СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В средней школе коренным образом меняются условия обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе: классный руководитель – учителя-предметники, к кабинетной системе. Увеличивается количество уроков, новых предметов и объем материала в них.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация пятиклассников»

Отчет по адаптации учащихся 5 класса с ОВЗ

к новым условиям обучения и воспитания в условиях специальной

(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната


Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково, поэтому период адаптации в 5-м классе является одним из труднейших периодов школьного обучения.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе: классный руководитель – учителя-предметники, к кабинетной системе. Увеличивается количество уроков, новых предметов и объем материала в них. Увеличивается объем домашних заданий. Если в начальной школе учащиеся всегда находились в поле зрения одного педагога, который полностью контролировал степень их готовности к очередному уроку, помогал находить взаимопонимание с другими учителями, то в средней школе дети должны стать более самостоятельными, ответственными. Учащиеся решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с новыми педагогами, найти свое место в школе.

Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

  1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

  2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.

  3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.


Задачи на период адаптации, поставленные воспитателем.


1. Изучение классного коллектива.

2. Знакомство с родительским коллективом.

3. Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.

4. Организация внеклассной работы в классном коллективе.

5. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.


1. Изучение классного коллектива.

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

    Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

    Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

     Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Для достижения, которой осуществлялись следующие задачи:

-создавать в классе ситуацию успеха;

-способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками;

-создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;

-развивать классное самоуправление;

-стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

1. Разговор с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.

2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.

Проведены внеклассные часы.

По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

  • Произвольность психических процессов. Большая часть учащиеся может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. (В Ж., К Д., С А., П А., Ш Д., К В., П Д., Ж К.) Во время самоподготовки они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче. Не могут самостоятельно организовать процесс П В., П Ж, П Э., Г М., С А., Д Ж.

  • Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом.( П В., П Ж, П Э., Г М., С А., Д Ж.)

  • Мотивационная сфера. Не все ребята позитивно относятся к школе и учителям. П В., С А., П Э. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности у остальных можно охарактеризовать на среднем уровне.

  • Особенности поведения. Учащиеся показывают низкий уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение П В., С А., Г М., П Э.

  • Особенности общения со сверстниками. Не все учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию, есть сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что Ж К. часто обижает своих сверстников, С А. конфликтует со всеми учащимися школы.

  • Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогами за исключением П Э., Г М., Ж К.

  • Эмоциональное состояние. С нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.

  1. Знакомство с родительским коллективом.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

  1. Знакомство с родителями по средствам телефонной связи и при личной беседе

  2. Планирование воспитательной работы на учебный год.

  3. Текущая успеваемость учащихся.

  4. Требование учителей предметников

  5. Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения, учащихся класса


  1. Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности. В течение первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.

Результатом бесед стало следующее:

Особенности класса: слабо активный, не дружный, не все подготовлены из начальной школы. Дети не приветливые и не ответственные, трудно вовлекаются во все виды деятельности.

Дети готовятся к занятиям, с трудом, за исключением К Д., В Ж., с помощью воспитателя выполняют задания: П Д., П А., плохо выполняют П Э., С А., Г М. Не выполняют совсем: П Ж., П В. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведением некоторых учеников: С А., П Э., Ж К., Г М.

Просьба к учителям-предметникам присмотреться к данным ученикам и по возможности повысить качество знаний по предмету. По некоторым предметам у учащихся по сравнению с 1 четвертью снизились оценки. Я считаю, что это связано с возросшим темпом работы на уроке, объёмом материала как на уроке, так и в классе, новыми требованиями.

  1. Организация внеклассной работы в классном коллективе.

Практически все ученики записаны в кружки «Город мастеров», «Творческая мастерская», «ДЮСШ теннис». Посещают кружок «Робототехники» в ДДТ. Очень часто отказывается от посещения кружков Ж К. Все внеклассные занятия согласно плана были проведены.

