СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа для детей ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

......................................................

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа для детей ЗПР»

Образовательные программы для работы с детьми ЗПР

Образовательные программы для работы с детьми ЗПР

Адаптированная образовательная программы для детей с ЗПР

Адаптированная образовательная программы для детей с ЗПР

Адаптированная образовательная программа (далее Программа) это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (№273 –ФЗ гл.1 ст.28), разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая: в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования С учетом Основной общеобразовательной программы ДОУ с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014 с учетом программ для специальных дошкольных учреждений «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (под редакцией Шевченко С.Г). С учетом «Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей» (Филичевой Т.Б., Тумановой, Т.В., Чиркиной Г.Б., 2010 г.).

Адаптированная образовательная программа (далее Программа)

это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (№273 –ФЗ гл.1 ст.28), разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая:

  • в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
  • С учетом Основной общеобразовательной программы ДОУ
  • с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014
  • с учетом программ для специальных дошкольных учреждений «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (под редакцией Шевченко С.Г).
  • С учетом «Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей» (Филичевой Т.Б., Тумановой, Т.В., Чиркиной Г.Б., 2010 г.).

Нормативно-правовая база:

  • Российской Федерации;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666).
  • Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга.
  • ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Цели и задачи реализации основной адаптированной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования  создание благоприятных условий для: коррекционно-развивающей работы полноценного проживания ребенком с задержкой психического развития дошкольного детства формирования основ базовой культуры личности развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями социальной адаптации

Цели и задачи реализации основной адаптированной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования

создание благоприятных условий для:

  • коррекционно-развивающей работы
  • полноценного проживания ребенком с задержкой психического развития дошкольного детства
  • формирования основ базовой культуры личности
  • развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
  • социальной адаптации

Задачи:

  • создание комплекса коррекционно-развивающей работы
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с ЗПР
  • создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка с ЗПР
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста с ЗПР, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения
Виды детской деятельности для реализации задач Программы игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) восприятие художественной литературы и фольклора самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал изобразительная (рисование, лепка, аппликация) музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями)

Виды детской деятельности для реализации задач Программы

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
  • восприятие художественной литературы и фольклора
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
  • двигательная (овладение основными движениями)
Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы полноценное проживание ребенком  с ЗПР всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с ЗПР содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка с ЗПР полноценным участником (субъектом) образовательных отношений поддержка инициативы детей с ЗПР в различных видах деятельности сотрудничество детского сада с семьей приобщение детей с ЗПР к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с ЗПР в различных видах деятельности возрастная адекватность дошкольного образования учет этнокультурной ситуации развития ребёнка с ЗПР принцип междисциплинарного подхода

Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы

  • полноценное проживание ребенком с ЗПР всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с ЗПР
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка с ЗПР полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
  • поддержка инициативы детей с ЗПР в различных видах деятельности
  • сотрудничество детского сада с семьей
  • приобщение детей с ЗПР к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с ЗПР в различных видах деятельности
  • возрастная адекватность дошкольного образования
  • учет этнокультурной ситуации развития ребёнка с ЗПР
  • принцип междисциплинарного подхода

Особенности развития детей с задержкой психического развития

  • Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке
  • Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение
  • Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сравнение, обобщение
  • Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда «застревают» на этом
  • У большинства детей с задержкой психического развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка
  • Эмоционально-волевая незрелость сочетается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У детей ослаблен контроль и регуляция деятельности
  • Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. Дети имеют ограниченный словарный запас, плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Целевой Содержательный состоит из пояснительной записки и целевых ориентиров Организационный отражает общее содержание программы отражает режим дня, особенности развивающей среды

Целевой

Содержательный

состоит из пояснительной записки и целевых ориентиров

Организационный

отражает общее содержание программы

отражает режим дня, особенности развивающей среды

Особенности осуществления образовательного процесса: области, выделенные в содержании Программы

  • Участники образовательных отношений: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ. Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке. Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности.
  • Участники образовательных отношений: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.
  • Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке.
  • Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
  • Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.
  • Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности.

Специальные программы коррекционного обучения

«Подготовка к школе детей с ЗПР» под ред. С.Г. Шевченко. – М.:

Школьная Пресса,

2007.

Основная в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР

«Программа логопедической работы по преодолению ФФН у детей» Т.Б.Филичева,

Г.В.Чиркина

«Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Т.Б.Филичева,

Г.В.Чиркина,

Т.В.Туманова

Система организации коррекционно-развивающего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, построена на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования.

Работа учителя-логопеда в группе компенсирующей

направленности для детей с нарушениями речи

Основой программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В содержании программ учтены общие и специфические особенности психического развития дошкольников, формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, цели и задачи дифференцированного и интегрированного обучения.

Условия для организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР

  • наличие в учреждении психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение, развития ребенка во всех видах детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, художественно-эстетической, трудовой, коммуникативной);
  • использование специальных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;
  • взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР);
  • событийный характер в организации жизнедеятельности детей;
  • проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности детей.

