Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ», Приказ Минобразования, науки и молодежной политики РА от 12.07.2013 г. № 966, Устав МКОУ «Кош-Агачская СОШ им Л.И. Тюковой», положение о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кош-Агачская СОШ им. Л.И. Тюковой», федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004г., примерной программы для основной школы по физике (2010).
Адресована программа для обучающихся 7-х классов общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект по физике УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников.
По отношению к ФГОС: Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О.Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004г. Требования по ФГОС по физике:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).
Предполагаемые результаты освоения курса физики
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Содержание тем учебного курса: (68 часов)
Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации. Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел. (22 ч)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации. Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы. Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия. (12 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы. Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Итоговое повторение (5 ч)
Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата |
план | факт |
| Физика и физические методы изучения природы 4 часа |
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. | 1 | | |
2 | Физические термины. Наблюдения и опыты. | 1 | | |
3 | Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. | 1 | | |
4 | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» Физика и техника | 1 | | |
| Первоначальные сведения о строении вещества 6 часов |
5 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | | |
6 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | 1 | | |
7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 | | |
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | | |
9 | Три состояния вещества. | 1 | | |
10 | Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел | 1 | | |
| Взаимодействие тел 22 часа |
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения. | 1 | | |
12 | Скорость. | 1 | | |
13 | Расчет пути и времени движения. | 1 | | |
14 | Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение» | 1 | | |
15 | Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение» | 1 | | |
16 | Инерция | 1 | | |
17 | Взаимодействие тел. Масса тел. | 1 | | |
18 | Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | | | |
19 | Понятие объема. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела». | 1 | | |
20 | Плотность вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела». | 1 | | |
21 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | 1 | | |
22 | Решение задач | 1 | | |
23 | Сила. Самостоятельная работа по теме «Плотность» | 1 | | |
24 | Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | | |
25 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела | 1 | | |
26 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 | | |
27 | Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | | |
28 | Сложение двух сил. Равнодействующая сила. | 1 | | |
29 | Центр тяжести тела. | 1 | | |
30 | Сила трения. Трение покоя. | 1 | | |
31 | Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Взаимодействие тел» | 1 | | |
32 | Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел». | | | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов 21 час |
33 | Давление. | 1 | | |
34 | Способы увеличения и уменьшения давления. | 1 | | |
35 | Давление газа. Самостоятельная работа по теме «Давление» | 1 | | |
36 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 | | |
37 | Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | 1 | | |
38 | Сообщающиеся сосуды. Самостоятельная работа по теме «Давление жидкостей» | 1 | | |
39 | Физический диктант. Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | 1 | | |
40 | Контрольная работа №3 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | 1 | | |
41 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | | |
42 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. | 1 | | |
43 | Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. | 1 | | |
44 | Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс. | 1 | | |
45 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Самостоятельная работа по теме «Атмосферное давление» | 1 | | |
46 | Архимедова сила | 1 | | |
47 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 | | |
48 | Плавание тел. Плавание судов. Самостоятельная работа по теме «Архимедова сила» | 1 | | |
49 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | 1 | | |
50 | Воздухоплавание. Тест по теме «Архимедова сила, плавание тел» | 1 | | |
51 | Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел» | 1 | | |
52 | Контрольная работа №4 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | 1 | | |
53 | Повторение. Тест по теме «Архимедова сила, плавание тел» | 1 | | |
Работа, мощность, энергия. 12 часов |
54 | Механическая работа. | 1 | | |
55 | Мощность. | 1 | | |
56 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге. Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность» | 1 | | |
57 | Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту. | 1 | | |
58 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага». | 1 | | |
59 | Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики» | 1 | | |
60 | КПД Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 1 | | |
61 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. | 1 | | |
62 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра. | 1 | | |
63 | Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия». | 1 | | |
64 | Тест по теме «Работа и мощность, энергия» | 1 | | |
65 | Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия» | | | |
Итоговое повторение 3 ч |
66 | Повторение материала по теме «Взаимодействие тел» Тест по теме «Взаимодействие тел» | 1 | | |
67 | Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» Тест по теме «Давление» | 1 | | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |