Как часто родители боятся, что ребенок, тщательно подготовленный к школе, почувствует скуку и разочаруется в школе и учебе и поэтому выбирают школу с интенсивной, усложненной, нетрадиционной программой.
Вопрос этот очень многоплановый.
Во-первых, кто эти дети, которым может стать скучно? Родители определяют в эту зону риска детей, которые уже умеют хорошо читать, писать прописными буквами и считать (прямой счет до 100, уверенно складывать в пределах 10).В этой ситуации встает вопрос, а что они будут делать в 1 классе, чему учиться, получается они будут ждать всех остальных?
Во-вторых, кто эти переживающие родители? Конечно все они очень разные, но можно выдели две большие группы.
В одну входят родители, которые очень озабочены тем, чтобы ребенок был не хуже других, а желательно лучше, и наиболее удобный способ оценивать успешность ребенка по формальным категориям - оценкам в школе, местам на олимпиадах, рейтингам школы, класса. Поэтому такие родители подготовку к школе начинают как минимум лет с 4-х и ни на мгновение не желают останавливаться - им постоянно нужны результаты. Это родители, которые загружают ребенка по полной, что, к сожалению, приводит к подавлению собственной познавательной активности ребенка. Ребенок становится потребителем, объектом в который загружают знания. И, соответственно, при прекращении поступления новой информации, ребенок замирает, нарушается привычный способ его функционирования, а самостоятельной и нестандартной деятельности его никто не учил.
Есть и другие родители, которые наоборот очень включены в процесс развития творческого потенциала ребенка, нередко для этого приходится очень много вносить изменений в условия жизни, обучения, круга и формата общения ребенка. В этой ситуации детям трудно и скучно в школе потому, что следовать и подстраиваться под других они не умеют - до этого все вокруг подстраивались под них.
В стремлениях обоих типов родителей есть свое рациональное зерно, и только излишняя зацикленность на крайностях приводит к реальным сложностям для ребенка.
Так что же может дать самая обычная школа таким детям?
Задачи первого класса - это не только освоение вышеперечисленных базовых навыков письма, чтения, счета. Ребенку нужно освоить новую социальную роль:
- научиться брать необходимую долю ответственности за себя и свои действия. Кто виноват, что нет в пенале карандаша? Кто виноват, что в тетради не отмечено домашнее задание? Кто виноват, что пропала сменка, шапка?
- научиться содержать в порядке свое рабочее место, рюкзак, школьную форму;
- научиться составлять свое расписание (на день, неделю, семестр) и следовать ему;
- научиться оценивать свое состояние (физическое и эмоциональное) и знать способы, которые помогают лично ему восстанавливать силы;
- научиться выполнять домашние задания (определять последовательность, объем на 1 раз, уметь проверять свою работу);
- научиться самому ориентироваться в новом месте и если необходимо просить о помощи (как дойти до своего класса, библиотеки, раздевалки, столовой если нет рядом учителя, а далее и как дойти до школы и домой);
- научиться быть частью группы (уметь сопоставлять свои интересы и интересы группы), ребенку хочется бегать, тогда, когда класс идет в столовую, ребенку надоело/неинтересно/трудно выполнять задание, а у класса все наоборот;
- научиться слушать и выполнять указания учителя, даже если это пресловутые клеточки между классной и домашней работой, правильно воспринимать урок, истинный смысл действий преподавателя, его профессиональную роль;
- научиться строить отношения с учителями и сверстниками, выражать свое мнение уважая собеседника, отстаивать свои интересы, разрешать конфликты, научиться дружить и защищать себя,
- научиться самостоятельно оценивать свои достижения, и соотносить их внешней оценкой, то есть фактически уметь устойчивую самооценку, самоотношение не разрушающиеся от критики, уметь проигрывать, принимать свои неудачи;
- научиться сопереживать своим одноклассникам, радоваться достижениям других, оказывать им помощь;
- понимать значение дисциплины в школе, уметь управлять своим поведением.
Конечно, обучение всем этим навыкам невозможно без соотвествующей поддержки учителя, и родителей, разъяснения ему смысла всех этих действий и условий и займет оно не только первый класс, а всю начальную школу, но начало должно быть положено именно в первом классе.
Если родители в полной мере правильно понимают задачи школьного обучения, которые не сводятся к повышению способности оперировать буквами и цифрами, а включает и личностное и социальное развитие ребенка, скучно ему никогда не будет.
Если ребенок в первом классе не тратит бОльшую часть своей энергии на обучение новым навыкам, у его остаются силы на личностное развитие.
А откуда вообще берется скука? Скука появляется, когда нет задач, проблем для решения. Но ведь задачи могут быть поставлены не только учителем согласно программе обучения, но и дополнительно с учетом интереса ученика, они могут ставиться и родителями (особенно в рамках совместной с ними деятельности).
Если ребенок уверенно пишет - можно писать открытки или сочинения. Если ребенок хорошо читает - читать интересные ему книги, а не только то что задают, развивать не скорость, а например выразительность чтения, или литературные навыки. Юным математикам можно давать логические, творческие задачи. Очень важно чтобы в процессе этого направленного углубленного изучения, ребенок учился оценивать свои достижения не только сравнивая себя и других, но и относительно себя же.
Но главное - это замечательный повод (если ранее ребенок этому не обучился ) научиться самому управлять своим любопытством в рамках социума.
|