СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий», рассказ. Урок литературы в 6-в классе
Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста,
выяснить особенности стиля писателя, мастера слова, детали подтекста;
Учить видеть красоту, меткость слова, авторское отношение к лицемерию.
Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий», рассказ. Урок литературы в 6-в классе
Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста,
выяснить особенности стиля писателя, мастера слова, детали подтекста;
Учить видеть красоту, меткость слова, авторское отношение к лицемерию.
Познавательных
-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),
-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)
-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)
Коммуникативных
-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Личностных
-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста
Технологии: технология развития критического мышления
Оборудование:
текст рассказа «Толстый и тонкий»
иллюстрации к рассказу «Толстый и тонкий»
презентация к уроку
портрет А. П. Чехова
Тип урока. Урок открытия нового знания
Эпиграф: «Краткость – сестра таланта».
Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи, изложения и т.д.)
Ход урока
1.Мотивация познавательной деятельности Введение.
Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку
Слово учителя.
Чехов, изумительный мастер лаконичной речи (работа над словом «лаконичный») выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое.
У Чехова мы учимся меткому и точному слову. Сегодня, анализируя рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем как всегда, учиться вчитываться в текст.
2.Актуализациянеобходимых знаний Технология дебатов
1) Верные/неверные утверждения:
Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.
Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.
Являлся кормильцем в семье.
Терпеть не мог врачей.
Подписывал свои рассказы псевдонимами
Что такое псевдоним?
* Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.
(Сообщение ученика о псевдонимах писателя)
— Почему А. П. Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?
Чехов учился на врача, потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.
3. Мотивация познавательной деятельности.
Технология критического мышления. Информационная технология (презентация); (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения).
Обращение к эпиграфам:
Краткость - сестра таланта.
А. П. Чехов
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ
Обращение к иллюстрациям.
Как можно сформулировать тему нашего урока?
А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый»
4.Открытие нового знания Организация познавательной деятельности.
Технология мастерской – работа в группе, обобщение, рефлексия.(особенности технологии- внимание к деталям «деталь» - «вопрос» - «проблема»).
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий»(Фонохрестоматия к учебнику В. Я. Коровиной)
.Во время чтения значения непонятных слов смотрите в приложении (у каждого на парте)
Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)
Какое событие происходит в рассказе?
Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения героев?
Что преобладает в рассказе: повествование, описание, диалог?
Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни».
- О чем эта деталь говорит?
«Пахло от него хересом» (сорт крепкого виноградного вина). Одна - две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.
- Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали?
- А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей».) Какие детали здесь наиболее значительные?
(Он навьючен, на спине поклажа, значит, у него нет денег на носильщика. Обвешенный, он жалок. И пахнет от него кофейной гущей – остатки от кофе).
- Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопостановлению, антитезе.
- Богатый и бедный.
- Прочитайте диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей…
- Как передает писатель радость этой встречи?
(У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства). Искренни ли эти чувства? Как Чехов дает нам это понять?
- Прочитайте речь тонкого.
- Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни?
- Для чего Чехов вводит паузу? Что она передает?
(С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас это не главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое…ну да, бы с ним!» - не о том хочется ему сейчас, в этот момент говорить).
- Прочитаем ответ толстого.
- Что мы узнаем о его положении в обществе?
- Как, по-вашему мнению, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Не рисуясь?
Чехов создает речевой образ героя,через речь интонацию передает особенности характера персонажа .
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа. |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | “Хотел возразить…стошнило” | “Захихикал”, “приятно ошеломлён”. |
2. Мимика, жесты, поза.. | “поморщился” | “Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”. “Сам он съёжился, сгорбился, сузился”. “…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты” |
3. Знаки препинания в конце предложений. | Восклицательный знак | Многоточие. |
4. Обращение героев друг к другу. | “Мы с тобой друзья” | “..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с” |
Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
- Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.
- Читаем в рассказе… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел» говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этим глаголам.
- Это «вдруг» передает состояние внезапной перемены. Окаменел – был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл, как вкопанный.
За словом – состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что «окаменел», этот глагол – метафора – единственно возможное здесь, самое точное слово художника – мастера.
Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, о чем она говорит?
(О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательные в превосходной степени усиливает эту неестественность). «Сам он съежился, сгорбился, сузился…». Что передает каждый глагол?
- Зачем их так много?
- Почему чемоданы, узлы тоже «съежились, сморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно, подобостряет, но хихикает, тотчас же в его речи появляется раболенно-почтенное – с. Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.
От языка идем к идее произведения – разоблачение подхалимства и угодничества.
- Читаем у Чехова. «Толстый хотел было возразить что-то». Что,по-вашему, он мог бы возразить?
- Каким словом передает писатель чувства толстого от примыкательства тонкого?
5. Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний
Михаил (толстый), привыкший к чинопочитанию на службе, был рад встретиться с человеком, с которым он когда-то общался на равных. Чинопочитание лишает общение простоты, душевности; человек при этом видит не личность товарища, а лишь его мундир, его чин и звание. Толстый встретил, как ему показалось, друга и душевность, которая превратилась в самую отвратительную форму чинопочитания. Это заставило толстого отвернуться от тонкого. Но все же он подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии.
— Какие повторы мы встречаем в тексте? Каково их значение?
В первой части читаем: «Оба были приятно ошеломлены» — оба героя рады встрече, хотя об этой радости говорится настолько высокими словами, что в них чудится оттенок иронии. В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены» — встрече рады члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством. Толстый (Михаил) встрече уже не рад.
— Чем отличаются третий раз сказанные тонким слова о жене и сыне от первого и второго раза? С какой интонацией вы их произнесете?
— Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога?
«Нафанаил немного подумал и снял шапку».
«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».
«...Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...»
— Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что Нафанаил «немного подумал»?
Очень важный вопрос: мы видим, что привычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу.
- Читаем у Чехова. «Толстый хотел было возразить что-то». Что,по-вашему, он мог бы возразить?
- Каким словом передает писатель чувства толстого от примыкательства тонкого?
- Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его сборник «Пестрые рассказы». При этом он внес в рассказ существенные изменения. В журнальной редакции тонкий при встрече с товарищем резко отозвался о новом своем начальнике.
- Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи с гимназическим товарищем начинает распекать его.
Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.
Заключение.
- Для чего он это сделал?
- Что можем мы сказать о мастерстве Чехова – писателя?
- Что на ваш взгляд, ему удалось в этом рассказе
7. Рефлексия. Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон»
Закрепление основных понятий урока. Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Технология «Педагогика сотрудничества».
Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Оценки за урок
Вывод: Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.
Слайд презентации
Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
Это Чехов говорил о себе
Задание на дом Домашнее задание. 5. Домашнее задание:
1) Перечитать рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
2) Напишите изложение на тему «Встреча толстого и тонкого на
на вокзале» Для сильной группы сочинение на тему:
«Что смешно, а что грустно в этом рассказе?»
Приложение
Словарная работа
Николаевской железной дороги: Николаевская железная дорога — до 1917 года так называлась дорога Москва — Санкт-Петербург, сейчас она именуется Октябрьской.
Пообедал на вокзале — в то время на вокзалах были хорошие, дорогие рестораны.
Губы... лоснúлись — губы блестели так, что даже отсвечивали.
Хéрес — сорт крепкого виноградного вина.
Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов.
Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное.
Пахло... ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.
Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке (в том числе в языке времени А. П. Чехова) это словосочетание носило иронический оттенок.
Такой же душóнок и щёголь: душонок — душа компании, красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый.
Жена... урождённая...: так говорили о девичьей фамилии женщины (в основном о дворянках); герой хочет подчеркнуть, что его жена — из дворянской семьи.
Лютерáнка — женщина, исповедующая лютеранство. Лютерáнство — протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера и направленное против католичества и папы римского. В России, христианской по преимуществу стране, лютеран было мало, и герой хочет подчеркнуть особенность жены.
Ученик третьего класса: в царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.
Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.
Казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии.
Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага — оплота аристократии. Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в царское время в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории.
Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели...» и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.
Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.
Станислáва имею — орден Станислава.
Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу, работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы.
Портсигáр — карманная плоская коробка для папирос.
Привáтно... делаю — делаю неофициально, частным образом.
Департáмент — отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Столоначáльник — должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол, низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений. Столоначальники обычно были чиновниками 7-го класса. Порфирий говорит о том, что он, имея чин 8-го класса, занимает сейчас должность столоначальника, которую занимают обычно чиновники рангом выше, и в этом состоит предмет его гордости.
Стáтский: имеется в виду чин статского советника, относящийся к 5-му классу. Лица, имевшие этот чин, занимали должности вице-директора департамента, вице-губернатора (заместителя губернатора) и другие.
До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра), сенатор, посланник и другие.
Две звезды имею — имею два ордена.
Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно.
Застегнул все пуговки своего мундира: в царской России гимназисты носили особые мундиры, и перед начальством положено было появляться одетым по всей форме, с застегнутыми пуговицами.
Ваше превосходúтельство — титулование некоторых высших чинов в царской России, принятое в официальной речи.
Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение; употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения.
Чинопочитáние — почитание старших по чину, по служебному положению. Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты.
Милостивое внимание: этот оборот показывает стремление тонкого унизить себя перед человеком, занимающим высокий гражданский чин.
Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это слово употреблено в ироническом ключе.
Шаркнул ногой — сделал шаркающее движение ногой, которое составляло часть ритуала поклона младшего по чину перед старшим.
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 7 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 9 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 10 класс ФГОС
Русская литература 6 класс ФГОС
© 2017, Згодько Людмила Анатольевна 13387 546
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы