

«Не опоздай помочь… »

Цель обучения

5. СРН2 использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения

Уровень мыслительных навыков

применение

Критерий оценивания

составляет предложения с многозначными словами и омонимами


Задание

  1. Рассмотрите рисунки и определите, какие значения имеет слово звезда. Разные его значения проиллюстрируйте предложениями.

  2. Как вы понимаете разные значения слов: ключ, овсянка, норка. Докажите это развёрнутым толкованием значений слов, используя словарь. Над словами-омонимами поставьте цифры 1, 2.

Выберите одно из слов и составьте два предложения, используя омонимы из приведённых словарных статей.

Критерий оценивания

Дескриптор

Учащийся

составляет предложения с многозначными словами и омонимами

- определяет разные значения слова звезда;

- составляет предложения, иллюстрируя разные значения слова звезда

- даёт толкование значений слов: ключ, овсянка, норка;

- составляет два предложения, используя омонимы.



Просмотр содержимого презентации
«Русский язык_Я1_5 класс_Раздел 3_Презентация»

Раздел 3. Жизненные ценности  Тема: «Не опоздай помочь… »

Раздел 3. Жизненные ценности

Тема: «Не опоздай помочь… »

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: 5. Ч5 формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту  5. СРН2 использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:

5. Ч5 формулировать вопросы, отражающие отношение к тексту

5. СРН2 использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения

ЦЕЛИ УРОКА: - сформулировать 3 вопроса по содержанию прочитанного текста; - составить предложения с многозначными словами и омонимами.

ЦЕЛИ УРОКА:

- сформулировать 3 вопроса по содержанию прочитанного текста;

- составить предложения с многозначными словами и омонимами.

«Мозговой штурм» Добрые дела дают силы нам самим и побуждают к добрым поступкам других.  Платон (древнегреческий философ)  - Как вы понимаете смысл этого высказывания?

«Мозговой штурм»

Добрые дела дают силы нам самим и побуждают к добрым поступкам других.

Платон (древнегреческий философ)

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Задание  Сформулировать 3 вопроса, отражающих отношение к событиям или к поступкам героя по содержанию прочитанного текста.

Задание

Сформулировать 3 вопроса, отражающих отношение к событиям или к поступкам героя по содержанию прочитанного текста.

«Ты – мне, я - тебе»  - Расскажите об однозначных и многозначных словах. - В чём отличие многозначного слова от омонима?

«Ты – мне, я - тебе»

- Расскажите об однозначных и многозначных словах.

- В чём отличие многозначного слова от омонима?

Задание. Рассмотрите рисунки и определите, какие значения имеет слово звезда . Разные его значения проиллюстрируйте предложениями. ЗВЕЗДА

Задание. Рассмотрите рисунки и определите, какие значения имеет слово звезда . Разные его значения проиллюстрируйте предложениями.

ЗВЕЗДА

Рефлексия «Продолжить фразу» Мне было интересно… Мы сегодня разобрались…. Я сегодня понял, что… Мне было трудно…

Рефлексия

«Продолжить фразу»

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…

Домашнее задание Повторить, что такое многозначные слова и омонимы. Записать в тетради 3 многозначных слова и 3 омонима. Составить с ними словосочетания или предложения (по своему выбору).

Домашнее задание

Повторить, что такое многозначные слова и омонимы. Записать в тетради 3 многозначных слова и 3 омонима. Составить с ними словосочетания или предложения (по своему выбору).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!