СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий», рассказ. Урок литературы в 6-в классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий», рассказ. Урок литературы в 6-в  классе

Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста,

выяснить особенности стиля писателя, мастера слова, детали подтекста;

 Учить видеть красоту, меткость слова, авторское отношение к лицемерию.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий», рассказ. Урок литературы в 6-в классе»

Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий», рассказ. Урок литературы в 6-в классе

Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста,

выяснить особенности стиля писателя, мастера слова, детали подтекста;

Учить видеть красоту, меткость слова, авторское отношение к лицемерию.

Познавательных

-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)

-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)

Коммуникативных

-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностных

-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста

Технологии: технология развития критического мышления

Оборудование:

текст рассказа «Толстый и тонкий»

иллюстрации к рассказу «Толстый и тонкий»

презентация к уроку

портрет А. П. Чехова

Тип урока. Урок открытия нового знания

Эпиграф: «Краткость – сестра таланта».

Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи, изложения и т.д.)

Ход урока

1.Мотивация познавательной деятельности Введение.

Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку

Слово учителя.

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи (работа над словом «лаконичный») выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое.

У Чехова мы учимся меткому и точному слову. Сегодня, анализируя рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем как всегда, учиться вчитываться в текст.

2.Актуализациянеобходимых знаний Технология дебатов

1) Верные/неверные утверждения:

Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.

Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.

Являлся кормильцем в семье.

Терпеть не мог врачей.

Подписывал свои рассказы псевдонимами

Что такое псевдоним?

* Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.

(Сообщение ученика о псевдонимах писателя)

— Почему А. П. Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?

Чехов учился на врача, потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.

  1. 3. Мотивация познавательной деятельности.

Технология критического мышления. Информационная технология (презентация); (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения).

Обращение к эпиграфам:

Краткость - сестра таланта.

А. П. Чехов

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ

Обращение к иллюстрациям.

Как можно сформулировать тему нашего урока?

А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый»

4.Открытие нового знания Организация познавательной деятельности.

Технология мастерской – работа в группе, обобщение, рефлексия.(особенности технологии- внимание к деталям «деталь» - «вопрос» - «проблема»).

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий»(Фонохрестоматия к учебнику В. Я. Коровиной)

.Во время чтения значения непонятных слов смотрите в приложении (у каждого на парте)

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

Какое событие происходит в рассказе?

Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения героев?

Что преобладает в рассказе: повествование, описание, диалог?

Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни».

- О чем эта деталь говорит?

«Пахло от него хересом» (сорт крепкого виноградного вина). Одна - две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.

- Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали?

- А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей».) Какие детали здесь наиболее значительные?

(Он навьючен, на спине поклажа, значит, у него нет денег на носильщика. Обвешенный, он жалок. И пахнет от него кофейной гущей – остатки от кофе).

- Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопостановлению, антитезе.

- Богатый и бедный.

- Прочитайте диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей…

- Как передает писатель радость этой встречи?

(У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства). Искренни ли эти чувства? Как Чехов дает нам это понять?

- Прочитайте речь тонкого.

- Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни?

- Для чего Чехов вводит паузу? Что она передает?

(С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас это не главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое…ну да, бы с ним!» - не о том хочется ему сейчас, в этот момент говорить).

- Прочитаем ответ толстого.

- Что мы узнаем о его положении в обществе?

- Как, по-вашему мнению, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Не рисуясь?

Чехов создает речевой образ героя,через речь интонацию передает особенности характера персонажа .

Линии сравнения

Толстый” во 2-ой части рассказа

Тонкий” во 2-ой части рассказа.

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

Хотел возразить…стошнило”

Захихикал”, “приятно ошеломлён”.

2. Мимика, жесты, поза..

поморщился”

Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.

Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.

“…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”

3. Знаки препинания в конце предложений.

Восклицательный знак

Многоточие.

4. Обращение героев друг к другу.

Мы с тобой друзья”

..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.) 
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?

- Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.

- Читаем в рассказе… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел» говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этим глаголам.

- Это «вдруг» передает состояние внезапной перемены. Окаменел – был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл, как вкопанный.

За словом – состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что «окаменел», этот глагол – метафора – единственно возможное здесь, самое точное слово художника – мастера.

Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, о чем она говорит?

(О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательные в превосходной степени усиливает эту неестественность). «Сам он съежился, сгорбился, сузился…». Что передает каждый глагол?

- Зачем их так много?

- Почему чемоданы, узлы тоже «съежились, сморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно, подобостряет, но хихикает, тотчас же в его речи появляется раболенно-почтенное – с. Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.

От языка идем к идее произведения – разоблачение подхалимства и угодничества.

- Читаем у Чехова. «Толстый хотел было возразить что-то». Что,по-вашему, он мог бы возразить?

- Каким словом передает писатель чувства толстого от примыкательства тонкого?

5. Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний

Михаил (толстый), привыкший к чинопочитанию на службе, был рад встретиться с человеком, с которым он когда-то общался на равных. Чинопочитание лишает общение простоты, душевности; человек при этом видит не личность товарища, а лишь его мундир, его чин и звание. Толстый встретил, как ему показалось, друга и душевность, которая превратилась в самую отвратительную форму чинопочитания. Это заставило толстого отвернуться от тонкого. Но все же он подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии.

Какие повторы мы встречаем в тексте? Каково их значение?

В первой части читаем: «Оба были приятно ошеломлены» — оба героя рады встрече, хотя об этой радости говорится настолько высокими словами, что в них чудится оттенок иронии. В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены» — встрече рады члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством. Толстый (Михаил) встрече уже не рад.

Чем отличаются третий раз сказанные тонким слова о жене и сыне от первого и второго раза? С какой интонацией вы их произнесете?

— Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога?

«Нафанаил немного подумал и снял шапку».

«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».

«...Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...»

— Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что Нафанаил «немного подумал»?

Очень важный вопрос: мы видим, что привычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу.

- Читаем у Чехова. «Толстый хотел было возразить что-то». Что,по-вашему, он мог бы возразить?

- Каким словом передает писатель чувства толстого от примыкательства тонкого?


- Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его сборник «Пестрые рассказы». При этом он внес в рассказ существенные изменения. В журнальной редакции тонкий при встрече с товарищем резко отозвался о новом своем начальнике.

- Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи с гимназическим товарищем начинает распекать его.

Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.

Заключение.

- Для чего он это сделал?


- Что можем мы сказать о мастерстве Чехова – писателя?


- Что на ваш взгляд, ему удалось в этом рассказе

7. Рефлексия. Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон»

Закрепление основных понятий урока. Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Технология «Педагогика сотрудничества».

Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Оценки за урок

Вывод: Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.

Слайд презентации

Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу, и людям безо всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

Это Чехов говорил о себе

Задание на дом Домашнее задание. 5. Домашнее задание:

1) Перечитать рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

2) Напишите изложение на тему «Встреча толстого и тонкого на

на вокзале» Для сильной группы сочинение на тему:

«Что смешно, а что грустно в этом рассказе?»

Приложение

Словарная работа

Николаевской железной дороги: Николаевская железная дорога — до 1917 года так называлась дорога Москва — Санкт-Петербург, сейчас она именуется Октябрьской.

Пообедал на вокзале — в то время на вокзалах были хорошие, дорогие рестораны.

Губы... лоснúлись — губы блестели так, что даже отсвечивали.

Хéрес — сорт крепкого виноградного вина.

Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов.

Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное.

Пахло... ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.

Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке (в том числе в языке времени А. П. Чехова) это словосочетание носило иронический оттенок.

Такой же душóнок и щёголь: душонок — душа компании, красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый.

Жена... урождённая...: так говорили о девичьей фамилии женщины (в основном о дворянках); герой хочет подчеркнуть, что его жена — из дворянской семьи.

Лютерáнка — женщина, исповедующая лютеранство. Лютерáнство — протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера и направленное против католичества и папы римского. В России, христианской по преимуществу стране, лютеран было мало, и герой хочет подчеркнуть особенность жены.

Ученик третьего класса: в царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.

Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.

Казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии.

Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую функции ареопага — оплота аристократии. Упоминание имен Герострата и Эфиальта говорит нам о том, что в царское время в гимназиях большое внимание уделялось изучению древней истории.

Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались во всех тонкостях «Табели...» и относились к чину, который имеет человек, с большим вниманием.

Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин.

Станислáва имею — орден Станислава.

Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу, работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы.

Портсигáр — карманная плоская коробка для папирос.

Привáтно... делаю — делаю неофициально, частным образом.

Департáмент — отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Столоначáльник — должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол, низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений. Столоначальники обычно были чиновниками 7-го класса. Порфирий говорит о том, что он, имея чин 8-го класса, занимает сейчас должность столоначальника, которую занимают обычно чиновники рангом выше, и в этом состоит предмет его гордости.

Стáтский: имеется в виду чин статского советника, относящийся к 5-му классу. Лица, имевшие этот чин, занимали должности вице-директора департамента, вице-губернатора (заместителя губернатора) и другие.

До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть помощник министра), сенатор, посланник и другие.

Две звезды имею — имею два ордена.

Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно.

Застегнул все пуговки своего мундира: в царской России гимназисты носили особые мундиры, и перед начальством положено было появляться одетым по всей форме, с застегнутыми пуговицами.

Ваше превосходúтельство — титулование некоторых высших чинов в царской России, принятое в официальной речи.

Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение; употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения.

Чинопочитáние — почитание старших по чину, по служебному положению. Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты.

Милостивое внимание: этот оборот показывает стремление тонкого унизить себя перед человеком, занимающим высокий гражданский чин.

Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это слово употреблено в ироническом ключе.

Шаркнул ногой — сделал шаркающее движение ногой, которое составляло часть ритуала поклона младшего по чину перед старшим.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

14.03.2017 21:36
Мальцева Алла Владимировна @av79
Спасибо

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс