Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. - Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха. Я хочу вам пожелать Активности; Усидчивости; Удачи; Самостоятельности; Хороших успехов. Мотивация учебной деятельности. (5 мин выполнение+2 мин обсуждение) - Давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на предыдущих уроках. Для этого я предлагаю вам выполнить следующее задание. Задание №1 Рассмотреть предложенную таблицу и примеры предложений, распределить предложения в таблицу в зависимости от того, чем осложнено предложение. Вид осложнения | Пример | Однородные члены предложения | | Деепричастный оборот | | Причастный оборот | | Обращение | | Неизвестное | | 1.Эта необычная история, рассказанная старым геологом, взволновала всех. 2.Ещё, друзья, мы сердцем юны! 3.Пароход отойдёт, конечно, не раньше рассвета. 4.Белка песенки поёт и орешки всё грызёт. 5. Пыль, золотясь от вечерней зари, оседала на деревьях. Выход на тему. Целеполагание. - Какое предложение вы отнесли к категории «неизвестное»? Почему? - С какой целью употребляется слово «конечно» в данном предложении? - Итак, мы с вами сегодня познакомимся с понятием «вводные слова». Цель и результаты обучения вы можете просмотреть в своём рабочем листе. | Приветствуют учителя, выполняют упражнение «Пожелание» Учащиеся работают в рабочих группах. Взаимопроверка - прием «Карусель» Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока, цель и задачи урока, сравнивают их постановку с целями и результатами в рабочем листе. |
Операционно-деятельный этап | Работа по теме урока. 1.«Знание. Понимание» (5 мин выполнение + 3 мин представление) Задание №2 - Прочитайте учебный материал §48, стр. 288-289, схематично изобразите полученную информацию. Ключевые понятия вынесите на лист А-3. 2.«Применение» (6 мин выполнение + 3 мин обсуждение) Задание № 3 - Найдите в тексте вводные слова и определите их значения. Начался дождь, и я, безусловно, вымок до нитки. Июнь, возможно, будет теплым. Мы долго плутали по лесу, но грибов, к сожалению, не нашли. Как говорят, человек создан для счастья, как птица для полета. Во-первых, никогда не спеши. Пожалуйста, передайте на билет. Для экспертной группы: - Выполните это же задание и составьте к нему критерии оценивания, предварительно составив алгоритм действий для выполнения задания (прочитать предложения с правильной интонацией, определить слово или сочетание слов, которые обособляются, определить их значение в данном контексте). Проконсультируйте другие группы, затем оцените их работу согласно составленным критериям оценивания: я умею правильно интонировать читаемый текст; я умею находить вводные слова в тексте; я умею определять значения вводных слов; я умею правильно интонировать предложения и расставлять знаки препинания. В процессе выполнения задания учитель консультирует учащихся в экспертной группе, отслеживая правильность выполнения задания и логичность составленных критериев. 3.«Анализ» (5 мин выполнение+ 3 мин обсуждение) Задание №4 (для рабочих групп) - Докажите, что одно и то же слово может выступать и в качестве вводного слова в предложении, и в качестве определённого члена предложения. Приведите по одному примеру на каждый вариант. Например: В результате быстрого таяния снега, возможно наводнение. В мае месяц, возможно, будут заморозки. 4. «Синтез» Задание № 5 (для экспертной группы) - Составьте текст (3-4 предложений) с использованием данных вводных слов: бесспорно, к сожалению, одним словом, итак. Употребите в предложениях и другие виды осложнений. 5. «Оценка» (4 мин обсуждение+3 мин выступление) Задание № 6 - А теперь давайте подведём итог нашей работы. На основе всего того, что сегодня делали на уроке, подготовьте небольшое сообщение о роли вводных слов в нашей речи. Вводные слова выражают различные чувства: радость, тоску, сожаление, досаду, удивление, печаль. Могут указывать на источник сообщения, на способ оформления мысли героев. Они обогащают речь интонационно, придавая ей особую выразительность. | Учащиеся работают по рабочим листам, поочерёдно выполняя задания разных уровней. Учащиеся по стратегии «Мозаика» рассаживаются в группы сменного состава по уровням, четверо учащихся – в экспертную группу. Учащиеся выполняют задание индивидуально, затем обсуждают результаты работы в рабочей группе. Задания 4 и 5 выполняются одновременно. Учащиеся возвращаются в свои рабочие группы (разноуровневые). Задание выполняют индивидуально, затем обсуждают в группах. После выполнения задания спикеры групп представляют свои примеры и выводы. После выполнения задания зачитывают составленный текст. Участники экспертной группы переходят в рабочие группы. С сообщениями выступают спикеры групп. Обязательное условие – в своём сообщении использовать вводные слова. |
Рефлексивно-оценочный этап | Рефлексия деятельности. - Свою деятельность на уроке я предлагаю вам оценить согласно озвученным в начале урока результатам обучения в листах самооценки. № задания | Результаты обучения | Баллы | Общее количество баллов | 1 | Я умею определять виды осложнений; | 1 2 3 | | 2,3 | Я умею определять и обособлять вводные слова и предложения в тексте; | 1 2 3 | 4,5 | Я умею отличать вводные слова от знаменательных частей речи и употреблять их в речи; | 1 2 3 | 6 | Я умею применять и объяснять значимость существующего явления; | 1 2 3 | Я умею доказывать и обосновывать свою точку зрения. | 1 2 3 | 3 балла - выполнил задание на 100% (участвовал в обсуждении, высказывал своё мнение и доказывал его), 2 балла – выполнил более 50% (участвовал в обсуждении, высказывал своё мнение без доказательств), 1 балл – выполнил менее 50% (больше слушал, чем говорил). | Проводят рефлексию собственной деятельности по предложенным критериям. |