Рабочая программа адаптированного (надомного) обучения по адаптивной физкультуре 7 класс
Составлена в соответствии с ФГОС ООО.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе дополнения к методическим рекомендациям по организации деятельности специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения Российской Федерации от 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685 «Об учреждении адаптивной физкультуры и адаптивного спорта», дополнения к методическим рекомендациям: письмо федерального агентства пофизкультуре и спорту от 21.03.2008 г. № ЮН-02-07/912, программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью по адаптивной физкультуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1-9 классы) А.Н.Асикритова.
В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации учащихся с ОВЗ средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.
Существует много проблем в образовании, с которыми сталкиваются учащиеся с ОВЗ и их родители.
По данным социологических исследований, выявлявших отношение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к подходу в образовании, на открытый вопрос о том, что вызывает у них беспокойство, были такие ответы:
- отсутствие индивидуального подхода (в том числе на уроках физкультуры и ЛФК), нет индивидуальной программы для каждого ребёнка;
- недостаточно занятий с учётом специфики детей, нет дополнительных занятий, не всегда уровень подготовки педагогов соответствует требованиям по организации работы с детьми-инвалидами;
- отсутствие специально обучающих программ (мало уроков физической подготовки, крайне необходимых детям-инвалидам…);
- личностные особенности детей (затруднения в общении, недостаточная организованность и т.д.).
В качестве наиболее актуальной проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья родители указали на «трудности самореализации, невостребованность в обществе, отсутствие перспектив».
Кроме этого родители рассматривают необходимость образования не столько для получения знаний детьми, сколько для социализации в обществе и детском коллективе.
Программа факультативного курса «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.
Цель программы: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Задачи программы
Образовательные задачи:
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
Развитие пространственно-временной дифференцировки.
Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
Активизация защитных сил организма ребёнка.
Повышение физиологической активности органов и систем организма.
Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
Содержание курса
Программа рассчитана на реализацию в течение 5 лет (5-9 классы), 169 часов, 1 час в неделю
Разделы программы:
Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.
Двигательные умения и навыки.
Подвижные игры и элементы спортивных игр.
Краткое содержание программы:
В I раздел программы вошли:
- «Основы знаний» - общие сведения теоретического характера, которые излагаются во время урока при изучении того или иного материала.
- «Общеразвивающие упражнения» - упражнения без предметов и с предметами: г/палкой, с малым мячом, со средним-большим мячом, с г/обручем, с набивным мячом.
- «Корригирующие упражнения» специально подобранные упражнения, направленные на коррекцию и компенсацию тех или иных отклонений в физическом развитии: упражнения на осанку; упражнения на дыхание, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения для развития точности и координации движений.
Во II раздел программы вошли основные двигательные умения и навыки:
- различные виды построений и перестроений;
- различные виды бега, прыжков;
- упражнения в бросках, ловле, метании, переноске и передаче предметов;
- упражнения в равновесии, лазанье, перелезании, подлезании;
- элементы художественной гимнастики с предметами (г/мячом, г/обручем, г/лентой);
- упражнения на тренажерах, которые направлены для тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем, для профилактики кардиореспираторных заболеваний и гармоничного физического развития учащихся.
III важнейшим разделом программы являются игры, включающие в себя, как подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных функций, так и игры, направленные на развитие координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительно-моторной координации, игры, направленные на совершенствование функции дыхания, а также элементы спортивных игр (настольный теннис, баскетбол, пионербол, хоккей на полу, бочче).
Содержание программы.
7 класс
1 Раздел: Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения
(9 часов).
Основы знаний:
Правила техника безопасности на уроках АФК.
Самоконтроль и меры предупреждения травматизма на уроках АФК.
Практический материал
Общеразвивающие и корригирующие упражнения:
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом).
Упражнения на дыхание: Выполнение быстрого, короткого вдоха и выдоха в сочетании с движениями; тренировка дыхания в ходьбе с преобладанием выдоха над вдохом. Глубокое дыхание с движениями рук.
Упражнения на осанку: Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Кораблик», «Качели», «Ящерица». Упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица», «Носорог», «Кошечка». Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «»Ежик», «Маятник», «Месяц». Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Зайчик», «Рак». Упражнения на развитие мышц плечевого пояса: «Мельница», «Замочек», «Дощечка».
Упражнения в расслаблении мышц: Расслабление мышц потряхиванием конечностей после выполнения бега, ходьбы. Расслабление, лежа на спине.
Упражнения для развития точности и координации движений: Ходьба между различными ориентирами. Бег по начерченным на полу ориентирам. Несколько поворотов подряд по инструкции. Ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью. Прохождение расстояния до 3 метров от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения.
