СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Платонов. "Никита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.П. Платонов. "Никита"»

Произведения Платонова

Произведения Платонова

Рассказ «Никита». Какова основная мысль рассказа?

Рассказ «Никита».

Какова основная мысль рассказа?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА В рассказе Платонова встречаются необычные эпитеты и сочетания слов.  Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.  На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на солнце живет дедушка, который его любил.  Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.  Век вековать — жить всю жизнь.  Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

В рассказе Платонова встречаются необычные эпитеты и сочетания слов.

Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.

На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на солнце живет дедушка, который его любил.

Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.

Век вековать — жить всю жизнь.

Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.

План рассказа 1. Пятилетний «хозяин» (мать на работе, отец на войне).

План рассказа

1. Пятилетний «хозяин» (мать на работе, отец на войне).

        2. Никита «живет» один.      1) Кто живет в бочке. 2) «Доброе солнце». 3) Колодезные жители.      4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня. 5) Желтый цветок.        6) «Незнакомые, злобные лица».   7) Никита испугался и побежал к маме.

        2. Никита «живет» один.     

1) Кто живет в бочке.

2) «Доброе солнце».

3) Колодезные жители.

     4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.

5) Желтый цветок.

       6) «Незнакомые, злобные лица».

  7) Никита испугался и побежал к маме.

    3. Возвращение отца.                1) Встреча Никиты с отцом. 2) Разговор Никиты с отцом. 3) Работа с отцом.

    3. Возвращение отца.        

       1) Встреча Никиты с отцом.

2) Разговор Никиты с отцом.

3) Работа с отцом.

«К нам отец пришел»…(возвращение отца с фронта). От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным , хлебом и землей». Во дворе все молчали… Потрогал ясные пуговицы на рубашке отца.  Никита с охотой начал работать молотком… выпрямил первый гвоздь и увидел в нем маленького доброго человечка.  «Тех ты выдумал…они непрочные, оттого и злые, а этого сам трудом сработал, он и добрый». «Давай все трудом работать, и все живые будут…»

«К нам отец пришел»…(возвращение отца с фронта).

От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным , хлебом и землей».

Во дворе все молчали…

Потрогал ясные пуговицы на рубашке отца.

Никита с охотой начал работать молотком… выпрямил первый гвоздь и увидел в нем маленького доброго человечка.

«Тех ты выдумал…они непрочные, оттого и злые, а этого сам трудом сработал, он и добрый».

«Давай все трудом работать, и все живые будут…»

Что значат слова героя: «Давай всё трудом работать, и все живые будут»? Во что верил отец? Слова героя «давай все трудом работать, и все живые будут» означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век».

Что значат слова героя: «Давай всё трудом работать, и все живые будут»? Во что верил отец?

Слова героя «давай все трудом работать, и все живые будут» означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век».

Вывод:  Прочно только то, что достается человеку  своим трудом.

Вывод: Прочно только то, что достается человеку своим трудом.

Рассказ о главном герое.

Никита был маленький мальчик пяти лет. Он жил в деревне вместе с мамой. Отец Никиты ушел на Великую Отечественную войну, когда Никита был грудным ребенком. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала за это не деньги, а трудодни. Когда мама уходила на работу, Никита оставался в доме один. Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и растения. Ему казалось, что каждый предмет — это тайный человек, что в бочке живет маленький человек, а на солнце живет дедушка. Постепенно Никите стало казаться, что на него смотрят незнакомые, злобные лица. Особенно страшным был пень-голова. Мальчик испугался и побежал к маме через всю деревню. У околицы он уморился и заснул.

Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это вернулся с войны отец Никиты. Утром Никита сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся отец. Тайные жители молчали в ответ. Никита больше не видел в предметах злой жизни. Отец разобрал инструменты и расколол на дрова старый ветхий пень. Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать живыми, и дал ему работу: выпрямлять гвоздики. Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил свой труд. И отец хотел, чтобы сын вырос добрым и трудолюбивым.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!