СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная общеобразовательная программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по чтению для детей ОВЗ  с  интеллектуальными нарушениями 8.2

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная программа»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа №9




Согласовано: Утверждено:

Заместитель директора по УВР Директор школы

___________О.В.Волошникова

_______________М.В.Курзакова «________»__________2022г

«_________»_________2022г






Адаптированная рабочая программа


учебного предмета

«Чтение»


для учащихся 7, 9 класса с интеллектуальными нарушениями (вариант 8.1)


на 2022-2023 учебный год







Составил:Серебрякова.Г.П








ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для второго этапа обучения (5-9 классы) разработана на основе:

 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 19.12.2014 года № 1599;

 Приказа Министерства образования и науки РФ1599 от 19.12.2014

 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

 С использованием УМК. Сборник 1. Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный ид. Центр ВЛАДОС, 2011г.).

Цели учебного предмета «Чтение» на втором этапе обучения (5-9 классы)

Чтение является важным учебным предметом образовательной области «Язык и речевая практика». Его направленность

на социализацию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на коррекцию и

развитие речемыслительных способностей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных

позиций поведения является необходимым условием формирования у обучающихся жизненных компетенций.

Основная цель обучения чтению детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых

образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки

их к жизни в современном обществе.

Задачами уроков чтения на втором этапе обучения в 5 – 9 классах являются:

 Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развитие познавательных интересов, воспитание

чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.

 Формирование и развитие навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения доступных по

содержанию и возрасту литературных произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и

современных писателей.

 Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.

Обучение построено на принципах:

- принцип коррекционной направленности в обучении,

- принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,

- принцип научности и доступности обучения,

- принцип систематичности и последовательности в обучении,

- принцип наглядности в обучении,

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.



Общая характеристика учебного предмета

«Чтение» на втором этапе обучения (5-9 классы) Основными критериями отбора материала по чтению в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и АООП (вариант 1) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическаязначимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовностик использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшегосоциального окружения.

При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Программа по чтению в 5-9 классах включает доступные пониманию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) произведения устного народного творчества, художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и пр.), деловые и научно – популярные статьи. В преподавании предмета учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Программа предполагает систематическое чтение текстов на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи. При этом целесообразно использовать словесный, наглядный, практический методы обучения, разнообразные формы работы с текстом, применять ТСО: фрагменты кино мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.

Изучение разножанровых произведений вызывает у школьников с нарушниями интеллектуального развития затруднения в понимании их содержания. Обучающиеся трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать напосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счёт выразительного чтения учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряжённость ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности обучающихся в произведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов.

Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений на уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; составлять план; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана, обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням: достаточному и минимальному, исходя из возможностей обучающихся и динамики их продвижения.



Место учебного предмета «Чтение» на втором этапе обучения (5-9 классы) в учебном плане

Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). По годовому учебному плану на учебный предмет «Чтение» отведено в 5-6 классах по 4 часа в неделю, в 7-9 классах – по 3 часа. Место учебного предмета «Чтение» для второго этапа обучения (5-9 классы) в годовом учебном плане образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлено в следующей таблице:



Класс

Количество учебных недель

Количество часов в неделю

Количество часов по четвертям

Количество I II III IV часов за год

1

2

3

4

5

34

4

36

28

40

32

136

6

34

4

36

28

40

32

136

7

34

4

36

28

40

32

136

8

34

4

36

28

40

32

136

9

34

3

27

21

30

24

102

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета « Чтение » (5- 9 классы)

Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Чтение» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению учебного предмета «Чтения». Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение» (5-9 классы):


Планируемые предметные результаты отражают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету«Чтение» и готовность их применения:

1) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной

выразительности речи;

2) участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оцениватьпоступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

3) представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем;

4) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

Программа предполагает два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный

уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоенияАООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому

варианту программы.

5 класс

Учащиеся должны уметь:

- правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

-находить, читая «про себя», отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;

- отвечать на вопросы по предметному содержанию текста ( с помощью учителя);

-Заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом возможностей учащегося);

-принимать участие в уроках внеклассного чтения.

6 класс

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

-определять основные черты характера действующих лиц;

- пересказывать текст по плану полно и выборочно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 8 стихотворений:

М. Ножкин «Россия»

Б. Заходер «Петя мечтает»

А Пушкин «Вот север, тучи нагоняя,…»

И Суриков « Белый снег пушистый…»

С Смирнов « Первые приметы»

ВЖуковский «Жаворонок»

А Плещеев « И вот шатер свой голубой…»

ВНабоков «Дождь пролетел и сгорел на лету»

7 класс

Учащиеся должны знать

Наизусть 10 стихотворений:

Пушкин А.С. «Зимний вечер»

Пушкин А.С. «У Лукоморья» (отрывок)

Лермонтов «Бородино»

Крылов И.А. «Кукушка и петух»

Крылов И.А «Слон и моська»

Некрасов Н.А. « Несжатая полоса»

Исаковский М.В. «Ветер»

Симонов К.М. «Сын артиллериста»

Рыленков Н.И. « Все в тающей дымке..»

Ваншенкин В.Я. «Снежинки»

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

характеризовать главных действующих лиц;

пересказывать содержание прочитанного.

