ГБПОУ СО "ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Преподаватель: Сараева Ирина Евгеньевна
Тема урока: "А.Т. Твардовский. Темы лирики".
Наименование УД/МДК/практики: ОУП.02 Литература
Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.
Дата проведения урока: 01.04.2021 г.
Место проведения урока: дистанционно (дискорд).
Цели урока (прогнозируемый результат):
1. Формировать у обучающихся общие компетенции ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-9.
2. Систематизировать и актуализировать знания, полученные в ходе изучения ОУП.02 Литература.
Учебные задачи урока:
А. Образовательные:
- расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.Т.Твардовского;
- выявить основные темы его произведений;
- способствовать сознательному участию студентов в учебном процессе;
- совершенствовать умение анализировать информацию и находить ответы на поставленные вопросы;
- побудить к формированию и высказыванию собственной точки зрения.
Б. Воспитательные:
- воспитывать патриотизм (гордость за творческие достижения отечественных поэтов);
- воспитывать толерантность к иным точкам зрения в дискуссии.
В. Развивающие:
- расширить представление учеников о творчестве поэта;
- развивать речь (устную и письменную) и память учащихся;
- развивать творческие качества студентов.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование урока: индивидульные ПК, раздаточный материал для учащихся (краткая характеристика отдельных тем творчества поэта).
Формы организации деятельности обучающихся:
- индивидуальная работа;
- фронтальная работа;
- работа в мини-группах.
Дидактические принципы, реализуемые на уроке:
1. Принцип научности.
2. Принцип сознательности и активности в обучении.
3. Принцип единства теории и практики.
4. Принцип наглядности.
5. Принцип доступности.
6. Принцип систематичности и последовательности в обучении.
7. Принцип воспитания в процессе обучения.
8. Принцип творчества и успеха.
Подходы к обучению:
- деятельностный (студенты получают знания не в готовом виде, а добывают их сами - доклады, стихотворения; вспоминают информацию, которой владели до текущего занятия; с помощью наводящих вопросов самостоятельно анализируют услышанные стихотворения);
- компетентностный (урок нацелен на формирование общих компетенций ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-9);
- личностно-ориентированный (на уроке создаются условия для развития личности каждого обучающегося).
Методы обучения:
- метод анализа и синтеза;
- вопросно-ответный метод;
- метод творческого самовыражения;
- метод самостоятельной работы.
Педагогические технологии:
- развивающего обучения;
- традиционная технология обучения;
- технология опорной книги.
Приемы педагогической техники, используемые на уроке:
- использование наводящих вопросов;
- приемы активизации внимания обучающихся:
а) смена интонации голоса;
б) использование мимики и пантомимики.
Межпредметные связи:
«Русский язык», «История».
Образовательные результаты урока:
Приведены в табл. 1.
Таблица 1
Общие компетенции, формируемые в ходе урока
Общие компетенции (ОК) | Виды учебной деятельности, в ходе которой формируются компетенции |
ОК-2 | Стихотворения наизусть, ответы на вопросы, анализ стихотворений. |
ОК-4 | Подготовка к уроку: индивидуальные доклады студентов и доклады в мини-группах. |
ОК-5 | Ответы на вопросы, анализ стихотворений. |
ОК-9 | Подготовка докладов, стихотворения наизусть, анализ стихотворений, ответы на вопросы. |
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент - 2 минуты.
2. Постановка целей и задач урока - 2 минуты.
3. Актуализация опорных знаний - 12 минут.
3. 1. Слово преподавателя - 2 минуты.
3.2. Просмотр и обсуждение фильма о творчестве поэта -10 минут.
4. Изучение нового материала - 30 минут.
4.1. Слово учителя (лекция) - 10 минут.
4.2. Работа с опережающим заданием.
Ответы студентов на вопросы - 5 минут.
4.3. Чтение стихотворений наизусть - 6 минут.
4.4. Групповой опрос – 5 минут.
4.5. Слово учителя – 4 минуты.
5. Закрепление изученного материала - 10 минут.
6. Рефлексия - 2 минуты.
7. Комментированное выставление оценок - 1 минута.
8. Домашнее задание - 1 минута.
_____________________________________________________
ИТОГО: 60 минут
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие.
- Проверка присутствующих на уроке.
- Проверка готовности к уроку.
II. Постановка целей и задач урока (2 минуты)
- Формулировка целей и задач урока (сопровождается презентацией).
Преподаватель: "Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся с творчеством великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Поговорим о том, какие темы он освещал в своих лирических произведениях, и услышим некоторые из его стихотворений в моем и вашем прочтении. А также постараемся понять, почему Твардовского можно назвать одним из самых известных поэтов, так проникновенно писавшем о войне".
III. Актуализация опорных знаний (12 минут).
Слово преподавателя (2 мин): " Быть читателем поэзии – дело достаточно тонкое и эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания.
В стихах Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.
Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о жизни и творчестве поэта.
Обучающиеся просматривают фильм - https://m.youtube.com/watch?v=funKpN7-VJY&t=134s.
– Что вы знали о жизни и творчестве Александра Твардовского и что узнали нового из фильма? ( 10 мин)
IV. Работа новым материалом. (30 мин.)
Преподаватель: "Прослушайте небольшую лекцию о творчестве Твардовского, а в тетради запишите кратко, какие мотивы его лирики мы можем выделить. ( Литература.11 класс. Под ред. Журавлевой В.П. М., 2012г. С. 297-300).
Прослушав лекцию, запишите её в виде плана, перечислив основные темы и идеи лирики поэта. ( 10 мин)
Групповой опрос (6 мин) : студенты отвечают, какие мотивы лирики поэта они выделили и записали.
Работа с опережающим заданием (5 минут).
Студенты до занятия были поделены на группы, каждая группа готовила сообщения по одному из мотивов творчества Твардовского, ребятам предлагается представить свои ответы и прочитать стихотворения наизусть.
Звучат стихотворения на тему малой Родины ( «Урожай», «Сенокос»), на военные и патриотические темы («Стихи из записной книжки ,» Послевоенные стихи», отрывки из глав поэмы « Василий Теркин», на тему природы ( «Снега потемнеют синие») и тд. ( 7 минут)
- Слово учителя (4 мин.):
Мы с вами сейчас услышали характеристики каждого мотива творчества, скажите, что привлекло вас в каждом из них? (ребята отвечают).
Я бы хотела тоже поделиться с вами своим впечатлением о лирике Твардовского и прочитать наизусть свое любимое произведение- «Рассказ танкиста». ( https://www.culture.ru/poems/6909/rasskaz-tankista)
Групповой опрос. (6 мин) Поделитесь своими мыслями об этом стихотворении, что тронуло в нем больше всего? Можно ли считать , что оно актуально по своему сюжету и сейчас? Свои ответы аргументируйте.
Преподаватель: "– Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»?
Пусть это стихотворение станет для вас завещанием поэта:
К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить, как живешь, своей страдой бессонной, –
Взялся за гуж – не говори: не дюж.
С тропы своей ни в чем не соступая,
Не отступая – быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
- Слово учителя (2 мин.): Подведение итогов.
V. Закрепление изученного материала (10 мин.).
Проанализировать устно свое любимое стихотворение Твардовского и объяснить, чем привлекло именно оно.
VI. Рефлексия (2 мин.).
Преподаватель: "Дорогие студены, давайте выясним, что сегодня важного и интересного для себя вы узнали на занятии, посвященном творчеству СА. Т. Твардовского? (Дети отвечают)
Вы сегодня большие молодцы, мне было приятно с вами работать".
VII. Комментированное выставление оценок (1 мин.).
VIII. Домашнее задание (1 мин.).
Проанализировать стихотворение « Рассказ танкиста».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Мезенева О.В., Гусарова В.П., Осипова Л.П., Маркина А.Д. Разработка открытого урока в колледже: Методическое пособие для преподавателей и мастеров производственного обучения. – Самара: ГБОУ СПО «ПГК», 2014.
2. Рабочая программа по ОУП.02 Литература.
3. Литература . 11 класс ( Под ред. В.П. Журавлевой ). – Москва, 2012.