СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №93 Диалог. Знаки препинания при нем.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить и обобщить сведения о диалоге; вести наблюдение над использованием диалогов в художественной речи; развивать умение передавать его в пересказе, использовать в собственной речи; развивать навык постановки знаков препинания при диалоге, прямой речи.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №93 Диалог»

8 класс

Урок 93. Диалог. Знаки препинания при диалоге.

Цели: повторить и обобщить сведения о диалоге; вести наблюдение над использованием диалогов в художественной речи; развивать умение передавать его в пересказе, использовать в собственной речи; развивать навык постановки знаков препинания при диалоге, прямой речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Проверка дом. задания

  3. Словарная работа.

Диа-“два”, логос-“слово” (диалог-разговор двух и более- по школьной терминологии-лиц).

Моно - “один” (монолог-речь одного). Давай те попробуем поставить перед собой цели урока. Исходя из темы урока, каковы наши цели урока?

Вызов

  1. Сколько человек участвует в диалоге?     

  — Ну-с, чем я вам могу быть полезен?
        — Я, — горько заговорил буфетчик, — являюсь заведующим буфетом театра Варьете...
        — Нет, нет, нет! Ни слова больше! Ни в каком случае и никогда! В рот ничего не возьму в вашем буфете! Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. Нет, милейший, так невозможно!
        — Я извиняюсь, — заговорил ошеломленный буфетчик этим внезапным нападением Андрей Фокич, — я не по этому делу, и осетрина здесь ни при чем.
        — То есть как это ни при чем, если она испорчена!
        — Осетрину прислали второй свежести, — сообщил буфетчик.
        — Голубчик, это вздор!
        — Чего вздор?
        — Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это значит, что она тухлая!
        — Я извиняюсь... — начал было опять буфетчик, не зная, как отделаться от придирающегося к нему артиста.
        — Извинить не могу, — твердо сказал тот.
        — Я не по этому делу пришел! — совсем расстраиваясь, проговорил буфетчик.

Осмысление.

Работа с теорией.

1.Диалог — это разговор двух или нескольких лиц между собой.

Диалог может быть оформлен двумя способами:

  1. Чередование отдельных реплик без слов автора (если об участниках разговора можно догадаться по контексту).

  2. Чередование реплик со словами автора.

Пунктуация и оформление диалога

  • Каждая новая реплика диалога пишется с новой красной строки

  • Перед каждой новой репликой ставится тире

  • Кавычки как при прямой речи не ставятся

  • Остальные знаки препинания сохраняются, как и при прямой речи.

Рефлексия

Задание 1*

ЗАПИШИТЕ ДИАЛОГ

«Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?»- спросил Воробей. «Ружье»,- прочирикала синица. «Э-э, не угадала!»- ответил Воробей. «Пушка?»- удивилась Синичка. «Опять не угадала!»- засмеялся Воробей. «Какое же тогда, Воробей?»- поинтересовалась Синица.

«Рогатка…»- сказал Воробей.

Задание 2*

Является ли данный текст диалогом. Спишите, расставляя знаки препинания.

…И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса

Смотрите, смотрите! Утки лягушку несут кричали дети в одной деревне.

Лягушка слышала это, и у нее прыгало сердце.

Смотрите, смотрите! Вот чудо-то! Кричали в другой деревне взрослые. Знают ли они, что это я придумала, а не утки? Подумала квакушка.

Смотрите, смотрите! Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Задание 3*

РАФТ – составить диалог по данной стратегии, для всех групп.

Роль – учитель

Аудитория – учащиеся

Форма – диалог

Тема - подготовка к экзаменам.

Авторский стул

Задание 4*

Составьте диалоги по сюжетным картинкам.

- Ролевая игра. Озвучивание диалогов. Диалог должен быть небольшим, понятным, нести смысловую нагрузку.

Авторский стул

Вывод:

—Что такое диалог?

— Как он оформляется на письме?

— Чем диалог отличается от монолога?

Домашнее задание

Составить диалог на тему: На улице….


Оценивание по 12 бальной шкале.

«1-6 баллов»- оценка 3

«6- 10 баллов» - оценка 4

«11- 12 баллов» - оценка 5

ФИ ученика

Критерии

балл



Творчество




Регламент (время)




Умение составлять диалог




Умение оформлять диалог



Работа в группах

Взаимопроверка по слайду
















































Работа в парах, взаимопроверка











Работа в парах, взаимопроверка







Работа в группах







Работа в парах, самопроверка




Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №93 РМ - Диалог»

Диалог. Знаки препинания.

1. Практическая работа с языковым материалом

• Прочитайте текст. Преобразуйте его в предложения с прямой и косвенной речью. Используйте для этого форму диалога, где действующими лицами будут учитель и ученик, с вопросами:

— Кто написал комедию «Недоросль»?

— Кто послужил прообразом Митрофанушки?

— Почему А. Н. Оленин стал образованнейшим человеком своего времени?

• Продолжите перечень вопросов. Составьте к ним ответы.

Прообразом Митрофанушки в «Недоросле» послужил русскому писателю-сатирику Денису Ивановичу Фонвизину восемнадцатилетний дворянин Алексей Николаевич Оленин.

Увидев себя на сцене, потрясенный Оленин бросил голубятню и безделье и засел за учебу. Из него вышел образованнейший человек своего времени — директор Петербургской Публичной библиотеки и президент Петербургской Академии художеств.

2. Осложненное списывание

10 января 1893 года «Петербургская газета» обратилась к великому русскому художнику Ивану Ивановичу Шишкину с просьбой ответить на ряд вопросов:

Какова главная черта Вашего характера //

Прямота простота // откровенно ответил художник //

Какое достоинство предпочитаете Вы у мужчины //

Мужество, ум //

Какое достоинство предпочитаете Вы у женщины //

Честность //

Ваше главное достоинство //

Откровенность //

Ваш главный недостаток //

Подозрительность. Мнительность //

Каков Ваш идеал счастья //

Душевный мир //

Что было бы для Вас величайшим несчастьем //

Одиночество //

Диалог. Знаки препинания.

1. Практическая работа с языковым материалом

• Прочитайте текст. Преобразуйте его в предложения с прямой и косвенной речью. Используйте для этого форму диалога, где действующими лицами будут учитель и ученик, с вопросами:

— Кто написал комедию «Недоросль»?

— Кто послужил прообразом Митрофанушки?

— Почему А. Н. Оленин стал образованнейшим человеком своего времени?

• Продолжите перечень вопросов. Составьте к ним ответы.

Прообразом Митрофанушки в «Недоросле» послужил русскому писателю-сатирику Денису Ивановичу Фонвизину восемнадцатилетний дворянин Алексей Николаевич Оленин.

Увидев себя на сцене, потрясенный Оленин бросил голубятню и безделье и засел за учебу. Из него вышел образованнейший человек своего времени — директор Петербургской Публичной библиотеки и президент Петербургской Академии художеств.

2. Осложненное списывание

10 января 1893 года «Петербургская газета» обратилась к великому русскому художнику Ивану Ивановичу Шишкину с просьбой ответить на ряд вопросов:

Какова главная черта Вашего характера //

Прямота простота // откровенно ответил художник //

Какое достоинство предпочитаете Вы у мужчины //

Мужество, ум //

Какое достоинство предпочитаете Вы у женщины //

Честность //

Ваше главное достоинство //

Откровенность //

Ваш главный недостаток //

Подозрительность. Мнительность //

Каков Ваш идеал счастья //

Душевный мир //

Что было бы для Вас величайшим несчастьем //

Одиночество //

Кем бы Вы хотели быть //

Действительно великим //

В какой стране Вы хотели бы всегда жить //

Эта страна — мое отечество //

Назовите Ваших любимых прозаиков //

Аксаков. Гоголь, Толстой //

Кто Ваши любимые поэты //

Пушкин, Кольцов, Некрасов //

Назовите Ваших любимых композиторов и художников //

Шуман и Серов //

Какие имена ваши любимые //

Имена моих детей //

Как бы вы хотели умереть //

Безболезненно и спокойно. Моментально //

Что Вас теперь больше всего интересует //

Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда // Положение в Европе//

Смерть застала художника за работой у мольберта.

(Из «Воспоминаний современников об И. И. Шишкине»)

Задание

— Запишите диалог, расставляя пропущенные знаки препинания.

— Какие ответы великого художника произвели на вас наибольшее впечатление?















Кем бы Вы хотели быть //

Действительно великим //

В какой стране Вы хотели бы всегда жить //

Эта страна — мое отечество //

Назовите Ваших любимых прозаиков //

Аксаков. Гоголь, Толстой //

Кто Ваши любимые поэты //

Пушкин, Кольцов, Некрасов //

Назовите Ваших любимых композиторов и художников //

Шуман и Серов //

Какие имена ваши любимые //

Имена моих детей //

Как бы вы хотели умереть //

Безболезненно и спокойно. Моментально //

Что Вас теперь больше всего интересует //

Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда // Положение в Европе//

Смерть застала художника за работой у мольберта.

(Из «Воспоминаний современников об И. И. Шишкине»)

Задание

— Запишите диалог, расставляя пропущенные знаки препинания.

— Какие ответы великого художника произвели на вас наибольшее впечатление?



Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №93»

03.05.14 8 класс

Урок 93. Диалог, знаки препинания.

Цели:

  1. повторить и обобщить сведения о диалоге; вести наблюдение над использованием диалогов в художественной речи;

  2. развивать умение передавать его в пересказе, использовать в собственной речи;

  3. развивать навык постановки знаков препинания при диалоге, при прямой речи.


Оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

— Какие знаки препинания употребляются при оформлении цитат?

— Какие знаки препинания ставятся при цитате, если она вводится не полностью?

— Как оформляются пунктуационно стихотворные цитаты?

2. Практическая работа

Запишите предложения в форме цитат. Какой темой объединены высказывания?

1) В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое (К. Д. Ушинский).

2) Богатство языка есть богатство мыслей (Н. М. Карамзин).

3) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л. Н. Толстой).

4) Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова (М. Горький).

5) Язык — это орудие мышления… обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Н. Толстой).


III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Речь может быть диалогической (от греческого слова диалогос — беседа) и монологической (от греческих слов монос — один + логос — речь).

Диалог — разговор двух или нескольких лиц. Монолог — речь одного лица.


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

— Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова, обращенные к собеседнику. На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.

— У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Ч то вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

(К. Чуковский)

Если каждая реплика начинается с новой строки, то реплика в кавычки не заключается. Реплики диалога тесно связаны между собой. Так, в данном диалоге в репликах выделено самое важное в ответах и опущены те слова, которые есть в предыдущих репликах.

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

• Прочитайте текст. Преобразуйте его в предложения с прямой и косвенной речью. Используйте для этого форму диалога, где действующими лицами будут учитель и ученик, с вопросами:

— Кто написал комедию «Недоросль»?

— Кто послужил прообразом Митрофанушки?

— Почему А. Н. Оленин стал образованнейшим человеком своего времени?

• Продолжите перечень вопросов. Составьте к ним ответы.

Прообразом Митрофанушки в «Недоросле» послужил русскому писателю-сатирику Денису Ивановичу Фонвизину восемнадцатилетний дворянин Алексей Николаевич Оленин.

Увидев себя на сцене, потрясенный Оленин бросил голубятню и безделье и засел за учебу. Из него вышел образованнейший человек своего времени — директор Петербургской Публичной библиотеки и президент Петербургской Академии художеств.

2. Осложненное списывание

10 января 1893 года «Петербургская газета» обратилась к великому русскому художнику Ивану Ивановичу Шишкину с просьбой ответить на ряд вопросов:

Какова главная черта Вашего характера //

Прямота простота // откровенно ответил художник //

Какое достоинство предпочитаете Вы у мужчины //

Мужество, ум //

Какое достоинство предпочитаете Вы у женщины //

Честность //

Ваше главное достоинство //

Откровенность //

Ваш главный недостаток //

Подозрительность. Мнительность //

Каков Ваш идеал счастья //

Душевный мир //

Что было бы для Вас величайшим несчастьем //

Одиночество //

Кем бы Вы хотели быть //

Действительно великим //

В какой стране Вы хотели бы всегда жить //

Эта страна — мое отечество //

Назовите Ваших любимых прозаиков //

Аксаков. Гоголь, Толстой //

Кто Ваши любимые поэты //

Пушкин, Кольцов, Некрасов //

Назовите Ваших любимых композиторов и художников //

Шуман и Серов //

Какие имена ваши любимые //

Имена моих детей //

Как бы вы хотели умереть //

Безболезненно и спокойно. Моментально //

Что Вас теперь больше всего интересует //

Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда // Положение в Европе //

Смерть застала художника за работой у мольберта.

(Из «Воспоминаний современников об И. И. Шишкине»)

Задание

— Запишите диалог, расставляя пропущенные знаки препинания.

— Какие ответы великого художника произвели на вас наибольшее впечатление?

3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

— Что такое диалог?

— Как он оформляется на письме?

— Чем диалог отличается от монолога?


VII. Домашнее задание

Выучить теоретический материал учебника.

Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.


Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

• Выразительно прочитайте. Вдумайтесь в смысл данных высказываний. Определите их главную мысль. Усиливает ли данное языковое оформление выразительность высказывания? Обратите внимание на строение предложения с прямой речью, на интонацию при чтении, на знаки препинания. Расскажите о постановке знаков препинания при прямой речи.

«Чтобы жить честно,— писал Л. Толстой,— надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Более двух с половиной тысяч лет тому назад на фронтоне храма Аполлона в Дельфах был высечен девиз: «Познай самого себя!» «Как можно познать себя?» — спрашивал великий Гете. И отвечал: «Только путем действия и никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

2. Замените прямую речь косвенной

1. Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали». 2. «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой. 3. «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать. 4. «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста. 5. «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»… Но при жизни». 6. «Дешевое дороже обходится!» — оглядевшись по сторонам, открыл мне житейскую тайну Владик. 7. «Красивые лица для художника неинтересны,— ответила Оля.— А внутренней красоты я в Антонине не заметила». 8. Принц Датский подошел ко мне на перемене, сунул в руку листок и сказал: «Вот… пришло кое-что на ум. Может, тебе будет приятно?» (Из произведений А. Алексина).

Просмотр содержимого документа
«РМ - Диалог»

Диалог. Знаки препинания.

Работа с теорией.

1.Диалог — это разговор двух или нескольких лиц между собой.

Диалог может быть оформлен двумя способами:

  1. Чередование отдельных реплик без слов автора (если об участниках разговора можно догадаться по контексту).

  2. Чередование реплик со словами автора.

Пунктуация и оформление диалога

  • Каждая новая реплика диалога пишется с новой красной строки

  • Перед каждой новой репликой ставится тире

  • Кавычки как при прямой речи не ставятся

  • Остальные знаки препинания сохраняются, как и при прямой речи.


Тренировочные упражнения

Задание 1*

ЗАПИШИТЕ ДИАЛОГ

«Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?»- спросил Воробей. «Ружье»,- прочирикала синица. «Э-э, не угадала!»- ответил Воробей. «Пушка?»- удивилась Синичка. «Опять не угадала!»- засмеялся Воробей. «Какое же тогда, Воробей?»- поинтересовалась Синица.

«Рогатка…»- сказал Воробей.

Задание 2*

Является ли данный текст диалогом. Спишите, расставляя знаки препинания.

…И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса

Смотрите, смотрите! Утки лягушку несут кричали дети в одной деревне.

Лягушка слышала это, и у нее прыгало сердце.

Смотрите, смотрите! Вот чудо-то! Кричали в другой деревне взрослые. Знают ли они, что это я придумала, а не утки? Подумала квакушка.

Смотрите, смотрите! Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Задание 3*

РАФТ – составить диалог по данной стратегии, для всех групп.

Роль – учитель

Аудитория – учащиеся

Форма – диалог

Тема - подготовка к экзаменам.

Авторский стул

Задание 4*

Составьте диалоги по сюжетным картинкам.

- Ролевая игра. Озвучивание диалогов. Диалог должен быть небольшим, понятным, нести смысловую нагрузку.



Диалог. Знаки препинания.

Работа с теорией.

1.Диалог — это разговор двух или нескольких лиц между собой.

Диалог может быть оформлен двумя способами:

  1. Чередование отдельных реплик без слов автора (если об участниках разговора можно догадаться по контексту).

  2. Чередование реплик со словами автора.

Пунктуация и оформление диалога

  • Каждая новая реплика диалога пишется с новой красной строки

  • Перед каждой новой репликой ставится тире

  • Кавычки как при прямой речи не ставятся

  • Остальные знаки препинания сохраняются, как и при прямой речи.


Тренировочные упражнения

Задание 1*

ЗАПИШИТЕ ДИАЛОГ

«Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?»- спросил Воробей. «Ружье»,- прочирикала синица. «Э-э, не угадала!»- ответил Воробей. «Пушка?»- удивилась Синичка. «Опять не угадала!»- засмеялся Воробей. «Какое же тогда, Воробей?»- поинтересовалась Синица.

«Рогатка…»- сказал Воробей.

Задание 2*

Является ли данный текст диалогом. Спишите, расставляя знаки препинания.

…И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса

Смотрите, смотрите! Утки лягушку несут кричали дети в одной деревне.

Лягушка слышала это, и у нее прыгало сердце.

Смотрите, смотрите! Вот чудо-то! Кричали в другой деревне взрослые. Знают ли они, что это я придумала, а не утки? Подумала квакушка.

Смотрите, смотрите! Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Задание 3*

РАФТ – составить диалог по данной стратегии, для всех групп.

Роль – учитель

Аудитория – учащиеся

Форма – диалог

Тема - подготовка к экзаменам.

Авторский стул

Задание 4*

Составьте диалоги по сюжетным картинкам.

- Ролевая игра. Озвучивание диалогов. Диалог должен быть небольшим, понятным, нести смысловую нагрузку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя