СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №21. Разбор словосочетания.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. систематизация знаний, полученных на уроках по теме «Словосочетание», формирование умения синтаксического разбора словосочетания и предложения; развитие орфографических навыков;

  2. развитие навыков парной работы, навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования определений, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

  3. воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«8 класс Тематический тест Словосочетание»

Словосочетание (текущий контроль)

(8 класс)

1 вариант

Базовый уровень


  1. Словосочетание это –

  1. сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных только по смыслу.

  2. сочетание двух или нескольких слов разных частей речи, связанных грамматически.

  3. сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.

  4. сочетание самостоятельного и слов, связанных по смыслу и грамматически.

  1. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

  1. душистые ягоды 2) листья малины 3) около леса 4) по гладким стволам

  1. В каком ряду во всех представленных словосочетаниях главное слово – глагол?

  1. его раскаты, теснились ниже, возникали перед глазами, нёс через перевалы

  2. снег шуршал, в каменных водостоках, не слышал звуков, говорил садовнику

  3. много солнца, воспоминание о праздниках, так шумел, разговаривали редко

  4. поехал отдыхать, встречаю друзей, громко разговаривает, быстро расти

  1. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?

  1. зазевавшиеся после закрытия 2) зазевавшиеся посетители

3) замирающий от страха 4) согнутый в три погибели

5. Укажите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ

1) убегающий от собаки 2) тихо прошептал 3) твоя работа 4) проснувшийся от стука

6. Укажите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

1) каждый день 2) оказался справа 3) смотрел невнимательно 4) любующийся пейзажем

7. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь ПРИМЫКАНИЕ?

1) стараясь заглянуть, моё окно, цветок кактуса 2) грустно стоят, шёл не спеша, приехал учиться

3) на восходе солнца, написав в письме, два бойца 4) не терпит лжи, в каждом доме, кто-то из нас

8. Определите вид подчинительной связи в словосочетании уверенность в победе

1) согласование 2) управление 3) примыкание

9. Укажите виды подчинительной связи, использованные между словами в предложении

В этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весенних дней.

  1. согласование и управление 2) согласование и примыкание

3) управление и примыкание 4) согласование, управление и примыкание

10. Замените словосочетание «горных ущелий», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


Продвинутый уровень


11. Определите, сколько словосочетаний содержится в следующем предложении?

С каждым годом всё крепче овладевала людьми привычка к одиночеству.

12. Определите синтаксическую связь в выделенном словосочетании: согласование, управление или примыкание.

Постепенно желание прочесть хоть один отрывок стало страстным терзанием, ежеминутной моей заботой.

13. Выпишите из предложения именные словосочетания.

Пахучий воздух не двигался, а изредка дрожал от колыхания ветерка.

14. Укажите предложения, в которых нарушены нормы согласования.

1) Жителям села, пострадавшего от наводнения, была оказана своевременная помощь.

2) Бывают памятные на всю жизнь минуты счастья.

3) В этом докладе отражены проблемы, волнующих генетиков мира.

4) Пройденная без служения широким интересам и задачам общества жизнь не имеет оправдания.

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы при употреблении выделенных предлогов).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2) Вопреки утверждённым правилам пунктуации журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

3) В сентябре приняты поправки к Уставу гимназии, согласно которым учебный год будет разделён на триместры.

4) По приезде в город необходимо будет зарегистрироваться в паспортном столе.




Словосочетание (текущий контроль)

(8 класс)

2 вариант

Базовый уровень


  1. Вы верное утверждение.

  1. Словосочетание – соединение двух знаменательных слов на основе подчинительной связи.

  2. Словосочетание – соединение подлежащего и сказуемого.

  3. Словосочетание – соединение двух служебных слов.

  4. Словосочетание – соединение знаменательного и служебного слова.

  1. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

  1. конец сентября 2) хлынул дождь 3) скоро появится 4) молодые липы

  1. В каком ряду во всех представленных словосочетаниях главное слово – глагол?

  1. передать деньги, передать товарищу, пробовала передать, искать истину

  2. получится нехорошо, встречать её, видный издалека, виден из окна

  3. в своей комнате, сидел в комнате, сидя в комнате, приехал из города

  4. вдруг услышал, услышал новость, напиши письмо, правда о прошлом

  1. В каком словосочетании причастие является главным словом?

