«Рассмотрено» Руководитель МО __________________/Кипкеева А.А./ ФИО Протокол № 1 от «____» ________________20_____г. | «Согласовано» Заместитель.директора по УВР МКОУ «СОШ а. Верхняя Теберда» __________________/Чотчаева А.М./ ФИО «_____» ________________20_____г. | «Утверждено» Руководитель МКОУ «СОШ а. Верхняя Теберда» ______________________/ Текеева Х.О./ Приказ № ________ от «_____» ______________20_____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Информатика»
8 класс
на 2020-2021 год
Разработчик программы:
учитель информатики
Азаматов Къ.З.
Верхняя Теберда
2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 8 класса
Пояснительная записка
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Математические основы информатика (13 ч).
Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Основы алгоритмизации (10 ч.)
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следование». Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Сокращенная форма ветвления. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений.
Начала программирования. (11 ч.)
Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма.
8 класс
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение |
Тема Математические основы информатики |
2. | Общие сведения о системах счисления | §1.1. |
3. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | §1.1. |
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | §1.1. |
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | §1.1. |
6. | Представление целых чисел | §1.2. |
7 | Представление вещественных чисел | §1.2. |
8. | Высказывание. Логические операции. | §1.3. |
9. | Построение таблиц истинности для логических выражений | §1.3. |
10. | Свойства логических операций. | §1.3. |
11. | Решение логических задач | §1.3. |
12. | Логические элементы | §1.3. |
13. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа | |
Тема Основы алгоритмизации |
14. | Алгоритмы и исполнители | §2.1 |
15. | Способы записи алгоритмов | §2.2 |
16. | Объекты алгоритмов | §2.3 |
17. | Алгоритмическая конструкция следование | §2.4 |
18. | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | §3.4 |
19. | Неполная форма ветвления | §2.4 |
20. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | §2.4 |
21. | Цикл с заданным условием окончания работы | §2.4 |
22. | Цикл с заданным числом повторений | §2.4 |
23. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | |
Тема Начала программирования |
24. | Общие сведения о языке программирования Паскаль | §3.1 |
25. | Организация ввода и вывода данных | §3.2 |
26. | Программирование линейных алгоритмов | §3.3 |
27. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | §3.4 |
28. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | §3.4 |
29. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | §3.5 |
30. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | §3.5 |
31. | Программирование циклов с заданным числом повторений. | §3.5 |
32. | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | §3.5 |
33. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. | |
Итоговое повторение |
34. | Основные понятия курса. | |
35. | Итоговое тестирование. | |
7