Отчет по адаптации учащихся 5 класса с ОВЗ
к новым условиям обучения и воспитания в условиях специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе». Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково, поэтому период адаптации в 5-м классе является одним из труднейших периодов школьного обучения.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе: классный руководитель – учителя-предметники, к кабинетной системе. Увеличивается количество уроков, новых предметов и объем материала в них. Увеличивается объем домашних заданий. Если в начальной школе учащиеся всегда находились в поле зрения одного педагога, который полностью контролировал степень их готовности к очередному уроку, помогал находить взаимопонимание с другими учителями, то в средней школе дети должны стать более самостоятельными, ответственными. Учащиеся решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с новыми педагогами, найти свое место в школе.
Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Задачи на период адаптации, поставленные воспитателем.
1. Изучение классного коллектива.
2. Знакомство с родительским коллективом.
3. Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
4. Организация внеклассной работы в классном коллективе.
5. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
1. Изучение классного коллектива.
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Для достижения, которой осуществлялись следующие задачи:
-создавать в классе ситуацию успеха;
-способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками;
-создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;
-развивать классное самоуправление;
-стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
1. Разговор с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.
2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.
Проведены внеклассные часы.
По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:
Произвольность психических процессов. Большая часть учащиеся может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. (В Ж., К Д., С А., П А., Ш Д., К В., П Д., Ж К.) Во время самоподготовки они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче. Не могут самостоятельно организовать процесс П В., П Ж, П Э., Г М., С А., Д Ж.
Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом.( П В., П Ж, П Э., Г М., С А., Д Ж.)
Мотивационная сфера. Не все ребята позитивно относятся к школе и учителям. П В., С А., П Э. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности у остальных можно охарактеризовать на среднем уровне.
Особенности поведения. Учащиеся показывают низкий уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение П В., С А., Г М., П Э.
Особенности общения со сверстниками. Не все учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию, есть сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что Ж К. часто обижает своих сверстников, С А. конфликтует со всеми учащимися школы.
Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогами за исключением П Э., Г М., Ж К.
Эмоциональное состояние. С нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
Знакомство с родительским коллективом.
Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:
Знакомство с родителями по средствам телефонной связи и при личной беседе
Планирование воспитательной работы на учебный год.
Текущая успеваемость учащихся.
Требование учителей предметников
Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения, учащихся класса
Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности. В течение первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.
Результатом бесед стало следующее:
Особенности класса: слабо активный, не дружный, не все подготовлены из начальной школы. Дети не приветливые и не ответственные, трудно вовлекаются во все виды деятельности.
Дети готовятся к занятиям, с трудом, за исключением К Д., В Ж., с помощью воспитателя выполняют задания: П Д., П А., плохо выполняют П Э., С А., Г М. Не выполняют совсем: П Ж., П В. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведением некоторых учеников: С А., П Э., Ж К., Г М.
Просьба к учителям-предметникам присмотреться к данным ученикам и по возможности повысить качество знаний по предмету. По некоторым предметам у учащихся по сравнению с 1 четвертью снизились оценки. Я считаю, что это связано с возросшим темпом работы на уроке, объёмом материала как на уроке, так и в классе, новыми требованиями.
Организация внеклассной работы в классном коллективе.
Практически все ученики записаны в кружки «Город мастеров», «Творческая мастерская», «ДЮСШ теннис». Посещают кружок «Робототехники» в ДДТ. Очень часто отказывается от посещения кружков Ж К. Все внеклассные занятия согласно плана были проведены.
В 5 классе 14 учеников: 10 мальчиков и 4 девочек.
Активное участие классного коллектива в школьной жизни.
С начала учебного года ученики класса участвовали в школьных и районных конкурсах.
Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.
Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются: труд, физкультура.
В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.
Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:
- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса ниже, что на данном этапе обучения является нормой;
- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.
Краткие характеристики учащихся: С А. и Д Ж. часто пропускают уроки по болезни; Ж К. и Ш Д. - могут допустить пропуск без уважительных причин; П В. и П Ж.-не выполняют домашнее задание; Ж К, С А., ПЭ., Г М..- плохая дисциплина.
Исходя из выше сказанного, считаю, что поставленные основные цели и задачи, выполнены.
Далее следует:
1.Продолжить работу над развитием классного коллектива: добиваться высокого уровня сплоченности.
2.Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии (сохранить успеваемость класса – 100%, добиваться повышения качества знаний учащихся, добиваться 100% посещаемости).
3. Продолжить развивать интерес к внеклассной деятельности.
Анализ проведенной деятельности показал развитие творческой активности у детей, формирование интеллектуальных умений, дети показали самостоятельность и ответственность.
