СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Т. Твардовский. Темы лирики.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный открытый урок был проведен в период пандемии в дистанционном формате ( дискорд) со студентами 1 курса колледжа. Он позволяется максимально полно охватить творчество великого советского поэта- А. Т. Твардовского и уделить особое внимание его лирическим стихам.

Просмотр содержимого документа
«А.Т. Твардовский. Темы лирики.»

ГБПОУ СО "ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА



Преподаватель: Сараева Ирина Евгеньевна



Тема урока: "А.Т. Твардовский. Темы лирики".



Наименование УД/МДК/практики: ОУП.02 Литература



Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.



Дата проведения урока: 01.04.2021 г.



Место проведения урока: дистанционно (дискорд).

Цели урока (прогнозируемый результат):

1. Формировать у обучающихся общие компетенции ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-9.

2. Систематизировать и актуализировать знания, полученные в ходе изучения ОУП.02 Литература.



Учебные задачи урока:



А. Образовательные:

- расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.Т.Твардовского;

- выявить основные темы его произведений;

- способствовать сознательному участию студентов в учебном процессе;

- совершенствовать умение анализировать информацию и находить ответы на поставленные вопросы;

- побудить к формированию и высказыванию собственной точки зрения.

Б. Воспитательные:

- воспитывать патриотизм (гордость за творческие достижения отечественных поэтов);

- воспитывать толерантность к иным точкам зрения в дискуссии.

В. Развивающие:

- расширить представление учеников о творчестве поэта;

- развивать речь (устную и письменную) и память учащихся;

- развивать творческие качества студентов.



Тип урока: комбинированный урок.



Оборудование урока: индивидульные ПК, раздаточный материал для учащихся (краткая характеристика отдельных тем творчества поэта).



Формы организации деятельности обучающихся:

- индивидуальная работа;

- фронтальная работа;

- работа в мини-группах.



Дидактические принципы, реализуемые на уроке:

1. Принцип научности.

2. Принцип сознательности и активности в обучении.

3. Принцип единства теории и практики.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип доступности.

6. Принцип систематичности и последовательности в обучении.

7. Принцип воспитания в процессе обучения.

8. Принцип творчества и успеха.



Подходы к обучению:

- деятельностный (студенты получают знания не в готовом виде, а добывают их сами - доклады, стихотворения; вспоминают информацию, которой владели до текущего занятия; с помощью наводящих вопросов самостоятельно анализируют услышанные стихотворения);

- компетентностный (урок нацелен на формирование общих компетенций ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-9);

- личностно-ориентированный (на уроке создаются условия для развития личности каждого обучающегося).



Методы обучения:

- метод анализа и синтеза;

- вопросно-ответный метод;

- метод творческого самовыражения;

- метод самостоятельной работы.



Педагогические технологии:



- развивающего обучения;

- традиционная технология обучения;

- технология опорной книги.



Приемы педагогической техники, используемые на уроке:

- использование наводящих вопросов;

- приемы активизации внимания обучающихся:

а) смена интонации голоса;

б) использование мимики и пантомимики.



Межпредметные связи:



«Русский язык», «История».



Образовательные результаты урока:



Приведены в табл. 1.



Таблица 1



Общие компетенции, формируемые в ходе урока



Общие компетенции (ОК)

Виды учебной деятельности, в ходе которой формируются компетенции

ОК-2

Стихотворения наизусть, ответы на вопросы, анализ стихотворений.

ОК-4

Подготовка к уроку: индивидуальные доклады студентов и доклады в мини-группах.

ОК-5

Ответы на вопросы, анализ стихотворений.

ОК-9

Подготовка докладов, стихотворения наизусть, анализ стихотворений, ответы на вопросы.





ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент - 2 минуты.

2. Постановка целей и задач урока - 2 минуты.

3. Актуализация опорных знаний - 12 минут.

3. 1. Слово преподавателя - 2 минуты.

3.2. Просмотр и обсуждение фильма о творчестве поэта -10 минут.

4. Изучение нового материала - 30 минут.

4.1. Слово учителя (лекция) - 10 минут.

4.2. Работа с опережающим заданием.

Ответы студентов на вопросы - 5 минут.

4.3. Чтение стихотворений наизусть - 6 минут.

4.4. Групповой опрос – 5 минут.

4.5. Слово учителя – 4 минуты.

