Урок
литературного
чтения.
Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со – у Вовы колесо. Ос-ос-ос – на поляне много ос. Су-су-су – было холодно в лесу. Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит….
Слон
Самое крупное животное на суше.
Рост достигает 4 метров, а вес до 7тонн.
Индийские слоны меньше – 2- 3 метра в высоту и весом до 5 тонн.
«СЛОН»
( 1870 – 193 8 гг.)
Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Когда мальчику был год, его отец умер от холеры. А через 3 года он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион).
В формировании личности Куприна громадную роль сыграла мать, которая в глазах ребенка безраздельно заняла место "верховного существа". Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством. Натура энергичная, волевая. Она обладала тонкой наблюдательностью.
В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые штаны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой. Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания.
Но это было только начало. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: "Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике".
Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. К этому времени и сам Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии.
Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. И оно приняло в свои стены уже не тщедушного, неуклюжего подростка, а крепкого юношу, ловкого гимназиста, юнкера, без меры дорожащего честью своего мундира, неутомимого танцора.
Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, он опубликовал в журнале "Русский сатирический листок" рассказ "Последний дебют" (1889). Но этот рассказ не был слишком удачен. Он и сам не относился серьёзно к своему "писательству".
В 1901 году Куприн приезжает в Петербург. Здесь перед писателем открыты двери редакций наиболее популярных журналов - "Русского богатства" и "Мира Божьего". Сближается Куприн с руководителями журнала "Мир Божий" - редактором его, критиком, публицистом и издательницей А. А. Давыдовой, высоко ценившей талант Куприна. В 1902 году писатель женится на дочери Давыдовой, Марии Карловне.
В течение первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. Литературному труду Куприна мешала еще и постоянная нехватка денег, к тому же прибавились и семейные заботы. После поездки в 1907 году в Финляндию он женится вторично, на племяннице Д. Н. Мамина-Сибиряка, Елизавете Морицовне Гейнрих.
Растёт семья (дочери: Ксения и Лидия), а вместе с ней - долги.
Александр Иванович в 1914 году служил в Финляндии, но по состоянию здоровья был комиссован. Началась Первая Мировая война (1914–1918г), тогда они с женой Елизаветой и дочкой Ксенией устроили дома лазарет. Оказывали помощь раненым бойцам.
Революцию Куприн воспринял отрицательно. Он был на стороне белого движения, хотя поначалу пытался сотрудничать с большевиками. Как и многие другие творческие личности, Куприн с семьёй покидает Россию, они уезжают во Францию. Александр Иванович продолжает творить, но не так продуктивно, он скучает по родине. Активно участвует в антибольшевистской прессе.
Весной 1937 года писатель с семьёй вернулся на родину. Встретили его тепло и радушно. К сожалению, писатель был тяжело болен, через год его не стало. Он умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде. Его популярные детские рассказы: «Белый пудель», «На реке», «Слон», «В недрах земли», «Бедный принц», «Чудесный доктор».
Александр Иванович Куприн очень любил животных. Он мог часами просиживать в зверинце и наблюдать за повадками зверей и птиц. Эти знания и любовь к природе отразились в его произведениях. Одним из них является рассказ «Слон».
- Какое настроение создалось у вас после прослушивания данного отрывка?
- Почему?
Беспокойное
Тревожное
Печальное
Грустное
Радостное
Светлое
Прекрасное
Солнечное
По саване слон гулял,
Топ-топ, топ-топ. Где слониха, слон не знал,
Топ-топ, топ-топ. А слониха у реки,
Буль-буль, буль- буль.
Мыла хобот и клыки,
Буль-буль, буль-буль.
Зарядка закончилась.
Вы молодцы!
Анализ рассказа А. И. Куприна «Слон».
Это история о маленькой девочке Наде, которая больна. Хотя у неё ничего не болит, «она худеет и слабеет с каждым днём. Что бы с ней ни делали, ей всё равно, и ничего ей не нужно». Даже во сне она видит что-то серое и скучное. Доктора решают, что девочка «больна равнодушием к жизни». Заботливые родители готовы сделать всё, чтобы развеселить дочку, даже привести в дом живого слона.
Автор подробно и красочно описывает слона. «Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые». Только наблюдательный и любящий животных человек мог так подробно описать слона.
Слон по кличке Томми – большой, неуклюжий, но добродушный и забавный. Наблюдая, как он ест, Надя хохотала и хлопала в ладоши. Героиня показала слону своих кукол, обедала вместе с ним, уснула около него и выздоровела.
Необычайно интересно читать историю дружбы маленькой девочки и большого слона. Читатель сочувствует Наде, переживает за её здоровье, грустит и смеётся вместе с ней, с интересом наблюдает за слоном. Мы радуемся счастливому финалу произведения.
Беспокойное
Тревожное
Печальное
Грустное
Радостное
Светлое
Прекрасное
Солнечное
Материалы для самостоятельной работы
Вопросы по содержанию.
1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние.
2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение?
3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его.
4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону?
5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос?
- Как зовут главную героиню рассказа?
- Кто приходит к Наде?
- Чем больна девочка?
Как вы понимаете слово «равнодушие»?
- Каким лекарством предлагает доктор лечить Надю?
- Как себя ведут родители больной девочки?
- Что снится Наде?
Разгадать кроссворд
3.
8.
6.
2.
4.
5.
1.
7.
9.
10
По вертикали:
1.Диагноз доктора, поставленный героине рассказа.
2.Рекомендации докторов: Не давать девочке ….
3.Имя слона.
4.Какую воду любил слон?
По горизонтали:
5.Имя героини рассказа.
6.Чем угощали слона в доме?
7.Куда поехал отец Нади за слоном?
8.Какой торт купили слону?
9.Сколько лет было девочке Наде?
10.Чем ещё угощали слона Томми?