СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №34 Односоставное предложение, его виды.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, определять виды односоставных предложений;
  2. формирование умения создавать опорную таблицу по данной теме; развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти учащихся, формирование информационной культуры;
  3. формирование чувства долга и ответственности за  собственные результаты в учебе.

Просмотр содержимого документа
«Таблица Односоставные предложения»

Односоставные предложения


Вид

Значение. Форма

Метод

подстановки

Примеры

1

Назывное (н)

Главный член предложения – подлежащее.

Вечер.

Раннее утро. Берег реки.

2

Определённо-

личное (о/л)

Действующее лицо мыслится

определённо. Глагол-сказуемое

стоит в 1 и 2 л. в наст. или буд. вр.

изъявит. и повел. накл.

Мест.: Я, ТЫ,

МЫ, ВЫ.

Расскажу тебе всё при встрече.

Скоро пойдём на прогулку.

Идите скорее сюда!

Убери за собой.

3

Неопределённо-

личное(н/л)

Действующее лицо мыслится

неопределённо.

Глагол-сказуемое

стоит в 3 л. мн. ч. наст. и буд. вр.;

повел. накл., мн. ч. прош. вр.;

мн. ч. условного накл.

Мест.: ОНИ,

ВСЕ.

За стеной играют на рояле.

Почту ещё не приносили.

Могли бы сделать и лучше.

4

Обобщённо-

личное (об/л)

Действующее лицо мыслится

обобщённо (все, любой, каждый).

Обычно:

Мест.: ТЫ,

ОНИ, ВСЕ.

На деньги ума не купишь.

Цыплят по осени считают.

5

Безличное (б/л)

Действующее лицо не мыслится,

нет производителя действия.

Главное – совершаемое действие.


Вечереет. Подморозило.

С деревьев капало.

Вам не видать таких сражений.

Под снегом можно найти цветы.

У меня не прибрано.

Денег у него нет, не было и не будет.


Но: Вечер тихий, тёплый. – двусоставное предложение.

Река вышла из берегов. Забурлила, широкой грязной полосой растеклась по равнине. – неполное предложение (подлежащее восстанавливается из контекста).





Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №34 Односоставное предложение и его виды»

8 класс


Урок №34

Односоставное предложение, его виды.

Цели:

дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных предложений.

Задачи:

  1. углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, определять виды односоставных предложений;

  2. формирование умения создавать опорную таблицу по данной теме; развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти учащихся, формирование информационной культуры;

  3. формирование чувства долга и ответственности за собственные результаты в учебе.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают, что такое односоставное предложение и его типы, умеют определять тип односоставного предложения и могут объяснить принадлежность предложения к определенному типу, выполняют синтаксическую замену односоставных предложений двусоставными

Оборудование:

презентация, карточки для составления постера, эталон алгоритма, карточки для формативного оценивания, лист оценивания

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Психологический настрой на урок


Обмениваются улыбками, создавая благоприятный настрой на работу

  1. Контроль знания теории

Раздаю карточки с заданием, провожу инструктаж по работе, взаимопроверке и работе с оценочными листами

Выполняют задание на карточках. Осуществляют взаимопроверку по ключу на слайде, выставляют отметку. Результаты заносят в оценочный лист

  1. Выход на тему урока. Целеполагание.

  1. Работа с эпиграфом. Выход на тему урока.

Читаю эпиграф, вопрос (правило 7 секунд):

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Определите грамматическую основу данного предложения? Каков тип данного предложения по строению ГО?

- Определите тему урока

  1. Целеполагание.

Предлагаю определить цели урока, в случае затруднений использую шаблон с глаголами Блума

Отвечают на первый вопрос.

Записывают эпиграф в тетради, выделяют основу, делают вывод о строении грамматической основы предложения.

Определяют тему урока.

Определяют цели урока, пользуясь при необходимости речевым шаблоном с глаголами Блума

  1. Изучение нового материала

Задание 1. «Говорящий постер»

Инструктаж по составлению говорящего постера по односоставным предложениям

Задание 2. Составить алгоритм определения типов односоставных предложений.

Задание 3.

- Зачем необходимо распознавание односоставных предложений?

Вывод: уметь распознавать односоставное предложение важно не только для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимичные типы предложений, строить собственное высказывание своё высказывание на основе разных синтаксических конструкций.


