Особенности адаптации учебного материла
для обучающихся с ЗПР
Коррекционные подходы в обучении
- Принцип «пошаговости»
- Этапность формирования учебных действий, навыков
- Алгоритмизация при изучении учебного материала
- Дифференцированный подход
- Коррекционная направленность
Специфические приемы обучения детей с ЗПР
- Эмоциональная вовлеченность ребенка (проблемная ситуация, игровой момент, поисковая деятельность).
- Актуализация имеющихся знаний (визуальная поддержка).
- Предъявление дозированной помощи.
- Восполнение пробелов, образовательных дефицитов (особенно при варианте 7.2, когда срок обучения пролонгированный).
- Подготовка к восприятию учебного материала.
- Пошаговость, алгоритмизация.
- Поэтапность (выделение и отработка каждого этапа).
- Визуализация (наглядные опоры схемы, символы).
- Усиление предметно-практической направленности (Нумикон, палочки Кюизенера, счетный материал, математические бусы и т.д.).
- Коррекционная направленность обучения.
- Систематическое повторение изученного (закрепление навыка).
- Опора на жизненный опыт ребенка.
?
Задержка психического развития (ЗПР)
Умственная отсталость (УО)
Совершенно разные понятия!
Слово «задержка» говорит само за себя, что при ней ребенок лишь ЗАДЕРЖАЛСЯ в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций.
Умственная отсталость представляет собой СТОЙКОЕ когнитивное снижение.
Дети с ЗПР отличаются от детей с УО тем, что ПРИ ХОРОШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ помощи они могут «ДОГНАТЬ» своих сверстников в освоении учебной программы.
Ситуация .
Ребенок обучается в 1 классе. В конце учебного года либо полугодия учитель обсуждает с родителями (законными представителями) дальнейший маршрут ребенка, так как ребенок не в полном объеме усвоил учебный материал 1 класса, на заседании ПМПк предлагается пройти ПМПК с целью упрощения программы: « Пройдите ПМПК и Ваш ребенок будет обучаться по «ОБЛЕГЧЕННОЙ» программе в своем классе (инклюзия). »
?
Программа для обучающихся с ЗПР «НЕ ОБЛЕГЧЕННАЯ»! Варианты 7.1 и 7.2 (для обучающихся с ЗПР) предусматривают обучение по ТОЙ ЖЕ ПРОГРАММЕ (уровень сложности тот же), что и основная часть класса, НО, при необходимости, сроки обучения пролонгируются (5 лет обучения в системе НОО – вариант 7.2), реализуется коррекционный блок, сокращается объем материала, используются дополнительные приемы обучения, необходимые для конкретного ребенка, обучающегося во варианту 7.1 или 7.2.
Программа для обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) рекомендуется в заключении ПМПК НЕ ДЛЯ ТОГО , чтобы у образовательного учреждения было основание для выставления отметки «3» и перевода обучающегося из класса в класс, а с целью ПОМОЧЬ ребенку «ДОГНАТЬ» своих сверстников в освоении материала, за счет сокращения объема, введения и реализации коррекционного блока, использования дополнительных средств обучения и т.д.
?
Психофизические особенности детей с ЗПР, вследствие которых им необходимы те ОСОБЫЕ условия, которые предусматривают программы 7.1 и 7.2
Незрелость ВПФ (нарушение памяти, внимания, мыслительных процессов), функциональная недостаточн. зрительного и слухового восприятия, нарушение координации движений и недоразвитие речи.
У обучающихся с ЗПР возникают затруднения в усвоении учебного материала по следующим причинам:
- не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова;
- нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами;
- допускают нелепые ошибки в письменных работах;
- оказываются неспособными оценить результаты своих действий;
- представления об окружающем мире несколько ниже, чем у сверстников.
Не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. Наблюдается быстрая утомляемость. У многих из них преобладают игровые мотивы, нарушения поведения и саморегуляции.
Отмечается, что иногда такие дети активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но скоро устают , начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал , в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
Ограниченность знаний об окружающей действительности.
?
?
Как помочь ребенку с ЗПР освоить тот или иной учебный материал, учитывая индивидуальные особенности и особые образовательные потребности?
1. Индивидуальный подход на уроке
- Индивидуальная визуальная поддержка (правила, алгоритмы, шаблоны, опорные карточки).
- Адаптация условий для работы на уроке: изменение формы опроса, разметка листа в тетради, шаблоны-карточки с заданиями, пунктирное написание начала работы, размещение одного задания на листе, специальные приспособления и принадлежности.
- Адаптация предъявления задания.
- Индивидуальное расписание работы на уроке.
Адаптированное задание. Как оно выглядит?
- Сокращен объем, матрица задания (дописать).
Адаптированное задание
Перепиши примеры в тетрадь и запиши ответ:
Например: 4+5 = 9 4-2 = 2
3+5 =
4+2 = + опорная таблица с
8-2 = составом числа
5-3 =
- Предъявлен шаблон для выполнения задания, задающий последовательность действий.
- Задание содержит визуальную инструкцию.
- Наглядно предъявленное задание.
- Задание с возможностью выбора из 2-3 вариантов .
- Задание, с возможностью крепления ответа (липучка, магнит).
Адаптированное задание
Запиши в тетрадь:
0,5 строки буквы «А» заглавной и 0,5 строки буквы «а» строчной
А_____________а_____________.
Адаптированное задание
Выбери правильный вариант ответа: 14+7=
а)23
б)21
в)7
Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в выполнении того или иного задания
- Алгоритм последовательности действий
Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в выполнении того или иного задания
Алгоритмы, показ способа решения, образец, схемы, формулы, таблицы, как помощь в выполнении того или иного задания
Картинный словарь
Специальные приспособления и принадлежности
- Трафареты и ограничители строки.
- Специальные насадки на ручку.
- Маркировка начала работы в тетради (желтая полоска).
- Выделение строки.
- Тетради большого формата.
- Обозначение начала строки.
- Проведение дополнительных наклонных линий.
- Обозначение красной точкой нужной клетки.
Пример специальных условий ,
необходимых обучающимся с ЗПР на следующих учебных дисциплинах:
Для учащихся с ЗПР, при необходимости, творческие работы (изложения, сочинения) даются с опорой . Это могут быть: опорные слова, план, начало текста, окончание текста . Как вариант написания сочинения ребенку можно предложить составить текст по картинкам . В силу несформированности навыков словообразования , что приводит к аграмматизмам , педагогу необходимо обращать внимание на согласованность речи ребенка, упражнять обучающегося в словообразовании. Трудности языкового анализа и синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение границ предложения , работы с деформированным предложением и текстом.
Пример пошагового выполнения задания
1. Прочитай правило:
3.Найди в тексте (адаптированном), предлоги и
подчеркни их (те предлоги, которые ты только что
«Предлог — это...»
записывал в тетрадь).
2. Запиши предлоги, прописанные
в правиле, в тетрадь.
Учащимся с ЗПР предлагаются для прочтения отрывки текста . При пересказе текста учитель задает ученику наводящие вопросы для облегчения построения связных предложений, использовать карточки-подсказки . Как вариант, ученику может быть предложено прочитать текст заранее.
Карточка-подсказка для проведения учебной дискуссии после изучения того или иного произведения:
- Я согласен с тем, что …
- Я не согласен, потому что …
- Я считаю, что …
- Я хочу дополнить ответ ...
В силу особенностей памяти , им необходимо постоянно видеть , например,тот же состав числа, для дальнейшего выполнения задания. Они могут не понимать условия задачи . Следовательно, необходимо использовать алгоритмы решения примеров, сокращение количества примеров (с сохранением уровень сложности), опорные таблицы с последовательностью решения задач, подключать специалистов коррекционного профиля для совместного решения проблемы (отработка навыков) и т.д.
Реши примеры в столбик.
1. 50 - 28 =
2. 64 - 36 =
3. 81 - 30 =
4. 37 - 19 =
Решает 4 примера, а не 6 (как основная часть класса) +
дан алгоритм решения примера, с подробным объяснением
К предметам естественно-научного цикла предъявляются те же требования, что и для уроков литературы .
Выполнение лабораторных работ проводится при помощи опорных таблиц, алгоритмов работы, примеров выполнения заданий.
Подчеркни только те детали, которые
есть у велосипеда:
Рама, дверь, спицы, шина, ручка и т.д.
Дана индивидуальная карточка
+ схема устройства велосипеда
Прочитай ответ:
У велосипеда есть ….
Социализация ребенка с ОВЗ во время урока
Проведение физминутки
Проведение гимнастики
для глаз
Осознание себя как части класса
Сбор тетрадей в
конце урока
Социализация ребенка с ОВЗ
Проверить наличие
обложки на книге
Раздать наглядно-дидактический
материал
Формирование авторитета в
глазах одноклассников
Участие в групповых
заданиях
Реализация одной из основных целей инклюзивного образования
Подбор выступления на классном часе
с учетом сильных сторон развития