8 класс

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя», выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним; пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Учащиеся должны знать:

Наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок:А.С. Пушкин « Во глубине сибирских руд…», «Зимнее утро», «Я Вас любил; любовь еще быть может…»

М.Ю. Лермонтов « Родина», «Парус»

И.А. Крылов « Осел и Соловей»

Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

И.С. Никитин «Русь»

И. С. Тургенев «Муму» ( отрывок из 2 части «Спасение Муму»)

С.А Есенин « Спит ковыль. Равнина дорогая…» «Пороша»


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение» на конец второго этапа обучения 9 класс.


Минимальный уровень

Достаточный уровень

правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к

темпу устной речи, доступных по содержанию текстов

(после предварительной подготовки);

 определение темы произведения (под руководством

учителя);

 ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию

произведения своими словами;

 участие в коллективном составлении словеснологического плана прочитанного и разобранного под

руководством учителя текста; выбор заголовка к пунктам

плана из нескольких предложенных;

 пересказ текста по частям на основе коллективно

составленного плана (с помощью учителя); установление

последовательности событий в произведении;

 определение главных героев текста; составление

элементарной характеристики героя на основе

предложенного плана и по вопросам учителя;

 нахождение в тексте незнакомых слов и выражений,

объяснение их значения с помощью учителя;

 заучивание стихотворений наизусть (7-9);

 самостоятельное чтение небольших по объему и

несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением

некоторых усвоенных норм орфоэпии;

 ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора

(выборочное чтение);

 определение темы художественного произведения;

определение основной мысли произведения (с помощью

учителя);

 самостоятельное деление на части несложного по структуре и

содержанию текста; формулировка заголовков пунктов плана

(с помощью учителя);

 различение главных и второстепенных героев произведения с

элементарным обоснованием; определение собственного

отношения к поступкам героев; сравнение собственного

отношения и отношения автора к поступкам героев с

использованием примеров из текста (с помощью учителя);

 пересказ текста по коллективно составленному плану;

 нахождение в тексте непонятных слов и выражений,

объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;

 ориентировка в круге доступного чтения; выбор

интересующей литературы (с помощью взрослого);

самостоятельное чтение художественной литературы;

 знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.


Состав базовых учебных действий.

Достижение личностных и предметных результатов освоения АООП обеспечивается через формирование у обучающихся базовых учебных действий (БУД). Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ―составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну;

-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и

результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

-бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммникациюсо взрослыми и сверстниками в процессе обучения. Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач

Использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им

создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Регулятивные учебные действия

представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,

осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для

решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью

к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,

корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые

необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего

формирования логического мышления школьников: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его

временнопространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,

обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,

доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные

связи и отношения между объектами и процессами.


Содержание учебного предмета «Чтение» (5-9 классы)

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда).

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и

путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книгисправочники, детская энциклопедия и пр.


Класс

Освоение учебного

предмета


Содержание

5

Примерная тематика и

жанры произведений

Произведения устного народного творчества: потешки, считалки, пословицы, загадки,

сказки.

Рассказы, статьи, стихотворения русских и зарубежных писателей о прошлом нашего

народа, его героизме в труде и ратных подвигах; политических событиях в жизни страны;

труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; родной природе и бережном к ней.


Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного

произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая

содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса),

«драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.


Работа с текстом

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление

отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих

героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений,

пользование подстрочным словарем.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление

с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста.

Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий

учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному

чтению.

Заучивание наизусть стихотворений


Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной

библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет,

журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное

составление кратких отзывов о книгах.

7

Примерная тематика и

жанры произведений

Произведения устного народного творчества

Рассказы, статьи, стихотворения, басни и доступные по содержанию и языку отрывки из

художественных произведений русских и зарубежных писателей о героическом прошлом и

настоящем нашей Родины; событиях в мире; труде и взаимоотношениях людей; родной

природе и бережном отношении к ней; знаменательных событиях в жизни страны.


Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами

литературного произношения; чтение «про себя».


Работа с текстом

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт

характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов;

подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя

слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки

героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в

некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению,

выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ. Заучивание наизусть стихотворений.


Внеклассное чтение

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о

книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных

действующих лиц, выявление своего к ним отношения.

8

Примерная тематика и

жанры произведений

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков

русской и отечественной литературы о Родине, героических подвигах во имя Родины, об

отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и

товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь,

смерть, правда, ложь и т.д.)

. Краткие сведения о жизни и творчестве писателей.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины,

баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и

нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова,

Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Л.Н. Толстого, АН. Майкова,

Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П. Чехова

Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А.

Фадеева, М.А. Шолохова, В.П. Катаева, Б.Н. Полевого, А.А. Суркова, Ю.М. Нагибина, А.Г.

Алексина, Л.И. Ошанина, С.В. Михалкова, А. Рыбакова.


Жанровое разнообразие произведений

народные и авторские сказки, песни, басни, былины,баллады, легенды, рассказы,

рассказы-описания, стихотворения.


Работа с текстом

Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью

учителя, иллюстрирование черт характера

героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений

самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков

значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из

текста.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.


Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для


Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

9

Примерная тематика и

жанры произведений

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков

русской и отечественной литературы о Родине, героических подвигах во имя Родины, об

отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и

товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь,

смерть, правда, ложь и т.д.)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины,

баллады. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных

качеств личности подростка.

Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова,

Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П.

Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина.

Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.Н. Толстого, А.А.

Фадеева, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, В.М. Инбер, Р. Гамзатова,

В.М. Шукшина, Ф.А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л.Н. Ошанина, С.В. Михалкова, Ф.А.

Искандера, А. Рыбакова, Б. Окуджава.


Жанровое разнообразие произведений

Народные и авторские сказки, песни, басни, былины, баллады, легенды, рассказы, рассказыописания, стихотворения.


Работа с текстом

Выделение главной мысли произведения.

Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их

поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).

Работа над планом, средствами языковой выразительности. Пересказ содержания

прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких

произведений. Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков


Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.


Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.















Тематическое планирование учебного предмета «Чтение» (7, 9 класс) с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


Кол –во часов

Темы

Виды деятельности





7 класс


8




39






55

Устное народное творчество:

сказки, былины, народные

песни, пословицы, загадки.

Из произведений русской

литературы XIX века:

биография и произведения

А.Пушкина, М. Лермонтова,

И. Крылова,

Н. Некрасова, Л. Толстого,

А. Чехова, В. Короленко.

Из произведений русской

литературы XX века:

биография и произведения

М. Горького, М. Исаковского,

К. Паустовского, М. Зощенко,

К. Симонова, В. Катаева,

Н. Рыленкова, Ю. Коваля,

Ю. Яковлева, Р. Погодина,

А. Алексина, К. Ваншенкина.







Формирование навыков беглого чтения. Осознанное чтение целыми словами вслух и «про себя» доступных по содержанию текстов Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого и характера персонажа. Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно. Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с опорой на собственный опыт. Обмен мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение обучающимися непонятных для них слов.обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Выделение главной мысли текста с помощью наводящих вопросов учителя. Осознание последовательности смысла событий.. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану словами, близкими к тексту. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией. Выразительное чтение наизусть. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя; присказка, зачин, диалог, произведение ;герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;стихотворение, рифма, строка, строфа; средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм); элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.




9 класс



Введение

Совершенствование всех качеств полноценного чтения вслух;

выразительное чтение прозаических и поэтических произведений после предварительной подготовки;

- нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения;

- осознанное чтение вслух и «про себя» ,самостоятельное определение темы, основной мысли произведения;

-деление текстов на части, составление плана и пересказ их по плану подробно, кратко, выборочно с использованием образных выражений;;

-ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами и, используя слова автора;

- характеристика главных героев, высказывание отношения к ним и их поступкам;

-выразительное чтение наизусть прозаических отрывков и стихотворений;. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.присказка, зачин, диалог, произведение. герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. стихотворение, рифма, строка, строфа; средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм). элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

10ч

Устное народное творчество:

сказки, былины, народные песни



49 ч

Из произведений русской

литературы XIX века:

биография и произведения

В. Жуковского, А.Пушкина,

М. Лермонтова, И. Крылова,

Н. Гоголя, Н. Некрасова,

А. Фета, А. Чехова.




33ч

Из произведений русской

литературы XX века:

биография и произведения

М. Горького, В. Маяковского, М.

Цветаевой, К. Паустовского, С.

Есенина, М. Шолохова,

Е. Носова, Н. Рубцова.,

Ю. Коваля,


11 Из произведений зарубежной

литературы :краткая биография и

произведения Р. Стивенсона,

Э. Сетон-Томпсона, Д. Даррелла,

Д. Олдриджа.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы \ под ред. В.В.Воронковой \ Сборник 1. - М.: ВЛАДОС, 2013.

2. Малышева З.Ф.Чтение.5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ авт.-сост. З.Ф.Малышева. -М.: Просвещение, 2013.

3. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. /А.К.Аксёнова. - М.: Владос, 2004.

4. Аксёнова А.К.Чтение.7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений/авторсоставитель А.К.Аксёнова.7-е изд.-М.: Просвещение, 2013.

5. Бгажнокова И.М. Чтение.6 класс: учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Авт.-сост. И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. -М.: Просвещение,2013.

6. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образование детей с задержкой психического развития. /Л.Н.Блинова. -М.: Энас,2004.

7. Блинова И.В. Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики. /Автор И.В.Блинова, Волгоград: Учитель,2008.

8. Ильина С.Ю. Речевое развитие. /М.И. Никитина, О.А. Красильникова. -СПб. Каро,2006.

9. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. /Р.И. Лалаева. - С-Пб.: Союз,2002.

10.Малышева З.Ф.Чтение.5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ авт.-сост. З.Ф.Малышева. -М.: Просвещение, 2013.

11.Малышева З.Ф.Чтение.8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /Авт.-сост. З.Ф.Малышева. М.: Просвещение,2012.

12.Никитина М.И. Чтение и развитие речи. /М.И. Никитина, О.А. Красильникова. / С-Пб.: Каро,2006

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение» включает: комплекты учебников; печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержан















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!