СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс "Переходные глаголы" урок 2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 6 классе по теме "Переходные глаголы" урок 2

Просмотр содержимого документа
«6 класс "Переходные глаголы" урок 2»

6 класс дата: 07.04.2022 учитель: Сидоренко Наталья Сергеевна

Тема: Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

– Дать понятие о возвратных глаголах.

– Тренироваться в различении переходных и непереходных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов, правильно использовать их в устной и письменной речи.

– Развивать речь учащихся.


Ход урока

  1. Организационный этап

Проверь-ка, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на места, всё ль в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка?

На уроке я сижу – не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю.


  1. Актуализация

На доске:

Его нет дома, пошёл гулять собаку.

Няня гуляет ребёнка только по будним дням.

– Возможно ли таким образом построить данные высказывания?

–  Какие слова «режут» слух?

– Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов?

– Как исправить эти ошибки?


Учащиеся работают с предложениями устно.

– Таким образом построить данные высказывания нельзя.

– Глаголы «гулять», «гуляет».

– Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога.

– Поставить существительное при глаголе в нужном падеже.


Его нет дома, пошёл гулять с собакой.

Няня гуляет с ребёнком только по будним дням.

В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к.  говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности, употребив в данной категории непереходные глаголы

И мы продолжаем тему: «Переходные и непереходные глаголы».

Цели урока: различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять винительный и родительный падежи; использовать данные знания, умения, навыки в учебной деятельности, в речевой практике, повторить ранее изученный грамматический материал.


III. Уплотненный опрос и проверка Д/з. Какие глаголы вы подчеркнули, как переходные и непереходные? Два ученика у доски выписывают.

Расскажите о переходных глаголах, опираясь на слайд. Один ученик


Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на другой предмет: люблю (что?) грозу, (кого?) тебя.

Переходные глаголы сочетаются с существительными, местоимением в В.п. и Р.п. без предлога.

Существительное при переходном глаголе стоит в Р.п.:

  1. Если имеется отрицание: Я не видел (кого?) отца, (кого?) его.

  2. Если действие переходит на часть предмета: Выпил (чего?) водыкупил (чего?) молока.

Непереходные глаголы называют действие, которое не переходит на другой предмет.

Непереходные глаголы не могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога. К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать. 

Проверка Д/з. СЛАЙД 4 Проверка ответов учеников у доски. На слайде правильное деление на группы и все слова с орфограммами.

IV. Изучение нового. СЛАЙД 5

Учитель читает строчки:

Давайте же мыться, плескаться,

купаться, нырять, кувыркаться

в ушате, корыте, в лохани. (К.И. Чуковский. «Мойдодыр»)


– Назовите глаголы.

– На что они заканчиваются?

– Есть ли лишний среди них? (Нырять.)

– Что общего у всех остальных глаголов?

(Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными: мыться – что делаю – моюсь, что делаешь – моешься, что делает – моется. Частица -ся, присоединяясь к глаголу, вносит добавочные значения. Суффикс отличается от других суффиксов тем, что он стоит после окончания)

Внимание! Историческая справка.

Суффикс -ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя». Поэтому глагол и называется возвратным, действие возвращается к себе, направлено на себя.

Мыться – т.е. мыть себя.

Одеваться – т.е. одевать себя.

Умываться – т. е. умывать себя.

Смысловая роль суффикса тоже доказана. Суффикс указывает на то, что действие направлено на сам предмет, то есть действие возвратное.

Эти суффиксы называются еще постфисками.


V. Закрепление. Формирование основных навыков и умений.

  1. Упр. 520. Образуйте с помощью суффикса –ся возвратные глаголы и запишите их. Пишут по одному на доске и в тетради.

Брить (1), беречь (1), колоть (3), целовать (2), вытирать (1), мирить (2), кусать (3), обнимать (2), рвать (3) (бумагу), одевать (1), светить (3).

Вспомните, как называются глаголы с суффиксом -ся?

В чём особенность возвратных глаголов?

Действие возвращается на предмет, который его производит.

Какие ещё значения могут быть у возвратных глаголов? С помощью цифр над словом обозначьте:

  1. Глагол обозначает совместное, взаимное действие;

  2. Глагол обозначает действие, направленное на самого себя;

  3. Глагол обозначает способность предмета к какому-либо действию.

Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?

Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.


Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.

Выполнив задание, учащееся приходят к выводу о том, что, когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся, образуются возвратные глаголы. Они всегда непереходные! Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся.

Упр. 519. Записать три предложения на доске и в тетради.

Физкультминутка Мозговая гимнастика

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.

  1. Задание. кодовый диктант. 1 – переходный глагол, 2 – непереходный глагол

Озарить душу 1

Околдовать слушателей 1

Нервничать по пустякам 2

Не помнить себя (отриц.) 1

Подойти к двери 2

Заразиться гриппом 2

Увлекаться спортом 2

Служить Отечеству2

Запросить сто рублей 1

Рассказать сказку 1

Бороться за мир 2

Углубить знания 1

На СЛАЙДЕ цифровой диктант. 1 – переходный глагол, 2 – непереходный глагол.

Взаимопроверка. Код: 112122 221121

3. упр 523. Прочитайте рассказ, определите основную мысль (жизнь только в своё удовольствие не всегда приносит счастье), согласны ли вы со словами Сухой Ветки? Выскажите своё мнение.

Самостоятельная работа. Выпишите в две колонки переходные и непереходные глаголы, графически обозначьте суффикс –ся возвратных глаголов. В какой они колонке?

4. Составьте и запишите с глаголами белеть – белитьчернеть – чернить, синеть – синить словосочетания или предложения. В словосочетаниях отметьте главное слово, в предложении подчеркните главные члены. Над переходными глаголами надпишите букву п.

Зачитывают свои примеры.

VI. Этап информации о домашнем задании

§ 73, упр. 521.

VII. Подведение итогов.

– С какой новой категорией глагола мы сегодня познакомились? Возвратность/ невозвратность

– Что мы сегодня тренировались делать? Определять переходность и возвратность глаголов.

– Что для этого нужно сделать? Если можно составить словосочетание гл. + сущ. в В.п. без предлога, или в Р.п. при отрицании или с частью предмета, то глагол переходный. Если есть суффикс –ся/ -сь, то глагол возвратный.

– Оценки за урок…

– Сдайте свои тетрадки, возьмите проверенные. Урок окончен. До свидания.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!