СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптация пятиклассников»

МОУ СОШ № 2 Г. Бронницы Адаптация Пятиклассников В средней школе Подготовила учитель начальных классов Солодкова И. С.

МОУ СОШ № 2

Г. Бронницы

Адаптация

Пятиклассников

В средней

школе

Подготовила учитель начальных классов Солодкова И. С.

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л. Кьюби В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения.  Адаптация – приспособление к окружающим условиям.  Психологическая адаптация – приспособление учащихся к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями,усвоение новых предметов).

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом...

как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л. Кьюби

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения.

Адаптация – приспособление к окружающим условиям.

Психологическая адаптация – приспособление учащихся к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних

(кабинетная система) и заканчивая внутренними

(установление контактов с разными учителями,усвоение новых предметов).

Переход из младшей школы в среднюю – важный и сложный период в жизни школьника. Резкое изменение условий обучения. Разнообразие и качественное усложнение требований,  предъявляемых к школьнику разными учителями. Смена позиции «старшего» в начальной школе  на «самого маленького» в средней. В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80 % школьников.

Переход из младшей школы в среднюю – важный и сложный период в жизни школьника.

  • Резкое изменение условий обучения.
  • Разнообразие и качественное усложнение требований,

предъявляемых к школьнику разными учителями.

  • Смена позиции «старшего» в начальной школе

на «самого маленького» в средней.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми.

Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80 % школьников.

Возрастные особенности младшего подростка: Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; Повышенная утомляемость; Стремление обзавестись верным другом; Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; Повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; Стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; Отсутствие авторитета возраста; Отвращение к необоснованным запретам; Восприимчивость к промахам учителей; Переоценка своих возможностей, реализация которых  предполагается в отдаленном будущем; Отсутствие адаптации к неудачам; Отсутствие адаптации к положению “худшего”; Тенденция предаваться мечтаниям; Боязнь осквернения мечты; Ярко выраженная эмоциональность; Требовательность к соответствию слова делу; Повышенный интерес к спорту; Увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Возрастные особенности младшего подростка:

  • Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • Повышенная утомляемость;
  • Стремление обзавестись верным другом;
  • Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • Повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • Стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • Отсутствие авторитета возраста;
  • Отвращение к необоснованным запретам;
  • Восприимчивость к промахам учителей;
  • Переоценка своих возможностей, реализация которых

предполагается в отдаленном будущем;

  • Отсутствие адаптации к неудачам;
  • Отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • Тенденция предаваться мечтаниям;
  • Боязнь осквернения мечты;
  • Ярко выраженная эмоциональность;
  • Требовательность к соответствию слова делу;
  • Повышенный интерес к спорту;
  • Увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Признаки успешной адаптации :  Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенок легко справляется с программой. Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому. Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки успешной адаптации :

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
  • Ребенок легко справляется с программой.
  • Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
  • Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания . Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания .
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Что может затруднить адаптацию детей к средней школе? Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Разные требования педагогов . У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки».

Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?

  • Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
  • Разные требования педагогов .
  • У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки».
Правила, которые могут помочь подготовить ребенка к самостоятельной жизни в школе во время адаптационного периода. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться. Не дерись без причины. Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. Играй честно, не подводи своих товарищей. Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. Старайся быть аккуратным. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Правила, которые могут помочь подготовить ребенка к самостоятельной жизни в школе во время адаптационного периода.

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  • С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
  • Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
  • Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Уважаемые родители! Желаю вашим детям быть здоровыми, веселыми, успешными, а также обрести новых надежных друзей!

Уважаемые родители!

Желаю вашим детям быть здоровыми, веселыми, успешными, а также обрести новых надежных друзей!