Лицемерие и чинопочитание в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
ЦЕЛИ
- выявить гуманистическую идею ценности каждой личности, проблему человеческого достоинства, являющиеся ключевыми в рассказе «Толстый и тонкий»
Введенный Петром 1 список чинов военного, гражданского и придворного ведомств по рангам назывался 1)………
Человек, имеющий гражданский чин 8-го класса назывался 2)…….
Толстый недавно получил чин 3-го ранга, теперь он 3)……….
- «Табель о рангах»
- Коллежский асессор
- Тайный советник
Прочитайте первый абзац и ответьте на вопросы:
- Где встретились герои?
- Кто из двух приятелей богаче?
Искусство писателя проявилось в умении дать характеристику одной фразой, одним сравнением. Характеры героев, их социальный статус преданы емко и лаконично. «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».
Прочитайте до слов «Нафанаил немного подумал…» и ответьте на вопросы:
- Как звали тонкого? (Парфирий)
- Как звали толстого? (Михаил)
- Что мы узнаем о семейном положении тонкого? (Он женат, жена лютеранка, есть сын).
4. Как называли в школе толстого?
Герострат. Грек из г. Эфес, который, желая обессмертить свое имя, в 356 г. до н. э. поджег храм Артемиды Эфесской, выгоревший дотла.
Суд приговорил Герострата к смерти и, главное, к забвению. Но древнегреческий историк Феокомп (IV в. до н. э.), рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков его имя. Таким образом, Герострат добился своего: приобрел бессмертную, пусть и позорную, славу — славу Герострата.
Иносказательно: слава, равная вечному позору; постыдная известность человека, который прославился только путем разрушения того, что создано другими.
5. За что тонкого дразнили Эфиальтом? (Любил ябедничать. Эфиальт — малиец, изменнически указавший обход в ущелье через Каллидром, по которому часть персидского войска попала в тыл спартанцев, вследствие чего они погибли, окруженные с двух сторон неприятелем).
Прозвища немало рассказали о героях. По ним можно судить о независимости характера толстого, проявлявшейся в молодые годы (несмотря на запреты начальства, он курил папироски); о склонности к приспособленчеству тонкого, докладывающего начальству о шалостях товарищей, видимо, имевшему за эти «заслуги» какие-то привилегии.
6. Почему тонкий два раза упоминает жену и про её веру? (В России, преимущественно христианской стране, лютеран было мало. Тонкий хочет подчеркнуть особенность жену)
Прочитайте до слов «Я, ваше превосходительство…» и ответьте на вопросы:
- Кем служит тонкий? (Коллежским асессором)
- Как получает дополнительный заработок семья тонкого? (Тонкий продает сигары, а жена дает уроки музыки)
- Какой чин у толстого? (Тайный советник)
- Почему тонкий так изменился в лице: «сам он съёжился, сгорбился, сузился…»? (Тонкий узнал, что толстый выше его по чину, и принижая себя, хочет показать свое почтение толстому)
Толстый достиг вершины карьеры, имеет высокие награды, а друг детства мало преуспел. Семейство еле-еле сводит концы с концами: он вынужден тайно торговать дешевыми портсигарами, а жене приходится давать уроки музыки. Надежды на карьерный рост тоже нет: тонкого перевели на новую должность, не многим более значительную, чем прежде.
Словерс — название частицы -с, прибавляемой к концу слов в определенных ситуациях:
- в XIX в. — в знак почтения к собеседнику;
- в конце XIX в. прибавилось значение демонстративного самоунижения;
- в XX в. используется для выделения особо значимых высказываний, также для подчеркивания иронии.
Вначале употреблялось как сокращение от слова сударь, государь. Произносилось, когда было уместно: вместо извольте, сударь — извольте-с . Обычное место словоерса — после «да» и «нет» (« да-с» и «нет-с »), после глаголов (извольте-с), а также после любого значимого слова.
Прочитайте до конца и ответьте на вопросы:
- Понравилась ли толстому такая перемена в разговоре? Почему? (Нет, он разговаривал с другом, а не подчиненным)
- Почему толстому стало неприятно разговаривать с тонким, «тайного советника стошнило» от «почтительной кислоты»?
3. Почему тонкий меняет тон разговора? Почему он хочет угодить толстому? (Он так привык, их всех учили чинопочитанию. Тонкий не зависит напрямую от толстого: толстый не сможет ему помочь в продвижении по карьерной лестнице, тем не менее, он все равно ему льстит)
4. Зачем ему так себя унижать перед толстым? Как это характеризует тонкого? (Привычка. Он привык унижать себя и преклоняться перед каждым, кто выше его по чину. Он лживый и лицемерный)
5. Почему смешной рассказ в конце становится грустным? (Мы пониманием, как жалко выглядит тонкий: он готов унижаться и лицемерить)
- Гуманистическая идея ценности каждой человеческой личности, проблема человеческого достоинства являются ключевыми в творчестве А.П. Чехова. К каким произведениям — юмористическим или сатирическим — правомерно отнести рассказ А.П.Чехова?
Произведение сатирическое, поскольку в нем высмеян герой, лишенный чувства внутренней свободы и собственного достоинства, а также общество, в котором процветает чинопочитание. Это уже социальный порок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка»