СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс. Предлог

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«7 класс. Предлог»

Запишите число:  Четырнадцатое февраля

Запишите число:

Четырнадцатое февраля

  Домашнее задание было:    Написать сочинение-рассуждение на тему «У каждой части речи свои достоинства»  на примере СКС . Материал для примеров возьмите из текста 1.  В вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.  Используйте речевые клише для сочинения из презентации. Пишите разборчивым почерком!

Домашнее задание было:

Написать сочинение-рассуждение на тему «У каждой части речи свои достоинства» на примере СКС . Материал для примеров возьмите из текста 1.

В вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.

Используйте речевые клише для сочинения из презентации.

Пишите разборчивым почерком!

Текст 1  Тихо. Между деревьями синим ст..лбом подымается пр..мой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.   А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно (по)весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда. Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на з..мле нашло свое место, и н..кто н…кому (не)мешает: вот исти(н,нн)ый образ мира во всем мире.              (М. Пришвин)

Текст 1

Тихо. Между деревьями синим ст..лбом подымается пр..мой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной. А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно (по)весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда. Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на з..мле нашло свое место, и н..кто н…кому (не)мешает: вот исти(н,нн)ый образ мира во всем мире.

(М. Пришвин)

Напоминаю, как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Вступление , в котором сформулирован  тезис : цитата+ ее объяснение; Первый аргумент  (пример из текста + комментарий к нему); Второй аргумент  (пример из текста+комментарий к нему); Вывод.  Для того чтобы написать такое сочинение, вам нужно разбираться в лингвистике. ( Лингвистика (языкознание)  — наука, изучающая языки). Вам нужно знать все лингвистические понятия, которые вы изучаете в школе,  например, что такое синонимы, омонимы, суффиксы, корни, функции знаков препинания и т.д. Алгоритм выполнения задания 9.1: Внимательно  прочитайте  высказывание о языке, выделите в нем  ключевые слова. Определите, о каких  свойствах языка,  о каких  явлениях  идет речь. Составьте  план  сочинения ( каждый пункт плана — это новый абзац! за несоблюдение абзацного членения текста снимаются баллы ): 1.Цитируем высказывание, объясняем его смысл.  2.Приводим 1 пример — аргумент из прочитанного текста.  3. Приводим 2 пример — аргумент из прочитанного текста.  4.Делаем вывод.

Напоминаю, как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

  • Вступление , в котором сформулирован  тезис : цитата+ ее объяснение;
  • Первый аргумент  (пример из текста + комментарий к нему);
  • Второй аргумент  (пример из текста+комментарий к нему);
  • Вывод.

Для того чтобы написать такое сочинение, вам нужно разбираться в лингвистике. ( Лингвистика (языкознание)  — наука, изучающая языки). Вам нужно знать все лингвистические понятия, которые вы изучаете в школе,  например, что такое синонимы, омонимы, суффиксы, корни, функции знаков препинания и т.д.

Алгоритм выполнения задания 9.1:

  • Внимательно  прочитайте  высказывание о языке, выделите в нем  ключевые слова.
  • Определите, о каких  свойствах языка,  о каких  явлениях  идет речь.
  • Составьте  план  сочинения ( каждый пункт плана — это новый абзац! за несоблюдение абзацного членения текста снимаются баллы ):

1.Цитируем высказывание, объясняем его смысл. 2.Приводим 1 пример — аргумент из прочитанного текста. 3. Приводим 2 пример — аргумент из прочитанного текста. 4.Делаем вывод.

АЛГОРИТМ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ сформулировать ТЕЗИС  привести РАССУЖДЕНИЕ на теоретическом уровне  привести привести ПРИМЕР- АРГУМЕНТ ПРИМЕР- АРГУМЕНТ сделать ВЫВОД - ЗАКЛЮЧЕНИЕ

АЛГОРИТМ

СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

сформулировать

ТЕЗИС

привести РАССУЖДЕНИЕ

на теоретическом уровне

привести

привести

ПРИМЕР- АРГУМЕНТ

ПРИМЕР- АРГУМЕНТ

сделать

ВЫВОД - ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повторим Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных (знаменательных)?  Самостоятельные: есть лексическое и грамматическое значение; 2) изменяются (кроме наречия); 3) являются членами предложения; 4) употребляются самостоятельно Служебные: 1) нет лексического и грамматического значения; 2) не изменяются; 3) не бывают членами предложения; 4) не употребляются без самостоятельной части речи

Повторим

Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных (знаменательных)?

Самостоятельные:

  • есть лексическое и грамматическое значение;

2) изменяются (кроме наречия);

3) являются членами предложения;

4) употребляются самостоятельно

Служебные:

1) нет лексического и грамматического значения;

2) не изменяются;

3) не бывают членами предложения;

4) не употребляются без самостоятельной части речи

Вставьте слова на месте пропусков … ..– служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании или предложении.  … ..бывают простые и составные, производные и непроизводные.

Вставьте слова на месте пропусков

..– служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании или предложении.

..бывают простые и составные, производные и непроизводные.

Проверьте Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании или предложении.  Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные. Прочитайте правило в учебнике на стр. 135 Сравните данное определение с определением в учебнике.

Проверьте

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании или предложении.

Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.

Прочитайте правило в учебнике на стр. 135

Сравните данное определение с определением в учебнике.

Запишите тему урока:  Предлог как служебная часть речи

Запишите тему урока:

Предлог как служебная часть речи

 На этом уроке мы продолжим знакомство с предлогом как частью речи, узнаем о роли предлогов в построении словосочетаний, научимся находить предлоги в словосочетании и предложении и сможем потренироваться употреблять предлоги с существительными в нужном падеже.

На этом уроке мы продолжим знакомство с предлогом как частью речи, узнаем о роли предлогов в построении словосочетаний, научимся находить предлоги в словосочетании и предложении и сможем потренироваться употреблять предлоги с существительными в нужном падеже.

Задание 1: Орфографическая минутка   Списать стихотворение. Объяснить условия выбора орфограмм и постановку знаков препинания. (Не)найти н..как предлог Ра…казать вам (про) предлог. Так ра…кажем просто так, Что он дела..т и как. (В)предложени..  (на) служб.. (С)падеж..м всегда он (в)дружб…, (На) него показ..вает И слова все связ..вает. - О чем это шуточное стихотворение? Какую информацию вы из него извлекли?

Задание 1: Орфографическая минутка

  Списать стихотворение. Объяснить условия выбора орфограмм и постановку знаков препинания.

(Не)найти н..как предлог

Ра…казать вам (про) предлог.

Так ра…кажем просто так,

Что он дела..т и как.

(В)предложени..  (на) служб..

(С)падеж..м всегда он (в)дружб…,

(На) него показ..вает

И слова все связ..вает.

- О чем это шуточное стихотворение? Какую информацию вы из него извлекли?

 Прочитайте текст. Какова его основная мысль?  Имеют ли значения предлоги?  Попробуйте исключить предлоги к, в, из в предложениях: Подошёл дому. Вышел дома. Гулял парке. Сразу же нарушается не только грамматическая норма, но и согласование по смыслу: предлог к обозначает направление в сторону кого-, чего-нибудь; предлог из –направление действия откуда-нибудь, источник, место, откуда исходит что- нибудь; предлог в – место, направление куда- нибудь или нахождение где- нибудь кого-, чего-нибудь.  Как видим, предлоги также имеют значения.  ( Ф.Абрамов)

Прочитайте текст.

Какова его основная мысль?

Имеют ли значения предлоги?

Попробуйте исключить предлоги к, в, из в предложениях: Подошёл дому. Вышел дома. Гулял парке. Сразу же нарушается не только грамматическая норма, но и согласование по смыслу: предлог к обозначает направление в сторону кого-, чего-нибудь; предлог из –направление действия откуда-нибудь, источник, место, откуда исходит что- нибудь; предлог в – место, направление куда- нибудь или нахождение где- нибудь кого-, чего-нибудь.

Как видим, предлоги также имеют значения.

( Ф.Абрамов)

Запишите в тетрадь ПРЕДЛОГИ БЫВАЮТ

Запишите в тетрадь

ПРЕДЛОГИ БЫВАЮТ

Предлоги по значению Временные (приехать под вечер) Целевые (приехать для переговоров) Причинные Пространственные (не приехать из-за болезни) (приехать в город)

Предлоги по значению

Временные

(приехать под вечер)

Целевые

(приехать для переговоров)

Причинные

Пространственные

(не приехать из-за болезни)

(приехать в город)

А также предлоги бывают многозначными Многозначные предлоги могут употребляться с различными падежами Например предлог под (направление, состояние, время, назначение, пространство, причина)

А также предлоги бывают многозначными

Многозначные предлоги могут употребляться с различными падежами

Например предлог под (направление, состояние, время, назначение, пространство, причина)

 Предлоги падежей существительных употребляются в русском языке для связи слов в словосочетании и предложении.  Укажем, какие предлоги участвуют в выражении грамматической формы определенного падежа имени существительного. Имя существительное  — это изменяемая самостоятельная часть речи. Слова этой части речи изменяются по числам и падежам.  Изменение слов по падежам называется склонением .  Со склонением имен существительных связана грамматическая категория падежа.  Падеж  — это непостоянный грамматический признак существительного. В современном русском языке различают шесть падежей, а в древнерусском языке их было  пятнадцать .

Предлоги падежей существительных употребляются в русском языке для связи слов в словосочетании и предложении.

Укажем, какие предлоги участвуют в выражении грамматической формы определенного падежа имени существительного.

Имя существительное  — это изменяемая самостоятельная часть речи. Слова этой части речи изменяются по числам и падежам.

Изменение слов по падежам называется склонением .

Со склонением имен существительных связана грамматическая категория падежа. 

Падеж  — это непостоянный грамматический признак существительного. В современном русском языке различают шесть падежей, а в древнерусском языке их было  пятнадцать .

 Все остальные падежи называются  косвенными . Существительные в формах косвенных падежей являются второстепенными членами предложения. Они часто употребляются с предлогами. Рассмотрим, какие предлоги характерны для каждого косвенного падежа существительного. ПАДЕЖ ВОПРОС Именительный  (есть) ПРЕДЛОГИ кто? что? Родительный  (нет) кого? чего? - Дательный  (дать) Винительный  (вижу) кому? чему? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме кого? что? к, по, благодаря, вопреки, согласно Творительный  (доволен) под, за, про, через, в, на, во кем? чем? Предложный  (думать) о ком? о чем? с, со, за, над, под, между, перед в, о, об, на, при, по

Все остальные падежи называются  косвенными . Существительные в формах косвенных падежей являются второстепенными членами предложения. Они часто употребляются с предлогами. Рассмотрим, какие предлоги характерны для каждого косвенного падежа существительного.

ПАДЕЖ

ВОПРОС

Именительный (есть)

ПРЕДЛОГИ

кто? что?

Родительный (нет)

кого? чего?

-

Дательный (дать)

Винительный (вижу)

кому? чему?

с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме

кого? что?

к, по, благодаря, вопреки, согласно

Творительный (доволен)

под, за, про, через, в, на, во

кем? чем?

Предложный (думать)

о ком? о чем?

с, со, за, над, под, между, перед

в, о, об, на, при, по

Задание 2. Вставьте между словами подходящий по смыслу предлог. Используйте правильную падежную форму существительных. Выделите предлог (в треугольник) и окончание существительного. Предлоги для справки: от (ото), без, для, согласно, при, благодаря, из Вытащить _________ комод адъютант _________ генерал действовать _________ приказ лекарство _________ кашель бежать _________ память победить ________ смелость аппарат _________ полет очнуться ________ сон находиться _______ больной

Задание 2. Вставьте между словами подходящий по смыслу предлог. Используйте правильную падежную форму существительных. Выделите предлог (в треугольник) и окончание существительного.

Предлоги для справки: от (ото), без, для, согласно, при, благодаря, из

Вытащить _________ комод

адъютант _________ генерал

действовать _________ приказ

лекарство _________ кашель

бежать _________ память

победить ________ смелость

аппарат _________ полет

очнуться ________ сон

находиться _______ больной

Повторяем Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании или предложении.  Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.

Повторяем

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании или предложении.

Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.

Домашнее задание: 1. стр. 135. Выучите правило.  2. упр. 328 Хорошего дня!

Домашнее задание:

1. стр. 135. Выучите правило.

2. упр. 328

Хорошего дня!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!