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей Направления развития и образования детей Традиционные и инновационные формы взаимодействия Социально-коммуникативное Социальное обследование Консультирование специалистов Устный журнал для родителей Открытое занятие Стендовая информация Собрания - встречи Семинары Семейный праздник Спортивное развлечение Тематическая выставка Познавательное Речевое Художественно-эстетическое Физическое

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

Направления развития и образования детей

Традиционные и инновационные формы

взаимодействия

Социально-коммуникативное

Социальное обследование

Консультирование специалистов

Устный журнал для родителей

Открытое занятие

Стендовая информация

Собрания - встречи

Семинары

Семейный праздник

Спортивное развлечение

Тематическая выставка

Познавательное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физическое

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР

Индивидуальная адаптированная образовательная программа  (далее Программа) это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (№273 –ФЗ гл.1 ст.28), разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая: в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. На основе Основной общеобразовательной программы ДОУ с учётом примерной образовательной программы «Детство» (Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В., 2014г.). с учетом программ для специальных дошкольных учреждений «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (под редакцией Шевченко С.Г). С учетом «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» (Нищевой Н.В.).

Индивидуальная адаптированная образовательная программа (далее Программа)

это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (№273 –ФЗ гл.1 ст.28), разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая:

  • в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
  • На основе Основной общеобразовательной программы ДОУ с учётом примерной образовательной программы «Детство» (Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В., 2014г.).
  • с учетом программ для специальных дошкольных учреждений «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (под редакцией Шевченко С.Г).
  • С учетом «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» (Нищевой Н.В.).

Нормативно-правовая база:

  • Российской Федерации;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666).
  • Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга.
  • ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Цели и задачи реализации основной адаптированной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования  создание благоприятных условий для: коррекционно-развивающей работы полноценного проживания ребенком с задержкой психического развития дошкольного детства формирования основ базовой культуры личности развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями социальной адаптации

Цели и задачи реализации основной адаптированной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования

создание благоприятных условий для:

  • коррекционно-развивающей работы
  • полноценного проживания ребенком с задержкой психического развития дошкольного детства
  • формирования основ базовой культуры личности
  • развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
  • социальной адаптации

Задачи:

  • создание комплекса коррекционно-развивающей работы
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с ЗПР
  • создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка с ЗПР
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста с ЗПР, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения
Виды детской деятельности для реализации задач Программы игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) восприятие художественной литературы и фольклора самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал изобразительная (рисование, лепка, аппликация) музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями)

Виды детской деятельности для реализации задач Программы

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
  • восприятие художественной литературы и фольклора
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
  • двигательная (овладение основными движениями)
Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы полноценное проживание ребенком  с ЗПР всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с ЗПР содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка с ЗПР полноценным участником (субъектом) образовательных отношений поддержка инициативы детей с ЗПР в различных видах деятельности сотрудничество детского сада с семьей приобщение детей с ЗПР к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с ЗПР в различных видах деятельности возрастная адекватность дошкольного образования учет этнокультурной ситуации развития ребёнка с ЗПР принцип междисциплинарного подхода

Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы

  • полноценное проживание ребенком с ЗПР всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с ЗПР
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка с ЗПР полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
  • поддержка инициативы детей с ЗПР в различных видах деятельности
  • сотрудничество детского сада с семьей
  • приобщение детей с ЗПР к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с ЗПР в различных видах деятельности
  • возрастная адекватность дошкольного образования
  • учет этнокультурной ситуации развития ребёнка с ЗПР
  • принцип междисциплинарного подхода

Особенности развития детей с задержкой психического развития

  • Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке
  • Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение
  • Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сравнение, обобщение
  • Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда «застревают» на этом
  • У большинства детей с задержкой психического развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка
  • Эмоционально-волевая незрелость сочетается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У детей ослаблен контроль и регуляция деятельности
  • Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. Дети имеют ограниченный словарный запас, плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Целевой Содержательный состоит из пояснительной записки и целевых ориентиров Организационный отражает общее содержание программы отражает режим дня, особенности развивающей среды

Целевой

Содержательный

состоит из пояснительной записки и целевых ориентиров

Организационный

отражает общее содержание программы

отражает режим дня, особенности развивающей среды

Особенности осуществления образовательного процесса: области, выделенные в содержании Программы

  • Участники образовательных отношений: ребёнок, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ. Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется только на русском языке. Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с ребёнком, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности.
  • Участники образовательных отношений: ребёнок, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.
  • Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется только на русском языке.
  • Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с ребёнком, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
  • Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.
  • Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности.

Специальные программы коррекционного обучения

«Подготовка к школе детей с ЗПР» под ред. С.Г. Шевченко. – М.:

Школьная Пресса,

2007.

Основная в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР

«Программа логопедической работы по преодолению ФФН у детей» Т.Б.Филичева,

Г.В.Чиркина

«Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Т.Б.Филичева,

Г.В.Чиркина,

Т.В.Туманова

Система организации коррекционно-развивающего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, построена на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования.

Работа учителя-логопеда в группе компенсирующей

направленности для детей с нарушениями речи

Основой программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В содержании программ учтены общие и специфические особенности психического развития дошкольников, формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, цели и задачи дифференцированного и интегрированного обучения.

