СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

с интернет просторов

Просмотр содержимого документа
«9 класс рабочая программа»

9 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ: НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VIII-IХ классы), авторской программы: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2014).

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы ООО и базисного учебного плана МКОУ СОШ №2 (от 27.08.2015) Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Домогацких, Е. М. География: Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский, Н. Н. Клюев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2014.География. 9 класс: атлас. - М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2014.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Место предмета в базисном учебном плане. Программа рассчитана на 70 часов при двухчасовой недельной нагрузке. Программа полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии. Включая рекомендуемый перечень практических работ. Данная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Общая характеристика учебного предмета. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Курс «География России» занимает центральное место в гео­графическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует Федеральному государственно­му образовательному стандарту основного общего образования. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных обучающимися в 5—7 классах. Он развивает об­щие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе. Все это определяет особую роль данного курса: помимо рас­крытия основных знаний, формирования географических уме­ний и навыков, он влияет на мировоззрение обучающихся, име­ет огромное воспитательное значение.

Цели и задачи:

  • сформировать целостный географический образ своей Ро­дины;

  • дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей страны;

  • сформировать образ нашего государства как объекта миро­вого сообщества, дать представление о роли России в мире;

  • сформировать необходимые географические умения и на­выки;

  • воспитать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;

  • воспитать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Результаты обучения.

Метапредметные результаты обучения: Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учи­теля; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; анализировать связи, соподчинения и зависимости компо­нентов; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные: Понимать специфику предмета изучения экономической и социаль­ной географии; Находить и объяснять отличия природного и хозяйственных комплексов; Определять отличия природного и хозяйственных комплексов.

Учебный план 9 КЛАСС (70 часов)

№/№

Тема

Кол-во часов

Практические работы

I.

Введение

1


II

Россия на карте мира.

Природные условия и ресурсы России


8

2

III

Население России

8


IV.

Хозяйство России

19

3

V.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ

22

1

VI.

География Воронежской области

9

3

VII.

Обобщающее повторение.

3


Содержание учебного курса

Раздел. Введение. Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности. Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Раздел. Население России Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения. Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий. Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Раздел. Хозяйство России Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефти - и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды. Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды. Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности. Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Раздел. Регионы России. Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.). Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы. Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Раздел. География своей республики (края, области). Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Практические работы:

1. Оценка экономико- и политико-географического положения России.

2. Административно-территориальное устройство России.

3. Составление характеристики одного из угольных или нефтяных бассейнов.

4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

5. Характеристика одной из транспортных магистралей по плану.

6. Составление экономико-географической характеристики территории.

7. Определение по картам географического положения области.

8.Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов области.

9. Определение по картам плотности и особенностей размещения населения своего региона.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела, темы урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата


план

факт


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Введение (1 ч)


1

Экономическая и социальная география

Лекция с элементами беседы

Экономическая и социальная география – наука о развитии территориальной организации населения и хозяйства. Объект ее изучения – хозяйственный комплекс страны

Называют предмет изучения эконом. и социальной географии. Объясняют ее роль в решении соц.- эконом., экол.проблем страны

Частично- поисковая беседа. Сопоставление карт атласа


§1

4.09-a

5.09-б



Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России (8 ч)


2

ЭГ и политическое положение России

Актуализация знаний и умений

Открытие и освоение Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Россия в XX веке

Знают историю формирования территории России. Умеют находить и анализировать информацию из разных источников

Работа с картами атласа, анализ рисунков 2, 4 на с. 15


На кк нанести границы России, страны ближнего зарубежья

§2.


7.09



3

Формирование территории России

Изучение нового материала

Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности экономико- и политико-географического положения России. Сравнение ЭГП России во времени

Определяют специфику географического положения страны. Понимают связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями территории

Анализ карт, фронтальный опрос


Оценка экономико- и политико-географического положения России


§3.


11,09-а

12.09-б



4

Административно-территориальное устройство РФ

Комбинированный

Административно-территориальное деление страны.

Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие.

Федеральные округа

Знают специфику административно-территориального устройства.

Называют и показывают федеральные округа

Индивидуальный опрос, анализ рисунка 6, таблицы 1

2.Административно-территориальное устройство России.

§4,

Задания,

с. 26-27


14.09




5

Экономическое районирование территории РФ

Изучение нового материала

Экономические районы России, специализация


Понимают термины «экономическое районирование», «специализация».

Называют и показывают экономические районы России

Анализ карт атласа, рисунков 7, 8, таблицы 2

Анализ разных видов районирования России

§5.

На кк нанести экон.районы

18.09-а

19.09-б



6

Природные условия России

Практикум

Природные условия России, их комфортность и хозяйственный потенциал.

Адаптация человека к условиям окружающей среды

Объясняют влияние при родных условий на жизнь человека. Приводят примеры адаптации человека к условиям окруж.среды


Фронтальная беседа, анализ карт

Оценка комфортности природных условий в разных районах страны

§6 сообщения

21.09




7

Природные ресурсы России

Семинар- практикум

Природные ресурсы: минеральные, водные, почвенные, климатические, агроклиматические, лесные, рекреационные

Приводят примеры разнообразия природных ресурсов. Характеризуют уникальность объектов всемирного наследия на территории РФ

Анализ рисунков 12, 13, таблиц 3,4

На кк нанести объекты всемирного наследия на территории России

§7.


25.09-а

26.09-б



8

Хоз.дея-сть и изменения природной среды

Актуализация знаний и умений

Взаимодействие человека и природы, «чистые» и «грязные» отрасли, экологические проблемы

Приводят примеры взаимодействия человека и природы, рационального природопользования.

Объясняют причины возникновения экологических проблем

Тестирование, с. 47-48




§8


28.09



9

Обобщение по теме

Обобщение и контроль знаний


Итоговое тестирование

Политико-административная ката России


2.10-а

3.10-б



Население России (8 ч)


10

Численность населения России

Эвристическая беседа

Численность населения РФ в сравнении с др. гос-ами. Особенности воспроизводства населения РФ на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, харак-щие население страны и ее отдельных тер-рий. Прогнозы изменения численности населения РФ

Понимают, что такое естественный прирост. Объясняют причины и последствия демографического кризиса. Характеризуют демограф. ситуацию в РФ

Фронтальная беседа, анализ рисунков 19, 20 на с. 50-51


§9,

вопросы, с. 65

5.10



11

Размещение населения РФ

Практикум

Геогр. особенности размещения населения: их обусловленность природными, истор. и соц.- эконом. факторами. Две зоны расселения

Объясняют причины разной плотности населения. Характеризуют особенности двух зон расселения

Индивидуальный опрос, анализ рисунков 22, 23 на с. 57-58

Анализ карт населения


§10


9.10-а

10.10-б




12

Миграции населения

Эвристическая беседа

Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны

Прогнозируют положительные и отрицательные последствия миграционных процессов

Индивидуальный опрос, анализ рисунков 24-27 на с. 61-64



§ 11


12.10



13

Сельская форма расселения

Актуализация знаний и умений

Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны.

Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, определяющие их факторы.

Городское и сельское население.

Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны

Характеризуют город скую и сельскую формы расселения.

Объясняют причины урбанизации.

Называют и показывают крупнейшие города (миллионеры)

Фронтальный опрос, анализ рисунков 31-33



§12.


16.10-а

17.10-б




14

Городская форма расселения

На кк нанести города- миллионеры

§13

19.10



15

Этнический и религиозный состав населения

Семинар

Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий

Знают географию народов, населяющих страну.

Характеризуют этнический и религиозный состав населения.Объясняют причины этнорелигиозных конфликтов

Сообщения по вопросам семинара


§14

23.10-а

24.10-б



16

Трудовые ресурсы и рынок труда

Решение проблемных задач


Половозрастная структура на селения России.Трудовые ресурсы. Рынок труда. Приводят примеры и пути решения проблем, возникающих на рынке труда

Характеризуют половозрастной состав населения.

Объясняют преобладание в нем женщин и последствия снижения доли молодых людей.

Анализ рисунков 39-43.

Решение проблемных задач

Анализ факторов, от которых зависит величина безработицы и продол. жизни, предложение комплекса мер по решению проблем

§15,

тест,

с. 101-102.

26.10



17

Население России

Обобщение и контроль знаний



Тестирование



6.11-а

7.11-б



Хозяйство России (18 ч)


18

Национальная экономика

Изучение нового материала

Народное хозяйство и его структура.

Предприятие - первичная основа хозяйства.

Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора

Понимают термины «национальная экономика», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства», «предприятие».Называют отрасли первичного, вторичного и третичного секторов народного хозяйства

Фронтальная беседа по рисункам 46, 47 на с. 106, 107


§16

9.11



19

Факторы размещения производства

Комбинированный

Факторы размещения производства.

Территориальная структура хозяйства.

Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.

