СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №74 Понятие о вводных конструкциях.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. формирование знаний  о вводных словах; развитие  умения находить вводные слова в предложении, правильно выделять их запятыми; выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности;
  2. развитие аналитических способностей обучающихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), умение использовать вводные конструкции в письменной и устной речи;
  3. воспитание интереса к познанию нового; воспитание самостоятельности и ответственности.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №74 Понятие о вводных конструкциях»

8 класс


Урок №74

Понятие о вводных конструкциях.

Цели:

  1. формирование знаний о вводных словах; развитие умения находить вводные слова в предложении, правильно выделять их запятыми; выразительно и правильно читать предложения, используя интонацию вводности;

  2. развитие аналитических способностей обучающихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), умение использовать вводные конструкции в письменной и устной речи;

  3. воспитание интереса к познанию нового; воспитание самостоятельности и ответственности.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают понятие «вводные слова»; группы вводных слов по значению; правила постановки знаков препинания и применяют их на письме; умеют выразительно, интонационно правильно читать предложения с вводными словами; находить вводные слова в предложении; отличать их от омонимичных членов предложения

Тип урока:

изучение нового материала

Оборудование:

мультимедийная доска, раздаточный материал, учебник, оценочные листы, флипчарт

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха. Я хочу вам пожелать

  • Активности;

  • Усидчивости;

  • Удачи;

  • Самостоятельности;

  • Хороших успехов.

  1. Мотивация учебной деятельности. (5 мин выполнение+2 мин обсуждение)

- Давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на предыдущих уроках. Для этого я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание №1

Рассмотреть предложенную таблицу и примеры предложений, распределить предложения в таблицу в зависимости от того, чем осложнено предложение.

Вид осложнения

Пример

Однородные члены предложения


Деепричастный оборот


Причастный оборот


Обращение


Неизвестное



1.Эта необычная история, рассказанная старым геологом, взволновала всех. 2.Ещё, друзья, мы сердцем юны! 3.Пароход отойдёт, конечно, не раньше рассвета. 4.Белка песенки поёт и орешки всё грызёт. 5. Пыль, золотясь от вечерней зари, оседала на деревьях.

  1. Выход на тему. Целеполагание.

- Какое предложение вы отнесли к категории «неизвестное»? Почему?

- С какой целью употребляется слово «конечно» в данном предложении?

- Итак, мы с вами сегодня познакомимся с понятием «вводные слова». Цель и результаты обучения вы можете просмотреть в своём рабочем листе.


Приветствуют учителя, выполняют упражнение «Пожелание»






Учащиеся работают в рабочих группах. Взаимопроверка - прием «Карусель»
















Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока, цель и задачи урока, сравнивают их постановку с целями и результатами в рабочем листе.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Работа по теме урока.

1.«Знание. Понимание» (5 мин выполнение + 3 мин представление)

Задание №2

- Прочитайте учебный материал §48, стр. 288-289, схематично изобразите полученную информацию. Ключевые понятия вынесите на лист А-3.


2.«Применение» (6 мин выполнение + 3 мин обсуждение)

Задание № 3

- Найдите в тексте вводные слова и определите их значения.

  1. Начался дождь, и я, безусловно, вымок до нитки.

  2. Июнь, возможно, будет теплым.

  3. Мы долго плутали по лесу, но грибов, к сожалению, не нашли.

  4. Как говорят, человек создан для счастья, как птица для полета.

  5. Во-первых, никогда не спеши.

  6. Пожалуйста, передайте на билет.


Для экспертной группы:

- Выполните это же задание и составьте к нему критерии оценивания, предварительно составив алгоритм действий для выполнения задания (прочитать предложения с правильной интонацией, определить слово или сочетание слов, которые обособляются, определить их значение в данном контексте). Проконсультируйте другие группы, затем оцените их работу согласно составленным критериям оценивания:

  • я умею правильно интонировать читаемый текст;

  • я умею находить вводные слова в тексте;

  • я умею определять значения вводных слов;

  • я умею правильно интонировать предложения и расставлять знаки препинания.

В процессе выполнения задания учитель консультирует учащихся в экспертной группе, отслеживая правильность выполнения задания и логичность составленных критериев.

3.«Анализ» (5 мин выполнение+ 3 мин обсуждение)

Задание №4 (для рабочих групп)

- Докажите, что одно и то же слово может выступать и в качестве вводного слова в предложении, и в качестве определённого члена предложения. Приведите по одному примеру на каждый вариант.

Например: В результате быстрого таяния снега, возможно наводнение. В мае месяц, возможно, будут заморозки.


4. «Синтез»

Задание № 5 (для экспертной группы)

- Составьте текст (3-4 предложений) с использованием данных вводных слов: бесспорно, к сожалению, одним словом, итак. Употребите в предложениях и другие виды осложнений.


5. «Оценка» (4 мин обсуждение+3 мин выступление)

Задание № 6

- А теперь давайте подведём итог нашей работы. На основе всего того, что сегодня делали на уроке, подготовьте небольшое сообщение о роли вводных слов в нашей речи.

Вводные слова выражают различные чувства: радость, тоску, сожаление, досаду, удивление, печаль. Могут указывать на источник сообщения, на способ оформления мысли героев. Они обогащают речь интонационно, придавая ей особую выразительность.

Учащиеся работают по рабочим листам, поочерёдно выполняя задания разных уровней.



Учащиеся по стратегии «Мозаика» рассаживаются в группы сменного состава по уровням, четверо учащихся – в экспертную группу.


Учащиеся выполняют задание индивидуально, затем обсуждают результаты работы в рабочей группе.














Задания 4 и 5 выполняются одновременно.

Учащиеся возвращаются в свои рабочие группы (разноуровневые). Задание выполняют индивидуально, затем обсуждают в группах. После выполнения задания спикеры групп представляют свои примеры и выводы.

После выполнения задания зачитывают составленный текст.



Участники экспертной группы переходят в рабочие группы.

С сообщениями выступают спикеры групп. Обязательное условие – в своём сообщении использовать вводные слова.


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия деятельности.

- Свою деятельность на уроке я предлагаю вам оценить согласно озвученным в начале урока результатам обучения в листах самооценки.

задания

Результаты обучения

Баллы

Общее количество баллов

1

Я умею определять виды осложнений;

1 2 3


2,3

Я умею определять и обособлять вводные слова и предложения в тексте;

1 2 3

4,5

Я умею отличать вводные слова от знаменательных частей речи и употреблять их в речи;

1 2 3

6

Я умею применять и объяснять значимость существующего явления;

1 2 3

Я умею доказывать и обосновывать свою точку зрения.

1 2 3


3 балла - выполнил задание на 100% (участвовал в обсуждении, высказывал своё мнение и доказывал его),

2 балла – выполнил более 50% (участвовал в обсуждении, высказывал своё мнение без доказательств),

1 балл – выполнил менее 50% (больше слушал, чем говорил).



Проводят рефлексию собственной деятельности по предложенным критериям.















Домашнее задание

§48, стр. 288-289

Упражнение №543 (1 часть – достаточный уровень, 2 часть - продвинутый уровень)

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.




Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»

Рабочий лист

Класс: 8

ФИ __________________________________


Тема урока: Осложняющие предложение конструкции. Вводные слова и предложения.

Цель: формирование умений различать виды осложнений в предложении через использование новых подходов в преподавании и обучении.

Результаты обучения:

- умение определять виды осложнений;

- умение определять вводные слова и предложения в тексте;

- умение отличать вводные слова от знаменательных частей речи;

- умение применять и объяснять значимость существующего явления;

- умение доказывать и обосновывать свою точку зрения.


Задание №1 (5 мин выполнение+2 мин обсуждение)

Работа в рабочих группах

Рассмотрите предложенную таблицу и примеры предложений, распределите предложения в таблицу в зависимости от того, чем осложнено предложение.

