СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс элективный курс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«9 класс элективный курс»









Аннотация программы элективного курса "Подготовка к ОГЭ по обществознанию"


Программа элективного курса по обществознанию» для 9 класса "Подготовка к ОГЭ по обществознанию" основывается на следующих документах:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 23.06.2015 г.).

  2. Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г.№03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  3. Образовательная программа Фыркальской ОШ № 13. Приказ № 99 от 31.08. 2018г.

  4. Положение «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». Приказ № 67 от 31.08.2017г. МБОУ Фыркальской ОШ № 13.

Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и учебному плану образовательного учреждения.

5. Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации 2018 года по обществознанию;

6. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2018 году государственной итоговой аттестации по обществознанию;

7. Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году государственной итоговой аттестации по обществознанию.

Подготовка к ОГЭ по обществознанию имеет большое значение для более глубокого усвоения теоретического материала и умение применять имеющиеся знания на практике при выполнении тестовых заданий по типу ОГЭ. Курс необходим, т.к. общеобразовательная программа базового уровня отводит один час в неделю в 9 классе, что не позволяет в полном объёме подготовить учащихся к итоговой выпускной аттестации за курс школы.

Курс ориентирован на развитие у школьников интереса к более полному познанию исторических процессов, организацию самостоятельной практической деятельности, поиску дополнительных исторических источников для решения тестовых задач.

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструирование отдельных заданий и курса в целом определяются с учетом требований к уровню подготовки выпускников основной школы и включают требования, как к содержанию обществоведческих знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть выпускник.

При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на восполнение пробелов знаний, удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов. Цели и задачи курса:

1. Научить учащихся продуктивно работать с источниками, умению характеризовать, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы, объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные);

2. Осуществлять поиск социальной информации; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

3. Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

4. Научить применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам на практике в повседневной жизни.

5. Сформировать у будущих выпускников устойчивую жизненную позицию, умение отстаивать свою точку зрения в сложившейся конкретной ситуации.

6.Отработать приёмы выполнения тестовых заданий по типу ОГЭ, обучить первичным навыкам для дальнейшей работы при выполнении заданий части 2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ФЫРКАЛЬСКАЯ Основная ШКОЛА № 13




Согласовано: Утверждаю:

Зам.директора по УВР Директор школы:

__________ Капчигашев Р.В. ____________ Щипцов И.П.

Приказ № 67от «30» августа 2018г.






Рабочая программа

элективного курса по обществознанию

9 класс

на 2018 -2019 учебный год













Составитель: Сивелева И.И.

Учитель обществознания

Обсуждена и рассмотрена на школьном

методическом объединении учителей

гуманитарного цикла

Протокол № 1от

«30» 08.2018г.








с.Фыркал

2018



Пояснительная записка

Программа элективного курса по обществознанию для 9 класса основывается

на следующих документах:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего

образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 23.06.2015 г.).

  1. Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г.№03-1263 «О примерных программах по

учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  1. Образовательная программа Фыркальской ОШ № 13. Приказ № 99 от 31.08. 2018г.

  2. Положение «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных

курсов, предметов, дисциплин (модулей)». Приказ № 67 от 31.08.2017г.

МБОУ Фыркальской ОШ № 13.

Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта

основного общего образования и учебному плану образовательного учреждения.

Он является предметом ?????????????Федерального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого отводится 66 недельных часа-1 час в неделю

Данный план предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ.  ОГЭ по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на  повторение, систематизацию курса обществознания основной школы.

Программа занятий состоит  из трех разделов:

  • Особенности ОГЭ по обществознанию.

  • Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.

  • Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Основное содержание: 9 класс – 33часа

Раздел 1. Особенности ОГЭ по обществознанию. – .

ОГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ОГЭ по обществознанию:
– кодификатор  элементов содержания
– спецификация КИМов   по обществознанию.
- Правила заполнения бланков
- Информационные ресурсы

Раздел 2. Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности. – 25ч.

-Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
-Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
-Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений,
-Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

-Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

-Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

-Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Раздел 3. Тестовый практикум. –6 ч.

Решение заданий разного уровня  сложности по темам:

– Человек и общество
– Экономика
– Социальные отношения
– Политика
– Право

-Культура

- Решение вариантов.





























Содержание



Название Раздела, темы

Содержание темы (раздела)

Кол-во часов


Введение

Введение. Обществознание как знание и как наука.

Различные виды источников.

Способы описания и объяснения обществознания

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Практическое занятие по теме

2

1.

Общество и человек

6

2.

Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. Практическое занятие по теме

8

3

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Практическое занятие по теме

4

4

Политика


Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,

политические режимы. выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление. Практическое занятие по теме

6

5

Право

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы. Практическое занятие по теме

5

6

Культура

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.

наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы. Практическое занятие по теме

2





















Требования к уровню подготовки выпускников.


Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека

  • основные этапы и факторы социализации личности

  • место и роль человека в системе общественных отношений

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

  • основные социальные институты и процессы

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам


Использовать приобретенные знания и умения для


  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.


Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной

Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.















































Календарно тематическое планирование 9 класс элективный курс



Тема

план

факт

1

Введение. Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме

5.09


2

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

12.09


3

«Общество и человек». Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество»

19.09


4

Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы, Сферы жизни общества

26.09


5

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

3.10


6

Глобальные проблемы человечества

10.10


7

Деятельность человека, ее основные виды. Познание человеком мира и самого себя. Потребности и способности человека

17.10


8

Практическое занятие по теме «Общество и человек» часть «А»часть «В»часть «С»

24.10


9

Экономика, ее роль в жизни общества, Экономические системы Потребности Ограниченность ресурсов

7.11


10

Собственность, ее формы

14.11


11

Потребитель, Производитель Предпринимательская деятельность

21.11


12

Типы рынков Рыночная экономика

28.11


13

Роль государства в экономике Государственный бюджет

5.12


14

Налоги Деньги, денежная политика Бюджет семьи Экономический рост Безработица

12.12


15

Производство Факторы производства

19.12


16

Практическое занятие по теме «Экономика» часть «А»часть «В»часть «С»

26.12


17

Социальная сфера. Социальная структура Социальные отношения Социальные группы Социальные роли. Социальный статус. Социальная мобильность

16.01


18

Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брак

23.01


19

Этнос Нация Межнациональное сотрудничество Межнациональные конфликты

30.01


20

Практическое занятие по теме «Социальная сфера» часть «А»часть «В»часть «С»

6.02


21

Политика . Политическая власть Разделение властей.


13.02


22

Государство, формы правления. Суверенитет. Национально-государственное устройство

20.02


23

Гражданское общество и правовое государство

27.02


24

Политические режимы

6.03


25

Гражданин. Участие граждан в политической жизни Выборы, референдум Партии и движения Многопартийность

13.03


26

Практическое занятие по теме «Политика» часть «А»часть «В»часть «С»

20.03


27

Понятие «право» Нормы права Отрасли права Право и закон

3.04


28

Конституция – основной закон государства Основы конституционного строя РФ Права ребенка Права человека. Защита прав человека

10.04


29

Преступление. Уголовная ответственность. Административный проступок. Правоохранительные органы

17.04


30

Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Всеобщая декларация прав человека Международное гуманитарное право

24.04


31

Практическое занятие по теме «Право» часть «А»часть «В»часть «С»

8.05


32

Понятие «культура» Духовная жизнь общества Искусство, его виды, место в жизни человека. Образование, самообразование. Наука в современном обществе. Религия, ее роль в обществе. Мораль, основные ценности и нормы

15.05


33

Практическое занятие по теме «Культура» часть «А»часть «В»часть «С»

22.05



































Критерии оценивания

Системы диагностики образовательного результата: тесты специальных способностей и достижений с несколькими вариантами выбора ответов: репродуктивные, направленные на проверку объективированных (формализованных) знаний с элементарными умениями и тесты интеллекта.

При контроле проверяется:

1. Знание основных понятий, умение распознавать их в различном контексте;

2. Сравнивать изученные социальные объекты;

3. Интерпретировать изученные социальные явления и процессы, раскрывать их связи как внутренние так и внешние, давать оценку изучаемых социальных объектов.

1. ЗНАНИЯ.

Параметры : глубина, объем (диапазон)

Уровни оценки: высокий, средний, низкий

знать составляющие основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования; нормы общественной жизни, законы её регулирующих; (использование имеющихся знаний для получения новых, оперирование имающимися знаниями в новых ситуациях).


Оценка знаний

Показатели

Глубина

Объем

«Высокий уровень»

Знает значение системных понятий (типы общества, строение общества, структурные элементы строения общества), историю развития общественного процесса, основные проблемы по формированию взаимоотношений общества, государства, человека, может вычленить главное, обобщить информацию, самостоятельно сделать вывод, прогнозирует развитие процесса демократизации общества по ситуации формирования правовой культуры и социализации личности.

Владеет всем объемом знаний, полученных на занятиях, привлекает дополнительную информацию из различных источников

«Средний уровень»

Знает основные понятия (общество, сферы общества, государство, политический режим, социальное взаимодействие, экономика и рынок, право и правоотношения), грамотно использует их при ответе; задания, связанные с анализом и систематизацией информации, выполняет с помощью педагога

Владеет информацией, полученной на занятиях, но не всегда может актуализировать изученное ранее без помощи педагога

«Низкий уровень»

Знания поверхностны. Не всегда понимает смысл терминов. Нуждается в помощи педагога.

Владеет только актуальной информацией, т.е. полученной на последнем занятии

2. УМЕНИЯ и НАВЫКИ.

Параметры: диапазон, грамотность, практическая целесообразность

Уровни оценки: высокий, средний, низкий

  • Критерии оценок: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • характеризовать (описывать) основные социальные, экономические и правовые объекты (факты, явления, институты, нормы, процессы), выделяя существенные их признаки;

  • сложность и противоречивость природы человека, мир человеческого общения, духовную культуру;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения задач, отражающих проблемы жизни человека и общества;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:




Оценка

умений и навыков

Показатели

Диапазон

Грамотность

Практическая целесообразность

«Высокий уровень»

Владеет всеми навыками предусмотренными программой (знание основных обществоведческих понятий и терминов, сравнивать изученные социальные процессы, характеризовать изученные социальные процессы, интерпретировать изученные социальные явления, приводить собственные примеры, давать оценку изученных социальных объектов.

Не допускает ошибок при выполнении навыков, предусмотренных программой.

Самостоятельно может построить алгоритм продуктивного процесса (технологического, поискового, творческого), не допуская ошибок в выборе приемов и действий, установлении их последовательности.

Анализирует процесс и результат в сопоставлении с целью деятельности.

«Средний уровень»

Владеет основными навыками, предусмотренными программой (знание основных обществоведческих понятий и терминов, сравнивать изученные социальные процессы, характеризовать изученные социальные процессы, приводить собственные примеры)

Допускает (иногда) незначительные ошибки при выполнении навыков. Способен самостоятельно исправить эти ошибки.

Умеет выбрать действия и установить их последовательность для достижения практической цели. Допускает незначительные ошибки

«Низкий уровень»

Владеет лишь частью навыков, предусмотренных программой. Часто нуждается в помощи педагога.

Допускает серьезные ошибки при выполнении умений. Навыки не сформированы. Нуждается в руководстве.

Не может самостоятельно выбрать действия для достижения поставленной цели и установить их порядок.






Нормативные документы.

Документы МО РФ об итоговой аттестации в новой форме

Интернет-ресурсы: ФИПИ

КИМы

Российские: Конституция России, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс.

Международные акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.


Источники информации

Обществознание: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов.–М.: Просвещение, 2016

КИМЫ по обществознанию 9 кл./ А.В. Поздеев.–М.:ВАКО,2013

Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред.Л.Н.Боголюбова/ Авт-сост С.Н.Степанько. – Влгоград: Учитель, 2005. .

Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005. – 48с.

Липсиц И.В. Экономика: В 2х книгах. Учебник для 9 кл. Общеобразовательных учрежединй. – М,:Вита-Пресс, 2002.

Манько А.В. Российская государственность: атрибуты самодержавной власти. Исторические очерки. – М.: Школьная пресса,2003.

Сазонова ГТ.Г.Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012.

Серов Б.Н. «Государственная символика» Герб, гимн, флаг. – М.: ВАКО, 2004.

ФГОС.С.В. Краюшкина. Тесты по Обществознанию. 9кл. Москва. Просвещение. 2011г.

Учебно-тренировочные материал для подготовки к ГИА. Ковалева Г.С. Москва. Интеллект. 2001г.

К.Г.Копкоев. «Сквозь века». Абакан. Хакасское отделение Красноярского книжного издательства.1978г.

Майногашева В.Е. «Россия и Хакасия». Абакан. Издательство хакасского государственного университета.1998г.

Анжиганов Л.В. «Современная Хакасия». Часть 1 и 2. Хакасское книжное издательство.2007г.

Глобализация и Россия: проблемы демократического развития. М,: ООО ТИД «Русское слово», 2005

Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004

Символы РФ .Романовский В.К. Москва. Русское слово.2002г.

Государственные символы России. Шепелева Т.В. Волгоград. Учитель. 2011г.

Моя Родина – Россия. Алексеев Ю.А. Москва.Триада-фарм.2002г.

Готовимся к олимпиаде по праву: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/составитель ГИМЦ РО г.Мурманска. – М,: АРКТИ, 2008.

Загладин Н.В. США: Общество, власть, политика. М.: «Русское слово», 2005

Семейный кодекс РФ. – М,: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 64с.

Трудовой кодекс РФ. – М,: «Мартин», 2005. – 192с.

Кодекс РФ об административных правонарушениях. Москва.Проспект.2000г.

Кодексы и Законы РФ. Санкт-Петербург.2003г.

Конституция РФ.Москва.Аирис-Пресс.2006г.

Конституция РФ. Абакан. Издание избирательной комиссии(С учетом поправок, внесенные Законами РФ и о поправках к Конституции РФ. От 30.12.2008г.№6 ФКЗ и от 30.12 2008г. №7-ФКЗ)

Обращение граждан. Организация и порядок рассмотрения(сборник нормативных документов). Москва. Известия. Миронова.М.А.2008г.

Школьный словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. Москва.Мирос.1995г.В.М.Полонский.

Обществознание. Пособие-репетитор. Ростов на дону. Феликс. 2011г. Игнатова Т.В.

ГИА-9.Обществознание. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации .Москва. Астрель. 2013г.

Брошюры:

Права граждан при задержании. С.Б.Россинский. 2012г. Серия-Правовое просвещение.

Реализация и защита права детей на алименты.

Каждый имеет право: Реализация и защита Конституционных прав и свобод.

Обращение к мировому судье- защита ваших прав. Министерство Юстиции РФ. Общероссийская общественная организация «Ассоциация Юристов России»

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://sei.e-stile.ru/home

http://www.e-commerce.ru/biz_tech/index.html

http://basic.economicus.ru

http://ege.edu.r

http://www.rustest.ru

презентации

InternetUrok.ru видео уроки

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Компьютер, мультимедиа, электронные пособия, флэш-карты







25