СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Чехов "Толстый и тонкий". 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов "Толстый и тонкий". 6 класс»

Лицемерие и чинопочитание в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Лицемерие и чинопочитание в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

ЦЕЛИ выявить гуманистическую идею ценности каждой личности, проблему человеческого достоинства, являющиеся ключевыми в рассказе «Толстый и тонкий»

ЦЕЛИ

  • выявить гуманистическую идею ценности каждой личности, проблему человеческого достоинства, являющиеся ключевыми в рассказе «Толстый и тонкий»
Введенный Петром 1 список чинов военного, гражданского и придворного ведомств по рангам назывался 1)……… Человек, имеющий гражданский чин 8-го класса назывался 2)……. Толстый недавно получил чин 3-го ранга, теперь он 3)………. «Табель о рангах» Коллежский асессор Тайный советник

Введенный Петром 1 список чинов военного, гражданского и придворного ведомств по рангам назывался 1)………

Человек, имеющий гражданский чин 8-го класса назывался 2)…….

Толстый недавно получил чин 3-го ранга, теперь он 3)……….

  • «Табель о рангах»
  • Коллежский асессор
  • Тайный советник
Прочитайте первый абзац и ответьте на вопросы: Где встретились герои? Кто из двух приятелей богаче?

Прочитайте первый абзац и ответьте на вопросы:

  • Где встретились герои?
  • Кто из двух приятелей богаче?
 Искусство писателя проявилось в умении дать характеристику одной фразой, одним сравнением. Характеры героев, их социальный статус преданы емко и лаконично. «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

Искусство писателя проявилось в умении дать характеристику одной фразой, одним сравнением. Характеры героев, их социальный статус преданы емко и лаконично. «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

Прочитайте до слов «Нафанаил немного подумал…» и ответьте на вопросы: Как звали тонкого? (Парфирий) Как звали толстого? (Михаил) Что мы узнаем о семейном положении тонкого? (Он женат, жена лютеранка, есть сын).

Прочитайте до слов «Нафанаил немного подумал…» и ответьте на вопросы:

  • Как звали тонкого? (Парфирий)
  • Как звали толстого? (Михаил)
  • Что мы узнаем о семейном положении тонкого? (Он женат, жена лютеранка, есть сын).
4. Как называли в школе толстого?  Герострат. Грек из г. Эфес, который, желая обессмертить свое имя, в 356 г. до н. э. поджег храм Артемиды Эфесской, выгоревший дотла.  Суд приговорил Герострата к смерти и, главное, к забвению. Но древнегреческий историк Феокомп (IV в. до н. э.), рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков его имя. Таким образом, Герострат добился своего: приобрел бессмертную, пусть и позорную, славу — славу Герострата.  Иносказательно: слава, равная вечному позору; постыдная известность человека, который прославился только путем разрушения того, что создано другими.

4. Как называли в школе толстого?

Герострат. Грек из г. Эфес, который, желая обессмертить свое имя, в 356 г. до н. э. поджег храм Артемиды Эфесской, выгоревший дотла.

Суд приговорил Герострата к смерти и, главное, к забвению. Но древнегреческий историк Феокомп (IV в. до н. э.), рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков его имя. Таким образом, Герострат добился своего: приобрел бессмертную, пусть и позорную, славу — славу Герострата.

Иносказательно: слава, равная вечному позору; постыдная известность человека, который прославился только путем разрушения того, что создано другими.

5. За что тонкого дразнили Эфиальтом? (Любил ябедничать. Эфиальт — малиец, изменнически указавший обход в ущелье через Каллидром, по которому часть персидского войска попала в тыл спартанцев, вследствие чего они погибли, окруженные с двух сторон неприятелем). Прозвища немало рассказали о героях. По ним можно судить о независимости характера толстого, проявлявшейся в молодые годы (несмотря на запреты начальства, он курил папироски); о склонности к приспособленчеству тонкого, докладывающего начальству о шалостях товарищей, видимо, имевшему за эти «заслуги» какие-то привилегии. 6. Почему тонкий два раза упоминает жену и про её веру? (В России, преимущественно христианской стране, лютеран было мало. Тонкий хочет подчеркнуть особенность жену)

5. За что тонкого дразнили Эфиальтом? (Любил ябедничать. Эфиальт — малиец, изменнически указавший обход в ущелье через Каллидром, по которому часть персидского войска попала в тыл спартанцев, вследствие чего они погибли, окруженные с двух сторон неприятелем).

Прозвища немало рассказали о героях. По ним можно судить о независимости характера толстого, проявлявшейся в молодые годы (несмотря на запреты начальства, он курил папироски); о склонности к приспособленчеству тонкого, докладывающего начальству о шалостях товарищей, видимо, имевшему за эти «заслуги» какие-то привилегии.

6. Почему тонкий два раза упоминает жену и про её веру? (В России, преимущественно христианской стране, лютеран было мало. Тонкий хочет подчеркнуть особенность жену)

Прочитайте до слов «Я, ваше превосходительство…» и ответьте на вопросы: Кем служит тонкий? (Коллежским асессором) Как получает дополнительный заработок семья тонкого? (Тонкий продает сигары, а жена дает уроки музыки) Какой чин у толстого? (Тайный советник) Почему тонкий так изменился в лице: «сам он съёжился, сгорбился, сузился…»? (Тонкий узнал, что толстый выше его по чину, и принижая себя, хочет показать свое почтение толстому)

Прочитайте до слов «Я, ваше превосходительство…» и ответьте на вопросы:

  • Кем служит тонкий? (Коллежским асессором)
  • Как получает дополнительный заработок семья тонкого? (Тонкий продает сигары, а жена дает уроки музыки)
  • Какой чин у толстого? (Тайный советник)
  • Почему тонкий так изменился в лице: «сам он съёжился, сгорбился, сузился…»? (Тонкий узнал, что толстый выше его по чину, и принижая себя, хочет показать свое почтение толстому)
 Толстый достиг вершины карьеры, имеет высокие награды, а друг детства мало преуспел. Семейство еле-еле сводит концы с концами: он вынужден тайно торговать дешевыми портсигарами, а жене приходится давать уроки музыки. Надежды на карьерный рост тоже нет: тонкого перевели на новую должность, не многим более значительную, чем прежде.

Толстый достиг вершины карьеры, имеет высокие награды, а друг детства мало преуспел. Семейство еле-еле сводит концы с концами: он вынужден тайно торговать дешевыми портсигарами, а жене приходится давать уроки музыки. Надежды на карьерный рост тоже нет: тонкого перевели на новую должность, не многим более значительную, чем прежде.

Словерс — название частицы -с, прибавляемой к концу слов в определенных ситуациях: в XIX в. — в знак почтения к собеседнику; в конце XIX в. прибавилось значение демонстративного самоунижения; в XX в. используется для выделения особо значимых высказываний, также для подчеркивания иронии. Вначале употреблялось как сокращение от слова сударь, государь. Произносилось, когда было уместно: вместо извольте, сударь — извольте-с . Обычное место словоерса — после «да» и «нет» (« да-с» и «нет-с »), после глаголов (извольте-с), а также после любого значимого слова.

Словерсназвание частицы -с, прибавляемой к концу слов в определенных ситуациях:

  • в XIX в. — в знак почтения к собеседнику;
  • в конце XIX в. прибавилось значение демонстративного самоунижения;
  • в XX в. используется для выделения особо значимых высказываний, также для подчеркивания иронии.

Вначале употреблялось как сокращение от слова сударь, государь. Произносилось, когда было уместно: вместо извольте, сударь — извольте-с . Обычное место словоерса — после «да» и «нет» (« да-с» и «нет-с »), после глаголов (извольте-с), а также после любого значимого слова.

Прочитайте до конца и ответьте на вопросы: Понравилась ли толстому такая перемена в разговоре? Почему? (Нет, он разговаривал с другом, а не подчиненным) Почему толстому стало неприятно разговаривать с тонким, «тайного советника стошнило» от «почтительной кислоты»?

Прочитайте до конца и ответьте на вопросы:

  • Понравилась ли толстому такая перемена в разговоре? Почему? (Нет, он разговаривал с другом, а не подчиненным)
  • Почему толстому стало неприятно разговаривать с тонким, «тайного советника стошнило» от «почтительной кислоты»?
3. Почему тонкий меняет тон разговора? Почему он хочет угодить толстому? (Он так привык, их всех учили чинопочитанию. Тонкий не зависит напрямую от толстого: толстый не сможет ему помочь в продвижении по карьерной лестнице, тем не менее, он все равно ему льстит) 4. Зачем ему так себя унижать перед толстым? Как это характеризует тонкого? (Привычка. Он привык унижать себя и преклоняться перед каждым, кто выше его по чину. Он лживый и лицемерный) 5. Почему смешной рассказ в конце становится грустным? (Мы пониманием, как жалко выглядит тонкий: он готов унижаться и лицемерить)

3. Почему тонкий меняет тон разговора? Почему он хочет угодить толстому? (Он так привык, их всех учили чинопочитанию. Тонкий не зависит напрямую от толстого: толстый не сможет ему помочь в продвижении по карьерной лестнице, тем не менее, он все равно ему льстит)

4. Зачем ему так себя унижать перед толстым? Как это характеризует тонкого? (Привычка. Он привык унижать себя и преклоняться перед каждым, кто выше его по чину. Он лживый и лицемерный)

5. Почему смешной рассказ в конце становится грустным? (Мы пониманием, как жалко выглядит тонкий: он готов унижаться и лицемерить)

Гуманистическая идея ценности каждой человеческой личности, проблема человеческого достоинства являются ключевыми в творчестве А.П. Чехова. К каким произведениям — юмористическим или сатирическим — правомерно отнести рассказ А.П.Чехова?  Произведение сатирическое, поскольку в нем высмеян герой, лишенный чувства внутренней свободы и собственного достоинства, а также общество, в котором процветает чинопочитание. Это уже социальный порок.
  • Гуманистическая идея ценности каждой человеческой личности, проблема человеческого достоинства являются ключевыми в творчестве А.П. Чехова. К каким произведениям — юмористическим или сатирическим — правомерно отнести рассказ А.П.Чехова?

Произведение сатирическое, поскольку в нем высмеян герой, лишенный чувства внутренней свободы и собственного достоинства, а также общество, в котором процветает чинопочитание. Это уже социальный порок.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!