Вид осложнения

предложения

Однородные члены предложения


Деепричастный оборот


Причастный оборот


Обращение


Неизвестное


1.Эта необычная история, рассказанная старым геологом, взволновала всех. 2.Ещё, друзья, мы сердцем юны! 3.Пароход отойдёт, конечно, не раньше рассвета. 4.Белка песенки поёт и орешки всё грызёт. 5. Пыль, золотясь от вечерней зари, оседала на деревьях.



«Знание. Понимание» (5 мин выполнение + 3 мин представление)

Задание №2

Работа в рабочих группах

Прочитайте учебный материал на стр. 288-289, схематично изобразите полученную информацию в тетради для схем. Ключевые понятия вынесите на лист А-3.


«Применение» (6 мин выполнение + 3 мин обсуждение)

Группы сменного состава (стратегия «Мозаика»)

Задание № 3

Выполните задание индивидуально в рабочих листах.

Найдите в тексте вводные слова и определите их значения.

  1. Начался дождь, и я безусловно вымок до нитки.

  2. Июнь возможно будет теплым.

  3. Мы долго плутали по лесу, но грибов к сожалению не нашли.

  4. Как говорят человек создан для счастья, как птица для полета.

  5. Во-первых никогда не спеши.

  6. Пожалуйста передайте на билет.


«Анализ» (5 мин выполнение+ 3 мин обсуждение)

Вернитесь в свои рабочие группы.

Задание №4

Задание выполните индивидуально, затем обсудите в группе.

Докажите, что одно и то же слово может выступать и в качестве вводного слова в предложении и в качестве определённого члена предложения. Приведите по одному примеру на каждый вариант.

Например: В результате быстрого таяния снега, возможно наводнение. В мае месяц, возможно, будут заморозки.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


После выполнения задания, спикер от группы представляет примеры и выводы.

«Оценка» (4 мин обсуждение+3 мин выступление)

Работа в рабочих группах

Задание № 6

Подготовьте небольшое сообщение о роли вводных слов в нашей речи.

Обязательное условие – в своём сообщении использовать вводные слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


С сообщением выступает спикер от группы.


III. Рефлексия. (4 мин)

Оцените свою деятельность на уроке в листе самооценки.

задания

Результаты обучения

Баллы

Общее количество баллов

1

Я умею определять виды осложнений;

1 2 3


2,3

Я умею определять и обособлять вводные слова и предложения в тексте;

1 2 3

4,5

Я умею отличать вводные слова от знаменательных частей речи и употреблять их в речи;

1 2 3

6

Я умею применять и объяснять значимость существующего явления;

1 2 3

Я умею доказывать и обосновывать свою точку зрения.

1 2 3



3 балла - выполнил задание на 100% (участвовал в обсуждении, высказывал своё мнение и доказывал его), 2 балла – выполнил более 50% (участвовал в обсуждении, высказывал своё мнение без доказательств),

1 балл – выполнил менее 50% (больше слушал, чем говорил).






Просмотр содержимого презентации
«ИП»

Степень уверенности Источник сообщения Различные чувства Способ оформления мыслей Порядок мыслей Привлечение внимания

Степень уверенности

Источник сообщения

Различные чувства

Способ оформления мыслей

Порядок мыслей

Привлечение внимания

Конечно… Разумеется… Бесспорно… Кажется… Вероятно… Наверное… и др.

Конечно…

Разумеется…

Бесспорно…

Кажется…

Вероятно…

Наверное… и др.

К счастью… К сожалению… К удивлению… К общей радости… К огорчению… и др.

К счастью…

К сожалению…

К удивлению…

К общей радости…

К огорчению… и др.

По-моему… По слухам… Говорят… По сообщению… По мнению… и др.

По-моему…

По слухам…

Говорят…

По сообщению…

По мнению… и др.

Во-первых… Во-вторых… Наконец…  Например… Следовательно… Значит… Итак… и др.

Во-первых…

Во-вторых…

Наконец…

Например…

Следовательно…

Значит…

Итак… и др.

Одним словом… Иначе говоря… Лучше сказать… и др.

Одним словом…

Иначе говоря…

Лучше сказать… и др.

Согласитесь… Поймите… Послушайте… Видишь ли... и др.

Согласитесь…

Поймите…

Послушайте…

Видишь ли... и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!