Адаптация 5 А и 5 Б класса. 09. 12.2024
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка.
В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины возможно в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так личностных решений.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.
В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной не адаптацией ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе (Губернатор Клим 5Б, Ефименко Артём 5-Б,
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированость компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:
Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Задачи на период адаптации, поставленные учителем предметником
Изучение классов . Организация сотрудничества учителя- предметника с классным руководителем в процессе адаптации.
Организация внеклассной работы в классе, элективные занятия.
Активное участие класса в школьной жизни. Неделя Математики, Математическая Викторин
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
Разговор с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от учителя об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.
2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.
Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:
Произвольность психических процессов. Некоторые учащиеся не могут самостоятельно организовать выполнение учебных заданий.
Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в 5 х классах можно охарактеризовать как средний.
Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание на поведение Губернатора Клима, Ефименко Артёма, Родители их плохо контролирует, дети домашнее задание не выполняют. Мнимая «взрослость», связанная с переходом в среднее звено школы, вызывает сложности в общении с учителями, одноклассниками, оказывает влияние на успеваемость. Данная склонность не работать во время урока ,требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и внимания к данной проблеме родителей.
Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что один ребёнок держится обособленно от коллектива. И это не связанно с периодом адаптации, а обусловленно уже сложившимися ранее взаимоотношениями в классном коллективе.
Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
Эмоциональное состояние. С моей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
В начале первой четверти учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителем математики, её требованиями к учебной деятельности. В течении первой недели обучения были проведены входной контроль , и в конце первой четверти проверочная директорская контрольная работа по математике. Проведены беседы о трудностях ,успеваемости и решении проблем если есть запущенность в знаниях. В содружестве с классными руководителями 5А и 5Б классов и учителям-предметником отслеживается успеваемостью.
Результатом бесед стало следующее:
Особенности 5 - Б класса: Активный, легко вовлекаются во все виды деятельности. Дети готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам, но есть ученики, которые систематически приходят с плохо выполненными заданиями, проблем в дисциплине в связи с поведение учеников на уроке нет.
По итогам ДКР в первой четверти:
«5» - 6 ; «4» - 15 ; «3» - 3 ; «2» - 0 ;
По итогам ДКР в первой четверти:
«5» - 6 ; «4» - 7 ; «3» - 2 ; «2» - 0 ;
Учитель математики : Иоцук М.В.