СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по трудовому обучению для обучающегося индивидуального обучения по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Адаптированная рабочая программа

по трудовому обучению

для обучающегося индивидуального  обучения

по адаптированной общеобразовательной программе

 для обучающихся с   умственной отсталостью

2  класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по трудовому обучению для обучающегося индивидуального обучения по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено

на методическом

объединении»

Протокол № __

от «___» __________2015 г.


«Согласовано»

зам.директора по УВР


«____» __________2015 г.

«Утверждаю»

директор школы

приказ № ___

от « ____» __________2015 г.







Адаптированная рабочая программа

по трудовому обучению

для обучающегося индивидуального обучения

по адаптированной общеобразовательной программе

для обучающихся с умственной отсталостью

2 класс



Составил: Бессонова Ольга Васильевна

Учитель начальных классов



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебные планы для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам составлен на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений, введённый приказом Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями на 01.02.2012 года);

  • Письмо Министерства образования № 17-253-6 от 14.11.1988 г. «Об индивидуальном обучении больных детей»;

  • Постановление Правительства РФ № 245 от 29.03.2014 года «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры № 1046 от 31.08.2012 г. «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011 г. № 706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты – Мансийского автономного округа - Югры»;

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры № 1057 от 07.09.2012 г. «Об утверждении примерных учебных планов для детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому по полной общеобразовательной, специальной (коррекционной) и индивидуальной программе в общеобразовательных учреждениях Ханты – Мансийского автономного округа - Югры»;

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 1042 от 08.08.2014 года «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории ХМАО-Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»;

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 5-нп от 08.05.2014 года «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2013.

Обучение труду во 2-м классе направлено на решение следующих учебно ­ воспитательных и коррекционных задач:

- воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т. д.); формирование умения воспринимать красоту трудового процесса и развитие стремления к созданию предметного мира по законам красоты;

- воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в коллективе);

- ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями;

- воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;

- воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);

- сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях;

- формирование знаний о различных видах ручного труда;

- ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;

- обучение работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала;

- обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы во 2-м классе.

Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:

- коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);

- повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);

- компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);

- коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.).

Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников;

- взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);

- неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;

- замедленность обучения;

- подачу учебного материала малыми порциями;

- максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий;

- предварение изучения нового материала пропедевтикой;

- руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;

- подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов;

- подбор доступных для работы поделочных материалов.

Во 2-м классе коррекционной школы VIII вида учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с при родными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами».

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.


Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

- работа с глиной и пластилином;

- работа с природными материалами;

- работа с бумагой и картоном;

- работа с текстильными материалами;

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений учащихся по труду учитывается правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Программа состоит из трех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с пластическими материалами и растворами.

 Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

- значение производства товаров для жизни людей;

- сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

- демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

- соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;

- знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осу­ществлении дифференцированного и индивидуального под­хода. Применяются следующие методы обучения: демонстра­ция, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни­ком, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(2 ч в неделю)



П  е  р  в  а  я     ч  е  т  в  е  р  т  ь


РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

Практические работы

Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, брус).

Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий.

Складывание из вылепленных деталей ворот.

Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: молоток, рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры.

 Технические сведения. Назначение глины и применение этого материала в промышленности. Глина — строительный материал (кирпич, черепица). Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.

Приемы работы. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом промазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.


РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

Практические работы

Экскурсии на природу с целью сбора природного материала.

Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек.

Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка, поросёнка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя.

Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из скорлупы грецкого ореха, бумажных, поролоновых или кожаных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя.

Технические сведения.

Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдение пропорций.


РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Изготовление коллекции «Сорта бумаги», подставка для кисти.

Изготовление аппликации «Дерево весной», «Дерево осенью»

Изготовление маски собачки.     

Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.

Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны. 

Технические сведения.

Применение и назначение картона.

Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон.

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы.

Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.


РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички.

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.

Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.

Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц.

Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.

Умения
      Ориентировка в задании по вопросам и самостоятельно. Сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя и самостоятельно. Составление плана работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно (для однотипных изделий). Выполнение первого изделия каждого вида работ по показу учителя, сочетающемуся с инструкцией, остальных изделий — самостоятельно. Умение придерживаться планирования при изготовлении изделия. Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. Употребление в речи технической терминологии. Словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно. Подробный анализ своего изделия по вопросам учителя. Пространственная ориентировка, умение на глаз и с помощью линейки определить высоту, длину и ширину изделия, обозначая размеры в сантиметрах, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги. Узнавание и называние прямоугольных геометрических тел (кубик, брусок). Умение указать положение ближе — дальше, а также положения, усвоенные в 1 классе. Самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: высокий — низкий, широкий — узкий, равные, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов: впереди — сзади, справа — слева, рядом.