Профилактика плоскостопия: Упражнения сидя: «Ходьба», «Лошадка», «Медвежонок», катание мяча ногами; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба по массажной дорожке для стоп.
2. Раздел: Двигательные умения и навыки (15 часов).
Построения и перестроения: Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте направо, налево, кругом с показом направления. Размыкание в колонне, шеренге. Построение в шеренгу, в колонну, в круг в различных частях зала по команде учителя.
Ходьба и бег: Ходьба со сменой направления за учителем. Чередование ходьбы и бега. Сочетание ходьбы и бега в разном темпе. Бег в колонне по одному в равномерном темпе. Челночный бег 3 Х 10 метров. Бег на 30 метров с высокого старта на скорость.
Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног в обозначенное место. Прыжки в длину с разбега (место толчка не обозначено). Прыжки в высоту способом «согнув ноги» с трех шагов.
Метание мяча: Метание малого мяча с места на дальность способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в цель с шага. Броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы. Передача и переноска предметов: набивных мячей, г/палок, больших мячей на расстояние до 20 метров.
Равновесие: «Петушок», «Ласточка» на полу с поддержкой. Ходьба по г/скамейке вверх, вниз с помощью. Ходьба по г/скамейке с доставанием предмета с пола наклоном и в приседе (кегли, малые мячи, г/палки и т.д.). Расхождение вдвоем на г/скамейке
Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз ранее изученными способами. Лазание по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку, движение по г/стенке вправо, влево. Сочетание переползания через препятствия с подлезанием. Вис на руках на г/стенке до 3 секунд. Полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.
Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – броски и ловля мяча ранее изученными способами; передача мяча из рук в руки за спиной; поочередные отбивы мяча об пол и ловля на одну руку; перекаты мяча по рукам.
Упражнения с обручем – броски и ловля обруча двумя руками в лицевой плоскости; перекаты из одной руки в другую в лицевой плоскости и в парах различными способами; впрыгивание в качающийся обруч в лицевой плоскости; вращение обруча на руке в лицевой плоскости с помощью.
Упражнения с лентой – хват ленты; горизонтальные и вертикальные махи; спирали и змейки в лицевой плоскости.
Упражнения на тренажерах: Степ доска. Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер, степпер). Тренажеры со свободными весами (силовые тренажеры для мышц спины; брюшного пресса; подтягивание-отжимание; гантели). Тренажеры с встроенными весами (силовые тренажеры: разгибание ног; разгибание рук сидя; жим лежа; становая тяга).
3 . Раздел: Подвижные игры и элементы спортивных игр (10 часов).
Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», эстафеты с передачей предметов сидя и стоя, «Снайперы», «Охотники и утки".
Элементы спортивных игр:
Настольный теннис: Удержание шарика на теннисной ракетке на месте и в ходьбе. Набивание шарика открытой ракеткой (внутренней стороной ракетки). Игра-соревнование «Кто больше набьет?».
Бочче: Ознакомление с содержанием игры. Технические правила игры. Вбрасывание шара «паллино». Бросок шара «пунто».
Пионербол: Броски и ловля мяча в парах через сетку одной рукой от плеча. Нижняя подача мяча (одной рукой снизу).
Хоккей на полу: Прием и передача шайбы в парах на месте на разные расстояния. Ведение шайбы по прямой и змейкой с обводкой конусов. Броски по воротам на точность.
Баскетбол: Передача и ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Ведение мяча шагом по прямой. Броски мяча двумя руками от груди из-под кольца с места.
Перспективно-тематическое планирование по адаптивной физкультуре 7 класс
34 часа.
№ урока | Тема урока | Дата проведения урока | Примеча ние |
1 Раздел: Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения (9 часов). |
1 | Правила техники безопасности на уроках АФК. Самоконтроль и меры предупреждения травматизма на уроках АФК. | 08.09 | |
2 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения: основные положения и движения головы, конечностей и туловища. | 15.09 | |
3 | Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с набивным мячом). | 22.09 | |
4 | Упражнения на дыхание: выполнение быстрого, короткого вдоха и выдоха в сочетании с движениями; тренировка дыхания в ходьбе с преобладанием выдоха над вдохом. Глубокое дыхание с движениями рук. | 29.09 | |
5 | Упражнения на осанку. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад. Упражнения для укрепления мышц спины путем складывания. Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног. Упражнения на развитие мышц плечевого пояса. | 06.10 | |
6 | Упражнения в расслаблении мышц. Расслабление мышц потряхиванием конечностей после выполнения бега, ходьбы. Расслабление, лежа на спине. | 13.10 | |
7 | Упражнения для развития точности и координации движений. Ходьба между различными ориентирами. Бег по начерченным на полу ориентирам. Несколько поворотов подряд по инструкции. Ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью. | 20.10 | |
8 | Прохождение расстояния до 3 метров от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения. | 27.10 | |
9 | Профилактика плоскостопия. Упражнения сидя: «Ходьба», «Лошадка», «Медвежонок», катание мяча ногами; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба по массажной дорожке для стоп. | 10.11 | |
2. Раздел: Двигательные умения и навыки (15 часов). |
10 | Построения и перестроения: Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте направо, налево, кругом с показом направления. Размыкание в колонне, шеренге. Построение в шеренгу, в колонну, в круг в различных частях зала по команде учителя. | 17.11 | |
11 | Ходьба и бег: Ходьба со сменой направления за учителем. Чередование ходьбы и бега. Сочетание ходьбы и бега в разном темпе. Бег в колонне по одному в равномерном темпе | 24.11 | |
12 | Челночный бег 3 Х 10 метров. | 01.12 | |
13 | Бег на 30 метров с высокого старта на скорость. | 08.12 | |
14 | Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног в обозначенное место. Прыжки в длину с разбега (место толчка не обозначено). Прыжки в высоту способом «согнув ноги» с трех шагов. | 15.12 | |
15 | Метание мяча: Метание малого мяча с места на дальность способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в цель с шага. | 22.12 | |
16 | Броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы. Передача и переноска предметов: набивных мячей, г/палок, больших мячей на расстояние до 20 метров. | 12.01 | |
17 | Равновесие: «Петушок», «Ласточка» на полу с поддержкой. Ходьба по г/скамейке вверх, вниз с помощью. Ходьба по г/скамейке с доставанием предмета с пола наклоном и в приседе (кегли, малые мячи, г/палки и т.д.). Расхождение вдвоем на г/скамейке | 19.01 | |
18 | Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз ранее изученными способами. Лазание по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку, движение по г/стенке вправо, влево. | 26.01 | |
19 | Сочетание переползания через препятствия с подлезанием. Вис на руках на г/стенке до 3 секунд. Полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии. | 02.02 | |
20 | Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – броски и ловля мяча ранее изученными способами; передача мяча из рук в руки за спиной; поочередные отбивы мяча об пол и ловля на одну руку; перекаты мяча по рукам. | 09.02 | |
21 | Упражнения с обручем – броски и ловля обруча двумя руками в лицевой плоскости; перекаты из одной руки в другую в лицевой плоскости и в парах различными способами; впрыгивание в качающийся обруч в лицевой плоскости; вращение обруча на руке в лицевой плоскости с помощью | 16.02 | |
22 | Упражнения с лентой – хват ленты; горизонтальные и вертикальные махи; спирали и змейки в лицевой плоскости. | 02.03 | |
23 | Упражнения на тренажерах: Степ доска. Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер, степпер). | 16.03 | |
24 | Тренажеры со свободными весами (силовые тренажеры для мышц спины; брюшного пресса; подтягивание-отжимание; гантели). Тренажеры с встроенными весами (силовые тренажеры: разгибание ног; разгибание рук сидя; жим лежа; становая тяга). | 23.03 | |
3 . Раздел: Подвижные игры и элементы спортивных игр (10 часов). |
25 | Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», эстафеты с передачей предметов сидя и стоя, «Снайперы», «Охотники и утки". | 06.04 | |
26 | Элементы спортивных игр. Настольный теннис. Удержание шарика на теннисной ракетке на месте и в ходьбе. Набивание шарика открытой ракеткой (внутренней стороной ракетки). | 13.04 | |
27 | Настольный теннис. Игра-соревнование «Кто больше набьет?». | 20.04 | |
28 | Бочче: Ознакомление с содержанием игры. Технические правила игры. Вбрасывание шара «паллино». Бросок шара «пунто». | 27.04 | |
29 | Пионербол: Броски и ловля мяча в парах через сетку одной рукой от плеча. | 04.05 | |
30 | Пионербол: Нижняя подача мяча (одной рукой снизу). | 11.05 | |
31 | Хоккей на полу: Прием и передача шайбы в парах на месте на разные расстояния. | 18.05 | |
32 | Хоккей на полу: Ведение шайбы по прямой и змейкой с обводкой конусов. Броски по воротам на точность. | 23.05 | |
33 | Баскетбол: Передача и ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. | 25.05 | |
34 | Баскетбол: Ведение мяча шагом по прямой. Броски мяча двумя руками от груди из-под кольца с места. | 31.05 | |