СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Чехов. "Хамелеон".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы для шестого класса по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон".

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов. "Хамелеон".»

А.П.Чехов.  «Хамелеон»

А.П.Чехов. «Хамелеон»

Словарная работа Х а м е л е о н ?

Словарная работа

Х а м е л е о н ?

Словарная работа  Хамелеон - семейство пресмыкающихся, вид ящерицы, меняющей окраску в зависимости от освещения и окружающей среды. В переносном значении – беспринципный человек, легко меняющий взгляды в зависимости от обстановки. Словарь исторических терминов

Словарная работа

Хамелеон - семейство пресмыкающихся, вид ящерицы, меняющей окраску в зависимости от освещения и окружающей среды. В переносном значении – беспринципный человек, легко меняющий взгляды в зависимости от обстановки.

Словарь исторических терминов

Чехов — мастер художественной миниатюры. Это замечательная возможность сказать читателю коротко о многом. «Хамелеон» - сатирический рассказ, в котором Чехов высмеивает людские пороки, в частности чинопочитание.
  • Чехов — мастер художественной миниатюры. Это замечательная возможность сказать читателю коротко о многом.
  • «Хамелеон» - сатирический рассказ, в котором Чехов высмеивает людские пороки, в частности чинопочитание.
Элементы сюжета Экспозиция: полицейский надзиратель Очумелов идет через базарную площадь. Завязка — Хрюкина кусает собака. Развитие действия: собирается толпа зевак, Хрюкин объясняет ситуацию Очумелову. Кульминация — момент, когда выясняется, что собака, возможно, принадлежит генералу. Развязка: выясняется, что собака принадлежит брату генерала. Заключение: Очумелов грозит Хрюкину и удаляется.

Элементы сюжета

  • Экспозиция: полицейский надзиратель Очумелов идет через базарную площадь.
  • Завязка — Хрюкина кусает собака.
  • Развитие действия: собирается толпа зевак, Хрюкин объясняет ситуацию Очумелову.
  • Кульминация — момент, когда выясняется, что собака, возможно, принадлежит генералу.
  • Развязка: выясняется, что собака принадлежит брату генерала.
  • Заключение: Очумелов грозит Хрюкину и удаляется.
Художественные детали Чехов вкладывает на художественную деталь огромную смысловую нагрузку: название рассказа «Хамелеон» новая шинель - признак власти узелок в руке и конфискованный крыжовник щенок окровавленный палец Хрюкина - символ победы отрывистая грубая речь внешний вид героев

Художественные детали

Чехов вкладывает на художественную деталь огромную смысловую нагрузку:

  • название рассказа «Хамелеон»
  • новая шинель - признак власти
  • узелок в руке и конфискованный крыжовник
  • щенок
  • окровавленный палец Хрюкина - символ победы
  • отрывистая грубая речь
  • внешний вид героев

Главные герои

Главные герои рассказа Хамелеон — полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин и др. Главные герои «Хамелеон» — люди самые разные, представляющие народ, «улицу», человека толпы. Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутые характеристики, имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь.

Перечислим «полные» имена, как они даны в тексте.

  • «Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия).
  • «Елдырин — рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником», он «шагает», следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.
  • Генерал Жигалов — внесценический персонаж, слово “генерал” как бы является частью его имени, причем имя и отчество у генерала Жигалова отсутствуют: они невозможны в глазах тех, кто находится ниже него на ступеньках общественной и служебной лестницы.
  • Владимир Иванович Жигалов — брат генерала Жигалова, ему как человеку с высоким общественным положением дана привилегия иметь имя и отчество.
  • Остальные персонажи: Прохор — генеральский повар, люди из толпы и — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса».
Аналитическая работа Предположите: 1.  Кто победит в конфликте? 2.  Какая судьба ждет собаку? 3.  Оцените поведение Очумелова с позиции нравственности.

Аналитическая работа

Предположите:

1. Кто победит в конфликте?

2. Какая судьба ждет собаку?

3. Оцените поведение Очумелова с позиции нравственности.

Рефлексия  Выразите своё отношение к рассказу.Разве может Очумелов принять правильное решение?  Его решения зависят от обстоятельств, места, они у него переменчивы, как окраска у хамелеона. Очумелов легко меняет свои взгляды, он словно флюгер, зависит от направления и силы ветра. Чем выше авторитет, тем больше он будет отстаивать его интересы.

Рефлексия

Выразите своё отношение к рассказу.Разве может Очумелов принять правильное решение?

Его решения зависят от обстоятельств, места, они у него переменчивы, как окраска у хамелеона. Очумелов легко меняет свои взгляды, он словно флюгер, зависит от направления и силы ветра. Чем выше авторитет, тем больше он будет отстаивать его интересы.

Домашнее задание Чтобы вырасти и стать настоящим человеком, нужно уже сейчас задумываться о своих поступках, выбирать, каким быть? Жить, как Очумелов, … или…иметь свое мнение? Думайте! Размышляйте! Написать сочинение на тему:  Можем ли мы в 21 веке  встретить  «чеховского хамелеона ?»

Домашнее задание

Чтобы вырасти и стать настоящим

человеком, нужно уже сейчас задумываться о своих поступках, выбирать, каким быть? Жить, как Очумелов, … или…иметь свое мнение? Думайте! Размышляйте!

Написать сочинение на тему:

Можем ли мы в 21 веке

встретить

«чеховского хамелеона ?»