Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности. «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму». (Китайская пословица) Выход на тему урока. Целеполагание. - Прочитайте предложения на интерактивной доске. Подумайте, что общего у них? Найдите соответствующую предложению схему, соедините ее стрелкой с предложением. Работа в парах. 1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул. 2) На вершине гор лежали густые облака, не позволяющие различать их верхние очертания. 3) Горячим пламенем горел костер, бросая в темноту скупые блики света. 4) Далеко, в лесу, раздавались удары топора. 5) Для чего ты плачешь, звон свирели? | 1) как? , как именно? , … . 2) где? , где именно? , … . 3) , и … . 4) сущ., . 5) , . | - Итак, что общего в предложениях? - Прокомментируйте выбор соответствия схем и предложений. - Почему, как вы утверждаете, нет схемы этого предложения? - Что можно сказать о последнем предложении? Чем оно осложнено? - Начертите схему, соответствующую предложению. - Определите тему урока и учебные задачи. | Приветствуют учителя. Расшифровывают эпиграф к уроку Выполняют задание, комментируют выбор. Они простые, осложнены разными членами предложения. 1-е предложение соответствует схеме № 3, простое предложение, осложнено однородными членами предложения – дополнениями. 2-е предложение соответствует схеме № 4, простое предложение, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 3-е предложение соответствует схеме № 5, простое предложение, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 4-е предложение соответствует схеме № 2, простое предложение, осложнено уточняющим обстоятельством места. Для 5-го предложения нет схемы. Схема №1 не соответствует пятому предложению, т.к. она показывает осложнение предложения уточняющими обстоятельствами. Предложение осложнено обращением. Выполняют схему пятого предложения. Определяют тему урока, формулируют цель и задачи урока. Тема: «Обращение». Узнать новую информацию об обращении, вспомнить значение, основные отличительные признаки обращения, использование в речи. Уметь находить в предложении обращение, правильно ставить знаки препинания. |
Операционно-деятельный этап | Составление кластера (ОК) -Так как вы уже много знаете об обращении, то работу по углублению знаний проведем как самостоятельное знакомство с §50, стр. 304 – 307. Задание: самостоятельно прочитать теоретическую часть, составить опорный конспект «Обращение». Работаем в группах. Каждая группа «сворачивает» информацию параграфа в схемы, символы, ключевые слова. Время на работу – 5 мин. - Проверка выполненной работы. Информация. Обращение – это слово или словосочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение выражается формой именительного падежа существительных, прилагательных, причастий в значении существительных. Местоимения не могут быть обращениями. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными. В поэзии обращениями могут быть неодушевленные существительные. Это один из приемов олицетворения. Обращение произносится с особой, звательной, интонацией. Оно может стоять в начале, середине и в конце предложения. Не является членом предложения. Обращение в предложении выделяется запятыми. Если обращение произносится с особым чувством и стоит перед предложением, то после него ставится восклицательный знак, а предложение начинается с большой буквы. Обращения употребляются в устной речи для привлечения внимания слушающего к сообщению. Они используются в разных стилях речи. - Выделите, что самое главное в информации? - Что нового в информации об обращении вы узнали? - Каким может быть алгоритм определения обращения? Попробуйте составить. Комментирование опорной схемы. - Из упражнения №571 выписать два - три предложения, подтверждающие информацию опорного конспекта. Прочитать с соблюдением правильной интонации, доказать по алгоритму, что предложение осложнено обращением, объяснить постановку знаков препинания. Работа с текстом. Прочитать предложения, устно определить стиль, тему, доказать ее ключевыми словами (предложения записаны на карточках). Казахстан – суверенное государство, расположенное в центральной части Европы. Если взглянуть на территорию Казахстана из космоса, то мы увидим высокие, покрытые ледниками горы, холмы и возвышенности. Родина многих великих писателей: Кунанбаева и Дулатова, Сейфуллина и Майлина, Кудайбергенова и Ауэзова - Казахстан. Тысячи туристов приезжают в Казахстан, чтобы посетить один из красивейших заповедников - Баянаул. Я люблю тебя, мой Казахстан! - Определить синтаксическую роль слова «Казахстан», подчеркнуть в карточке. - Доказать, опираясь на алгоритм, что в последнем предложении есть обращение. Переконструирование предложений. - Перестройте записанные на доске предложения так, чтобы подлежащие стали обращением. Выполнить схемы к предложениям. Хороша роза ранним утром когда на ней блестят капельки росы. Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. Ах, белая березонька шумит своей листвой. Дождик щедрый и теплый напоит землю досыта. Не гремит гром не шумит ветер не мешают спать детке маленькой. - В чем испытывали затруднения? - Сделайте вывод: что объединяет эти предложения? Дифференциация заданий. - группа более подготовленных учеников: создайте текст, используя обращения к другу, к родственнику, к учителю (на выбор); - группа менее подготовленных учеников: вставьте распространенные обращения в текст упр. 320. Выборочная проверка. Почему использовали именно эти обращения? Приведите аргументы, опираясь на тексты. Подвести учащихся к выводу: обращения используются в различных стилях речи в зависимости от ситуации. | Самостоятельная работа учащихся. Опорный конспект учащихся Значение. Слово  Словосочетание 2. Именительный падеж Сущ., Местоимение  Виды Распр. Нераспр. Неодуш. сущ = Олицетворение Место:  Звательная интонация Член предложения Выделительные знаки: , ! Устная речь Все стили речи Понятие обращения, признаки, функции, знаки препинания при обращении. Виды обращений, употребление частиц и междометий с обращениями. Алгоритм. Это обращение, так как 1. Называет того, к кому обращаются с речью 2. Стоит в форме именительного падежа 3. Звательная интонация 4. Не является членом предложения Выписывают из упражнения два – три предложения, которые иллюстрируют любую часть опорного конспекта. Читают с соблюдением звательной интонации, по алгоритму доказывают, что предложение осложнено обращением, объясняют постановку знаков препинания. Взаимопроверка. Озвучивание результатов. Тема – Казахстан. Стиль – публицистический. Самостоятельная работа. Синтаксическая роль: подлежащее, определение, сказуемое, обстоятельство; в последнем предложении – обращение, не является членом предложения. Ответы учащихся. Самопроверка через ключ на доске. Проверяют свои записи предложений, схемы, корректируют работу. В этих предложениях обращения употреблены в художественном стиле, выражены именем существительным неодушевленным. Это олицетворения. Самостоятельная творческая деятельность учащихся. Используют обращения, исходя из стилевой принадлежности текста. |
Рефлексивно-оценочный этап | Рефлексия «Свободный микрофон» - Что объединяет обращение с другими изученными темами в курсе 8 класса? - Чем обращение отличается от них? - Сравните предложения. Почему в одном предложении после «О» перед обращением стоит запятая, а другом предложении – нет? О, Даша, посмотри, как здесь красиво! Опять я ваш, о юные друзья! - Как вы понимаете фразу Н.В.Гоголя «Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения»? | Осложняет предложения, как обособленные определения, обособленные обстоятельства, уточняющие члены предложения. Не является членом предложения. Видимо, главная причина в том, какой частью речи является «О». |