  1. бушующее море 2) запланированная экскурсия 3) сломанный ветром 4) блистающий мир

  1. Укажите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

  1. написав достаточно 2) привлекательная внешность 3) решив задачу 4) величественная панорама

6. Укажите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

1) послать телеграмму 2) быстро убегая 3) всякая всячина 4) сделав задание

7. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь СОГЛАСОВАНИЕ?

1) в новом доме, у синеющего пруда, очень весело

2) на крылечке террасы, у второго подъезда, к нашему дому

3) семеро козлят, на влажной траве, гуляя в непогоду

4) моё сердце, белоснежные вершины, первое свидание

8. Определите вид подчинительной связи в словосочетании шаг навстречу

1) согласование 2) управление 3) примыкание

9. Укажите виды подчинительной связи, использованные между словами в предложении

Ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом.

  1. согласование и управление 2) согласование и примыкание

3) управление и примыкание 4) согласование, управление и примыкание

10. Замените словосочетание «деревянный мостик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



Продвинутый уровень


11. Определите, сколько словосочетаний содержится в следующем предложении?

Через час она протянула в окошечко деньги и назвала фамилию.

12. Определите синтаксическую связь в выделенном словосочетании: согласование, управление или примыкание.

Он был похож на старый дуб, обожжённый молнией, но всё ещё мощный, крепкий и гордый своей силой.

13. Выпишите из предложения именные словосочетания.

Неподвижно лежал передо мною небольшой сад, над которым ярко сияла луна.

14. Укажите предложения, в которых нарушены нормы согласования.

1) Большинство старшеклассников, сдавших зачёты, были допущены к экзаменам.

2) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущая в этом году.

3) Вчера я добрался до Симферополя и обнаружил там много знакомых, приехавших на отдых.

4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы при употреблении выделенных предлогов).

1) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.

2) Вопреки предупреждения деканата студенты опаздывали на занятия.

3) Зимняя сессия студентов проходила согласно расписанию.

4) По окончании эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.




Ключ к тесту



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

3

3

4

2

3

4

2

2

1

ущелье в горах

5

примыкание

пахучий воздух

от колыхания ветерка

3

3

2

1

2

1

3

3

2

4

3

1

мостик из дерева

4

управление

небольшой сад

2

2


Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №21 РМ»

  1. Актуализация опорных знаний (метод «Верные - неверные утверждения»)

Заполните таблицу, указывая цифры верных и неверных утверждений. Выполните взаимопроверку.


Верные утверждения

Неверные утверждения




  1. Словосочетание – два или несколько слов, связанных только по смыслу

  2. В словосочетании присутствует смысловая связь и грамматическая.

  3. Грамматическая связь устанавливается при помощи предлога и окончания главного слова.

  4. Словосочетания по характеру главного слова бывают именные и глагольные.

  5. Словосочетанием нельзя назвать грамматическую основу, фразеологический оборот, предлог и слово, а также однородные члены предложения.

  6. Выделяют три способа подчинительной связи в словосочетаниях.

  7. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется управлением.

  8. Согласование – это способ связи, при котором слова связываются только по смыслу.

  9. При управлении главное слово управляет зависимым словом и ставит его в определенный падеж.

  10. При способе связи примыкание зависимые слова не изменяются.

  11. Словосочетание «говорить правду» указывает на «действие и его признак».

  12. Словосочетание «мех лисицы» указывает на «предмет и его признак»


Самооценка.

— Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если правильных ответов меньше 6, значит, терминологический минимум не усвоен; от 6 баллов до 9 – удовлетворительно, 10-11 – хорошо; 12 баллов – отлично.



  1. Комплексный анализ текста. Взаимопроверка в парах.

Задания.

  1. Определите, какие стилевые черты наиболее ярко проявились в тексте.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы.

  4. Найдите односоставные предложения.

  5. Выполните синтаксический разбор предложения

  6. Выберите из текста словосочетания с разными видами связи, произведите их полный синтаксический разбор.


А между тем з…ря разг…рается; вот уже золотые полосы прот…нулись по небу, в оврагах клубят…ся пары; жаворонки звонко поют. Предра…ветный ветер подул — и тихо всплывает б…гровое солнце. Свет так и хлын…т потоком, сер…це в вас встрепенёт…ся, как птица. Свеж…, весело, любо! Д…леко видно кругом. Вон за рощ…й деревня, вон (по)дальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе; за ним болото, куда вы ед…те… Живее, кони, живее!4 Крупной рысью вперёд!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимает…ся; небо чисто… Погода будет славная. (По И. С. Тургеневу)



Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №21»

8 класс

Урок №21.

