СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Сумароков. Кокушка.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.П. Сумароков. Кокушка.»

Русские басни УРОК № 2

Русские басни

УРОК № 2

Следите за ходом урока: в конце занятия «потеряется» информация, заявленная на одном из этапов. Первому, кто это обнаружит, будет поставлена отметка «5». Внимание!  Будьте бдительны!

Следите за ходом урока:

в конце занятия «потеряется» информация, заявленная на одном из этапов.

Первому, кто это обнаружит, будет поставлена отметка «5».

Внимание! Будьте бдительны!

Монолог о басне Что такое басня? К какому роду литературы относится басня? Когда зародился жанр басни? Кого считают её родоначальником? Какой поэт прославился во Франции как автор басен? Из каких частей состоит басня? Что такое мораль? Какую роль играет в басне олицетворение и аллегория? Каких русских баснописцев вы знаете?

Монолог о басне

  • Что такое басня?
  • К какому роду литературы относится басня?
  • Когда зародился жанр басни? Кого считают её родоначальником?
  • Какой поэт прославился во Франции как автор басен?
  • Из каких частей состоит басня? Что такое мораль?
  • Какую роль играет в басне олицетворение и аллегория?
  • Каких русских баснописцев вы знаете?
Александр Петрович  СУМАРОКОВ Портрет А.П. Сумарокова работы Ф.С. Рокотова

Александр Петрович СУМАРОКОВ

Портрет А.П. Сумарокова работы Ф.С. Рокотова

Александр Петрович СУМАРОКОВ  (1717 – 1777) - русский поэт, драматург, литературный критик

Александр Петрович СУМАРОКОВ (1717 – 1777)

- русский поэт, драматург, литературный критик

Литературное наследие  А.П. Сумарокова 9 трагедий, 12 комедий, оды, сатиры, элегии, песни, сонеты… А.П. Сумароков считается первым русским профессиональным литератором

Литературное наследие А.П. Сумарокова

  • 9 трагедий,
  • 12 комедий,
  • оды,
  • сатиры,
  • элегии,
  • песни,
  • сонеты…

А.П. Сумароков считается первым русским профессиональным литератором

Басни  А.П. Сумарокова А.П. Сумароков утвердил жанр басни в русской литературе

Басни А.П. Сумарокова

А.П. Сумароков утвердил жанр басни в русской литературе

Басни  А.П. Сумарокова  За всю жизнь создано 374 басни.  Басенные сюжеты заимствовались из различных источников: басен Эзопа, Федра, Лафонтена, печатных и устных анекдотов.  А.П. Сумароков русифицировал заимствованные сюжеты:  - изображал реалии  русского быта;  -вводил пословицы,  поговорки русского языка. А.П. Сумароков утвердил жанр басни в русской литературе

Басни А.П. Сумарокова

  • За всю жизнь создано 374 басни.
  • Басенные сюжеты заимствовались из различных источников: басен Эзопа, Федра, Лафонтена, печатных и устных анекдотов.
  • А.П. Сумароков русифицировал заимствованные сюжеты:

- изображал реалии русского быта;

-вводил пословицы, поговорки русского языка.

А.П. Сумароков утвердил жанр басни в русской литературе

Басни А.П. Сумарокова  По содержанию басни можно отнести к трём тематическим группам. И искры от горшка Железного блистались, А тот недолго мог идти,  И более его нельзя уже найти, лишь только на пути  Одна из них включает басни, содержащие притчи морально-бытового характера. Едины черепки остались. Покорствуя своей судьбе, Имей сообщество ты с равными себе ГОРШКИ Себя увеселять, Пошёл гулять Со Глиняным горшком горшок Железный. Он был ему знаком, и друг ему любезный. В бока друг друга стук, Лишь только слышен звук.

Басни А.П. Сумарокова

По содержанию басни можно отнести к трём тематическим группам.

И искры от горшка Железного блистались,

А тот недолго мог идти,

И более его нельзя уже найти, лишь только на пути

Одна из них включает басни, содержащие притчи морально-бытового характера.

Едины черепки остались.

Покорствуя своей судьбе,

Имей сообщество ты с равными себе

ГОРШКИ

Себя увеселять,

Пошёл гулять

Со Глиняным горшком горшок Железный.

Он был ему знаком, и друг ему любезный.

В бока друг друга стук,

Лишь только слышен звук.

Басни А.П. Сумарокова ВОЛК И ЖУРАВЕЛЬ Волк ел – не знаю, что, - и костью     подавился, Метался от тоски и чуть он не вздурился. Увидел Журавля и слезно стал просить, Чтоб он потщился в том ему помощник    быть, И всю он на него надежду полагает. Журавль свой долгий нос в гортань ему    пускает И вынимает кость. Потом он просит мзды, Что он от таковой спас злой его беды. «Довольствуйся ты тем, - зверь хищный    отвечает, - Что Волк тебя в таком здоровье оставляет, Какое до сея услуги ты имел, И радуйся тому, что нос остался цел». Тот права честности немало сберегает, Кто людям никогда худым не помогает.

Басни А.П. Сумарокова

ВОЛК И ЖУРАВЕЛЬ

Волк ел – не знаю, что, - и костью подавился,

Метался от тоски и чуть он не вздурился.

Увидел Журавля и слезно стал просить,

Чтоб он потщился в том ему помощник быть,

И всю он на него надежду полагает.

Журавль свой долгий нос в гортань ему пускает

И вынимает кость. Потом он просит мзды,

Что он от таковой спас злой его беды.

«Довольствуйся ты тем, - зверь хищный отвечает, -

Что Волк тебя в таком здоровье оставляет,

Какое до сея услуги ты имел,

И радуйся тому, что нос остался цел».

Тот права честности немало сберегает,

Кто людям никогда худым не помогает.

Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»

Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»

Словарная работа Прочитайте и запомните значение слов, отмеченных сносками в учебнике. Объясните значение следующих слов и выражений: МОЛВ А – слухи, толки. ОТВ Е ТСТВУЕТ – отвечает. НЕ УТА И – не скрывай. РЕЧ И – говори. ЛЮДЕЙ НА РЕЧЬ НЕ ПОЗЫВАЛО – не было необходимости (позыва) говорить. СПЛЕСТ И ХВАЛ У – сочинить похвальную речь.

Словарная работа

  • Прочитайте и запомните значение слов, отмеченных сносками в учебнике.
  • Объясните значение следующих слов и выражений:

МОЛВ А – слухи, толки.

ОТВ Е ТСТВУЕТ – отвечает.

НЕ УТА И – не скрывай.

РЕЧ И – говори.

ЛЮДЕЙ НА РЕЧЬ НЕ ПОЗЫВАЛО – не было необходимости (позыва) говорить.

СПЛЕСТ И ХВАЛ У – сочинить похвальную речь.

Басня А.П. Сумарокова «Кокушка» Басня написана в форме разговора двух персонажей – Кокушки и Грача. Каким термином можно определить такой разговор?

Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»

Басня написана в форме разговора двух персонажей – Кокушки и Грача.

Каким термином можно определить такой разговор?

Басня А.П. Сумарокова «Кокушка» Почему Кокушка просит прилетевшего из города Грача рассказать, что говорят люди о «песнях наших»? О чьих песнях на самом деле хочет услышать от Грача Кокушка?

Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»

Почему Кокушка просит прилетевшего из города Грача рассказать, что говорят люди о «песнях наших»?

О чьих песнях на самом деле хочет услышать от Грача Кокушка?

Басня А.П. Сумарокова «Кокушка» Почему Грач рассказывает о том, как горожане относятся к пению соловья, жаворонка, скворца, а про Кокушку не вспоминает?

Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»

Почему Грач рассказывает о том, как горожане относятся к пению соловья, жаворонка, скворца, а про Кокушку не вспоминает?

Басня А.П. Сумарокова «Кокушка» Басня «Кокушка» относится ко второй группе басен, посвящённых искусству. Она высмеивает бездарных людей, нагло вторгающихся в искусство, претендующих на известность и признание их заслуг. Как характеризуют Кокушку слова, завершающие басню? О каких людях идёт речь в басне? Какой человеческий порок осуждает баснописец?

Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»

Басня «Кокушка» относится ко второй группе басен, посвящённых искусству.

Она высмеивает бездарных людей, нагло вторгающихся в искусство, претендующих на известность и признание их заслуг.

Как характеризуют Кокушку слова, завершающие басню?

О каких людях идёт речь в басне?

Какой человеческий порок осуждает баснописец?