Основные ресурсные базы

Называют и приводят примеры факторов размещения производства

Индивидуальный опрос, беседа по рисункам 48, 49 на с. 111,112


§17

13.11-а

14.11-б



20

ТЭК: Нефтяная и газовая промышленность

Изучение нового материала

ТЭК: состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная и газовая промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов.

Современные проблемы ТЭК и охрана окружающей среды

Знают отраслевой состав ТЭК, районы добычи нефти и газа. Называют и показывают важнейшие магистральные нефте- и газопроводы

Беседа по картам атласа, рисункам 51-53, таблицам 6,7 На кк нанести районы добычи нефти и газа

Оценка обеспеченности хозяйства России основными видами природного топлива

§18.


16.11



21

ТЭК: угольная промышленность

Практикум

Угольная промышленность: особенности отрасли, основные современные и перспективные районы добычи.

Охрана окружающей среды

Знают особенности отрасли и способы добычи угля.

Называют и показывают важнейшие угольные бассейны России

Анализ рисунков 55, 57, таблицы 8 На кк нанести важнейшие угольные бас.

3. Составление характеристики одного из угольных или нефтяных бассейнов.

§19.


20.11-а

21.11-б




22

ТЭК: электроэнергетика

Комбинированный

Электроэнергетика: типы электростанций, их география, особенности и доля в производстве электроэнергии. Единая энергетическая система

Знают основные типы электростанций. Называют и показывают самые мощные из электростанций

Индивидуальный опрос, беседа по рисункам 58-60, таблице 9



§20


23.11



23

Обобщение по теме

Обобщение и контроль



тест

задние 2, с. 135, выполнить на кк


27.11-а

28.11-б



24

Металлургический комплекс.

Черная металлургия

Практикум

Состав, место и значение отрасли в хозяйстве.

Черная металлургия: факторы размещения предприятий, металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.

Охрана окружающей среды

Знают факторы размещения и значение отрасли в хозяйстве страны.

Называют и показывают Уральскую, Центральную и Сибирскую металлургические базы

Работа с картами, рисунком 64 на с. 139

На кк нанести комбинаты полного цикла

§21.


30.11



25

Металлургический комплекс.

Цветная металлургия

Комбинированный с элементами практикума

Цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии

Знают факторы размещения и географию медной, алюминиевой, свинцово-цинковой и золотодобывающей промышленности

Работа с картами и рисунком 65 на с. 143

Определение по картам главных факторов размещения предприятий цветной металлургии

§22


4.12-а

5.12-б



26

Строительный комплекс

Изучение нового материала

Состав, место и значение отрасли в народном хозяйстве.

Факторы размещения машиностроительных предприятий.

География науко-, трудо- и металлоемких отраслей.

Главные районы и центры

Знают отраслевой состав и географию машиностроения.

Объясняют факторы размещения и показывают на карте крупнейшие предприятия отрасли.

Находят информацию для характеристики отрасли.

Оценивают и объясняют степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

Составление схемы «Отрасли машиностроения», с указанием главных районов и центров, на основе анализа карт и рисунка 67 на с. 148

4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

§ 23.

Найти информацию для характеристики ВПК

7.12



27

Машиностроение, география машиностроения

Комбинированный

Особенности географии транспортного машиностроения и военно-промышленного комплекса (ВПК).

Экологические проблемы отрасли

Характеристика военно-промышленного комплекса (ВПК)

§24

11.12-а

12.12-б




28

Химическая промышленность

Комбинированный

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей.

Основные базы, крупнейшие химические комплексы.

Охрана окружающей среды

Знают отраслевой состав и географию предприятий горной и основной химии.

Показывают районы добычи и месторождения горнохимического сырья.

Определяют факторы размещения предприятий

Фронтальный опрос, беседа по картам и рисунку 73 на с. 159, таблице 10 на с. 160


§25

14.12



29

Лесная промышленность

Практикум

Роль леса в экономике страны.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей.

Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы.

География пушного промысла.

Охрана окружающей среды

Понимают и оценивают роль отраслей лесной промышленности в хозяйстве страны, проблемы, связанные с потерей древесины.

Прогнозируют перспективы развития лесопромышленных комплексов

Работа с картами и дополнительными источниками информации

Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли

§26

18.12-а

19.12-б



30

Сельское хозяйство: растениеводство

Комбинированный с элементами практикума

Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура.

Земледелие.

География выращивания важнейших культурных растений.

Садоводство и виноградарство

Знают состав агропромышленного комплекса.

Оценивают агроклиматические условия для развития растениеводства.

Определяют роль зерновых культур в развитии отрасли


Индивидуальный опрос, работа с картами

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.


§27

21.12



31

С/х: животноводство

Практикум

Животноводство.

География отраслей животноводства

Знают особенности отрасли. Объясняют направленность скотоводства в разных районах страны

Заполнение таблицы


§28

25.12-а

26.12-б



32

Зональная специализация с/х

Практикум

Природные зоны России и зональные типы сельского хозяйства

Определяют степень зависимости развития отраслей от природных условий и факторы их размещения

Работа с картами, беседа по таблице 11 на с. 181

Характеристика зональных типов сельского хозяйства

§29

11.01



33

Пищевая и лёгкая промышленность

Актуализация опорных знаний

Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России. География текстильной промышленности. Основные рыбопромысловые бассейны.Ведущая роль Дальневосточного бассейна.

География переработки рыбы

Знают отраслевой состав пищевой и лёгкой промышленности.

Определяют отрасли, ориентированные на источники сырья и потребителя

Индивидуальный

опрос, беседа по рисункам 84-87 на с. 186-188, самостоятельная работа

Характеристика рыбной и текстильной промышленности (по выбору)

§30

15.01-а

16.01-б



34

Транспорт России

Комбинированный

Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь

Определяют роль транспорта в развитии хозяйства страны. Характеризуют разные виды транспорта по гру зо- и пассажирообороту.Объясняют, почему нехватка дорог сдерживает развитие экономики страны

Анализ таблицы 18 на с. 192 и рисунка 89 на с. 193.

Самостоятельная работа с картами

5. Характеристика одной из транспортных магистралей

§31

18.01



35

Нематериальная сфера хозяйства

Лекция с элементами исследования

Отрасли и факторы размещения нематериальной сферы хозяйства.

Наука, её роль в жизни современного общества. Города науки и технополисы.

География сферы услуг, жилищного и рекреационного хозяйства

Знают отрасли нематериальной сферы.

Определяют их роль в обеспечении качества жизни населения. Показывают на карте города науки и технополисы России. Приводят примеры наукоёмкости производства

Учебное исследование по картам, решение географических задач


§32.

Составить кроссворд «Отрасли хоз. РФ»

22.01-а

23.01-б



36

Хозяйство России

Обобщающий



Тестирование, с. 201-202



25.01



Экономические районы России (21 ч)

37

Северный экономический район

Вводная лекция с элементами практикума

Состав и географическое положение, обеспеченность природными ресурсами, преобладание в экономике отраслей добывающей промышленности

Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства. Характеризуют отрасли специализации

Анализ карт и рисунка 83 на с. 175, составление схемы

Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации

§33,

29.01-а

30.01-б



38

Европейский Север..

Комбинированный

Население, природные ресурсы и хозяйство




§34, вопросы с.214

1.02




39

Европейский Северо-Запад

Актуализация опорных знаний

Самый урбанизированный, индустриально развитый, обладающий высоким научно-техническим потенциалом район страны. Отрасль специализации - машиностроение.Санкт-Петербург – многофункциональный город

Называют и показывают области, входящие в состав района. Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции, объектов мирового природного и культурного наследия в РФ

Индивидуальный опрос, анализ карт и рисунка 99 на с. 216

Определение связи между размещением населения и особенностями хозяйственной специализации

§35

5.02-а

6.02-б



40

Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство.

Комбинированный

Особенности географического и геополитического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.Объекты мирового природного и культурного наследия России

Анализируют информацию, необходимую для изучения географических особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем

Фронтальный опрос


§36.

Подготовить сообщения о Москве

8.02




41

Центральная Россия

Практикум

Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Важнейшие отрасли хозяйства, особенности его территориальной организации.

Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района. Внутренние природно-хозяйственные различия. Объекты мирового природного и культурного наследия в России

Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства.

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала

Индивидуальные сообщения, исследование по картам и другим источникам информации

6. Составление экономико-географической характеристики территории.


§37

12.02-а

13.02-б



42

Цен. Россия. Население, природные ресурсы.

Эвристическая беседа

Выгодное транзитное положение, богатейшие запасы железной руды, плодородные почвы и мягкий климат определяют место и роль района в хозяйстве страны

Называют и показывают области, входящие в состав района.

Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции

Эвристическая беседа, исследование по картам

Анализ ввозимых и вывозимых грузов

§38

15.02



43

Цен. Россия. Хозяйство

Исследование

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия

Называют и показывают области, входящие в состав района.

Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства.

Характеризуют отрасли специализации

Исследование по картам и другим источникам информации

Подготовить макет рекламного буклета об отдыхе в районе

§39.


19.02-а

20.02-б



44

Европейский Юг. Общие сведения.

Практикум, защита рекламных буклетов

Особенности географического и геополитического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Население: численность, естественный прирост, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура.

Города.

Главные рекреационные районы

Характеризуют особенности этнического состава населения.Приводят примеры использования природных ресурсов, влияния окружающей среды на формирование культуры народов; специализаций района, объектов мирового природного и культурного наследия России





Анализ карт и рисунка 117 на с. 243.Защита рекламных буклетов об отдыхе в районе Кавказских Минеральных Вод (КМВ)

Анализ взаимодействия природы и человека на примере Северо-Кавказского района.

Характеристика рекреационного хозяйства района Кавказских Минеральных Вод

§40,

вопросы, с. 247

22.02




45

Европейский Юг. Население, природные ресурсы, хоз.

Комбинированный

§41,

вопросы, с. 253


26.02-а

27.02-б




46

Обобщение по изученным районам

Обобщение и контроль знаний



Тест

Презентации по изученным районам





47

Поволжье. Общие сведения.

Изучение нового материала

Место и роль района в экономике страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Экономические, социальные и экологические проблемы.

Внутренние природно-хозяйственные различия

Называют и показывают области, входящие в состав района.

Характеризуют особенности ЭГП, природные ресурсы, уровень урбанизацйи и национальный состав населения, отрасли специализаций

Индивидуальный опрос, беседа с использованием карт и рисунка 123 на с. 255

Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона (машиностроение, нефтеперерабока, гидроэнергетика); предпосылок для выплавки алюминия



§42

1.03



48

Поволжье. Население, природные ресурсы и хоз.

Комбинированный

§43

5.03-а

6.03-б



49









Урал.Общие сведения.






Актуализация опорных знаний и умений




Состав и географическое положение, обеспеченность природными ресурсами.

Главная металлургическая база страны, машиностроение, лесная и химическая промышленность.

Экологические проблемы, связанные с горнодобывающей индустрией


Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района.

Характеризуют природные ресурсы, уровень урбанизации и национальный состав населения, отрасли специализации.

Оценивают экологическую ситуацию

Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации.

Беседа

Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией

§44







12.03-а

13.03-б










50


Урал. Население, природные ресурсы, хоз.

Комбинированный


§45

15.03



51

52

Западная Сибирь. Общие сведения

Практикум


Богатство района – запасы нефти, природного газа, каменного угля и руд. Огромные водные и лесные ресурсы. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района. Внутренние природно-хозяйственные различия. Объекты мирового природного и культурного наследия России

Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции

Индивидуальный опрос, исследование по картам атласа


§46,

вопросы, с. 280

19.03-а

20.03-б




Зап. Сиб.Население, природные ресурсы, хоз.

Комбинированный


§47,

вопросы, с. 286

22.03



53








Восточная Сибирь. Общие сведения.

Практикум








Состав района и особенности экономико-географического положения. Суровость климата.Богатство минеральных, водных и гидроэнергетических ресурсов. Факторы, затрудняющие хозяйственное освоение ресурсов

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района.

Характеризуют ЭГП и природные ресурсы, факторы, затрудняющие их освоение.

Прогнозируют перспективы дальнейшего развития

Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации

Определение черт сходства и различия в размещении населения Зап. и Вост. Сибири; перспектив дальнейшего развития

§48








2.04-а

3.04-б



54

Вост.Сиб. Население, природные ресурсы, хоз-во.

Комбинированный






§49, вопросы с.297

5.04



55

Дальний Восток. Общие сведения

Практикум

Главные черты ЭГП, приморское положение, создающее экономические перспективы развития.

Природные условия, затрудняющие освоение природных ресурсов.

Объекты мирового природного и культурного наследия в России



Оценивают ЭГП района

Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование центров производства важнейших видов продукции

Индивидуальный опрос, исследование по картам атласа

Определение причин малой заселенности и слабой освоенности территории.

§50

9.04-а

10.04-б



56

Дальний Восток. Население, природные ресурсы, хоз.

