ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Человек» для учащегося 2 класса надомного обучения Сидорова Владимира представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программно-методических материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010, и следующих нормативно - правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. No1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО и ООО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.
- АООП НОО обучающихся с УО В.2.
- Приказа №279-0 от 1.09.2017 МОУ «СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области»
Положения о РП обучающихся с ОВЗ 2016г.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель формирование представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.
Задачи
формировать представления о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей (принимать пищу и пить, ходить в туалет и т.д.);
развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Входе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Это — я», «Моя семья», «Формирование культурно-гигиенических навыков», «Безопасность дома и на улице», которые являются разделами предметов «Развитие речи и окружающий мир», «ОБЖ».
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.
Это— я. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знания обучающимися названий частей тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть.
Использование пиктограмм и показ на себе. Закрепление в речи обучающихся названий эмоциональных состояний: смеется, плачет. Знакомство с состоянием: радуется, грустит. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции и их главные признаки.
Имя, фамилия, пол. Использование этих сведений в общениисо взрослыми.
Моя семья. Совместное с обучающимся рассматривание фотографий, беседа о его семье (мама, папа, бабушка, дедушка).
Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.
Знакомство с пиктограммами «брат», «сестра». Соотнесение пиктограмм с фотографиями (при наличии таковых).
Расширение круга игровых ситуаций, позволяющих обучающимся с помощью вербальных и невербальных средств общения выражать радость от достижения своих целей, побуждение учеников вступать в общение друг с другом (парное).
Формирование культурно-гигиенических навыков.Формирование алгоритма последовательных действий обучающихся по одновременному уходу за руками и лицом.
Чтение обучающимся потешек, стихов и сказок о последовательности, необходимости, значении умывания.(«Водичка, водичка», «..Да здравствует мыло душистое» и др.)
Заучивание с обучающимися названий частей лица, показ частей лица на себе, кукле, на фотографии. Название частей лица обучающимися с помощью учителя или самостоятельно: глаза, уши, рот, нос, щёки.
Чтение стихов и рассказов, пение песенок об уходе за глазами и ушами. Сопряжённое или самостоятельное проговаривание коротких стихов, потешек обучающимися.
Безопасность дома и на улице.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Правила обеспечения безопасности дорожного движения.
Правила безопасного поведения на воде.
Правила безопасного поведения в быту.
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.
Оказание первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь при ушибе, ожоге, обморожении.
Средство индивидуальной защиты органов дыхания – респиратор «Алина».
Основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Что такое чрезвычайная ситуация.
Понятия об авариях, эпидемиях, пожаре, наводнении, землетрясении.
Правила безопасного поведения при пожарах.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»
Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других:
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
представления о собственном теле;
отнесение себя к определённому полу;
умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;
умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей:
умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:
умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета).
умение следить за своим внешним видом.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье:
представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
2. Учебно – тематическое планирование
по предмету «Человек»
Класс 2 «к»
Учитель Ефимова Н.М
Количество часов
Всего 17 часа; в неделю 0,5 час.
Учащийся обучается без оценивания.
Планирование составлено на основе программно-методических материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010
№ п/п | Содержание (тема раздела, уроков) | Кол- во часов | Дата | Инновационная деятельность направления духовно-нравственное, патриотическое, семейное, здоровый образ жизни) | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. | 1 | 04.09 | | Расширять представления об окружающем мире. |
2 | Части тела. Голова и её значение | 1 | 18.09 | ЗОЖ | Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. |
3 | Части тела. Руки и их значение. Рука, локоть, кисть, пальцы. | 1 | 02.10 | | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
4 | Застегивание и расстёгивание пуговиц | 1 | 16.10 | | |
5 | Мытьё и вытирание рук. Практическая работа | 1 | 13.11 | ЗОЖ | Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. |
6 | Части тела. Ноги и их значение. Нога, колено, ступня. | 1 | 27.11 | Семейное воспитание | |
7 | Завязывание шнурков. Практическая работа. | 1 | 11.12 | | Расширять представления об окружающем мире. |
8 | Человек. Пол, возраст, имя, фамилия. | 1 | 25.12 | | |
9 | Я-человек. | 1 | 15.01 | Нравственное воспитание | Расширять представления об окружающем мире. |
10 | Я и моя семья. | 1 | 29.01 | Семейное воспитание | |
11 | Моя семья. Работа с фотографиями и иллюстрациями. | 1 | 12.02 | Семейное воспитание | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
12 | Твой режим дня. | 1 | 26.02 | ЗОЖ | |
13 | Что такое безопасность. Опасности у тебя дома. Электроприборы. | 1 | 12.03 | ЗОЖ | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
14 | Светофор.Правила поведения на дороге. | 1 | 19.03 | Нравственное воспитание | |
15 | Средства гигиены:мыло и полотенце. | 1 | 09.04 | ЗОЖ | Развивать диалогическую и монологическую речь. |
16 | Соблюдение гигиенических норм и правил. | 1 | 23.04 | ЗОЖ | |
17 | Повторение | 1 | 14.05 | | |