Просмотр содержимого документа
«Адаптация пятиклассников»
МОУ СОШ № 2
Г. Бронницы
Адаптация
Пятиклассников
В средней
школе
Подготовила учитель начальных классов Солодкова И. С.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом...
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби
В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения.
Адаптация – приспособление к окружающим условиям.
Психологическая адаптация – приспособление учащихся к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних
(кабинетная система) и заканчивая внутренними
(установление контактов с разными учителями,усвоение новых предметов).
Переход из младшей школы в среднюю – важный и сложный период в жизни школьника.
- Резкое изменение условий обучения.
- Разнообразие и качественное усложнение требований,
предъявляемых к школьнику разными учителями.
- Смена позиции «старшего» в начальной школе
на «самого маленького» в средней.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми.
Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80 % школьников.
Возрастные особенности младшего подростка:
- Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- Повышенная утомляемость;
- Стремление обзавестись верным другом;
- Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- Повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- Стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- Отсутствие авторитета возраста;
- Отвращение к необоснованным запретам;
- Восприимчивость к промахам учителей;
- Переоценка своих возможностей, реализация которых
предполагается в отдаленном будущем;
- Отсутствие адаптации к неудачам;
- Отсутствие адаптации к положению “худшего”;
- Тенденция предаваться мечтаниям;
- Боязнь осквернения мечты;
- Ярко выраженная эмоциональность;
- Требовательность к соответствию слова делу;
- Повышенный интерес к спорту;
- Увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Признаки успешной адаптации :
- Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
- Ребенок легко справляется с программой.
- Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
- Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелания выполнять домашние задания .
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?
- Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
- Разные требования педагогов .
- У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки».
Правила, которые могут помочь подготовить ребенка к самостоятельной жизни в школе во время адаптационного периода.
- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым.
- С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
- Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Уважаемые родители!
Желаю вашим детям быть здоровыми, веселыми, успешными, а также обрести новых надежных друзей!