5. Закрепление изученного материала - 10 минут.

6. Рефлексия - 2 минуты.

7. Комментированное выставление оценок - 1 минута.

8. Домашнее задание - 1 минута.

_____________________________________________________

ИТОГО: 60 минут



ХОД УРОКА



I. Организационный момент (2 минуты)

- Приветствие.

- Проверка присутствующих на уроке.

- Проверка готовности к уроку.



II. Постановка целей и задач урока (2 минуты)

- Формулировка целей и задач урока (сопровождается презентацией).

Преподаватель: "Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся с творчеством великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского. Поговорим о том, какие темы он освещал в своих лирических произведениях, и услышим некоторые из его стихотворений в моем и вашем прочтении. А также постараемся понять, почему Твардовского можно назвать одним из самых известных поэтов, так проникновенно писавшем о войне".



III. Актуализация опорных знаний (12 минут).

Слово преподавателя (2 мин): " Быть  читателем  поэзии  –  дело  достаточно  тонкое  и  эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкального звучания.

В стихах Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о жизни и творчестве поэта.

Обучающиеся просматривают фильм - https://m.youtube.com/watch?v=funKpN7-VJY&t=134s.

– Что вы знали о жизни и творчестве Александра Твардовского и что узнали нового из фильма? ( 10 мин)

IV. Работа новым материалом. (30 мин.)

Преподаватель: "Прослушайте небольшую лекцию о творчестве Твардовского, а в тетради запишите кратко, какие мотивы его лирики мы можем выделить. ( Литература.11 класс. Под ред. Журавлевой В.П. М., 2012г. С. 297-300).

Прослушав лекцию, запишите её в виде плана, перечислив основные темы и идеи лирики поэта. ( 10 мин)

Групповой опрос (6 мин) : студенты отвечают, какие мотивы лирики поэта они выделили и записали.


Работа с опережающим заданием (5 минут).

Студенты до занятия были поделены на группы, каждая группа готовила сообщения по одному из мотивов творчества Твардовского, ребятам предлагается представить свои ответы и прочитать стихотворения наизусть.

Звучат стихотворения на тему малой Родины ( «Урожай», «Сенокос»), на военные и патриотические темы («Стихи из записной книжки ,» Послевоенные стихи», отрывки из глав поэмы « Василий Теркин», на тему природы ( «Снега потемнеют синие») и тд. ( 7 минут)



- Слово учителя (4 мин.):

Мы с вами сейчас услышали характеристики каждого мотива творчества, скажите, что привлекло вас в каждом из них? (ребята отвечают).

Я бы хотела тоже поделиться с вами своим впечатлением о лирике Твардовского и прочитать наизусть свое любимое произведение- «Рассказ танкиста». ( https://www.culture.ru/poems/6909/rasskaz-tankista)

Групповой опрос. (6 мин) Поделитесь своими мыслями об этом стихотворении, что тронуло в нем больше всего? Можно ли считать , что оно актуально по своему сюжету и сейчас? Свои ответы аргументируйте.



Преподаватель: "– Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»?

Пусть это стихотворение станет для вас завещанием поэта:

К обидам горьким собственной персоны

Не призывать участье добрых душ.

Жить, как живешь, своей страдой бессонной, –

Взялся за гуж – не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.



- Слово учителя (2 мин.): Подведение итогов.



V. Закрепление изученного материала (10 мин.).

Проанализировать устно свое любимое стихотворение Твардовского и объяснить, чем привлекло именно оно.



VI. Рефлексия (2 мин.).

Преподаватель: "Дорогие студены, давайте выясним, что сегодня важного и интересного для себя вы узнали на занятии, посвященном творчеству СА. Т. Твардовского? (Дети отвечают)

Вы сегодня большие молодцы, мне было приятно с вами работать".



VII. Комментированное выставление оценок (1 мин.).



VIII. Домашнее задание (1 мин.).

Проанализировать стихотворение « Рассказ танкиста».







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:



1. Мезенева О.В., Гусарова В.П., Осипова Л.П., Маркина А.Д. Разработка открытого урока в колледже: Методическое пособие для преподавателей и мастеров производственного обучения. – Самара: ГБОУ СПО «ПГК», 2014.

2. Рабочая программа по ОУП.02 Литература.

3. Литература . 11 класс ( Под ред. В.П. Журавлевой ). – Москва, 2012.