Условия для организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР

  • наличие в учреждении психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение, развития ребенка во всех видах детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, художественно-эстетической, трудовой, коммуникативной);
  • использование специальных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;
  • взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР);
  • событийный характер в организации жизнедеятельности детей.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей Направления развития и образования детей Традиционные и инновационные формы взаимодействия Социально-коммуникативное Социальное обследование Консультирование специалистов Устный журнал для родителей Открытое занятие Стендовая информация Собрания - встречи Семинары Семейный праздник Спортивное развлечение Тематическая выставка  Спортивные мероприятия, развлечения, закаливание Познавательное Речевое Художественно-эстетическое Физическое

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

Направления развития и образования детей

Традиционные и инновационные формы

взаимодействия

Социально-коммуникативное

Социальное обследование

Консультирование специалистов

Устный журнал для родителей

Открытое занятие

Стендовая информация

Собрания - встречи

Семинары

Семейный праздник

Спортивное развлечение

Тематическая выставка

Спортивные мероприятия, развлечения, закаливание

Познавательное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физическое

Сетка индивидуальных коррекционно-развивающих занятий  День недели НОД Понедельник 1 половина 2 половина Специалист дня Коррекционно- образовательная деятельность (КОД) - логопед Логопед дня Индивидуальная работа по заданию логопеда (ИОД) Вторник 1 половина дня Воспитатель КОД- психолог Психолог Коррекционная гимнастика 2 половина дня Инструктор ФЗК  ИОД по заданию логопеда Среда 1 половина дня Воспитатель ИОД по заданию логопеда Речевые дидактические игры Воспитатель Лого-ритмическая гимнастика 2 половина дня Четверг 1 половина дня Музыкальный работник КОД-логопед Логопед КОД-дефектолог 2 половина дня Дефектолог ИОД речевые игры и упражнения Пятница 1 половина дня КОД-логопед Воспитатель Логопед Коррекционная гимнастика ( тренажёры) 2 половина дня Инструктор ФЗК КОД-психолог Психолог

Сетка индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

День недели

НОД

Понедельник

1 половина

2 половина

Специалист

дня

Коррекционно- образовательная деятельность (КОД) - логопед

Логопед

дня

Индивидуальная работа по заданию логопеда (ИОД)

Вторник

1 половина дня

Воспитатель

КОД- психолог

Психолог

Коррекционная гимнастика

2 половина дня

Инструктор ФЗК

ИОД по заданию логопеда

Среда

1 половина дня

Воспитатель

ИОД по заданию логопеда

Речевые дидактические игры

Воспитатель

Лого-ритмическая гимнастика

2 половина дня

Четверг

1 половина дня

Музыкальный работник

КОД-логопед

Логопед

КОД-дефектолог

2 половина дня

Дефектолог

ИОД речевые игры и упражнения

Пятница

1 половина дня

КОД-логопед

Воспитатель

Логопед

Коррекционная гимнастика

( тренажёры)

2 половина дня

Инструктор ФЗК

КОД-психолог

Психолог

Специалист

Содержание работы

Сроки

Педагог - психолог

Учитель – логопед

Учитель- дефектолог

  • Развитие познавательных процессов на индивидуальных занятиях при помощи заданий на развитие восприятия, мышления, речи, памяти.
  • Организация индивидуальных занятий методом образовательной кинезиологии-«Гимнастика мозга»; нейропсихологической коррекции.
  • Включение ребенка в группу детей, посещающих занятия на развитие эмоционально-волевой сферы, создание ситуации включения игры со строгими правилами на внимание, восприятие, пространственной ориентировки.
  • Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Октябрь - май 2015-2016 уч. года в размере 28 занятий

  • Коррекция звукопроизношения.
  • Формирование коммуникативных навыков общения.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Занимается постановкой диафрагмально-речевого дыхания.

Музыкальный руководитель

  • Коррекция процессов мыслительной деятельности (анализ, синтез);
  • Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; понимания простейших логико-грамматических конструкций; умения работать по инструкции, в паре со взрослым, в подгруппе.

Октябрь - февраль 2015-2016 учеб. год.

Инструктор ФЗК

  • Включение ребенка в игры на развитие слуховой памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости.
  • Предоставление главных и ответственных ролей в играх и этюдах и использованием предварительной индивидуальной работы
  • проводит работу по активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве,

Октябрь - апрель 2015-2016 учебного года

в размере 18 занятий

Воспитатель

  • Предоставление главных и ответственных ролей в играх и использованием предварительной индивидуальной работы
  • Формирует координации основных видов движений, мелкой моторики руки,
  • Работает над формированием положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, над воспитанием самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости и др.

Октябрь - май 2015-2016 уч.год.

Медицинские работники

Октябрь - май 2015-2016 уч.год.

  • Индивидуальная работа на формирование знаний об окружающем мире.
  • Закрепление умений и навыков групповой работы, связной речи, звукопроизношения.
  • Развитие интереса к обучению в школе.

Родители

Октябрь - май 2015-2016 уч.год.

  • Отслеживание физического и нервно-психического здоровья ребенка

Октябрь - май 2015-2016 уч. год.

  • Закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр и специально подобранных воспитателем и специалистами заданий и упражнений

В течение всего учебного года.