В т о р а я   ч е т в е р т ь


РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

Практические работы

Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.

Лепка с натуры посуды конической формы: чашка из пластилиновых жгутиков. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры.

 Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки с блюдцем, десертной тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры.

Технические сведения. Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.

 Приемы работы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками.


РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
(АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ И ПАННО)

Практические работы

Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев «Мальчик», «Девочка», цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке «Рамка для фотографии».

Слабые учащиеся выполняют работу по образцу.

Технические сведения. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.


РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Изготовление машины. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.

Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся ограничиваются изготовлением изделий с несложным контуром.

Изготовление из бумаги (2 кругов) игрушек в форме шара.

Изготовление игрушек в форме шара из бумаги (из 4-5 полос).

Технические сведения. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Использование задела работы. Закрепление нитки-петли. 


РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей: «Девочка», «Мальчик».

Сматывание ниток в клубок.

Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа.

Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Намотка ниток на картон, в клубок. 

Умения
      Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, иллюстрацией частично с помощью учителя и самостоятельно. Составление плана работы над несложным изделием самостоятельно, над сложным — по вопросам учителя. Самостоятельное изготовление несложных изделий, сложных (объемные елочные украшения) — частично с помощью учителя. Умение придерживаться планирования при выполнении изделия. Умение осуществлять контроль действий в ходе работы частично с помощью учителя.

Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе по операциям. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги. Узнавание и называние геометрических тел. Умение указать положения: напротив, один над или под другим. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: больше — меньше, выше — ниже, шире — уже, равные, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов: около, между, сверху — снизу.




Т р е т ь я   ч е т в е р т ь


РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ


Практические работы

Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: утки и гуся.

Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Для слабых учащихся лепка по образцу.

Технические сведения. Применение глины для изготовления скульптуры, пропорции лепных фигур птиц и животных.

Понятие о динамике в скульптурных изображениях.

Приемы работы. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии.
      Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Изготовление из шишки стилизованной фигурки человечка.

Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички «Сова», «Утка», «Лебедь», «Журавль».

Изготовление композиции (макета) с использованием шишки, листьев дуба, пластилина. Композиция «Пальма»

Слабые учащиеся выполняют более простые детали макета.

Технические сведения. Правила составления макета. Свойства и применение материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.). Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

Приемы работ. Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.


РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы


      Изготовление закладки из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.

Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке.

Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток, сувениров.

Экскурсия в картонажную мастерскую.

Технические сведения. Правила склеивания картона бумагой с двух сторон. Клеящие составы. Рациональное использование материалоотходов и природных материалов при изготовлении поздравительных открыток. Сочетания цветов.

Соблюдение пропорций.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.


РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛА

Практические работы

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона.

Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнения на полосе бумаги в клетку.

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки.

Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. Слабые учащиеся выполняют чертеж и последующую работу с помощью учителя.

Технические сведения. Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.

Приемы работы. Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке.

Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей.

Умения

Ориентировка в задании самостоятельно и с частичной помощью учителя. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы над новым видом изделия по частичным вопросам учителя, для однотипных изделий — самостоятельно. Выполнение первого изделия нового вида работ с помощью учителя, однотипных и ранее выполняемых — самостоятельно. Умение придерживаться планирования при выполнении задания, осуществлять необходимые контрольные действия. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по вопросам учителя и самостоятельно. Пространственная ориентировка: закрепление умений, слов и фраз, указанных во второй четверти.




Ч  е  т  в  е  р  т  а  я     ч  е  т  в  е  р  т  ь


РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ


Практические работы

Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов.

Технические сведения. Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии.

Приемы работы. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания.


РАБОТА С БУМАГОЙ

Практические работы

Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной бумаги.

Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок.

Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора.

Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы», используя изделия учащихся.

 Технические сведения. Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками. Слабые учащиеся повторяют сметочный стежок.

Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Слабые учащиеся выполняют вышивку сметочными стежками.

 Технические сведения. Виды отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Сведения о тесьме. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Соблюдение порядка вышивания изделия.

Умения

Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Самостоятельное составление плана работы над изделием. Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделий. Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке. Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: короткий — короче, длинный — длиннее, выше, ниже и т. д.; слов, обозначающих пространственные отношения предметов: вокруг, близко — далеко.
      Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием, выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия и изделия товарища, уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке. Отвечать полными предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, и слова, обозначающие пространственные отношения предметов: впереди, справа — слева; узнавать и называть основные геометрические формы и тела.


Межпредметные связи


 Математика. Счет в пределах 20. Разметка по линейке.

Изобразительное искусство. Расчленение объекта на простые геометрические формы. Понятие о декоративных узорах.

 Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.

Программа для 2 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения во 2-ом классе и рассчитана на 68 часов учебного времени.



Описание места учебного предмета в учебном плане


Программа

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2013.


Учебники и учебно - методические пособия

Технология. 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л. А. Кузнецова; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2014 г.

Количество часов в год

38 часа

Количество часов в неделю

2 час



Содержание программы.


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение. Правила поведения и техника безопасности на уроках труда

1

2

Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы.

1

3

Лепка брусков разной величины. Складывание из вылепленных деталей ворот

1

4

Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму.

1

5

Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия)

Экскурсия «Лес. Природный материал»

1

6

Изготовление птички

1

7

Изготовление зайчика

1

8

Изготовление рыбки

1

9

Изготовление черепаха

1

10

Изготовление поросенка

1

11

Работа с бумагой и картоном

Изготовление подставки под кисть

1

12

Изготовление деревьев

1

13

Изготовление маски собачки

1

14

Изготовление счетного материала (квадраты, треугольники, круги)

1

15

Изготовление пакета из бумаги

1

16

Работа с текстильными материалами

Повторение пройденного в 1 классе

1

17

Изготовление стилизованных ягод из ниток

1

18

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Завязывание узелка

1

19

Работа с глиной и пластилином

Лепка предметов цилиндрической формы

1

20

Лепка предметов конусовидной формы

1

21

Лепка по представлению чайной посуды

1

22


Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно)

Составление фигурок мальчика и девочки из засушенных растений

2

23

Изготовление рамки из сухих листьев

1

24

Работа с бумагой и картоном

Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации

1

25

Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд

1

26

Работа с текстильными материалами

Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из пучков нитей, тесьмы, шпагата

2

27

Работа с глиной и пластилином

Изготовление чайной посуды в форме шара

1

28

Работа с бумагой и картоном

Изготовление елочной игрушки из 2 кругов

1

29

Изготовление елочной игрушки (шар из полос бумаги)

1

30

Работа с текстильными материалами

«Шарики из ниток разной величины

1

31

Работа с пластилином

Лепка по образцу стилизованных фигур животных медвежонка,

1

32

Лепка по образцу стилизованных фигур птиц цыпленка и утенка

1

33

Работа с природными материалами

Изготовление из шишки стилизованной фигурки человечка.

1

34

Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички (сова, журавль, утка, лебедь)

2

35

Изготовление композиции с использованием шишки, листьев дуба и пластилина

1

36

Работа с бумагой и картоном

Разметка бумаги и картона по линейке

2

37

Изготовление аппликации из геометрических фигур

1

38

Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке. Грузовик.

1

39

Самостоятельное изготовление аппликации «Автофургон»

1

40

Работа с текстильными материалами

Познавательные сведения о тканях. Составление коллекции тканей

2

41

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника

1

42

Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой (смёточными стежками).

2

43

Изготовление игольницы

2

44

Работа с бумагой и картоном

Изготовление поздравительных открыток

1

45

Изготовление подушечки для иголок из картона

1

46

Работа с пластилином

Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок»

2

47

Бумагой и картоном

Изготовление композиции из складных бумажных фигурок к сказке «Колобок»

2

48

Изготовление указателя «переход»

1

49

Изготовление трехсекционного светофора

1

50

Работа с текстильными материалами

Составление коллекции виды тканей

2

51

Вышивание смёточным стежком (прямой строчкой) закладки из канвы

2

52

Вышивание стежком с перевивом («шнурок») « закладка из канвы

2

53

Вышивание стежком с перевивом («шнурок») « салфетки из канвы»

2

54

Познавательные сведения о тесьме. Изготовление «Салфетка, украшенная тесьмой

2


Итого:

68



Календарно-тематическое планирование


п/п

Программный материал

Кол-во
часов

Календ сроки

Виды работ

Общеучебные умения и навыки

Коррекционные задачи

Словарная работа

Оборудование



I четверть – 16 час.



Работа с пластилином

4







1

Вводный урок. Повторение пройденного в 1 классе

1

1.09

комбинированный, объяснение, беседа

Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках труда. Закрепление навыков по подготовке и содержанию в порядке ра­бочего места. Выявление знаний о видах ручного труда, поделоч­ных материалах и инструментах, используемых при их обработке. Знакомство школьников с новыми видами работы, образцами по­делочных материалов, инструментов и изделий. Закрепление на­выка работы с учебником.

коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия


образцы материалов, инструментов, изделий

с.4-7

2

Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы.

1

4.09

объяснение, практическая работа, демонстрация

Познавательные сведения о глине, пластилине и прямоугольном геометрическом теле «брус». Организация рабочего места при выполнении лепки. Назначение глины и применение этого материала в промышленности. Правила работы с пластилином. Лепка геометрических тел прямоугольной формы.

коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщений

кубы, брусок

с.8-13

3

Лепка брусков разной величины. Складывание из вылепленных деталей ворот.

1

8.09

объяснение, практическая работа, демонстрация

Технология выполнения брусков из пластилина. Обрабатывать материал с применением резака. Обрабатывать стекой плоскости и рёбра геометрических тел. Соединять детали способом примазывания. Использование брусков в изготовлении изделия. Анализ объекта по вопросам учителя. Складывание ворот.

коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщений

ворота

с.14-15

4

Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму.

1

11.09

объяснение,

практическая работа, демонстрация

Организация рабочего места при выполнении лепки. Закрепление навыков лепки из пластилина геоме­трических тел. Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Лепка столяр­ных инструментов. Определять на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия. Составлять план работы над изделием. Анализировать изделие, ориентируясь на образец.

коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщений

молоток, пила

с.16-17


Работа с природным материалом

6







5

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала


1

15.09

экскурсия, объяснение, беседа

Правила сбора, сушки и хранения. Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, твёрдость, особенности поверхности. Организация сушки и хранения собранных материалов.


Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля


«Моё село осенью». Представления о растительном мире.


6

Изготовление из шишек, листьев, пластилина, проволоки по образцу и самостоятельно игрушек: птички, собачки.


1

18.09

комбинированный объяснение, практическая работа, демонстрация, игрушка-птичка, игрушка-собачка

Соединять детали с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдать пропорции. Анализировать, выделяя название изделия, материал, детали и их пространственное расположение. Оценивать своё изделие по вопросам учителя.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



с.18-19

7

Изготовление из шишек, листьев, желудей, пластилина, проволоки по образцу и самостоятельно игрушка-зайчик, игрушка-поросёнок

1

22.09

комбинированный объяснение, практическая работа, демонстрация игрушка-зайчик, игрушка-поросёнок

Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, твёрдость, особенности поверхности. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно - гигиенических требований. Инструменты, правила работы. Изготовление игрушек.


Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



с.20-21

8

Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха.

1

25.09

комбинированный объяснение, практическая работа

игрушка-рыбка

Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, твёрдость, особенности поверхности. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно - гигиенических требований. Инструменты, правила работы. Изготовление игрушек.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



22-23

9

Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха.

1

29.09

комбинированный объяснение, практическая работа

игрушка- черепаха

Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, твёрдость, особенности поверхности. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно - гигиенических требований. Инструменты, правила работы. Изготовление игрушек.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



с.24-25

10

Самостоятельное изготовление по образцу

1

2.10

самостоятельная работа

игрушка- свинья

Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, твёрдость, особенности поверхности. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно - гигиенических требований. Инструменты, правила работы. Изготовление игрушек. Соединять детали с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдать пропорции. Анализировать, выделяя название изделия, материал, детали и их пространственное расположение. Оценивать своё изделие по вопросам учителя

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


Игрушки, изделия из природных материалов.


Работа с бумагой и картоном

5







11

Повторение прой­денного в 1 -м классе по теме «Виды и сорта бумаги».

Составление коллекции «Сорта бумаги», изготовление «Подставки для кисти».


1

6.10

комбинированный объяснение, практическая работа

Составление коллекции «Сорта бумаги», изготовление «Подставки для кисти».

Сравнивать бумагу разных сортов (писчая, газетная, рисовальная, салфеточная). Определять свойства бумаги (прочность, толщину, гибкость, влагоустойчивость). Узнавать и называть цвета, в которые окрашена бумага.

Применение и назначение картона. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.


Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



с.26-28

12

«Деревья нашей местности». Закрепление навыков сминания бумаги.

Технология изготовления

аппликации из мятой бумаги по образцу. Аппликации «Дерево весной», «Дерево летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой под снегом».


1

9.10

комбинированный объяснение, практическая работа Аппликация «Дерево весной», «Дерево осенью»

Анализировать, ориентируясь на образец по вопросам учителя.

Составлять план выполнения аппликации. Обрабатывать бумагу с использованием приёма сминания Правила работы с клеем и кистью. Изготовление аппликации.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля


Сезонные изменения в природе. Состояние деревьев в разные времена года.

с.29

13

Закрепление на­выков сгибания бумаги. Технология складывания

фигурки «Маска собачки» из бумаги.


1

13.10

комбинированный объяснение, практическая работа

Маска собачки

Ориентироваться в пространстве геометрической фигуры. Читать изобразительно – графический план с помощью учителя. Комментировать свою работу. Правила хранения ножниц, передачи их друго­му лицу и работы с ними. Складывание

фигурки из бумаги.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля


Представления о животном мире. Геометрические фигуры.

с.30-31

14

Изготовление счётного материала (полоски, квадраты, треугольники, круги)

1

16.10

комбинированный объяснение, практическая работа


Познавательные сведения о картоне. Элементарные сведения о короблении картона. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона, цвет. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Правила работы с шаблоном. Размет­ка геометрических фигур по шаблонам.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля


Представления о Геометрических фигурах.

с.32-34

15

Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий.

1

20.10

комбинированный объяснение, практическая работа, изделие - бумажный пакет

Понимать и читать изобразительно – графический план с помощью учителя. Комментировать свою работу. Сгибать прямоугольник, совмещая нижние углы с опорными точками. Вырезать по длинной линии и кругу, не смыкая лезвия ножниц. Правильно распределять мышечное усилие.

Правила работы с шаблоном. Порядок обведения шаблонов геометрических фигур. Правила хранения ножниц, передачи их другому лицу и работы с ними.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



с.35-37



Работа с тканью



3







16

Повторение пройденного в 1-м классе по теме «Свойства ниток»

1

23.10

комбинированный объяснение, практическая работа, изделие - кисточка

Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой верёвки, сутажа. Знать свойства ниток, виды работы с ними. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно - гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приёмы наматывания, связывания, резания ниток Анализировать изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства. Планировать изготовление изделия по предметно – операционному плану. Оценивать качество выполненной работы.. Изготовление кисточек.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



с.38-39



II четверть – 14 час


17

Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок.


1

27.10

комбинированный объяснение, практическая работа, изделие -ягода

Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой верёвки, сутажа. Знать свойства ниток, виды работы с ними. Анализировать изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно - гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приёмы наматывания, связывания, резания ниток. Планировать изготовление изделия по предметно – операционному плану.Изготовление ягод. Оценивать качество выполненной работы.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля




18

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями – повторение приёмов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.


1

06.11

сообщение новых знаний объяснение, практическая работа

Применение и назначение ниток. Назначение пуговиц, цвет, форма материала, их которых они производятся. Инструменты, применяемые при работе с нитками. Уметь вдевать нитку в иголку. Завязывать узелок на конце нити. Пришивать пуговицы с двумя сквозными отверстиями.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


с.42-43 пуговицы, иголки


Работа с пластилином

3







19

Познавательные сведения о глине, пластилине и геометрическом теле «цилиндр». Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стакана для карандашей.


1

10.11

сообщение новых знаний объяснение, практическая работа Лепка предметов цилиндрической формы: кружка

Представления о глине как о материале для изготовления посуды. Лепка кружки, стакана для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических требований при лепке.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе дидактическая игра


с.44-47 образец, кружка

20

Познавательные сведения о глиняной посу­де и геометрическом теле «конус». Лепка из пласти­лина предметов конической формы: ведёрка, цветочного горшка чашки из пластилиновых жгутиков.

1

13.11

комбинированный объяснение, практическая работа

Представления о глине как о материале для изготовления посуды. Пластилин и его свойства. Лепка ведёрка, цветочного горшка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Отделка изделия цветным пластилином.

Лепить конструктивным способом изделия конической формы. Скатывать пластилин столбиком. Планировать работу с опорой на предметно – операционный план. Окрашивать изделия из глины гуашевыми красками.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



с.48 – 51 образец, чашка

21

Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара

1

17.11

комбинированный объяснение, практическая работа

Лепка чайной посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Нанесение с помощью стеки орнамента. Отделка изделия цветным пластилином. Игра «Накрой стол».

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе дидактическая игра


чайник, чашка, блюдце


Работа с природным материалом

3







22-23

Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев ивы и клёна по образцу: «Мальчик», «Девочка»

2

20.11

24.11

комбинированный объяснение, практическая работа

Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно – гигиенических требований. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев. Составление аппликации. Сравнивать и находить сходства и различия в листьях деревьев. Анализировать аппликацию и выделять основные признаки и свойства аппликационных изображений

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля


Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


с.52-54

24

Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями берёзы, клёна

1

27.11

комбинированный объяснение, практическая работа

Прикреплять засушенные листья, цветы, травы, мох, солому, кору, опилки, перья на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги).

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



с.55


Работа с бумагой и картоном

2







25

Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации

1

01.12

комбинированный объяснение, практическая работа

Сорта картона, физические свойства, особенности. правила работы с ножницами, шаблоном.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


с.56

26

Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией.

1

04.12

комбинированный объяснение, практическая работа

Выполнять следующие действия: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги», наклеивание небольших кусочков бумаги на основу». Анализировать изделие из бумаги и картона, выделяя его признаки и свойства. Изготавливать изделие по предметно – операционному плану. Регулировать мышечные усилия, координировать движения рук. Приёмы изготовления плоских ёлочных игрушек в форме стилизованных изображений (яблоко, рыба).

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


с.57


Работа с текстильными материалами

2







27

Изготовление стилизован­ной фигурки «Девочка»

из связанных пучков нитей.


1

08.12

комбинированный объяснение, практическая работа

Анализировать из­делие из ниток, выделяя его признаки и свойства (название, на­значение, детали, форма, величина, цвет, материал) по вопросам учителя. Изготавливать изделие по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Выполнять приёмы наматывания, связывания, резания ниток. Употреблять в речи слова, обозначающие направление (на себя, от себя, сверху, снизу, спра­ва, слева), протяжённость (длинный, короткий), пространствен­ные связи частей (посередине, выше, ниже)

Изделия из ниток как декора­тивные украшения. Изготовление стилизован­ной фигурки из связанных пучков нитей.


Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


с.58

28

Изготовление стилизован­ной фигурки «Мальчик»

из связанных пучков нитей.

разной величины

1

11.12

комбинированный объяснение, практическая работа

Анализировать из­делие из ниток, выделяя его признаки и свойства (название, на­значение, детали, форма, величина, цвет, материал) по вопросам учителя. Изготавливать изделие по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Выполнять приёмы наматывания, связывания, резания ниток. Употреблять в речи слова, обозначающие направление (на себя, от себя, сверху, снизу, спра­ва, слева), протяжённость (длинный, короткий), пространствен­ные связи частей (посередине, выше, ниже)

Изделия из ниток как декора­тивные украшения. Изготовление стилизован­ной фигурки из связанных пучков нитей.


Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


с.59


Работа с глиной и пластилином.

1







29

Познавательные сведения о глиняной посу­де и геометрическом теле «шар». Лепка чайной посу­ды в форме шара


1

15.12

комбинированный объяснение, практическая работа

Анализировать объект, выделяя его признаки и свойства. Скатывать пластилин кругообразными движениями до получения формы шара. Планировать ход работы по изобразительно – графическому плану, поддерживаться плана работы при выполнении изделия. Подробно анализировать своё изделие по вопросам учителя. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Глина как поделочный материал и её применение для изготовления посуды. Лепка чайной посу­ды.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


с.60-61


Работа с бумагой и картоном

2







30

Изготовление из бумаги (из 2 кругов) игрушек в форме шара

1

18.12

комбинированный объяснение, практическая работа

Устанавливать сходство с предметами, имеющими округлую форму, применять эти изделия в быту. Анализировать объект, выделяя его признаки и свойства. Выполнять приёмы: «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой линии». Собирать изделие способом соединения заготовок в прорези. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Сырьё, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплётный и коробочный картон. Изготовление игрушки

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



с.62-63



III четверть – 20 час


31

Изготовление игрушек в форме шара из бумаги (из 4-5 полос).

1

22.12

комбинированный объяснение, практическая работа

Устанавливать сходство с предметами, имеющими округлую форму, применять эти изделия в быту. Анализировать объект, выделяя его признаки и свойства. Выполнять приёмы: «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой линии». Собирать изделие способом соединения заготовок в прорези. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Сырьё, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплётный и коробочный картон. Изготовление игрушки

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



с.64


Работа с текстильными материалами

1







32

Сматывание ниток в клубок «Шарики из ниток разной величины».


1

25.12

комбинированный объяснение, практическая работа

Наматывать нитки на картон. Сматывать нитки в клубок на бумажный шарик. Сминать бумагу и скатывать в шарик. Употреблять в речи слова, обозначающие направления, протяжённость, пространственные связи частей. Представления о нитках. Правила хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков. Приёмы наматывания ниток на картон.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении


с.65


Работа с пластилином

2







33

Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ)

1

29.12

комбинированный объяснение, практическая работа игрушка - медвежонок

Лепить фигурки животных конструктивным способом. Анализировать образец, выделять в нём основные геометрические формы. Расчленять формы изображения на простые геометрические формы. Совершенствовать приёмы соединения деталей в одно целое. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные характеристики. Глина как поделочный материал и её применение для изготовления скульптуры. Понятие «скульптура» и произведения этого вида искусства. Лепка по образцу стилизованной фигуры медвежонка. Пропорции лепных фигур животных. Понятие о динамике в скульптурных изображениях.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении


с.66-67

34

Лепка по образцу стилизованных фигур птиц (пластический способ).

1

12.01

комбинированный объяснение, практическая работа игрушка - утенок

Составлять план лепки изделия с опорой на наглядность и с частичной помощью учителя. Выполнять приёмы лепки: «скатывание овальной и конической форм», «вытягивание», «прищипывание, вдавливание». Обрабатывать пластический материал руками и стекой с соблюдением пропорций. Употреблять в речи технические термины: раскатать, вытянуть, прищепнуть.

Скульптура и её предназначение. Конструктивный и пластический способы лепки. Лепка стилизованной фигуры утки. Пропорции лепных фигур птиц. Понятие о динамике в скульптурных изображениях

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении


с.68-69


Работа с природным материалом

4







35

«Хвойные деревья нашей местности».

Повторение познавательных сведений о шишках. Изготовление из шишки стилизованной фигурки человечка.


1

15.01

комбинированный объяснение, практическая работа игрушка -человечек

Изготавливать из шишек фигурку человечка с использованием дополнительных поделочных материалов. Составлять план работы с опорой на наглядный образец. Работать в соответствии с планом и отчитываться о проделанной работе. Представления о растительном мире. Познавательные сведения о шишках. Изготовление из шишки стилизованной фигурки человечка.


Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля


с.70-71

3637

Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички

2

19.01

22.01

комбинированный объяснение, практическая работа игрушка –сова, журавль

игрушка – утка, лебедь

Создавать образцы птиц из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов. Составлять план работы с опорой на наглядный образец. Работать в соответствии с планом и отчитываться о проделанной работе. Представления о растительном и животном мире. Изготовление из шишки и дополнительных поделочных материалов стилизованной фигурки птицы.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля


с.72

38

Изготовление композиции с использованием шишки, листьев дуба и пластилина.

1

26.01

комбинированный объяснение, практическая работа игрушка –пальма

Создавать образцы деревьев из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов. Представления о деревьях. Изготовление композиции (макета) с использованием шишки, листьев и пластилина.Составлять план работы с опорой на наглядный образец. Работать в соответствии с планом и отчитываться о проделанной работе.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении


с.73


Работа с бумагой и картоном

5







39

Разметка бумаги и картона по линейке

1

29.01

комбинированный объяснение, практическая

Линейка как измерительный инструмент. Приёмы измерения длины и ширины предметов. Разметка бумаги по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки. Линейка как измерительный инструмент. Приёмы измерения длины и ширины предметов. Разметка бумаги по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении


с.74-75

40

Разметка бумаги и картона по линейке

1

02.02

комбинированный объяснение, практическая

Линейка как измерительный инструмент. Приёмы измерения длины и ширины предметов. Разметка бумаги по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки. Линейка как измерительный инструмент. Приёмы измерения длины и ширины предметов. Разметка бумаги по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении


с.76-77

41

Изготовление аппликации из геометрических фигур

1

05.02

комбинированный объяснение, практическая работа,

Линейка как измерительный инструмент. Разметка деталей по линейке. Составление аппликации из размеченных деталей

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении


с.78

42

Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке. Грузовик.

1

09.02

комбинированный объяснение, практическая работа,

Линейка как измерительный инструмент. Разметка деталей по линейке. Составление аппликации из размеченных деталей.


Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении


с.79

43

Изготовление аппликации «Автофургон» с разметкой деталей по линейке.


1

12.02

комбинированный объяснение, практическая работа,

Линейка как измерительный инструмент. Разметка деталей по линейке. Составление аппликации из размеченных деталей.


Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении


с.79


Работа с текстильными материалами

7







44 45

Познавательные сведения о тканях. Составление коллекции тканей.


2

16.02

19.02

комбинированный объяснение, практическая работа,

Представления о ткани, применение и назначение ткани в жизни людей. Знания о нитках. Процесс изготовления ткани. Сорта ткани, их применение в одежде. Различать ткани по окраске и другим свойствам. Составлять коллекцию тканей.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


с.80-82

с.83-85

46

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата. Раскрой из ткани заготовки изделия «Квадраты ткани 5Х5 см».


1

26.02

комбинированный объяснение, практическая работа,

Представления о ткани. Профессия портного. Инструменты и приспособления, необходимые для швейных работ. Технология раскроя и резания ткани по выкройке. Кроить и резать ткань по выкройке. Осуществлять контрольные действия. Отвечать на вопросы учителя связными предложениями

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля


с.85-87

4748

Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой (смёточными стежками).


2

01.03

04.03

комбинированный объяснение, практическая работа,

Профессии портного, швеи. Правила хранения игл. Представления о форме игольниц и материалах, используемых для их изготовления. Изготовление игольницы по образцу. Сшивать смёточными стежками бумагу и ткань. Составлять план работы с опорой на наглядный образец. Работать в соответствии с планом и отчитываться о проделанной работе.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля


с.88-90

4950

Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани

2

11.03

15.03

комбинированный объяснение, практическая работа,

Уметь выполнить чертеж и самостоятельно сшить игольницу Изготовление игольницы по самостоятельно вычерчен­ной выкройке в форме квадрата

из двух сложенных вместе кусочков ткани. Слабые учащиеся выполняют чертеж и по­следующую работу с помощью учителя. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


С.91



IV четверть - 16 час



Работа с бумагой и картоном

2







51

Изготовление поздравительных открыток


1

18.03

комбинированный объяснение, практическая работа

Уметь рационально использовать материалоотходы и природные материалы при изготовлении поздравительных открыток. Уметь сочетать цвета

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



С.92-93

52

Изготовление подушечки для иголок из картона и ткани

1

29.03

комбинированный объяснение, практическая работа

Изготовление по образцу подушечки для иголок из кар­тона, бархатной бумаги и ткани

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля





Работа с пластилином

2







53 54

Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок»

2

01.04

05.04

комбинированный объяснение, практическая работа

Лепка по представлению свободных композиций: «Ко­лобок и лиса», Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов.

Знать пространственное положе­ние деталей на макете; приемы работы


Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



С.94 -95


Бумагой и картоном

4







55 56

Изготовление композиции из складных бумажных фигурок к сказке «Колобок»

2

08.04

12.04

комбинированный объяснение, практическая работа

Устанавливать сходство с предметами, имеющими округлую форму, применять эти изделия в быту. Анализировать объект, выделяя его признаки и свойства. Выполнять приёмы: «разметка по шаблону», Собирать изделие в технике оригами . Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Сырьё, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплётный и коробочный картон. Изготовление игрушки

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


С.96 -97

57

Изготовление модели дорожного знака, указателя «переход»


1

15.04

комбинированный объяснение, практическая работа

Уметь применять различные ма­териалы (ткань, вата) и

предметы (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Знать Организацию рабочего места; правила безопасной работы.

Уметь выполнять разметку деталей по линейке и шаблону; склеивать коробок,

наклеивать картонные и бумаж­ные детали Изготовление по образцу указателя «переход».


Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


Дорожные знаки, Пешеходный переход

С.98-99

58

Изготовление трехсекционного светофора

1

19.04


Уметь применять различные ма­териалы (ткань, вата) и

предметы (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Знать Организацию рабочего места; правила безопасной работы.

Уметь выполнять разметку деталей по линейке и шаблону; склеивать коробок,

наклеивать картонные и бумаж­ные детали

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


Провести игру «Переход улицы»,

используя изделия учащихся


С.98-99


Работа с текстильными материалами

10







59

Составление коллекции тканей

1

22.04

комбинированный объяснение, практическая работа

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в фор­ме квадрата или

Прямоугольника. Применение и назначение тканей в жизни людей.

Элементарные понятия о сортах тка­ней и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей как матери­ала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и ше­роховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаноч­ные Уметь выполнять раскрой ткани по готовой выкройке; составлять коллекцию ткани. Знать свойства и особенности тканей

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе



С.100-101

60

Составление коллекции тканей Что такое вышивка

1

26.04

комбинированный объяснение, практическая работа

Уметь соблюдать организа­цию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной сторо­ной на подложке из картона. Знать виды ручных стежков и их назначение

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



С.101-102

6162

Вышивание смёточным стежком (прямой строчкой) закладки из канвы.

2

29.04

10.05

комбинированный объяснение, практическая работа

Уметь выполнять ручной стежок Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнения на полосе бумаги

в клетку

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составлен­ной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов зак­ладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



С.102

6364

Вышивание стежком с перевивом («шнурок») « закладка из канвы»

2

13.05

17.05

комбинированный объяснение, практическая работа

Уметь выполнять ручной стежок Ознакомление с ручными стежками (стежок с перевивом).

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составлен­ной выкройке, стежком с перевивом. Оформление концов зак­ладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



С.103

6566

Вышивание стежком с перевивом («шнурок») «Салфетка (закладка) из канвы»

2

20.05

24.05

комбинированный объяснение, практическая работа

Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Слабые учащиеся

выполняют вышивку сметочны­ми стежками. Подбор ниток для вышивки по цвету, тол­щине. Правила безопасной работы


Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



С.103

6768

Познавательные сведения о тесьме. Изготовление «Салфетка, украшенная тесьмой».

2

27.05

31.05

комбинированный объяснение, практическая работа

Уметь выполнить чертеж и Изготовление прихватки по самостоятельно вычерчен­ной выкройке в форме квадрата

из двух сложенных вместе кусочков ткани. Слабые учащиеся выполняют чертеж и по­следующую работу с помощью учителя. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение.

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля



С.104-105












Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Трудового обучения


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Рабочая программа по технологии

Учебники по технологии

Рабочие тетради

Методические пособия



Печатные пособия

Иллюстративные материалы.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.


Технические средства обучения

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор


Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме)

Презентации

Могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц

Оборудование класса


Ученические одноместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!