Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная рабочая программа составлена на основе АООП НОО, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(далее- ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), на основе Примерной основной образовательной программы по математике для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки и науки РФ, авторской программы по математике для учащихся 3-го класса Моро М. И, Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В, Волковой С.И., Степановой С.В, Составлена для обучающихся 3-го класса общеобразовательной школы с задержкой психического развития с учётом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушение развития и социальною адаптацию. Программа построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для общеобразовательных школ, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373)
2. Адаптированная основная программа начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР) вариант 7.1 (ЗПР) (утверждена приказом директора от 27.08.2020 № 164)
3. Учебный план обучающегося (утвержден приказом директора от 01.09.2020 № 167
4. Годовой календарный график ОУ (утвержден приказом директора от 29.05.2020№ 127)
5. Примерная программа по учебному предмету «Математика» авторов Моро М.И, Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В, Волковой С.И., Степановой С.В, изд-во «Просвещение» 2020 г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией авторов Моро М.И, Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В, Волковой С.И.
Целями изучения предмета «Математика» в 3 классе являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Основными задачами обучения предмету «Математика» в 3 классе являются:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Коррекционная работа
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
При организации обучения предмету с ребёнком с ОВЗ, учитываются методические рекомендации, которые даются для преподавания в общеобразовательных классах. Однако для успешного усвоения материала учащимися необходимо учитывать их характерные особенности и соблюдать определенные принципы и требования при проведении уроков.
Характерными особенностями учащихся с ОВЗ являются:
- недостаточно развитое произвольное внимание, особенно такое его свойство, как устойчивость, поэтому во время урока учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы или вообще не включаются в неё;
- сниженный объём слухоречевого запоминания, т.е. дети затрудняются запоминать материал на слух;
- слабо развитое мышление, в результате чего учащиеся не могут выполнить многие мыслительные операции;
- медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность;
- неумение самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение (необходим внешний контроль со стороны).
Всё это учитывается при организации и проведении уроков.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления и отражается в структуре каждого урока:
совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать; умения выделять сходство и различие понятий; умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умения планировать деятельность;
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Формы и методы коррекционной работы
Направление коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи в соответствии с индивидуальными рекомендациями ТПМПК:
адаптация содержания учебного материала, от простого к сложному, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего закреплению, дифференцировка заданий взаимосвязи от коррекционных задач;
помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизации учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.);
дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;
стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.);
формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов;
совершенствование навыка письма (развитие навыка работы по заданному образцу; зрительно-слуховые диктанты);
развитие слухового внимания и памяти;
совершенствование различных видов мышления; развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
развитие умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя;
осуществлять самоконтроль и самооценку.
На обучение предмету «Математика» отводится 136часов в год (4 часа в неделю)
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 7 г. Сальска ,учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2020-2021 учебный год и государственными праздниками( 23.02, 8.03, 3.05, 10.05,) фактически будет проведено 134 часа, программа будет выполнена за счет уплотнения и блоковой подачи учебного материала на 2 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
- сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; -переводить одни единицы площади в другие;
- читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
- выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; - выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
- выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
- анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
- составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
- составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
- дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
- находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
- решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
- обозначать геометрические фигуры буквами;
- различать круг и окружность;
- чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
- различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
- изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
- выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
- вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
- анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
- выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- читать несложные готовые таблицы;
- понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета, курса.
Числа от 1 до 100 (продолжение)
Табличное умножение и деление. (56ч.)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. умножение 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами.
Решение подбором уравнений вида х•3=21, х:4=9, 27:х=9.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.
Площадь прямоугольника, квадрата.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности.
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление (28ч.)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида, а+б, а-б, а•б, с: б;
Нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х •6=72, х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000.
Нумерация (12ч.)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия (36 ч.)
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Единица массы: грамм. Соотношение грамма и килограмма.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе.
