СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин "Полтава"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Полтава"»

Русская литература XIX века История в произведениях А.С. Пушкина «Полтава»

Русская литература XIX века

История в произведениях А.С. Пушкина

«Полтава»

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) Чудесный талант! Какие строки! Он мучит меня своим даром как привидение!   В.А. Жуковский О. А. Кипренский (1827, Третьяковская галерея). Портрет А.С. Пушкина

Александр

Сергеевич

Пушкин

(1799 – 1837)

Чудесный талант! Какие строки!

Он мучит меня своим даром

как привидение!

В.А. Жуковский

О. А. Кипренский (1827, Третьяковская галерея). Портрет А.С. Пушкина

Биография  Родился в 1799 г. В Москве.  Отец старинного дворянского рода,  мать внучка русского генерала.  В восемь лет сочинял стихи, в детские годы уже был знаком с произведениями русской и зарубежной литературы. В 1811 г. поступил в Царскосельский лицей. В 1820 – первая поэма «Руслан и Людмила», позднее создал трагедию «Борис Годунов», посвященную историческим событиям XVI века, поэмы «Полтава» и «Медный всадник». Пушкин завершил процесс создания русского национального языка.

Биография

Родился в 1799 г. В Москве.

Отец старинного дворянского рода,

мать внучка русского генерала.

В восемь лет сочинял стихи, в

детские годы уже был знаком с

произведениями русской и зарубежной литературы.

В 1811 г. поступил в Царскосельский лицей.

В 1820 – первая поэма «Руслан и Людмила», позднее создал

трагедию «Борис Годунов», посвященную историческим

событиям XVI века, поэмы «Полтава» и «Медный всадник».

Пушкин завершил процесс создания русского национального

языка.

А.С. Пушкин и история Пушкина всегда интересовала история . Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны. «Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге», драма «Борис Годунов»

А.С. Пушкин и история

  • Пушкина всегда интересовала история . Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны.
  • «Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге», драма «Борис Годунов»
«Полтава»1828 г. О значении войн Петровской эпохи и , в частности, о роли Полтавской битвы в развитии России Пушкин образно писал:  «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек Но, войны, предпринятые Петром Великим. Были благодетельны и благотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение Причалило к берегам завоеванной Невы» Образ Петра Великого вызвал живой интерес у поэта. Загадка личности царя-реформатора, талантливого полководца, одаренного публициста, великого кораблестроителя волновала Пушкина на протяжении всей его жизни.

«Полтава»1828 г.

О значении войн Петровской эпохи и , в частности,

о роли Полтавской битвы в развитии России

Пушкин образно писал:

«Россия вошла в Европу, как

спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек

Но, войны, предпринятые Петром Великим. Были

благодетельны и благотворны. Успех народного преобразования

был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение

Причалило к берегам завоеванной Невы»

Образ Петра Великого вызвал живой интерес у поэта. Загадка личности царя-реформатора, талантливого полководца, одаренного публициста, великого кораблестроителя волновала Пушкина на протяжении всей его жизни.

«Полтава»

«Полтава»

"..Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Её стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдаётся пылкой Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамён,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлён.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могущим седоком.  Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. Кой-где гарцуют казаки. Ровняясь строятся полки. Молчит музыка боевая. На холмах пушки, присмирев Прервали свой голодный рев. И се - равнину оглашая Далече грянуло ура: Полки увидели Петра.  И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами. За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова - В пременах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны: И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И, счастья баловень безродный, Полудержавный властелин.  И перед синими рядами Своих воинственных дружин, Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. Вожди героя шли за ним. Он в думу тихо погрузился. Смущённый взор изобразил Необычайное волненье. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье... Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки.

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев

Прервали свой голодный рев.

И се - равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова -

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущённый взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье...

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины Сошлись в дыму среди равнины: И грянул бой, Полтавский бой! В огне, под градом раскалённым, Стеной живою отражённым, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Образ Петра I высока лексика («вдохновенный», «глас», «очи», «жребий», «Божия гроза», «дружина»…); средства художественной выразительности: - эпитеты («звучный глас», «могучим седоком»…), - сравнения («Он весь, как божия гроза»…); - короткие предложения («Его глаза сияют», «Лик его ужасен»…). Образ битвы: Динамика достигается короткими бессоюзными предложениями. Используются короткие глаголы действия. Звукопись применяется при описании боя. Передаются звуки битвы, её энергия напор, скорость!

Образ Петра I

  • высока лексика («вдохновенный», «глас», «очи», «жребий», «Божия гроза», «дружина»…);
  • средства художественной выразительности:
  • - эпитеты («звучный глас», «могучим седоком»…),
  • - сравнения («Он весь, как божия гроза»…);
  • - короткие предложения («Его глаза сияют», «Лик его ужасен»…).

Образ битвы:

Динамика достигается короткими

бессоюзными предложениями.

Используются короткие глаголы действия. Звукопись

применяется при описании боя.

Передаются звуки битвы, её энергия напор, скорость!

Поэма –  (от греческого poiein- творить)-  лиро-эпический жанр литературы, повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя;  крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.

Поэма – (от греческого poiein- творить)- лиро-эпический жанр литературы, повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя; крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.

Образ Петра и Карла Сопоставьте образы полководцев; используя цитаты, составьте сравнительную таблицу. Использован приём  АНТИТЕЗЫ

Образ Петра и Карла

Сопоставьте образы полководцев; используя цитаты, составьте сравнительную таблицу.

Использован приём

АНТИТЕЗЫ

Образы Петра I и Карла XII  в поэме А.С.Пушкина «Полтава» Сравнительная  таблица

Образы Петра I и Карла XII

в поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Сравнительная таблица

Каково отношение автора к героям?   Автор любуется, восхищается Петром, отмечает слабость Карла. Автор - истинный патриот, его переполняет чувство гордости за императора, за державу.

Каково отношение автора к героям?

Автор любуется,

восхищается

Петром, отмечает слабость Карла.

Автор - истинный патриот, его переполняет чувство гордости за императора, за державу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!