Разбор словосочетания.

Цели:

  1. систематизация знаний, полученных на уроках по теме «Словосочетание», формирование умения синтаксического разбора словосочетания и предложения; развитие орфографических навыков;

  2. развитие навыков парной работы, навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования определений, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

  3. воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся распознают словосочетания и предложения; оперируют основными понятиями раздела «Синтаксис»; используют соответствующие термины; выполняют синтаксический разбор словосочетания и предложения; конструируют, распространяют и правильно употребляют в речи словосочетания с учётом разнообразия речевых задач.

Тип урока:

повторительно-обобщающий, контроль над ЗУН по теме.

Оборудование:

раздаточный материал, оценочные листы «Лестница успеха»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой.

Приветствую учителя.

Записывают тему урока, формулируют цели.

  1. Актуализация опорных знаний

Метод «Верные - неверные утверждения»

Заполните таблицу, указывая цифры верных и неверных утверждений. Выполните взаимопроверку.

  1. Словосочетание – два или несколько слов, связанных только по смыслу

  2. В словосочетании присутствует смысловая связь и грамматическая.

  3. Грамматическая связь устанавливается при помощи предлога и окончания главного слова.

  4. Словосочетания по характеру главного слова бывают именные и глагольные.

  5. Словосочетанием нельзя назвать грамматическую основу, фразеологический оборот, предлог и слово, а также однородные члены предложения.

  6. Выделяют три способа подчинительной связи в словосочетаниях.

  7. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется управлением.

  8. Согласование – это способ связи, при котором слова связываются только по смыслу.

  9. При управлении главное слово управляет зависимым словом и ставит его в определенный падеж.

  10. При способе связи примыкание зависимые слова не изменяются.

  11. Словосочетание «говорить правду» указывает на «действие и его признак».

  12. Словосочетание «мех лисицы» указывает на «предмет и его признак»


Заполняют таблицу в тетради.

Верные утверждения

Неверные утверждения

2, 5, 6, 9, 10, 12

1, 3, 4, 7, 8, 11


Взаимопроверка. Самооценка.

— Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если правильных ответов меньше 6, значит, терминологический минимум не усвоен; от 6 баллов до 9 – удовлетворительно, 10-11 – хорошо; 12 баллов – отлично.


  1. Комплексный анализ текста.

Задания.

  1. Определите, какие стилевые черты наиболее ярко проявились в тексте.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы.

  4. Найдите односоставные предложения.

  5. Выполните синтаксический разбор предложения

  6. Выберите из текста словосочетания с разными видами связи, произведите их полный синтаксический разбор.


А между тем з…ря разг…рается; вот уже золотые полосы прот…нулись по небу, в оврагах клубят…ся пары; жаворонки звонко поют. Предра…ветный ветер подул — и тихо всплывает б…гровое солнце. Свет так и хлын…т потоком, сер…це в вас встрепенёт…ся, как птица. Свеж…, весело, любо! Д…леко видно кругом. Вон за рощ…й деревня, вон (по)дальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе; за ним болото, куда вы ед…те… Живее, кони, живее!4 Крупной рысью вперёд!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимает…ся; небо чисто… Погода будет славная. (По И. С. Тургеневу)


выполняют предложенные задания. Делают синтаксический разбор словосочетаний с опорой на учебник (с.60).

Взаимопроверка в парах.


  1. Контроль

Выполнение тестовых заданий.


Выполняют тест

Базовый уровень.

Продвинутый уровень.

  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия «Лестница успеха»


В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

Домашнее задание.

Продвинутый уровень. Составление тестовых заданий (10-15-20) по теме «Словосочетание»

Базовый уровень. Упражнение №102, тестовые задания, с.62-63


Записывают домашнее задание.



Просмотр содержимого документа
«Лестница успеха»


Лестница успеха _______________________


Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха _______________________


Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха _______________________


Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха _______________________


Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха _______________________


Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха _______________________


Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха ________________________


Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха _______________________


Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха _______________________


Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха _______________________

Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха ________________________

Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха ________________________

Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха______________________


Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха ________________________


Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно



Лестница успеха ________________________


Красный – отлично

Зеленый – хорошо

Синий - удовлетворительно





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!