Работа с текстом притчи. Учитель сообщает учащимся, что слова для лексической разминки были взяты из текста притчи, которую им предстоит прочитать на уроке. Учащиеся читают текст притчи и выполняют задания. После чтения текста проводится небольшая беседа по вопросам: - Понравилась ли вам притча? - Как вы думаете, какие качества личности проявляются в данной ситуации? (милосердие, сострадание) - Какие похожие случаи или ситуации вам известны из других прочитанных произведений, из жизни? К Ф вопрос и ответ Задание 1. Сформулировать 3 вопроса, отражающих отношение к событиям или к поступкам героя по содержанию прочитанного текста. Дифференциация При необходимости отдельным учащимся можно оказать поддержку, предложить сформулировать вопросы по данному началу: - Что хорошего в том, … ? - Что плохого в том, что … ? - Как вы относитесь к тому, что… ? И Ф взаимооценивание Изучение теоретического материала. Учащиеся работают в парах, изучают теоретический материал. Многозначные слова - это слова, имеющие несколько лексических значений, т.е. все их значения связаны между собой по смыслу. Например: жать руку друзьям, ботинки жмут в подъёме. Несмотря на различные значения этих слов, они связаны по смыслу – сжимать, давить. Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. Например: жать хлеб серпом. Вспомните примеры со словом жать (см. выше). Жать серпом – значит срезать колосья, стебли, а не сжимать, давить. Смысл слова совершенно изменился. Здесь – звуковое совпадение слов. Значит, это омонимы. В словарях для омонимов есть отдельные словарные статьи. Приём «Ты – мне, я - тебе» - Расскажите об однозначных и многозначных словах. - В чём отличие многозначного слова от омонима? П Ф вопрос и ответ Практическая работа по изученному материалу. Задание 1..Рассмотрите рисунки и определите, какие значения имеет слово звезда. Разные его значения проиллюстрируйте предложениями. Задание 2. Как вы понимаете разные значения слов: ключ, овсянка, норка. Докажите это развёрнутым толкованием значений слов, используя словарь. Над словами-омонимами поставьте цифры 1, 2. Выберите одно из слов и составьте два предложения, используя омонимы из приведённых словарных статей. Дифференциация. Учащихся, которые испытывают затруднения, выполняют задание, данное ниже. Задание. Прочитайте текст, выпишите слова-омонимы. Составьте с ними предложения, опираясь на содержание текста. Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: – А у меня дома овсянка! – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка. – Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком. – Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка. – Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Как каша песни пела?! – изумился Матвей. – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать. – Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали. И Ф оценка учителя |