8 класс
Урок 77. Диктант.
Цели:
совершенствование, систематизация и контроль знаний, умений и навыков по теме «Простое осложненное предложение»; проверка уровня усвоения темы;
развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
воспитание чувства прекрасного на примере текста В. Солоухина
Тип урока: контроль и коррекция знаний и умений.
Ход урока
Организационный этап
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног.4 Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.
На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак.4 Снасть его незатейлива и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места*. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.
Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок**. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.
Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)
(По В. Солоухину)
Грамматическое задание.
Озаглавить текст.
Выполнить синтаксический разбор предложения:
1 вариант - Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног.
2 вариант - На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак.
Составить схему предложения:
1 вариант - *
2 вариант - **
Подведение итогов урока.