Охват участников в массовых мероприятиях группа «Звездочеты»
за 1-3 четверть 2021 -2022 учебный год (18 участий)
Ф.И.О. | Год | | Результат |
Школьные |
П А | октябрь2021 г. | VI этап литературно- творческого конкурса «Мир животных» | Номинация |
К Д | октябрь 2020 г. | VI этап литературно- творческого конкурса «Мир животных» | Грамота 2 место |
В Ж | сентябрь2021 | Конкурс рисунков «Краски осени» | Участие |
П А | сентябрь2021 | Конкурс рисунков «Краски осени» | Грамота |
Г М | сентябрь2021 | Конкурс рисунков «Краски осени» | Грамота |
Д Ж | сентябрь2021 | Конкурс рисунков «Краски осени» | Грамота |
Ш Д | сентябрь2021 | Конкурс рисунков «Краски осени» | Участие |
Ш Д | сентябрь2021 | Конкурс поделок «Золотая осень» | Участие |
Г М | сентябрь2021 | Конкурс поделок «Золотая осень» | Участие |
П А | сентябрь2021 | Конкурс поделок «Золотая осень» | Участие |
К Д | октябрь 2021 | Открытка к Дню пожилого человека | Участие |
П А | октябрь 2021 | Открытка к Дню пожилого человека | Участие |
Районные |
С А | октябрь 2021 г. | Открытый онлайн-конкурс декоративно-прикладного творчества из овощей и фруктов «Подарки осени» | Участие |
П Э | сентябрь 2021 г. | Районный интернет-конкурс детских рисунков «Аниме» | Участие |
В Ж | сентябрь 2021 г. | Районный интернет-конкурс детских рисунков «Аниме» | Участие |
П В | апрель 2021 | Районный онлайн – конкурс декоративного творчества и изобразительного искусства, посвященный Дню народного единства | Участие |
Г М | октябрь 2021 г. | Открытый онлайн-конкурс декоративно-прикладного творчества из овощей и фруктов «Подарки осени» | Диплом 1 ст. |
Ш Д | октябрь 2021 г. | Открытый онлайн-конкурс декоративно-прикладного творчества из овощей и фруктов «Подарки осени» | Грамота |
С А | октябрь 2021 г. | Открытый онлайн-конкурс декоративно-прикладного творчества из овощей и фруктов «Подарки осени» | Диплом 3 ст. |
Г М | ноябрь 2021 г. | Районный интернет-конкурс «Ты в сердце моем Россия» | Диплом 3 ст. |
ПВ | ноябрь 2021 | Районный онлайн – конкурс «Под знаменем Победы» | Диплом 1 ст. |
П Ж | Ноябрь 2021г. | Районный дистанционный детский творческий конкурс рисунков и поделок «Мамочке любимой я дарю букет» | Диплом 3 ст. |
Ш Д | Ноябрь 2021г. | Районный дистанционный детский творческий конкурс рисунков и поделок «Мамочке любимой я дарю букет» | Диплом 2 ст. |
П Аа | Ноябрь 2021г. | Районный дистанционный детский творческий конкурс рисунков и поделок «Мамочке любимой я дарю букет» | Диплом 3 ст. |
Д Ж | Ноябрь 2021г. | Районный дистанционный детский творческий конкурс рисунков и поделок «Мамочке любимой я дарю букет» | Диплом 3 ст. |
К В | Ноябрь 2021г. | Районный дистанционный детский творческий конкурс рисунков и поделок «Мамочке любимой я дарю букет» | Диплом 3 ст. |
С А | Ноябрь 2021г. | Районный дистанционный детский творческий конкурс рисунков и поделок «Мамочке любимой я дарю букет» | Участие |
П В | Ноябрь 2021 | Районный онлайн-конкурс «Полиция как друг и защитник» | Участие |
К Д | Ноябрь 2021 | Районный онлайн-конкурс «Полиция как друг и защитник» | Участие |
В Ж | Ноябрь 2021 | Районный онлайн-конкурс «Полиция как друг и защитник» | Участие |
П А | Ноябрь 2021 | Районный онлайн-конкурс «Полиция как друг и защитник» | Участие |
П Д | Декабрь 2021 | Онлайн конкурс декоративно-прикладного творчества «Волшебная мастерская» | Диплом 1 ст. |
П Ж | Декабрь 2021 | Онлайн конкурс декоративно-прикладного творчества «Волшебная мастерская» | Участие |
К Д | Декабрь 2021 | Онлайн конкурс декоративно-прикладного творчества «Волшебная мастерская» | Участие |
Республиканские |
П В | Ноябрь 2021 | Республиканский конкурс детского рисунка «Полиция глазами детей» | Благодарность |
К Д | Ноябрь 2021 | Республиканский конкурс детского рисунка «Полиция глазами детей» | Благодарность |
В Ж | Ноябрь 2021 | Республиканский конкурс детского рисунка «Полиция глазами детей» | Благодарность |
П А | Ноябрь 2021 | Республиканский конкурс детского рисунка «Полиция глазами детей» | Благодарность |
Школьные |
К Д | Март 2022 | Конкурс чтецов «И снова зазвенит капель…!» | 2 место |
П А | Март 2022 | Конкурс чтецов «И снова зазвенит капель…!» | 3 место |
Районные |
П В | февраль 2022 | Творческий конкурс «Защищая Отечество» | Диплом 2 степени |
СА | февраль 2022 | Творческий конкурс «Защищая Отечество» | Диплом 2 степени |
П А | Февраль 2022 | Творческий конкурс «Защищая Отечество» | Диплом 2 степени |
С А | февраль 2022 | Конкурс «День защитника Отечества» | Диплом 1 степени |
С А | февраль 2022 | Конкурс «Масленица» | Участие |
П А | Март 2022 | Районный конкурс изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Весеннее настроение»! | Участие |
КД | февраль 2022 | Творческий конкурс «Защищая Отечество» | Участие |
П А | февраль 2022 | Конкурс «День защитника Отечества» | Участие |
П Ж | Февраль 2022 | Творческий конкурс «Защищая Отечество» | Участие |
П Ж | февраль 2022 | Конкурс «День защитника Отечества» | Участие |
П Э | февраль 2022 | Творческий конкурс «Защищая Отечество» | Участие |
Ш Д | Февраль 2022 | «Осторожно огонь» | Участие |
Ш Д | Январь 2022 | «Праздник белого месяца- Сагаалган 2022» | Участие |
С А | Январь 2022 | «Праздник белого месяца- Сагаалган 2022» | Участие |
К Д | Январь 2022 | «Праздник белого месяца- Сагаалган 2022» | Участие |
П В | Январь 2022 | «Праздник белого месяца- Сагаалган 2022» | Участие |
П А К Д (совместная работа) | Март 2022 | Районный конкурс изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Весеннее настроение»! | Участие |