СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Материал содержит конспект урока литературы в 9 классе по теме "Образ праведника" в рассказе "Матренин двор".
Тема урока. Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». (Тема праведничества в рассказе.)
Словарная работа: Кого можно назвать праведником?
Праведник – 1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (ирон).
Праведный – 1. Благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.
2. Основанный на правде, справедливый. (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова “Толковый словарь русского языка”).
Определите цели урока.
Цели:
1. «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
2. выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской;
3. подумать над такими нравственными понятиями, как: доброта, милосердие, чуткость, совесть, человечность; задуматься над смыслом жизни человеческой;
4. развивать умения и навыки анализа прозаического произведения.
3. Анализ текста.
Каково первоначальное название рассказа? Как оно связано с эпиграфом к уроку?
1. «Не стоит село без праведника».
2. К теме праведничества Солженицын подходит ненавязчиво и даже с юмором. Говоря о Матрёне, его герой замечает: “Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та - мышей душила!..” Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который совершил множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески, а делает праведничество естественным образом жизни героини.
Сочувствие, жалость, раздражение или восхищение вызывает у вас главная героиня рассказа Матрёна? Обоснуйте своё мнение.
Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора с Матрёной? Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца?
Для жителей села Матрена – никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме.
Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.
Чем же Матрёна привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.
Чем Матрёна отличалась от других жителей деревни Тальново?
Матрёна выходила на работу, даже если болела; не “сводила счёты” и не обсуждала, “кто вышел, а кто не вышел”; не могла отказать, когда кто-то просил помочь в сельскохозяйственных работах: выкопать картошку, вспахать на себе огород; за работу не брала денег; кормила пастухов продуктами, каких не ела сама; не досаждала никому расспросами; не сплетничала; вырастила чужую девочку; горницу отдала приёмной дочери.
Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.
Но не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо
Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они Матрену? Почему?
Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Все пользовались Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.
И после смерти все отзывы о ней были неодобрительны: “…и за обзаводом не гналась, и не бережная; и даже поросёнка не держала; …и, глупая, помогала чужим людям бесплатно”; не гналась за нарядами, не скопила имущества к смерти.
Таков её мир, так она живет.
Приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину.
Сопоставьте Матрёну и Фаддея. Как ведут они себя в близких жизненных ситуациях? (работа в группах)
Жизненные ситуации | Матрёна | Фаддей |
Первая мировая война | Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки. | Пошёл он на войну - пропал… а к Миколе зимнему - вернулся… из венгерского плена. |
Возвращение Фаддея из плена | В колена б ему бросилась… | …Если б то не брат мой родной - я бы вас порубал обоих. |
Семейная жизнь | Детей у неё было шестеро и один за другим умирали все очень рано. | Родила ему вторая Матрёна тоже шестерых детей. |
Великая Отечественная война | …Ефима взяли… и младший без вести исчез во вторую (войну). | …Не взяли на войну Фаддея из-за слепоты. |
Дом в наследство | Отдельный сруб горницы после смерти её отдать в наследство Кире. | Требовал, чтобы она отдала горницу теперь же, при жизни… |
Подготовка горницы к вывозу | Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда… Жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. | Глаза деловито поблёскивали… ловко лазил… живо суетился… горницу яро разбирал по рёбрышкам, чтобы увезти с чужого двора. |
Вывоз горницы | — А что было двух не срядить? Один бы трактор занемог - другой подтянул… | Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти всю горницу… |
Авария на переезде | И зачем на переезд проклятый пошла? | Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней… |
Похороны Матрёны | Лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое… | Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была - спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр... |
После похорон | Все отзывы её [золовки] о Матрёне были неодобрительны… | …Преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик… |
Ответ заключен в самом сопоставлении героев: как бы тяжела и неотвратима ни была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей.
Каково авторское отношение к героине? Приведите примеры из текста.
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей», - прямо заявляет автор.
Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
В чём вы видите трагизм судьбы Матрёны?
Трагизм не только в потерянном женихе, пропавшем без вести муже и умерших детях. Трагизм проявился тогда, когда Матрёна становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства.
Трагизм и в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми руководствовалась Матрёна в жизни. Поэтому после её смерти родственники и хотят поскорее захватить “добро”, которое осталось после неё.
Что стало причиной смерти Матрёны?
Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление помочь. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде.
В числе глубинных причин трагической гибели героини привязанность к Фаддею и своей воспитаннице, его дочери Кире. Именно она невольно становится виновницей разрушения дома, где жила вместе с Матрёной и где сама Матрёна прожила сорок лет. Люди, разбиравшие горницу, разрушают дом, главную ценность семьи. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны. В изуродованном доме она бы уже не смогла жить. Автором осуждаются алчность и жадность Фаддея, который одержим желанием захватить участок земли. Отсюда и его приказ не делать второго рейса, и вывоз уцелевших брёвен во время похорон и поминок. Виноват и зять Матрёны - железнодорожник, не предупредивший станцию о перевозке.
В чём же нравственный смысл рассказанной писателем истории?
Понятие “праведник” приобрело у Солженицына новое значение.
Нравоучительный смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, которое человек может излучать, освещая судьбы других людей.
Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.
4. Итог урока. Рефлексия.
Именно такой и могла быть Матрена из рассказа, с неловкой, словно неумелой, улыбкой, мудрыми, спокойными глазами, с какой-то удивительной естественностью, подлинностью, что озаряется на лице - или лике? - светом, идущим откуда-то из глубины, из души. “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”. Лучше Солженицына не скажешь.
Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой “двор”. Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия.
Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.
Сегодня взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли огромных размеров, кажется, что не может быть людей, подобных Матрёне. Но я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность. Не соглашусь, потому что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить - да, но не уничтожить.
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 7 класс ФГОС
Русская литература 8 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Русская литература 5 класс ФГОС
© 2020, Мотузок Валентина Петровна 4140 8
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы