Образовательные программы для работы с детьми ЗПР
Адаптированная образовательная программы для детей с ЗПР
Адаптированная образовательная программа (далее Программа)
это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (№273 –ФЗ гл.1 ст.28), разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая:
- в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
- С учетом Основной общеобразовательной программы ДОУ
- с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014
- с учетом программ для специальных дошкольных учреждений «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (под редакцией Шевченко С.Г).
- С учетом «Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей» (Филичевой Т.Б., Тумановой, Т.В., Чиркиной Г.Б., 2010 г.).
Нормативно-правовая база:
- Российской Федерации;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666).
- Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга.
- ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Цели и задачи реализации основной адаптированной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования
создание благоприятных условий для:
- коррекционно-развивающей работы
- полноценного проживания ребенком с задержкой психического развития дошкольного детства
- формирования основ базовой культуры личности
- развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
- социальной адаптации
Задачи:
- создание комплекса коррекционно-развивающей работы
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с ЗПР
- создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка с ЗПР
- единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста с ЗПР, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения
Виды детской деятельности для реализации задач Программы
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
- восприятие художественной литературы и фольклора
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
- двигательная (овладение основными движениями)
Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы
- полноценное проживание ребенком с ЗПР всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с ЗПР
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка с ЗПР полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
- поддержка инициативы детей с ЗПР в различных видах деятельности
- сотрудничество детского сада с семьей
- приобщение детей с ЗПР к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с ЗПР в различных видах деятельности
- возрастная адекватность дошкольного образования
- учет этнокультурной ситуации развития ребёнка с ЗПР
- принцип междисциплинарного подхода
Особенности развития детей с задержкой психического развития
- Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке
- Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение
- Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сравнение, обобщение
- Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда «застревают» на этом
- У большинства детей с задержкой психического развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка
- Эмоционально-волевая незрелость сочетается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У детей ослаблен контроль и регуляция деятельности
- Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. Дети имеют ограниченный словарный запас, плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевой
Содержательный
состоит из пояснительной записки и целевых ориентиров
Организационный
отражает общее содержание программы
отражает режим дня, особенности развивающей среды
Особенности осуществления образовательного процесса: области, выделенные в содержании Программы
- Участники образовательных отношений: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ. Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке. Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности.
- Участники образовательных отношений: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.
- Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке.
- Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
- Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.
- Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности.
Специальные программы коррекционного обучения
«Подготовка к школе детей с ЗПР» под ред. С.Г. Шевченко. – М.:
Школьная Пресса,
2007.
Основная в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР
«Программа логопедической работы по преодолению ФФН у детей» Т.Б.Филичева,
Г.В.Чиркина
«Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Т.Б.Филичева,
Г.В.Чиркина,
Т.В.Туманова
Система организации коррекционно-развивающего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, построена на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования.
Работа учителя-логопеда в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи
Основой программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В содержании программ учтены общие и специфические особенности психического развития дошкольников, формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, цели и задачи дифференцированного и интегрированного обучения.
Условия для организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР
- наличие в учреждении психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение, развития ребенка во всех видах детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, художественно-эстетической, трудовой, коммуникативной);
- использование специальных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;
- взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР);
- событийный характер в организации жизнедеятельности детей;
- проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности детей.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Направления развития и образования детей
Традиционные и инновационные формы
взаимодействия
Социально-коммуникативное
Социальное обследование
Консультирование специалистов
Устный журнал для родителей
Открытое занятие
Стендовая информация
Собрания - встречи
Семинары
Семейный праздник
Спортивное развлечение
Тематическая выставка
Познавательное
Речевое
Художественно-эстетическое
Физическое
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР
Индивидуальная адаптированная образовательная программа (далее Программа)
это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (№273 –ФЗ гл.1 ст.28), разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая:
- в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- На основе Основной общеобразовательной программы ДОУ с учётом примерной образовательной программы «Детство» (Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В., 2014г.).
- с учетом программ для специальных дошкольных учреждений «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (под редакцией Шевченко С.Г).
- С учетом «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» (Нищевой Н.В.).
Нормативно-правовая база:
- Российской Федерации;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666).
- Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга.
- ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Цели и задачи реализации основной адаптированной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования
создание благоприятных условий для:
- коррекционно-развивающей работы
- полноценного проживания ребенком с задержкой психического развития дошкольного детства
- формирования основ базовой культуры личности
- развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
- социальной адаптации
Задачи:
- создание комплекса коррекционно-развивающей работы
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с ЗПР
- создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка с ЗПР
- единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста с ЗПР, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения
Виды детской деятельности для реализации задач Программы
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
- восприятие художественной литературы и фольклора
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
- двигательная (овладение основными движениями)
Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы
- полноценное проживание ребенком с ЗПР всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка с ЗПР
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка с ЗПР полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
- поддержка инициативы детей с ЗПР в различных видах деятельности
- сотрудничество детского сада с семьей
- приобщение детей с ЗПР к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с ЗПР в различных видах деятельности
- возрастная адекватность дошкольного образования
- учет этнокультурной ситуации развития ребёнка с ЗПР
- принцип междисциплинарного подхода
Особенности развития детей с задержкой психического развития
- Внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое, кратковременное. Снижается при умственной и физической нагрузке
- Недостаточная прочность запоминания, кратковременность. Таким детям требуется постоянное подкрепление, повторение
- Наблюдается недостаточная сформированность таких мыслительных процессов как синтез, анализ, сравнение, обобщение
- Дети испытывают трудности в выделении главных, существенных признаков предметов и явлений, а второстепенные признаки замечают быстрее, иногда «застревают» на этом
- У большинства детей с задержкой психического развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в снижении работоспособности, в быстром выключении из деятельности. Наблюдаются колебания внимания, вялость, а у некоторых наоборот – возбудимость, суетливость. Всё это сказывается на снижении обучаемости ребенка
- Эмоционально-волевая незрелость сочетается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активности внимания. У детей ослаблен контроль и регуляция деятельности
- Нарушения речи при задержке психического развития носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта. Дети имеют ограниченный словарный запас, плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевой
Содержательный
состоит из пояснительной записки и целевых ориентиров
Организационный
отражает общее содержание программы
отражает режим дня, особенности развивающей среды
Особенности осуществления образовательного процесса: области, выделенные в содержании Программы
- Участники образовательных отношений: ребёнок, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ. Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется только на русском языке. Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с ребёнком, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности.
- Участники образовательных отношений: ребёнок, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.
- Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется только на русском языке.
- Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с ребёнком, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.
- Целостный образовательный процесс включает в себя реализацию задач пяти образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.
- Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности.
Специальные программы коррекционного обучения
«Подготовка к школе детей с ЗПР» под ред. С.Г. Шевченко. – М.:
Школьная Пресса,
2007.
Основная в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР
«Программа логопедической работы по преодолению ФФН у детей» Т.Б.Филичева,
Г.В.Чиркина
«Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Т.Б.Филичева,
Г.В.Чиркина,
Т.В.Туманова
Система организации коррекционно-развивающего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, построена на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования.
Работа учителя-логопеда в группе компенсирующей
направленности для детей с нарушениями речи
Основой программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В содержании программ учтены общие и специфические особенности психического развития дошкольников, формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, цели и задачи дифференцированного и интегрированного обучения.
Условия для организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР
- наличие в учреждении психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение, развития ребенка во всех видах детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, художественно-эстетической, трудовой, коммуникативной);
- использование специальных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;
- взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР);
- событийный характер в организации жизнедеятельности детей.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Направления развития и образования детей
Традиционные и инновационные формы
взаимодействия
Социально-коммуникативное
Социальное обследование
Консультирование специалистов
Устный журнал для родителей
Открытое занятие
Стендовая информация
Собрания - встречи
Семинары
Семейный праздник
Спортивное развлечение
Тематическая выставка
Спортивные мероприятия, развлечения, закаливание
Познавательное
Речевое
Художественно-эстетическое
Физическое
Сетка индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
День недели
НОД
Понедельник
1 половина
2 половина
Специалист
дня
Коррекционно- образовательная деятельность (КОД) - логопед
Логопед
дня
Индивидуальная работа по заданию логопеда (ИОД)
Вторник
1 половина дня
Воспитатель
КОД- психолог
Психолог
Коррекционная гимнастика
2 половина дня
Инструктор ФЗК
ИОД по заданию логопеда
Среда
1 половина дня
Воспитатель
ИОД по заданию логопеда
Речевые дидактические игры
Воспитатель
Лого-ритмическая гимнастика
2 половина дня
Четверг
1 половина дня
Музыкальный работник
КОД-логопед
Логопед
КОД-дефектолог
2 половина дня
Дефектолог
ИОД речевые игры и упражнения
Пятница
1 половина дня
КОД-логопед
Воспитатель
Логопед
Коррекционная гимнастика
( тренажёры)
2 половина дня
Инструктор ФЗК
КОД-психолог
Психолог
Специалист
Содержание работы
Сроки
Педагог - психолог
Учитель – логопед
Учитель- дефектолог
- Развитие познавательных процессов на индивидуальных занятиях при помощи заданий на развитие восприятия, мышления, речи, памяти.
- Организация индивидуальных занятий методом образовательной кинезиологии-«Гимнастика мозга»; нейропсихологической коррекции.
- Включение ребенка в группу детей, посещающих занятия на развитие эмоционально-волевой сферы, создание ситуации включения игры со строгими правилами на внимание, восприятие, пространственной ориентировки.
- Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
- Развитие коммуникативных навыков.
Октябрь - май 2015-2016 уч. года в размере 28 занятий
- Коррекция звукопроизношения.
- Формирование коммуникативных навыков общения.
- Совершенствование мелкой моторики.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Занимается постановкой диафрагмально-речевого дыхания.
Музыкальный руководитель
- Коррекция процессов мыслительной деятельности (анализ, синтез);
- Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; понимания простейших логико-грамматических конструкций; умения работать по инструкции, в паре со взрослым, в подгруппе.
Октябрь - февраль 2015-2016 учеб. год.
Инструктор ФЗК
- Включение ребенка в игры на развитие слуховой памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости.
- Предоставление главных и ответственных ролей в играх и этюдах и использованием предварительной индивидуальной работы
- проводит работу по активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве,
Октябрь - апрель 2015-2016 учебного года
в размере 18 занятий
Воспитатель
- Предоставление главных и ответственных ролей в играх и использованием предварительной индивидуальной работы
- Формирует координации основных видов движений, мелкой моторики руки,
- Работает над формированием положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, над воспитанием самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости и др.
Октябрь - май 2015-2016 уч.год.
Медицинские работники
Октябрь - май 2015-2016 уч.год.
- Индивидуальная работа на формирование знаний об окружающем мире.
- Закрепление умений и навыков групповой работы, связной речи, звукопроизношения.
- Развитие интереса к обучению в школе.
Родители
Октябрь - май 2015-2016 уч.год.
- Отслеживание физического и нервно-психического здоровья ребенка
Октябрь - май 2015-2016 уч. год.
- Закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр и специально подобранных воспитателем и специалистами заданий и упражнений
В течение всего учебного года.