Перерабатывают новую информацию, составляют кластер «Односоставные предложения» из предложенных карточек, подбирают примеры на каждый тип предложений.

Взаимопроверка между группами при помощи приема «Карусель»

ФО: похвала

- Лидеры, кого бы вы поставили на пьедестал в своей группе по степени его вклада в общее дело: определите первое, второе и третье место.

Предлагают свой вариант алгоритма, сравнивают с эталоном, предложенным учителем.

Рассуждают о значимости темы в практике.

  1. Закрепление изученного материала

  1. «Ошибочное суждение»

  1. В односоставных предложениях грамматическая основа представлена только сказуемым.

  2. Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

  3. Односоставные предложения в грамматической основе содержат только один главный член.

  4. Главный член определенно-личных предложений – подлежащее.

  5. В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.

  6. Сказуемое в неопределенно-личных предложениях выражено формой 1, 2 лица

  7. Назывные предложения - это односоставные предложения с главным членом подлежащим.

  8. Значение обобщенного лица могут иметь безличные предложения.

Консультирование (разбор ошибочно выполненных заданий); для менее успешных – повторное объяснение темы.


  1. Дифференцированное задание

Работа по карточке.

Задание. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.

  1. Желаю вам успехов в учебе.

  2. Родину себе не выбирают.

  3. Без совести и при чужом уме не проживешь.

  4. Снегу намело почти до крыши.

  5. В темноте что-то серело.

  6. Голубые вспышки электросварки.

  7. Умом Россию не понять.

  8. Небо начинало темнеть.

Объяснительный диктант с грамматическим заданием (остальные).

Задание. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.

сущ. Им.п сущ. Им.п. сущ. Им.п.

  1. Майский полдень. Топот и фырканье. (н)

  2. Расскажите мне что-нибудь веселенькое.

  3. В газетах бранят его очень.

  4. На этот вопрос нельзя ответить сразу.

  5. Дождя уже не было слышно.

  6. Ему стало стыдно за человечество.

  7. Чуть брезжило.

  8. И скучно, и грустно, и некому руку подать.


  1. Работа с синонимией предложений

Задание. Определите тип односоставных предложений, замените на двусоставное.

  1. Помню раннее утро.

  2. Его взяли под руки и повели.

  3. Тонко пахло свежим снегом.

  4. Не будем говорить о моей истории.

  5. Мне посчастливилось жить в Казахстане.


  1. Графический диктант.

Задание. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ, используя сокращения (о-л, н-л, б-л, н)

  1. Серое осеннее утро. Вот и станция.

  2. О причинах не спрашивайте.

  3. Заговорили насмерть

  4. Было холодно и сыро.

  5. Чуть брезжило.

  6. Нет войне!


  1. Диагностическая самостоятельная работа (в парах).

Задание. Определить тип односоставного предложения.

1 вариант.

1. Люблю тебя, мой Казахстан!

2. В справочное бюро часто звонили.

3. Мне не спалось.

4. Утро. Тишина.

5. В доме тепло и сухо.

6. Не бывать несчастьям.

7. Открой окно.

8. Нет лампады


2 вариант.

1. Поражаюсь погоде, Миша!

2. Пишут о выборах.

3. Вчера матери нездоровилось.

4. Москва. Кремль.

5. Нам очень хорошо.

6. Не догнать тебе бешеной тройки.

7. Не торопись.

8. У меня планшета нет.



Работают с заданием «Ошибочное суждение» по теории, проверяют себя по ключу на слайде, заносят результат в оценочный лист.

Показывают результат при помощи карточек «Светофор» (5 – зеленый, 4 – желтый, 3, 2 – красный)












Дифференциация по выполнению дальнейшего задания

Одна группа (получившие «5») работают самостоятельно, затем проверяют друг друга в парах, определяют спорные моменты;

остальные – комментированное закрепление у доски. Высказывают согласие или несогласие – «Светофор»















Записывают предложения, определяют тип, подбирают синонимичное двусоставное.






Определяют вид односоставного предложения, запись делают при помощи предложенной аббревиатуры, проверяют по ключу, выставляют оценку в лист оценивания.






Работают по вариантам, проверяют в парах по ключу, выставляют отметку, заносят результат в оценочный лист.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вопросы для индивидуальной рефлексии.

  1. Чему ты научился на уроке?

  2. Что получилось у тебя на уроке?

  3. Что не получилось? Почему?

  4. Что бы ты изменил и как?

  5. Какие особенности твоего характера способствовали твоей работе на уроке? Как? Какие мешали? Как?

Работают с рефлексией на листах оценивания (с другой стороны) по вопросам, анализируя собственную деятельность на уроке

Домашнее задание

  1. Составить высказывание на грамматическую тему «Это всесильное односоставное предложение» (изложить в свободной форме рассуждения о грамматических особенностях и стилистических возможностях односоставных предложений).

  2. §28 Упражнение №282




Лист оценки на уроке

Ф.И._________________________________________


Задание

Самооценка

Оценка товарища (группы)


Правильно выполнил задание - 2 балла,

частично правильно - 1 балл,

не справился - 0 баллов.

  1. «Теоретики» (знание понятий)



  1. Говорящий постер



  1. «Сделай выбор» (ошибочное суждение)



  1. «Стань успешным!» (дифференцированное задание)



  1. «Практики» (графический диктант)



  1. «Умники и умницы» (проверочная работа)




Просмотр содержимого документа
«Алгоритм»

Найди главный член предложения



подлежащее сказуемое


назывное Определи, чем выражено сказуемое




глагол 1-го, 2-го л. глагол 3 л. мн.ч. – безличный глагол;

наст. (буд.) вр., наст.(буд.) вр., - личный глагол в

повелит. накл. мн.ч. прош. вр. безличном значении.

- не было нет.

? ? ? ? ? ?

☺ ☺ ? ? - н. ф. глагола

я ты мы? вы? они? - вспомог. гл. + н.ф. гл.

определенно-личное неопределенно-личное - было (нул. св.) + нареч.

(о/л) (н/л) - было (нул. св.) + кр.прич. ср.р

безличное (б/л)

Найди главный член предложения



подлежащее сказуемое


назывное Определи, чем выражено сказуемое




глагол 1-го, 2-го л. глагол 3 л. мн.ч. – безличный глагол;

наст. (буд.) вр., наст.(буд.) вр., - личный глагол в

повелит. накл. мн.ч. прош. вр. безличном значении.

- не было нет.

? ? ? ? ? ?

☺ ☺ ? ? - н. ф. глагола

я ты мы? вы? они? - вспомог. гл. + н.ф. гл.

определенно-личное неопределенно-личное - было (нул. св.) + нареч.

(о/л) (н/л) - было (нул. св.) + кр.прич. ср.р

безличное (б/л)

Просмотр содержимого документа
«Теория»

§1. Общие данные

Вспомним: предложения делятся на двусоставные, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, и односоставные, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.

Односоставные предложения делятся на две группы:

  • с главным членом – подлежащим

  • с главным членом – сказуемым

Последние делятся на четыре типа.

 

§2. Односоставные предложения с главным членом – подлежащим

Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом – подлежащим.
В назывных предложениях сообщается о существовании какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему. Примеры:

Ночь.
Тишина.
Ночь!
Малина сладкая.

Что за красота!

Назывные предложения с частицами вот, вон имеют указательное значение: Вон деревня!

Назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова – главного члена либо распространенными, включающими другие члены предложения:

Синее небо над головой.

Синее море у ног.

У окна маленький стол, покрытый скатертью.

Чаще всего в качестве подлежащего в назывных предложениях употребляются:

  • существительные в И.п.: Жара!

  • местоимения в И.п.: Вот и они!

  • числительные либо сочетания числительных с существительными в И.п.: Двенадцать. Первое января.

 

§3. Односоставные предложения с главным членом – сказуемым

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым неодинаковы по структуре сказуемого. Выделяется четыре вида.

Классификация односоставных предложений с главным членом – сказуемым

1. Определённо-личные предложения
2. Неопределённо-личные предложения
3. Обобщённо-личные предложения
4. Безличные предложения

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник. Примеры:

Люблю встречи с друзьями (действие, о котором говорится в предложении, совершает говорящий, глагол в форме 1 л. ед.ч.)

Давай созвонимся завтра! (побуждение к совместному действию говорящего и собеседника, глагол в повелительном наклонении)

В повествовательных и вопросительных предложениях выражается действие говорящего или собеседника:

Завтра улетаю в командировку. Что предпочитаете на десерт?

В побудительных предложениях выражается побуждение к действию собеседника:

Читай! Пиши! Вставь пропущенные буквы.

Такие предложения самостоятельны, они не нуждаются в подлежащем, потому что идея лица может быть выражена в языке личными окончаниями глаголов.

 


2. Неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.

Примеры:

Звонят! неизвестно, не определено, кем производится действие

По телевизору сообщили, что…не определено, кем произведено действие

Такие предложения не нуждаются в подлежащем, поскольку выражают идею неопределённости лиц, производящих действие.

  

3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:

В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.

На чужом несчастье своего счастья не построишь.

 

4. Безличные предложения

Безличные предложения – это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени. Примеры:

Темнеет.

Темнело.

Действие или состояние выражено в них как непроизвольное, никак не зависящее от какого-либо лица или группы лиц.

Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено по-разному:

1) безличным глаголом: Вечерело. Смеркалось.
2) личным глаголом в безличном употреблении в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в ср.р. ед.ч. прошедшего времени. Темнеет. Темнело.
3) кратким страдательным причастием в форме ср.р.: Уже послано на рынок за свежими продуктами.
4) словом категории состояния: Тебе холодно? Мне хорошо.
В настоящем времени нулевая связка глагола быть не употребляется. В прошедшем и будущем времени связка быть стоит в формах:

  • прошедшего времени, ед.ч., ср.р.: Мне было хорошо.

  • будущего времени, ед.ч., 3 л.: Мне будет хорошо.

5) инфинитивом: Быть скандалу. Быть беде.
6) безличным вспомогательным глаголом с инфинитивом: Хотелось отдохнуть.
7) словом категории состояния с инфинитивом: Хорошо отдыхать!
8) отрицаниями: нет (нету – разговорно-просторечное), ни: Нет счастья в жизни!


Безличные предложения многообразны и по выражаемым им значениям. В них могут передаваться и состояния природы, и состояния людей, и значения отсутствия чего- либо или кого-либо. Кроме того, в них часто передаются значения необходимости, возможности, желательности, неизбежности и др. подобные.

Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №34 Односоставные предложения_»

Ключ проверки тезауруса 1 вариант 2 вариант СЛОВОСОЧЕТАНИЕ СОГЛАСОВАНИЕ 2. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. НЕСОГЛАСОВАННОЕ 3. СОГЛАСОВАНИЕ 3. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПОДЛЕЖАЩЕЕ 5. ПРИМЫКАНИЕ 4. ПОДЛЕЖАЩЕЕ 5. УПРАВЛЕНИЕ 6. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ (ПГС) 6. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ 7. УПРАВЛЕНИЕ 7. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ (ПГС) 8. НЕСОГЛАСОВАННОЕ 8. ПРИМЫКАНИЕ НОРМА ОТМЕТКИ: НЕТ ОШИБОК – «5»  1-2 ОШИБКИ – «4»  3-4 ОШИБКИ – «3»  5 И БОЛЬШЕ – «2»

Ключ проверки тезауруса

1 вариант

2 вариант

  • СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
  • СОГЛАСОВАНИЕ

2. ПРИЛОЖЕНИЕ

2. НЕСОГЛАСОВАННОЕ

3. СОГЛАСОВАНИЕ

3. ПРИЛОЖЕНИЕ

4. ПОДЛЕЖАЩЕЕ

5. ПРИМЫКАНИЕ

4. ПОДЛЕЖАЩЕЕ

5. УПРАВЛЕНИЕ

6. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ (ПГС)

6. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

7. УПРАВЛЕНИЕ

7. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ (ПГС)

8. НЕСОГЛАСОВАННОЕ

8. ПРИМЫКАНИЕ

НОРМА ОТМЕТКИ: НЕТ ОШИБОК – «5»

1-2 ОШИБКИ – «4»

3-4 ОШИБКИ – «3»

5 И БОЛЬШЕ – «2»

Второе декабря Классная работа Односоставные предложения К мудрости идут через труд. Пословица

Второе декабря

Классная работа

Односоставные предложения

К мудрости идут через труд.

Пословица

Глаголы для формулировки целей

Глаголы для формулировки целей

  • Вспомнить, определить, выделить…
  • Объяснить, определить признаки…
  • Применить, решить…
  • Проанализировать, сравнить, выделить отличия…
  • Разработать, создать…
  • Доказать…
Правила работы в группе

Правила работы в группе

  • ЧЕТКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ
  • СОБЛЮДЕНИЕ ТИШИНЫ
  • КОМАНДНАЯ РАБОТА
  • СЛУШАТЬ ДРУГИХ
  • ПОМОГАТЬ ПРИ ВЫСТУПЛЕНИИ СПИКЕРА
Ключ «Ошибочное суждение» 1 - 2 3 + + 4 - 5 + 6 - 7 8 + - «5» – нет ошибок «4» – 1-2 ошибки «3» – 3-4 ошибки «2» – 5 и больше ошибок

Ключ «Ошибочное суждение»

1

-

2

3

+

+

4

-

5

+

6

-

7

8

+

-

«5» – нет ошибок

«4» – 1-2 ошибки

«3» – 3-4 ошибки

«2» – 5 и больше ошибок

Карточка для успешных!

Карточка для успешных!

  • Желаю вам успехов в учебе.
  • Родину себе не выбирают.
  • Без совести и при чужом уме не проживешь.
  • Снегу намело почти до крыши.
  • В темноте что-то серело.
  • Голубые вспышки электросварки.
  • Умом Россию не понять.
  • Небо начинало темнеть .
Работа с синонимией предложений  Задание . Определите тип односоставных предложений, замените на двусоставное.

Работа с синонимией предложений

Задание . Определите тип односоставных предложений, замените на двусоставное.

  • Помню раннее утро.
  • Его взяли под руки и повели.
  • Тонко пахло свежим снегом.
  • Не будем говорить о моей истории.
  • Мне посчастливилось жить в Казахстане.
Графический диктант Задание . Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ, используя сокращения (о-л, н-л, б-л, н)

Графический диктант

Задание . Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ, используя сокращения (о-л, н-л, б-л, н)

  • Серое осеннее утро. Вот и станция.
  • О причинах не спрашивайте.
  • Заговорили насмерть
  • Было холодно и сыро.
  • Чуть брезжило.
  • Нет войне!
Ключ к графическому диктанту 1 2 Н 0-Л 3 Н-Л 4 Б-Л 5 6 Б-Л Б-Л «5» – нет ошибок «4» – 1 ошибка «3» – 2-3 ошибки «2» – 4 и больше ошибок

Ключ к графическому диктанту

1

2

Н

0-Л

3

Н-Л

4

Б-Л

5

6

Б-Л

Б-Л

«5» – нет ошибок

«4» – 1 ошибка

«3» – 2-3 ошибки

«2» – 4 и больше ошибок

Ключ к проверочной работе 1 в-т 2 в-т 1. Определенно-личное НОРМА ОТМЕТКИ 2. Неопределенно-личное «5» – НЕТ ОШИБОК 3. Безличное «4» – 1-2 ОШИБКИ 4. Назывное «3» – 3-4 ОШИБКИ 5. Безличное «2» - 5 И БОЛЬШЕ 6. Безличное 7. Определенно-личное 8. Безличное

Ключ к проверочной работе

1 в-т

2 в-т

1. Определенно-личное

НОРМА ОТМЕТКИ

2. Неопределенно-личное

«5» – НЕТ ОШИБОК

3. Безличное

«4» – 1-2 ОШИБКИ

4. Назывное

«3» – 3-4 ОШИБКИ

5. Безличное

«2» - 5 И БОЛЬШЕ

6. Безличное

7. Определенно-личное

8. Безличное

Рефлексия 1) Чему ты научился на уроке? 2) Что получилось у тебя на уроке? 3) Что не получилось? Почему? 4) Что бы ты изменил и как? 5) Какие особенности твоего характера способствовали твоей работе на уроке? Как? Какие мешали? Как?

Рефлексия

1) Чему ты научился на уроке?

2) Что получилось у тебя на уроке?

3) Что не получилось? Почему?

4) Что бы ты изменил и как?

5) Какие особенности твоего характера способствовали твоей работе на уроке? Как? Какие мешали? Как?

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Составить высказывание на грамматическую тему «Это всесильное односоставное предложение» (изложить в свободной форме рассуждения о грамматических особенностях и стилистических возможностях односоставных предложений).
  • §28 Упражнение №282