5
Классный час: «Что значит быть патриотом сегодня?»
Цели: -определить роль патриотизма в современной жизни
- формировать у уч-ся чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории
- сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом
Задачи: развивающие ( развивать творческие способности, познавательный интерес, самостоятельность, коммуникативные способности
Образовательная - повысить интеллектуальный уровень
- развивать навыки выразительного чтения
Воспитательная – воспитание чувства любви к Родине и чувства гордости за
Родину
Оборудование: компьютер, проектор, экран, эпиграфы
Ход классного часа
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыщу.
Н. Коган
Именно этими словами Николая Когана я хотела бы начать наш разговор: «Что значит быть патриотом»
У. - Ребята, а кто такой патриот по-вашему? ( человек, который любит свою Родину)
- А что значит любить свою Родину? ( быть готовым на любые подвиги, жертвы во имя интересов Родины)
В толковом словаре Даля дается определение слову «патриот»
Патриот- тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
- А что такое Родина?
Родина – место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос (нация)
Древнеримский философ Сенека сказал: «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя».
Сегодня мы и поговорим о нашей Родине
У.- А как называют нашу Родину, т.е. государство, в котором живем? (Россия)
Россия – многонациональное государство, ее населяют более 180 разных национальностей. И все народы составляют единую дружную семью.
У. – А как называется народ, проживающий в России? (Россияне)
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара-туман,
Песок из мельчайших песчинок,
Россия -из россиян.
Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой,
И знамя единства водило
Всех нас и на труд, и на бой.
- У каждого государства, у каждого народа есть свой образ идеального отечества, идеальной Родины. Он помогает каждому человеку, каждому народу делать свой выбор в трудных случаях жизни. Он помогает нам решать, как нужно поступать в тех или иных случаях. Так, например, англичане называют свою Родину добрая старая Англия, французы- милая Франция, а мы русские – Матушка Россия.
Русь, Родина, Россия – какие красивые, широкие и загадочные слова.
( стихотворение «Россия»)
- Это прекрасное стихотворение написал наш современник – поэт Евгений Кисляков. Какие чувства вызывает у вас прочитанное стихотворение?
( гордость за Россию, Россия сравнивается с мамой, любовь поэта к родной природе, что готов сражаться за Родину и будет до конца со своей Родиной)
- Мы увидели в этом стихотворении, с какой гордостью поэт говорит о своей Родине.
- А какие однокоренные слова к слову Родина можно подобрать? (родной, родник, родитель, родить, родимый)
- Какие все родные слова! Значит, Родина- это что-то родное для каждого, как, например, родители.
Родина для человека – это не только большая страна, но и место, где он родился, дом, где жили его предки. Это его маленькая Родина. А из множества таких уголков и состоит наша общая великая Родина. Она огромна и прекрасна и у каждого она своя.
(стихотворение «Если скажут слово «Родина»)
- Какая главная мысль в этом стихотворении? ( что Родина бывает разной, но у всех она одна)
Очень много у нашего народа мудрых мыслей. К ним относятся пословицы и поговорки – это наше наследие, они как жемчужина украшают и оживляют нашу речь.
Вспомним пословицы о Родине.
Давайте я буду говорить начало, а вы заканчиваете.
Родимая сторона мать: ( а чужая – мачеха)
Жить – Родине…(служить)
Береги землю родимую как …(мать любимую)
Родина – мать, умей..(за нее постоять)
Своя земля ( и в горсти мила)
На чужой сторонушке (рад своей воронушке)
Родина – всем (матерям мать)
- Молодцы, ребята! Знать свой родной язык – это тоже проявление патриотизма.
- Наше государство называется Россия или Российская Федерация
- Ребята, а чем отличается одно государство от другого? (языками, на которых разговаривает народ, историей, обычаями, традициями, географическим положением и символами.
- А какие основные символы государства? (герб, флаг, гимн)
- Что изображено на гербе? ( Российский двуглавый орел – символ солнца, мужества, бессмертия)
Внутри Российского герба – герб Москвы, на нем на красном фоне изображен Щит Георгия Победоносца – борьба добра со злом.
Три короны – единая связь трех дружественных народов: русских, украинцев, белорусов)
Скипетр и держава в лапах орла – государственный порядок и верность закону.
Послушайте, а теперь о каком символе я вам прочитаю.
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет
Красная полоска –
Солнечный рассвет. (о флаге)
- Как выглядит современный российский флаг.
Белый – благородство, откровенность,
синий – верность, честность,
красный – мужество, смелость, любовь
- В каких случаях поднимают государственный флаг? (во время торжественных праздников, на спортивных соревнованиях)
- В торжественных случаях, что звучит еще как символ государства? (гимн)
- С каких слов начинается гимн?
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна…
Наш гимн величественен. В его словах прославляется наша Родина. Музыки гимна более 50 лет, а слова современного гимна были написаны Михалковым в 2000 году.
- А что является для нас малой Родиной?
- А теперь обратимся к символике нашей малой Родины – Тувы.
( Герб- на голубом фоне всадник в национальной одежде, скачущий на лошади навстречу лучам восходящего солнца. Он отображает традиционный уклад жизни и основной хозяйственной деятельности людей. Изображение солнца с расходящимися лучами символизирует стремление людей к высоким идеалам, миру и благополучию.
Используемые цвета символизируют: Голубой – чистое небо, взаимоуважение и согласие в обществе, Белый – чистота, благородство, желтый – богатство и спарведливость государства.
Флаг – представляет голубое прямоугольное полотнище, со стороны древка из верхнего и нижнего углов флага исходят наклонные белые и голубые полосы. Голубые полосы при соединении образуют одну полосу. Параллельно ей, сверху и снизу, проходят белые полосы, которые символизируют основные реки, протекающие по территории Р.Т.. – Бий – Хем и Каа – Хем, а образуемая ими белая полоса, идущая вдоль полотнища флага, Улуг – Хем (Енисей).)
Ребята, мы с вами вспомнили главные символы России и Тувы. Все мы должны их знать и почитать. Они имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, потому что знание символики – это тоже проявление патриотизма.
Быть патриотом – значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее.
Не зря, ведь, слово «патриотизм» произошло от греч. «рatris» - «родила отечество»
Особенно ярко это прекрасное человеческое качество проявилось во время войны. Его проявляли войны, защищавшие родную страну, проявляли те, кто дни и ночи трудился в тылу: делал оружие, танки, самолеты, выращивали хлеб. Материальную помощь оказывал и тувинский народ советской Армии. Было отправлено на фронт 5 эшелонов (389 вагонов), подарков на 10 миллионов рублей: полушубки, валенки, лыжи, 10 тысяч индивидуальных посылок, шерсть, продукты.
- А какими патриотами были дети, почти ваши ровесники. О них нам расскажут ребята.(4 сообщения )
Вы, наверное, можете сказать, что легче быть настоящим патриотом на войне, где можно совершать подвиги.
- А в наше время ребятам есть где проявить патриотизм?
- Как вы думаете, вас можно назвать сейчас патриотами? (хорошо учиться, помогать своей школе, родителям)
- Разве вы не помогаете? ( весной и осенью работаете на субботниках по очистке территории)
Летом – обустраиваете пришкольный участок, помогаете ветеранам, участвуете в акциях «Помоги собраться в школу!», оказываете помощь детскому дому. В прошлом году наши старшеклассники вместе со студентами участвовали в акции по очистке берегов Енисея. Летом – вы все заметили, что в нашем городе было много цветущих клумб, а ведь в озеленении города взрослым помогали и подростки.
Участие в добрых делах – это тоже проявление патриотизма.
Василий Розанов сказал: « Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что – то конкретное для нее делать».
Давайте обобщим то, о чем мы говорили сегодня? (таблица в презентации)
Страны ты патриотом будь.
Легендой выстлан славный путь,
Историю ты не забудь,
Победы страны большие.
И для себя сумей понять
С кого пример для жизни брать.
Жизнь со строки начни писать: «Отчизна моя – Россия!»