В 5 классе 14 учеников: 10 мальчиков и 4 девочек.

  1. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

С начала учебного года ученики класса участвовали в школьных и районных конкурсах.

Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.

Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются: труд, физкультура.

В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.

Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:

- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса ниже, что на данном этапе обучения является нормой;

- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

Краткие характеристики учащихся: С А. и Д Ж. часто пропускают уроки по болезни; Ж К. и Ш Д. - могут допустить пропуск без уважительных причин; П В. и П Ж.-не выполняют домашнее задание; Ж К, С А., ПЭ., Г М..- плохая дисциплина.

Исходя из выше сказанного, считаю, что поставленные основные цели и задачи, выполнены.

Далее следует:

1.Продолжить работу над развитием классного коллектива: добиваться высокого уровня сплоченности.

2.Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии (сохранить успеваемость класса – 100%, добиваться повышения качества знаний учащихся, добиваться 100% посещаемости).

3. Продолжить развивать интерес к внеклассной деятельности.

Анализ проведенной деятельности показал развитие творческой активности у детей, формирование интеллектуальных умений, дети показали самостоятельность и ответственность.
















































Охват участников в массовых мероприятиях группа «Звездочеты»

за 1-3 четверть 2021 -2022 учебный год (18 участий)



Ф.И.О.

Год


Результат

Школьные

П А

октябрь2021 г.

VI этап литературно- творческого конкурса

«Мир животных»

Номинация

К Д

октябрь 2020 г.

VI этап литературно- творческого конкурса

«Мир животных»

Грамота

2 место

В Ж

сентябрь2021

Конкурс рисунков «Краски осени»

Участие

П А

сентябрь2021

Конкурс рисунков «Краски осени»

Грамота


Г М

сентябрь2021

Конкурс рисунков «Краски осени»

Грамота


Д Ж

сентябрь2021

Конкурс рисунков «Краски осени»

Грамота

Ш Д

сентябрь2021

Конкурс рисунков «Краски осени»

Участие

Ш Д

сентябрь2021

Конкурс поделок «Золотая осень»

Участие

Г М

сентябрь2021

Конкурс поделок «Золотая осень»

Участие

П А

сентябрь2021

Конкурс поделок «Золотая осень»

Участие

К Д

октябрь

2021

Открытка к Дню пожилого человека

Участие

П А

октябрь

2021

Открытка к Дню пожилого человека

Участие

Районные

С А

октябрь

2021 г.

Открытый онлайн-конкурс декоративно-прикладного творчества из овощей и фруктов «Подарки осени»

Участие

П Э

сентябрь

2021 г.

Районный интернет-конкурс детских рисунков «Аниме»

Участие

В Ж

сентябрь

2021 г.

Районный интернет-конкурс детских рисунков «Аниме»

Участие

П В

апрель

2021

Районный онлайн – конкурс декоративного творчества и изобразительного искусства, посвященный Дню народного единства

Участие

Г М

октябрь

2021 г.

Открытый онлайн-конкурс декоративно-прикладного творчества из овощей и фруктов «Подарки осени»

Диплом 1 ст.

Ш Д

октябрь

2021 г.

Открытый онлайн-конкурс декоративно-прикладного творчества из овощей и фруктов «Подарки осени»

Грамота

С А

октябрь

2021 г.

Открытый онлайн-конкурс декоративно-прикладного творчества из овощей и фруктов «Подарки осени»

Диплом 3 ст.

Г М

ноябрь

2021 г.

Районный интернет-конкурс

«Ты в сердце моем Россия»

Диплом 3 ст.

ПВ

ноябрь

2021

Районный онлайн – конкурс

«Под знаменем Победы»

Диплом 1 ст.

П Ж

Ноябрь

2021г.

Районный дистанционный детский творческий конкурс рисунков и поделок

«Мамочке любимой я дарю букет»

Диплом 3 ст.

Ш

Д

Ноябрь

2021г.

Районный дистанционный детский творческий конкурс рисунков и поделок

«Мамочке любимой я дарю букет»


Диплом 2 ст.

П Аа

Ноябрь

2021г.

Районный дистанционный детский творческий конкурс рисунков и поделок

«Мамочке любимой я дарю букет»

Диплом 3 ст.

Д Ж

Ноябрь

2021г.

Районный дистанционный детский творческий конкурс рисунков и поделок

«Мамочке любимой я дарю букет»

Диплом 3 ст.

К В

Ноябрь

2021г.

Районный дистанционный детский творческий конкурс рисунков и поделок

«Мамочке любимой я дарю букет»

Диплом 3 ст.

С А

Ноябрь

2021г.

Районный дистанционный детский творческий конкурс рисунков и поделок

«Мамочке любимой я дарю букет»

Участие

П В

Ноябрь

2021

Районный онлайн-конкурс

«Полиция как друг и защитник»

Участие

К Д

Ноябрь

2021

Районный онлайн-конкурс

«Полиция как друг и защитник»

Участие

В Ж

Ноябрь

2021

Районный онлайн-конкурс

«Полиция как друг и защитник»

Участие

П А

Ноябрь

2021

Районный онлайн-конкурс

«Полиция как друг и защитник»

Участие

П

Д

Декабрь 2021

Онлайн конкурс декоративно-прикладного творчества «Волшебная мастерская»

Диплом 1 ст.

П

Ж

Декабрь 2021

Онлайн конкурс декоративно-прикладного творчества «Волшебная мастерская»

Участие

К Д

Декабрь 2021

Онлайн конкурс декоративно-прикладного творчества «Волшебная мастерская»

Участие

Республиканские

П В

Ноябрь

2021

Республиканский конкурс детского рисунка «Полиция глазами детей»

Благодарность

К Д

Ноябрь

2021

Республиканский конкурс детского рисунка «Полиция глазами детей»

Благодарность

В Ж

Ноябрь

2021

Республиканский конкурс детского рисунка «Полиция глазами детей»

Благодарность

П А

Ноябрь

2021

Республиканский конкурс детского рисунка «Полиция глазами детей»

Благодарность



Школьные

К Д

Март

2022

Конкурс чтецов «И снова зазвенит капель…!»

2 место

П А

Март

2022

Конкурс чтецов «И снова зазвенит капель…!»

3 место

Районные

П В

февраль

2022

Творческий конкурс «Защищая Отечество»

Диплом 2 степени

СА

февраль

2022

Творческий конкурс «Защищая Отечество»

Диплом 2 степени

П А

Февраль

2022

Творческий конкурс «Защищая Отечество»

Диплом 2 степени

С А

февраль

2022

Конкурс «День защитника Отечества»

Диплом 1 степени

С А

февраль

2022

Конкурс «Масленица»

Участие

П А

Март 2022

Районный конкурс изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Весеннее настроение»!

Участие

КД

февраль

2022

Творческий конкурс «Защищая Отечество»

Участие

П А

февраль

2022

Конкурс «День защитника Отечества»

Участие

П Ж

Февраль

2022

Творческий конкурс «Защищая Отечество»

Участие

П Ж

февраль

2022

Конкурс «День защитника Отечества»

Участие

П Э

февраль

2022

Творческий конкурс «Защищая Отечество»

Участие

Ш Д

Февраль 2022

«Осторожно огонь»

Участие

Ш Д

Январь 2022

«Праздник белого месяца- Сагаалган 2022»

Участие

С А

Январь 2022

«Праздник белого месяца- Сагаалган 2022»

Участие

К Д

Январь 2022

«Праздник белого месяца- Сагаалган 2022»

Участие

П В

Январь 2022

«Праздник белого месяца- Сагаалган 2022»

Участие

П А

К Д (совместная работа)

Март 2022

Районный конкурс изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Весеннее настроение»!

Участие