Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
Работа в группах.
1 группа
1. Назвать соединительные союзы, рассказать об их позиции в предложении.
2. Расставить знаки препинания в предложениях, найти однородные члены, подчеркнуть их, выделить союзы
1)Перелески да снега
Белые до боли.
Темно-синяя тайга
Окаймляет поле. (Т.Белозеров)
2) Сторона моя –
Березою
Светла.
И в строках она
И в прозе
Проросла… (Е.Горчакова)
3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
4) Не утрачу вовек интереса
Ни к молчанью ни к шуму реки…
Теплый с поля, прохладный из леса –
Овевают меня ветерки. (Т.Белозеров)
2 группа
1. Назвать противительные союзы, рассказать об их позиции в предложении.
2. Расставить знаки препинания в предложениях, найти однородные члены, подчеркнуть их, выделить союзы
1) Не то чтобы мой карандаш онемел
Но он не затем заточился, -
Я писем писать никогда не умел
А ныне совсем разучился. (Л.Мартынов)
2) Мал золотник да дорог.
3 группа
1. Назвать разделительные союзы, рассказать об их позиции в предложении.
2. Расставить знаки препинания в предложениях, найти однородные члены, подчеркнуть их, выделить союзы
1) Гармонь или домбра жалейка ли гусли –
Любая мелодия радует нас.
Казах украинец чуваш белорус ли –
Мы вместе приходим в любимый наш класс. (Т.Четверикова)
2). Дороги, дороги Руси,
То хмурое небо то ясная синь.
И подвиг и слава и время тревог –
Все начиналось с дорог. (Н.Старостин)
В группах ребята делятся на «теоретиков», « практиков» и «творцов».
«теоретики» – изучают и объясняют новый материал на стр.123-124
«практики» — записывают предложения у доски, расставляют знаки препинания, рисуют схемы
Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость.
Художник должен быть и историком, и поэтом, и философом, и наблюдателем.
Мокрый снег к утру покрылся толстой ледяной коркой и хрустел под ногами и под колесами машин.
«творцы» — записывают предложение так, чтобы союз и соединял однородные сказуемые и части сложного предложения.
Солнце встает из-за туч и…
Блестит на солнце снежок и…
Тренировочные упражнения.
На уроке прозвучали тексты Т.Белозерова, Л.Мартынова, Т.Четверяковой, А.Кутилова. И все они объединены общей темой – любовью к родному краю.
«Сибирь-матушка… Строгая и сердечная, жаркая и студеная, обильная и бездольная, беспредельная… И беспощадная, и ласковая. Любимая.
Что двигало на ее просторы людей – и с запада, и с востока? Летописи и хроники хранят сведения о столкновениях вооруженных отрядов, о битвах и грабительских набегах, об усобицах из-за охотничьих угодий и экспедициях за драгоценными и редкими металлами.
Но не только за соболем и горностаем шли в Сибирь. Не только с оружием плыли на ладьях по рекам, торили тропы по таежным урманам и степям. Чаще в котомке за плечами был пудик семенного зерна. Здесь, в Сибири, мечтатели предполагали найти легендарное Беловодье…
Так что же руководило нашими предками и управляет нами, ныне живущими?
Данная генетическая память о крае обетованном, о земле любви и благоденствия – о нашей прародине, матушке-Сибири. Несколько тысячелетий назад вышли мы по воле природных обстоятельств отсюда и, замкнув временной круг, вернулись назад. Домой.
В.Устинов
- Как вы думаете, что же такого в Сибири, что руководило людьми и управляет нами, ныне живущими?
Задания по выбору.
1) Списать текст, расставить знаки препинания.
2) Выполнить творческие работы:
«К истории своей малой родины можно относиться по-разному – трепетно или, наоборот, равнодушно. Но ее нельзя не уважать, ибо это история, с которой пересеклись судьбы твоих предков, а в далях ее брезжит твое начало».
- Постарайтесь включить в рассуждение ряды однородных членов с сочинительными союзами.
«Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».
- Постарайтесь включить в рассуждение ряды однородных членов с сочинительными союзами.
Выполнение теста
1 вариант
Задание I. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.
А. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоцененны.
Б. Утром я проснулся ни свет, ни заря от звенящей тишины.
В. Минуты через две он уже ясно угадывал то угол дома, то столб, то силуэт дерева.
Г. Олег говорил легко и взволнованно и не прибегал к помощи суфлера.
1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1)А 2)Б 3)В 4)Г
2. В каком предложении однородные члены связаны сочинительными разделительными союзами?
1)А 2)Б 3)В 4)Г
3. В каком предложении несколько рядов однородных членов?
1)А 2)Б 3)В 4)Г
Задание II. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз и связывает однородные члены предложения? (знаки препинания не расставлены)
А. Я поднялся на крыльцо и вошел в тускло освещенное помещение.
Б. Туман тотчас пришел в движение и показался противоположный берег.
В. Он видел только низкое октябрьское небо и верхушку рябины густо усыпанную крупными гроздьями.
Г. Большая часть окон была закрыта выгоревшими газетами и только на некоторых из них висели занавески.
1) Б,Г 2) Б,В 3) А,В 4)А,Г
2 вариант
Задание I. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.
А. Березы и клены сбросили свои узоры и тихо засыпают.
Б. Костер горел щедро, дымно, в полную силу.
В. Любил он звук боя часов в квартире или в рабочем кабинете.
Г. Эта книга интересна, как для взрослых, так и для детей.
1. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1)А 2)Б 3)В 4)Г
2. В каком предложении однородные члены связаны сочинительным разделительным союзом?
1)А 2)Б 3)В 4)Г
3. В каком предложении несколько рядов однородных членов?
1)А 2)Б 3)В 4)Г
Задание II. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых союз и связывает однородные члены предложения? (знаки препинания не расставлены)
А. Они погрузились на плот и вскоре река вынесла их на цветущую равнину.
Б. Машина тронулась вперед и въехала в старый сосновый лес.
В. Бойцы быстро распределили между собой нехитрый груз и зашагали к лесу.
Г. Тяжелая дверь с громким скрипом отворилась и пронизывающий ветер ворвался в гулкую пустоту подъезда.
1) В,Г 2)Б, В 3)А,Г 4)А,Б