СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс "Переходные глаголы" урок 1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока 6 класс "Переходные глаголы" урок 1

Просмотр содержимого документа
«6 класс "Переходные глаголы" урок 1»

6 класс дата: 06.04.2022 учитель: Сидоренко Наталья Сергеевна

Тема: Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.

Тип урока: изучение нового.

Цели:

– Дать понятие о критериях переходности и непереходности глаголов.

– Научить различать переходные и непереходные глаголы, возвратные и невозвратные глаголы, правильно использовать их в устной и письменной речи.

– Развивать речь учащихся.


Ход урока

  1. Организационный этап

Прозвенел звонок и смолк, начинается урок.

Тихо все за парту сели, на меня все посмотрели и работать захотели.

  1. Актуализация

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте строчку для темы урока и спишите, вставляя пропущенные буквы, слова орфографического практикума. Хочет рисовать, смотрит по сторонам, вертим колесо, зависишь от обстоятельств, ненавидите ложь.

Беседа по вопросам.

– Какой глагол из записанных относится к разноспрягаемым и почему? Хочет – т.к. часть личных окончаний этого глагола относится к первому спряжению, а часть – ко второму.

- Какие разноспрягаемые глаголы вы знаете? Бежать, хотеть и все от них образованные.

– К какому спряжению относятся другие глаголы? Ко второму, т.к. это глаголы исключения.

– В каких словосочетаниях действие направлено на какой-то предмет? Вертим колесо, ненавидите ложь.

– В форме какого падежа стоят существительные? Винительного.


III. Формирование новых понятий и способов действия

Упр. 515. Перепишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы. С какими словами в предложении связаны по смыслу и грамматически выделенные слова? В какой форме они употреблены?

Ленивая кошка не ловит (II спр.) мышей (Р.п.).

Ленивый мальчишка не моет (I спр.) ушей (Р.п.).

Ленивая мышка не выроет (I спр.) норку (В.п.).

Ленивый мальчишка не любит (II спр.) уборку (В.п.).

– Глаголы, которые обозначают действия, направленные на тот или иной предмет, называются переходными.

Тема нашего урока: «Переходные и непереходные глаголы».

Запишите её на оставленной строчке.

Цели урока: на уроке вы должны узнать о критериях переходности – непереходности глаголов, научиться различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять винительный и родительный падежи; использовать данные знания, умения, навыки в учебной деятельности, в речевой практике, повторить ранее изученный грамматический материал.


– Давайте прочитаем, какие глаголы называются переходными и непереходными, на с. 104

Запишем: глагол + сущ. в Вин. без предлога, глагол с отрицанием (не видел отца) или частью предмета (выпил воды) + сущ. в Р.п. без предлога – переходные.


IV. Закрепление. Формирование основных навыков и умений

Упр. 516. По каким признакам можно сгруппировать глаголы? Запишите глаголы в две колонки по признаку переходный/ непереходный. Объясняют по цепочке и записывают.

Упр. 517. От непереходных глаголов образуйте с помощью приставок переходные глаголы. Докажите, что глаголы стали переходными, составив с ними словосочетания, определите падеж существительного. Образец: спать - проспать обед (В.п.).

Работа у доски, выходят по очереди.

– Определим переходность и непереходность глаголов в предложениях на слайде.

Я всегда говорю правду. Наш ребёнок уже разговаривает. Вечером буду учить уроки. Я выращиваю цветы. Я попросила его поторопиться. Дедушка принёс воду из колодца. Я иду.

Выделим глаголы с существительными в винительном падеже без предлога:

Я всегда говорю правду. Вечером буду учить уроки. Я выращиваю цветы. Дедушка принёс воду из колодца. Глаголы говорю, буду учить, выращиваю, принёс являются переходными.

В остальных предложениях глаголы непереходные. Наш ребёнок уже разговаривает. Я попросила его поторопиться. Я иду. Разговаривает, поторопиться, иду.

– Записать сначала предложения с переходными глаголами, потом – с непереходными.


Упр. 518. Прочитайте фрагмент текста, определите его тему и тип речи. (Приближение грозы, повествование. Рассказывается о действиях, происходящих друг за другом, есть сюжет).

Проговариваем орфограммы.


V. Этап информации о домашнем задании

§ 73, упр. 518. Списать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть синим цветом переходные глаголы, а зелёным – непереходные.

- А какие глаголы являются переходными? Которые сочетаются с существительными в В.п. без предлога. При отрицании или с частью предмета могут быть с сущ. в Р.п.


VI. Подведение итогов.

– С какой новой категорией глагола мы сегодня познакомились? Переходность/ непереходность

– Что мы сегодня научились делать? Определять переходность глаголов.

– Что для этого нужно сделать? Если можно составить словосочетание гл. + сущ. в В.п. без предлога, или в Р.п. при отрицании или с частью предмета, то глагол переходный.

– Урок окончен. До свидания.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!