Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад 118 города Воронежа
Адаптация детей с ОВЗ к детскому саду
Консультация для родителей
Подготовили воспитатели: Костюкова Н. И.
Городцова Н.А.
Воронеж, 2019
В настоящее время количество детей с аутизмом значительно увеличилось, в связи с чем перед нами встаёт проблема их социализации и адаптации. Особо остро с данной проблемой столкнулись детские образовательные учреждения. Зачастую родители не хотят или не могут признать, что их ребёнок «особенный», не такой как все. Не понимание проблемы приводит к тому, что ребёнка с аутизмом приводят в многочисленные группы общеобразовательных учреждений, тем самым доставляя дискомфорт ребёнку. Для дальнейшего обсуждения данного вопроса необходимо обратиться к понятиям «аутизм» и «адаптация».
Аутизм – понятие, означающее крайнюю форму и состояние психологического отчуждения, выражаемую в отстранении, «уходе», «бегстве» индивида от контактов с действительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний, когда произвольная организация мышления нарушается из-за её подчинения аффективным потребностям. Термин был введён Э. Блейлером для обозначения психических нарушений, связанных со снижением возможностей субъекта произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей, и проявляемых как попытки избежать любых контактов, как отсутствие потребности в совместной деятельности. Термин «аутизм» используют при описании индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией личности на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей, и неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение. В связи с этим у детей с аутизмом и возникают проблемы с адаптацией.
Под адаптацией понимают эффективное взаимодействие со средой, состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идёт навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей.
В случае детского аутизма наблюдается снижение контактов с окружающими, слабо развитая речь и своеобразная реакция на изменения в окружении. Впервые в 1943г. Л. Каннер описал основные признаки раннего детского аутизма:
- врождённая неспособность ребёнка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики и жестов, причём не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
- стереотипность поведения;
- необычные реакции на раздражители;
- нарушения речевого развития;
- раннее проявление (до 30-го месяца жизни).
Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. Сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. Далее острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.
Проанализировав выше сказанное, мы призываем родителей «особенных» детей очень хорошо подумать. Будет ли комфортно их сыну или дочки в многочисленной группе. Стоит ли ставить на первое место свои амбиции и желание, чтобы их ребёнка считали обычным, и только потом думать о его комфорте и благополучии.
Список использованной литературы:
1. Дружинин В.Н. Психология. – Санкт-Петербург, 2002 г.
2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
3. Словарь психолога- практика /Сост. С. Ю. Головин.2-е изд., перераб. и доп.-Мн.: Харвест,2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1. http://japsix.ru
2. http://nsportal.ru