2. Актуализа- ция знаний, воспроизве дение и коррекция опорных знаний Цель: подготовка речевого аппарата, совершенствование техники чтения, выразительности речи; проверка домашнего задания, создание эмоционального настроя детей на восприятие художественного произведения. 3. Постановка учебной задачи Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока. 4.Построение проекта выхода из затруднения Цель: совершенствовать навык сознательного чтения, умение видеть последовательность событий, видеть жанровые особенности текста. Цель: провести анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей, понять чувства и настроение автора 5. Физминутка. Цель: восстановить работоспособность, помочь снять утомление. 6. Закрепление Цель: совершенствовать навык выразительного чтения. 7. Итог. Цель: обобщить и закрепить знания полученные на уроке, сделать вывод по анализу произведения. Рефлексия. Цель: осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. Инструктаж по д/з Цель: совершенствование читательских навыков в форме творческой работы. | 1. Речевая разминка. (слайд 2,3) По традиции начнем наш урок с речевой разминки. Зачем мы ее проводим? (Чтобы наша речь была красивой, правильной, приятной для других, чтобы подготовиться к выразительному чтению). Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Задание: - прочитайте хором громко и весело - с понижением голоса на каждой строке, последнюю строку – шепотом - с логическим ударение на выделенных словах 2. Проверка д/з Произведения какого автора мы сейчас изучаем? (А. С. Пушкина). (слайд 4) Что было задано на дом? (Выразительное чтение стихотворения И.И. Пущину) Кто это – Иван Иванович Пущин? (друг по лицею) Сейчас несколько учеников выразительно прочитают это стихотворение. А вы, ребята, постарайтесь определить, удалось ли им передать при чтении чувства автора от встречи с другом? 3. Актуализация знаний Имя Пушкина нам знакомо с раннего детства, ведь он не только писал гениальные стихи, но и замечательные детские сказки. Вспомните, какие сказки вы знаете? (ответы детей) (слайд 5) Игра «Листопад» На предыдущих уроках вы познакомились с биографией поэта. Проверим, насколько вы внимательны. Сейчас время золотой осени, листопада. Несколько листочков залетело и к нам. На них вопросы. Отрывайте по одному листочку, читайте задание и отвечайте.(вопросы написаны на «осенних листьях») - В каком городе родился Пушкин? (В Москве) - Сколько детей было в семье Пушкина? (трое: у Пушкина были брат и сестра) - Кто воспитывал юного поэта? (няня Арина Родионовна) - Кто был прадедом Пушкина? (темнокожий абиссинец Ибрагим Ганнибал, привезенный в 8 – летнем возрасте в подарок Петру I) - На каком языке говорили в семье Пушкина? (на французском) - Где учился знаменитый поэт? (в Царскосельском лицее) - Любимое время года Пушкина? (осень) Молодцы! Поэт в своих произведениях открывает неповторимую прелесть родной природы. Излюбленным временем года Пушкина была осень. (слайд 6) Так он писал об осени: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. Одним из нелюбимых времен года для Пушкина было лето. Вот он как писал об этом в отрывке из стихотворения «Осень». Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь...как поля, мы страждем от засухи. Много стихотворений он так же посвятил зиме. Некоторые из них мы изучали, например, «Зимний вечер» (Буря мглою небо кроет…), «Зимнее утро» (Мороз и солнце, день чудесный…) Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из таких стихотворений Пушкина «Зимняя дорога». Предположите, о чём оно? (о зимней природе, о заснеженной дороге, о зиме, о приключениях, которые происходят в дороге) (слайд 7) Какие мысли, чувства, настроение возникают у вас, когда вы думаете о зиме? Какую зиму вы любите? Какого цвета вы представляете зиму? (рассматривание репродукций) Представить зимнее настроение помогает музыка (слушаем запись). Закройте глаза и послушайте. Какие зимние картины представили? Сформулируйте задачи урока (познакомиться с новым произведением, научиться выразительно читать, передавать чувства и настроение поэта) Работа над произведением. Введение в тему. Дело в том, что Пушкину приходилось много путешествовать. Во времена Пушкина железных дорог ещё не было. Если нужно было переехать из одного места в другое, передвигались на лошадях. Обычно вместе запрягали трёх лошадей и называли их тройками. На дуги лошадям привязывали колокольчики. Это выглядело очень красиво, лошади бежали, а колокольчики весело звенели. (слайд 8) Пушкин любил быть в дороге. Особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мерное поскрипыванье полозьев, однообразное позвякивание колокольчика, даже сама дорожная скука, располагающая к мирной дремоте, — все это навевало на поэта особое настроение. Можно было вдоволь наглядеться на родные просторы, спокойно подумать, досыта наговориться с попутчиками, со встречным народом, увидеть своими глазами в деревнях и селах, как живет простой крестьянский люд, узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов. Но ездить на тройках было не только интересно, но и тяжело. Если нужно было ехать далеко, то путешествие длилось несколько дней и даже недель. И часто такую тройку называли «борзая». Во время такого переезда в 1826 году и было написано стихотворение. Что происходит в эти время? Год назад, в 1825 г. произошло восстание декабристов. Друзья Пушкина, которые принимали в нем участие, в ссылке, в Сибири. Пятеро повешены около Петропавловской крепости. Пушкин находится в ссылке в Михайловском, под надзором полиции. Пушкин вспоминает друзей-декабристов, думает о будущем. Будущее неясно, туманно, в России крестьянские бунты, совсем рядом, в Псковской губернии. И вдруг Пушкин получает письмо с приказом срочно явиться к губернатору в Псков. Поздним вечером, в ночь, Пушкин отправляется в путь. Чтение учителем. Проверка первичного восприятия. Читает учитель. Послушайте и отметьте, где нужны паузы, какой темп, тон, как меняется интонация. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (грусти, печали, тоски). -Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? (тоскливое, грустное). Чтобы лучше понять содержание, необходимо прочитать его самостоятельно. Организует самостоятельное чтение стихотворения обучающимися (жужжащее чтение) Какие картины вы увидели, читая это стихотворение? (зимняя ночь, светит луна, земля покрыта снегом). (слайд 9) Присутствуют ли яркие краски на вашей картине? Что поэту не позволило добавить в стихотворение ярких, веселых красок? (его настроение, переживания) Словарная работа. Борзая (тройка) — быстрая упряжка из трех лошадей. Ямщик — кучер. Черная хата — крестьянский бедный дом, изба. Одне — устаревшая форма слова одни Лик — лицо. Верста – старинная мера длины (чуть больше 1 км) Организует чтение учащимися. Анализ стихотворения. Прочитайте вслух первую строфу. Как называется такая строфа? (четверостишье). Прочитайте рифмующиеся слова. Какую рифму использует поэт? (перекрестную) Какое настроение перед дорогой? Докажите. Какой пейзаж вы видите? (зимняя ночь на равнине) Какие чувства он вызывает? Найдите в первом четверостишье эпитеты. Что такое эпитет? (слайд 10) (художественное определение) (Волнистые туманы, печальные поляны) Можно сказать, что туманы автор сравнивает с морской волной? (да, они напоминают волны) Найдите в первой строфе олицетворение (луна пробирается, льет) Как вы понимаете «пробирается»? Какие еще выразительные средства мы знаем? (сравнения, метафоры, повторы) Какое слово повторяется в первой строфе? (печальный) Почему автор дважды употребил это слово? (чтобы усилить чувство грусти). Как вы думаете, для чего автор использует эти выразительные средства? (чтобы более точно представить читателю картину происходящего) Встаньте. Повернитесь лицом друг к другу. Какое время года описано в стихотворении? (зима) Покажите, что вам холодно, и вы замёрзли. А теперь отогрелись и расслабились. Сейчас вы играете в снежки. А теперь вам случайно попали снежком в лицо, изобразите недовольство. Покажите, как вы лепите снеговика. Ставите комки друг на друга. Красивые снеговики получились, молодцы! Продолжение работы по теме. - Внимательно прочтите второе четверостишие. Расскажите, какую картину представили? Зачем колокольчик нужен лошади? Какое настроение у вас вызывает звонок колокольчика? (демонстрирует звонок колокольчика) - (веселое). А у Пушкина? (тоскливое, грустное) Докажите. Какие слова передают тоскливое настроение? (скучной, однозвучный, утомительно) Как вы понимаете однозвучный? Подберите синоним этому слову. (однообразный, монотонный, надоедливый) - Читаем третье четверостишье. Какие слова нужно выделить голосом в этих строчках? Кто покажет, как выделить голосом смену настроения героя. Почему автор употребил словосочетания «в долгих песнях ямщика»? Что можете сказать об этом ямщике? (чтобы скоротать время, ямщик поёт) Как меняется настроение ямщика? Почему? («разгулье удалое» - «тоска сердечная». Как только он затянет о «разгулье удалом», автор вспоминает свои веселые прошлые веселые деньки. То зазвучит в песне ямщика «сердечная тоска» и сразу все самое больное всплывает в памяти, и от этого сердце рвется на части. Какую следующую картину представили? (черная хата, глушь, снег — во всем холод и одиночество) - Какие слова создают переживание скуки, одиночества, тоски? (ни огня, глушь, снег, полосаты вёрсты одне). Почему смолк ямщик? (дорога длинная, скучная, петь уже надоело, он дремет). Какой вам кажется работа ямщика? (неинтересная, однообразный пейзаж, сменяют друг друга черно-белые верстовые столбы, звенит колокольчик, ямщики скрашивали дорогу народными песнями). Организует работу в группах Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа выполняет свое задание и выходит выступать. А другие группы оценивают выступление «светофорчиками». 1 группа «Чтецы» Прочитать стихотворение выразительно (каждый по строфе) Что значит читать выразительно? (соблюдая паузы, тон, темп, настроение) - Какие мысли и чувства вложил автор в это произведение? Передайте их во время чтения. - Найдите и прочитайте самое красивое, на ваш взгляд, место в стихотворении. 2 группа «Художники» Вам нужно составить словесное описание картины всего стихотворения. (каждый ученик описывает свою строфу, потом объединяют в один текст) 3 группа «Деятели» Найти в словаре ответы на вопросы: почему «ямщик» так называется, почему версты полосатые? (1. В старину передвигались на большие расстояния, перевозили почту на лошадях, меняли их на почтовых станциях – ямах (от слова «ям»). Отсюда название профессии – ямщик, т.е. ямской кучер). 2. «Вёрсты полосаты» - Верста- русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км). До 20 в. существовала межевая верста (1000 саженей; 2,1336 км), употреблявшаяся для межевания и определения расстояний между населенными пунктами в виде столбиков с полосками. Вот почему вёрсты полосатые. (слайд 11,12) Организует работу в парах (слайд 13) Моделирование обложки. Проверка по эталону.(слайд 14) О чем это стихотворение? (о природе и о чувствах героя). Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир человека. У кого получилась такая схема, поднимите карточки вверх. Молодцы! У кого есть ошибки, исправьте. Самостоятельная работа (слайд 15) -Работа в печатной тетради стр. 42 №2 (проверка на слайде 16) Обобщение С каким произведением мы познакомились? О чем оно? Удалось ли вам понять и почувствовать, что побудило автора к созданию этого стихотворения? (Ответы детей). Зачем мы так подробно анализировали и разбирали стихотворение? (чтобы более точно понять настроение, чувства, переживания героя и передать их при чтении) А почему Пушкин именно так описал зимнюю дорогу – грустно, тоскливо, а не весело? (ответы детей). Биографы Пушкина, утверждают, что оно было написано в поездке, когда Пушкин, находясь в ссылке, ехал на дознание к псковскому губернатору. Будущее его неясно, туманно. Поэтому и настроение автора соответствующее. По мнению биографов во время этой поездки Пушкин навещает свою избранницу Нину, только впоследствии помолвка будет расстроена. Пейзаж вторит настроению лирического героя, его чувству тоски по дому, нежелание покидать родных и близких, одиночеству. Тема стихотворения гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. «Зимняя дорога» - раздумье о своей судьбе. Наша жизнь делится на чёрные и белые полоски, как в стихотворении Пушкина. Пушкин учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом: за чёрной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе. Так было и в жизни Пушкина. В 1826 году царь освобождает поэта от ссылки. Пушкин возвращается в Москву, где он напишет замечательные стихи, поэмы, сказки, с которыми вы, ребята, еще будете знакомиться. Проводит рефлексию Вам понравилось стихотворение? Захотелось его выучить наизусть? Комфортно ли вы себя чувствовали на уроке? За что бы вы похвалили себя? Что было трудным, а что легко удавалось? Что нового узнали? Какие задания показались интересными? Покажите мне с каким настроением вы уйдёте сегодня с урока? Почему? Самооценка («светофоры») (слайд 17) Выставление оценок. Дает инструктаж по домашнему заданию: (слайд 18) Выучить стихотворение наизусть стр. 79-80, (по выбору) выполнить оставшиеся задания в тетради, сделать иллюстрацию к стихотворению. | Выполняют задание, тренирующее речевой аппарат: хоровое чтение чистоговорки с разной интонацией, громкостью. Отрабатывают навык выразительного чтения стихотворного произведения Отвечают на вопросы, беседуют с учителем, анализируют, обобщают знания Слушают учителя Высказывают свои предположения, целеполагание Слушают музыку, рассматривают репродукци Ответы детей Слушают учителя Слушают текст Высказывают первые впечатления Самостоятельное чтение текста Словесное рисование образных картин Выделяют непонятные слова, объясняют, работая со словарем Совместно с учителем проводят разбор стихотворения по строфам Выполняют упражнения. Восстанавливают работоспособность Совместно с учителем проводят разбор стихотворения по строфам Работают в группах: упражняются в выразительном чтении, составляют словесную картину, работают со словарем Работают в парах. Моделирование обложки с последующей проверкой по эталону, работают в рабочей тетради Подводят итоги, формулируют выводы Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности (показывают сигнальные карточки) Получают инструктаж по д/з | Выполнение логических действий (П) Осуществление действия по образцу и заданному правилу (Р); Развитие коммуникативно – речевых навыков (К) Умеют вести диалог, четко и грамотно оформлять свои высказывания (К) Оформлять свои мысли в устной форме (К) Умение выделять и формулировать познавательную цель (П); Выдвижение гипотез и их обоснование (П) Принятие учебной задачи и следование инструкции учителя (Р); Ориентировка в речевом потоке (П) Умение принимать позиции слушателя, читателя, исполнителя в соответствии с учебной задачей (Р); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Анализ объектов с целью выделения признаков (П); Формирование установки на здоровый образ жизни (Л) Эмоциональное восприятие настроения и чувств автора (Л); Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); Принимать участие в обсуждении прочи- танного (К) Анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, учить делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в толковых словарях (П) Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия (Л) |