Творческая работа Есть ли в тексте басни строчки, содержащие мораль, нравоучительный вывод? Подразумевается ли этот вывод? Попробуйте самостоятельно сформулировать этот вывод. Сочините мораль к басне «Кокушка», высмеяв в ней незаслуженно высокое представление людей о себе и своих способностях.

Творческая работа

  • Есть ли в тексте басни строчки, содержащие мораль, нравоучительный вывод? Подразумевается ли этот вывод?
  • Попробуйте самостоятельно сформулировать этот вывод.
  • Сочините мораль к басне «Кокушка», высмеяв в ней незаслуженно высокое представление людей о себе и своих способностях.
Творческая работа: анализ вариантов Я знаю, для людей не стоит и полушки¹  То незатейливое пение Кокушки. 2. «Ку-ку, ку-ку» – простая песнь Кокушки, но она  Собою так горда и так увлечена,  Что соловьём как будто рождена. 3. Не знаю я, за что хвалить такое пенье,  Когда таланта нет, есть только самомненье. ¹ Полушка – самая мелкая единица в старинном денежном счёте.

Творческая работа: анализ вариантов

  • Я знаю, для людей не стоит и полушки¹

То незатейливое пение Кокушки.

2. «Ку-ку, ку-ку» – простая песнь Кокушки, но она

Собою так горда и так увлечена,

Что соловьём как будто рождена.

3. Не знаю я, за что хвалить такое пенье,

Когда таланта нет, есть только самомненье.

¹ Полушка – самая мелкая единица в старинном денежном счёте.

Групповая работа:  выразительное чтение басни   Обсудите характерные черты каждой роли: автора, Грача, Кокушки. Выберите основную интонацию при чтении в зависимости от характера персонажа. Выявите логические ударения и смысловые паузы в каждой реплике персонажа. Соблюдайте интонационный рисунок при чтении вопросительных конструкций.

Групповая работа: выразительное чтение басни

  • Обсудите характерные черты каждой роли: автора, Грача, Кокушки.
  • Выберите основную интонацию при чтении в зависимости от характера персонажа.
  • Выявите логические ударения и смысловые паузы в каждой реплике персонажа.
  • Соблюдайте интонационный рисунок при чтении вопросительных конструкций.

ИТОГОВЫЙ ВОПРОС Какую нравственную цель преследовал А.П. Сумароков, создавая басню «Кокушка»?  Басня «Кокушка» относится ко второй группе басен, посвящённых искусству. Она высмеивает бездарных людей, нагло вторгающихся в искусство, претендующих на известность и признание их заслуг.

ИТОГОВЫЙ ВОПРОС

Какую нравственную цель преследовал А.П. Сумароков, создавая басню «Кокушка»?

Басня «Кокушка» относится ко второй группе басен, посвящённых искусству.

Она высмеивает бездарных людей, нагло вторгающихся в искусство, претендующих на известность и признание их заслуг.

Кто получит «5» за внимательность ? Домашнее задание Выучить наизусть басню А.П. Сумарокова «Кокушка». Завершить сочинение морали к басне. Инд. задание: подготовить краткое сообщение об интересных фактах биографии баснописца И.И. Дмитриева.

Кто получит «5»

за внимательность ?

Домашнее задание

  • Выучить наизусть басню А.П. Сумарокова «Кокушка».
  • Завершить сочинение морали к басне.
  • Инд. задание: подготовить краткое сообщение об интересных фактах биографии баснописца И.И. Дмитриева.

Оценка за внимательность ?  По содержанию басни можно отнести к трём тематическим группам.   Одна из них включает басни, содержащие притчи морально-бытового характера. Басня «Кокушка» относится ко второй группе басен, посвящённых искусству.

Оценка за внимательность

?

По содержанию басни можно отнести к трём тематическим группам.

Одна из них включает басни, содержащие притчи морально-бытового характера.

Басня «Кокушка» относится ко второй группе басен, посвящённых искусству.

Третья группа басен – притчи социально-политического характера.

Третья группа басен – притчи социально-политического характера.

Третья группа басен – притчи социально-политического характера.

Третья группа басен – притчи социально-политического характера.

Вот теперь всё!

Вот теперь всё!

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать автора шаблона:  Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21  г. Иваново    Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Вы можете использовать данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

автора шаблона:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!