№ п/п | Дата проведения урока | Название темы урока. |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. (9 часов) |
1. | 1.09 | Нумерация чисел. Устные приёмы сложения и вычитания. |
2. | 2.09 | Нумерация чисел. Устные приёмы сложения и вычитания. |
3. | 3.09 | Выражения с переменной. |
4. | 7.09 | Решение уравнений. |
5. | 8.09 | Решение уравнений. |
6. | 9.09 | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. |
7. | 10.09 | Решение задач. |
8. | 14.09 | Вводная контрольная работа. |
9. | 15.09 | Анализ контрольной работы. |
Табличное умножение и деление( 55 часов). |
10. | 16.09 | Связь умножения и сложения. |
11. | 17.09 | Связь между компонентами и результатом умножения. |
12. | 21.09 | Таблица умножения и деления с числом 3. |
13. | 22.09 | Решение задач с величинами «цена, количество, стоимость». |
14. | 23.09 | Решение задач с понятием «масса» и «количество». |
15. | 24.09 | Порядок выполнения действий. |
16. | 28.09 | Порядок выполнения действий. |
17. | 29.09 | Порядок выполнения действий. |
18. | 30.09 | Странички для любознательных. |
19. | 1.10 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3». |
20. | 5.10 | Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4. |
21. | 6.10 | Закрепление изученного. |
22. | 7.10 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
23. | 8.10 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
24. | 12.10 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. |
25. | 13.10 | Решение задач. |
26. | 14.10 | Таблица умножения и деления с числом 5. |
27. | 15.10 | Задачи на кратное сравнение. |
28. | 19.10 | Задачи на кратное сравнение. |
29. | 20.10 | Контрольная работа за 1 четверть |
30. | 21.10 | Работа над ошибками. |
31. | 22.10 | Таблица умножения и деления с числом 6. |
32. | 26.10 | Решение задач. |
33. | 27.10 | Решение задач. |
34. | 28.10 | Таблица умножения и деления с числом 7. |
35. | 29.10 | Закрепление изученного. |
36. | 9.11 | Закрепление изученного. |
37. | 10.11 | Площадь. Сравнение площадей фигур. |
38. | 11.11 | Площадь. Сравнение площадей фигур. |
39. | 12.11 | Квадратный сантиметр |
40. | 16.11 | Площадь прямоугольника. |
41. | 17.11 | . Таблица умножения и деления с числом 8. |
42. | 18.11 | Закрепление изученного. |
43. | 19.11 | Решение задач. |
44. | 23.11 | Таблица умножения и деления с числом 9. |
45. | 24.11 | Квадратный дециметр. |
46. | 25.11 | Таблица умножения. Закрепление |
47. | 26.11 | Закрепление изученного. |
48. | 30.11 | Квадратный метр. |
49. | 1.12 | Закрепление изученного. |
50. | 2.12 | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» |
51. | 3.12 | Работа над ошибками |
52. | 7.12 | Закрепление изученного |
53. | 8.12 | Закрепление изученного |
54. | 9.12 | Решение задач. |
55. | 10.12 | Умножение на один. |
56. | 14.12 | Умножение на 0. |
57. | 15.12 | Деление нуля на число. |
58. | 16.12 | Закрепление изученного. |
59. | 17.12 | Контрольная работа за первое полугодие. |
60. | 21.12 | Анализ контрольной работы. |
61. | 22.12 | Доли |
62. | 23.12 | Окружность. Круг |
63. | 28.12 | Диаметр круга. Решение задач. |
64. | 29.12 | Единицы времени. |
Внетабличное умножение и деление. (28 часов) |
65. | 11.01 | Умножение и деление круглых чисел. |
66. | 12.01 | Деление вида 80:20. |
67. | 13.01 | Умножение суммы на число. |
68. | 14.01 | Умножение суммы на число. |
69. | 18.01 | Умножение двузначного числа на однозначное. |
70. | 19.01 | Умножение двузначного числа на однозначное. |
71. | 20.01 | Закрепление изученного. |
72. | 21.01 | Деление суммы на число. |
73. | 25.01 | Деление суммы на число. |
74. | 26.01 | Деление двузначного числа на однозначное. |
75. | 27.01 | Делимое. Делитель. |
76. | 28.01 | Проверка деления. |
77. | 1.02 | Случаи деления вида 87:29. |
78. | 2.02 | Проверка умножения. |
79. | 3.02 | Решение уравнений. |
80. | 4.02 | Решение уравнений. |
81. | 8.02 | Закрепление изученного. |
82. | 9.02 | Контрольная работа по теме: «Решение уравнений». |
83. | 10.02 | Анализ контрольной работы. |
84. | 11.02 | Деление с остатком. |
85. | 15.02 | Деление с остатком. |
86. | 16.02 | Деление с остатком. |
87. | 17.02 | Решение задач на деление с остатком. |
88. | 18.02 | Случаи деления когда делитель больше делимого. |
89. | 22.02 | Проверка деления с остатком. |
90. | 24.02 | Закрепление изученного |
91. | 25.02 | Контрольная работа по теме: «Деление с остатком» |
92. | 1.03 | Анализ контрольной работы. |
Числа от 1 до 1000. Нумерация.(12 часов) |
93. | 2.03 | Тысяча. |
94. | 3.03 | Образование и название трёхзначных чисел. |
95. | 4.03 | Запись трёхзначных чисел. |
96. | 9.03 | Письменная нумерация в пределах 1000. |
97. | 10.03 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. |
98. | 11.03 | Сумма разрядных слагаемых. |
99. | 15.03 | Приёмы устных вычислений. |
100. | 16.03 | Контрольная работа за 3 четверть |
101. | 17.03 | Работа над ошибками. Сравнение трёхзначных чисел. |
102 | 18.03 | Письменная нумерация в пределах 1000. |
103. | 29.03 | Единицы массы. Грамм. |
104. | 30.03 | Закрепление изученного |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. (12 часов) |
105. | 31.03 | Приёмы устных вычислений. |
106. | 1.04 | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200. |
107. | 5.04 | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. |
108. | 6.04 | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. |
109. | 7.04 | Приёмы письменных вычислений. |
110. | 8.04 | Алгоритм сложения трёхзначных чисел. |
111. | 12.04 | Алгоритм вычитания трёхзначных чисел. |
112. | 13.04 | Виды треугольников. |
113. | 14.04 | Закрепление изученного. |
114. | 15.04 | Что узнали. Чему научились. |
115. | 19.04 | Контрольная работа по теме: « Сложение и вычитание» |
116. | 20.04 | Анализ контрольной работы. |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 часов) |
117. | 21.04 | Приёмы устных вычислений. |
118. | 22.04 | Приёмы устных вычислений. |
119. | 26.04 | Приёмы устных вычислений. |
120. | 27.04 | Виды треугольников. |
121. | 28.04 | Закрепление изученного. |
Приёмы письменных вычислений ( 11часов) |
122. | 29.04 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. |
123. | 4.05 | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное . |
124. | 5.05 | Закрепление изученного. |
125. | 6.05 | Закрепление изученного. |
126. | 11.05 | Приёмы письменного деления в пределах 1000. |
127. | 12.05 | Проверка деления. |
128. | 13.05 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. |
129. | 17.05 | Закрепление изученного. |
130. | 18.05 | Контрольная работа по итогам года. |
131. | 19.05 | Работа над ошибками. |
132. | 20.05 | Знакомство с калькулятором |
133 | 24.05 | Закрепление изученного |
134 | 25.05 | Закрепление изученного |
Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе.
Контрольных работ-9