№ урока | Кол-во часов | Тема урока | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Контроль |
Информация и информационные процессы (9 ч) |
1 | 1 | Техника безопасности и организация рабочего места. | Информация, способы получения информации, формы представления информации, информатика как наука, техника безопасности при работе на компьютере | Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью | |
2 | 1 | Информация и её свойства. | Информация и сигнал. Виды информации. Свойства информации. | Познавательные: смысловое чтение. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач | |
3 | 1 | Информационные процессы. Обработка информации. | информационные процессы; информационная деятельность; сбор информации; обработка информации | Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: смысловое чтение, знаково-символические действия | Практическая работа № 1 Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. |
4 | 1 | Хранение и передача информации | информационные процессы; информационная деятельность; хранение информации, носитель информации; передача информации, источник, канал связи, приёмник | Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: смысловое чтение, знаково-символические действия | Практическая работа № 2: Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира. |
5 | 1 | Всемирная паутина . | WWW – Всемирная паутина; Web- страница, Webсайт; браузер; поисковая система; поисковый запрос. | Регулятивные: планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | |
6 | 1 | Представление информации. | знак; знаковая система; естественные языки; формальные языки формы представления информации. | Регулятивные: контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. Познавательные: знаково-символистические действия смысловое чтение. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников . | |
7 | 1 | Двоичное кодирование. | дискретизация; алфавит; мощность алфавита; двоичный алфавит; двоичное кодирование; разрядность двоичного кода. | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: взаимодействие – задавать вопросы, формулировать свою позицию. | Практическая работа №3: Кодирование текстовой информации. |
8 | 1 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | информация; алфавит, мощность алфавита; равномерное и неравномерное кодирование; информационный вес символа алфавита; информационный объём сообщения; единицы измерения информации; информационные процессы (хранение, обработка, передача); поисковый запрос | Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения. Познавательные: общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь | Интерактивный тест по теме «Информация и информационные процессы» |
9 | 1 | Единицы измерения информации. | бит; информационный вес символа; информационный объѐм сообщения; единицы измерения информации. | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию. | |
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 ч) |
10 | 1 | Основные компоненты компьютера. | процессор; память; устройства ввода информации; устройства вывода информации. | Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы и обращаться за помощью. | |
11 | 1 | Персональный компьютер. | системный блок: материнская плата; центральный процессор; оперативная память; жёсткий диск; внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки; компьютерная сеть; сервер, клиент характеристику назначению основных устройств персонального компьютера | Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль. | Практическая работа №4: Соединение блоков и устройств компьютера. |
12 | 1 | Программное обеспечение компьютера. | программа; программное обеспечение (ПО); системное ПО; операционная система; архиватор; антивирусная программа | Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии программного обеспечения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь. | Практическая работа № 5: Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы |
13 | 1 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение. | программное обеспечение (ПО); прикладное ПО; система программирования ; приложение общего назначения; приложение специального назначения; правовой статус ПО. | Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии программного обеспечения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь. | Практическая работа № 6: Защита информации от компьютерных вирусов. |
14 | 1 | Файлы и файловые структуры. | логическое имя устройства внешней памяти файл; правила именования файлов; каталог; корневой каталог; файловая структура; путь к файлу; полное имя файла. | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения. | Практическая работа № 7: Создание папок, наименование, сохранение, перенос, удаление объектов. |
15 | 1 | Пользовательский интерфейс. | пользовательский интерфейс; командный интерфейс; графический интерфейс; основные элементы графического интерфейса; индивидуальное информационное пространство. | Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения. | Практическая работа № 8: Изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы. |
16 | 1 | Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | компьютер; персональный компьютер; программа; программное обеспечение; файл; каталог; пользовательский интерфейс; индивидуальное информационное пространство. | Регулятивные: оценка – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели . Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников. Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Интерактивный тест по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» |
Обработка графической информации (4 ч) |
17 | 1 | Формирование изображения на экране компьютера. | пиксель; пространственное разрешение монитора; цветовая модель RGB; глубина цвета; видеокарта; видеопамять; видеопроцессор; частота обновления экрана. | Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию. | |
18 | 1 | Компьютерная графика. | графический объект; компьютерная графика; растровая графика; векторная графика; форматы графических файлов | Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач. Познавательные: общеучебные – узнавать, называть – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию. | Практическая работа № 9 Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. |
19 | 1 | Создание графических изображений. | графический редактор; растровый графический редактор; векторный графический редактор; интерфейс графических редакторов; палитра графического редактора; инструменты графического редактора; графические примитивы. | Регулятивные: коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата. Познавательные: общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения | Практическая работа №10 : Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. |
20 | 1 | Контрольная работа №3 по теме «Обработка графической информации». | пиксель; графический объект; компьютерная графика; растровая графика; векторная графика; графический редактор; растровый графический редактор; векторный графический редактор интерфейс графических редакторов . | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию | Интерактивный тест по теме «Обработка графической информации» |
Обработка текстовой информации (10 ч) |
21 | 1 | Текстовые документы и технологии их создания. | документ; текстовый документ; структурные элементы текстового документа; технология подготовки текстовых документов; текстовый редактор; текстовый процессор. | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию. | Практическая работа № 11: Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, |
22 | 1 | Создание текстовых документов на компьютере. | набор (ввод) текста; клавиатурный тренажёр; редактирование (правка) текста; режим вставки/замены; проверка правописания; поиск и замена; фрагмент; буфер обмена. | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию | |
23 | 1 | Редактирование текста | режим вставки/замены; проверка правописания; поиск и замена; фрагмент; буфер обмена. | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию. | Практическая работа № 12: Форматирование текстовых документов. |
24 | 1 | Прямое форматирование | форматирование; шрифт; размер; начертание; абзац; выравнивание; отступ первой строки; междустрочный интервал. | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию | Практическая работа № 13: Вставка в документ формул. |
25 | 1 | Стилевое форматирование | форматирование; стиль; параметры страницы; форматы текстовых файлов. | Регулятивные: целеполагание – удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль. | Практическая работа № 14: Создание и форматирование списков. |
26 | 1 | Визуализация информации в текстовых документах. | нумерованные списки; маркированные списки; многоуровневые списки; таблица; графические изображения | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию. | Практическая работа № 15: Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. |
27 | 1 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода. | программы распознавания документов; компьютерные словари; программы- переводчики . | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию. | Практическая работа № 16: Перевод текста с использованием системы машинного перевода. |
28 | 1 | Оценка количественных параметров текстовых документов. | кодовая таблица; восьмиразрядный двоичный код алфавит; мощность алфавита; информационный объём текста . | Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию. | |
29 | 1 | История вычислительной техники | информационный объём текста; реферат; правила оформления реферата; форматирование . | Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения | Практическая работа № 17: Определение информационного объёма текста. |
30 | 1 | Контрольная работа №4 по теме «Обработка текстовой информации». | текстовый документ; структурные элементы текстового документа; текстовый редактор; набор (ввод) текста; редактирование (правка) текста; фрагмент; буфер обмена. форматирование; стиль; форматы. | Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; | Интерактивный тест по теме «Обработка текстовой информации» |
Мультимедиа (4 ч) |
31 | 1 | Технология мультимедиа. | технология мультимедиа; мультимедийные продукты; дискретизация звука; звуковая карта; эффект движения. | Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные: общеучебные – ориентиров и и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения. | |
32 | 1 | Звук и видео как составляющие мультимедиа. | дискретизация звука; звуковая карта; эффект движения. | Практическая работа № 18: Запись музыки. |
33 | 1 | Компьютерные презентации. | презентация; компьютерная презентация; слайд; шаблон презентации; дизайн презентации; макет слайда; гиперссылка; эффекты анимации. | Регулятивные: контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: информационные – искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах. Коммуникативные: управление коммуникацией – прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения. | Практическая работа № 19: Создание презентации с использованием готовых шаблонов. |
34 | 1 | Создание мультимедийной презентации. | компьютерная презентация; планирование презентации; создание и редактирование презентации; монтаж презентации. | Регулятивные: целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: взаимодействие – формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог. | Практическая работа № 20: Создание презентации «Устройство компьютера». |