Комбинированный

§51

12.04



57

Экономические районы России

Обобщение и систематизация знаний и умений

Различия в хозяйственном освоении разных территорий. Географическое положение, природные условия, ресурсы и уровни экономического развития регионов

Объясняют различия в хоз. освоении разных территорий. Определяют связи между гп, природными условиями, ресурсами и отраслями специализации

Тестирование, с. 308-309



16.04а

17.04-б



58

Место России в мировой экономике

Лекция с элементами практической работы

Экономический потенциал страны.

Взаимосвязи России с другими странами мира

Характеризуют экономический потенциал страны.

Приводят примеры внутригосударственныхи внешних экономических связей России

Составление развернутого плана по ходу лекции

Определение экономической роли России в мире на разных этапах исторического развития

§52

19.04



География Воронежской области (9 ч)


59

Особенности географического положения

Основные этапы освоения территории

Эвристическая беседа с элементами практикума

Исследование

Особенности географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения

Основные историко-географические этапы формирования Воронежской области

Оценивают особенности географического положения, влияющего на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека

Самостоятельно находят и представляют информацию об этапах заселения, формирования культуры народов, развития хозяйства области

Работа с картами, составление опорного конспекта

Исследование «История заселения моего края»

Определение по картам географического положения области.


Найти инф. об этапах освоения территории

23.04-а

24.04-б



Найти инф. о природных ресурсах


26.04



60

Природные ресурсы и их использование


Минеральные, водные, агроклиматические ресурсы края. Использование природных ресурсов в хозяйстве

Знают месторождения полезных ископаемых.

Характеризуют водные, агроклиматические ресурсы. Оценивают природные ресурсы и степень их использования

Работа в группах (представление информации о природных ресурсах)

8.Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов области.


30.04-а

1.05-б



61

Население

Изучение нового материала с элементами практикума

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культурна.

Качество жизни населения, демографические проблемы.

Народы, проживающие на территории области.

Городское и сельское население.

Города

Называют народы и религии. Объясняют различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации, направлениях миграций. Описывают особенности культуры народов, быта и религий. Прогнозируют изменение численности и соотношения городского и сельского населения

Анализ карт и других источников информации, исследование «Дефицитные специальности в нашем городе»

9. Определение по картам плотности и особенностей размещения населения своего региона.


3.05




62

Современное хозяйство

Промыш­ленность

Практикум

Комбини­рованный

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации

География отраслей промышленности, проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами

Объясняют факторы размещения важн. отраслей хоз-тва, особенности его территориальной организации Называют важнейшие промышленные объекты области. Характеризуют факторы их размещения

Исследование «Типы электростанций нашей области»

Заполнение таблицы

Анализ экономических карт, структуры ввоза и вывоза продукции

кроссворд «Хозяйство нашей обл.»

7.05-а

8.05-б



Определение закономерностей в раз. отраслей пром-ти



63

Сельское хозяйство

Практикум

Природно-ресурсный потенциал для развития отрасли. Проблемы и перспективы развития

Оценивают агроклиматические ресурсы. Определяют экологические проблемы. Прогнозируют развитие отрасли

Составление схемы АПК своей местности



10.05



64

Транспорт

Практикум

Виды и роль транспорта в экономике региона.

Проблемы и перспективы развития

Называют виды транс­порта. Определяют направления и характер грузопотоков. Прогнозируют перспективы развития отрасли

Составление опорного конспекта

Характеристика транспортного узла

Найти инф.о городах обл.

14.05-а

15.05-б



65

Внутренние различия района и города

Достоности. Топонимика

Заочная экскурсия

Зашита мини-проектов

Внутренние различия районов и городов.

Качество жизни населения.

Экскурсионные, исторические, культурные, административные объекты

Достопримечательности своего края. Топонимика

Устанавливают связь между ГП, природными условиями, историческим наследием, традициями, особенностями быта и уровнем экономического развития городов и районов. Находят в тематических картах и других источниках нужную инф.

Работа в группах по представлению городов и районов области

Защита рекламных буклетов о туристических объектах области

Характеристика внутренних различий районов и городов



Макет рекл. буклета о туристических объектах

17.05



66

Охрана природы

Дискуссия

Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона

Решают практические задачи по оценке качества оссвоей местности, ее использованию. Определяют собственное отношение к явлениям современной жизни




21.05-а

22.05-б



67

Обобщающий урок по теме


Обобщение знаний



Тестирование



24.05



Заключение (2 ч)


68

Обобщающее повторение

Обобщение и контроль знаний



Итоговый контрольный тест



28.05-а

29.05-б





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!