СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по предмету  «Мир природы и человека» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с.п. «Поселок Молодежный»

Комсомольского муниципального района

Хабаровского края

«Согласовано»

Руководитель МО

________/Цимбалист О. В./


Протокол № ___ от

«__»____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ«СОШ с.п. П. Молодежный»

__________/Максимова Н. Е./


«__»____________20___г.


«Согласовано»

Руководитель МБОУ «СОШ с.п. П. Молодежный»

__________/Иваровская О. Е./


Приказ № ___ от «__»____20___г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


предмета «Мир природы и человека» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.


3 класс





Учитель начальных классов

Чернышева Вера Сергеевна












2019/2020 уч. год



Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для 3 класса "Живой мир" Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.


Задачи курса « Мир природы и человека»:

уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

сформировать знания учащихся о природе своего края;

сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.


Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

  • практический метод (упражнения, практическая работа);

  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);

  • коллективный, индивидуальный;

  • творческий метод;

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

  • рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

  • наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

культуре других народов;

    1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

    2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    3. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

    4. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

    5. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

    6. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

    1. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    2. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

12.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе.

Минимальный уровень:

  • относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);

  • называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой

группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

  • знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость

его выполнения;

  • знать основные правила личной гигиены;

  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;


Достаточный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

  • относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

  • знать правила гигиены органов чувств;

  • проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;







Нормативная база

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

  • Основная образовательная программа начального общего образования;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017

  • Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019учебный год, принятый педагогическим советом.


Содержание курса

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:


Тема

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Осень.

Зима.

Весна.

Лето.

12

3

3

3

3

2

Неживая природа.

6

3

Живая природа.

Растения.

Животные.

Человек.

16

5

6

5


Всего

34





Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Учебно - методическое обеспечение. 1 . Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение", 2018 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.

4. Ноутбук. 5. Наглядное пособия.










Календарно-тематическое планирование «Мир природы и человека» 3 класс


Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

1

Сезонные изменения в природе


12





1

Осень. Растения осенью.


1

Называть признаки осени.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Наблюдения в природе.


2

Животные осенью.


1

Знать названия осенних месяцев.

ценностное отношение к природе;

Работа с учебником.


3

Занятия людей осенью.


1

Знать как следить за своим здоровьем; знать какую одежду выбирать осенью; знать, что "осень"- пора сбора и урожая.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам.


4

Зима. Растения зимой.


1

знать названия зимних месяцев, признаки зимы.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Работа с учебником.


5

Животные зимой.


1

Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;


составление предложений о опорным картинкам


6

Занятия людей зимой.


1

знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Работа с сюжетными картинками.


7

Весна. Растения весной.


1

Знать названия весенних месяцев.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

Самостоятельная работа

8

Животные весной.


1

знать названия диких животных

  • умение организовать своё рабочее место;

Работа с учебником.


9

Занятия людей весной.


1

знать какие работы проводятся в огороде весной.


Работа с раздаточным материалом


1

Лето. Растения летом.


1

Назвать признаки лета.

ценностное отношение к природе;

Работа в рабочих тетрадях.


2

Животные летом.


1

Знать названия летних месяцев.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Работа с раздаточным материалом


3

Занятия людей летом.


1

Знать какие работы проводятся летом в огороде.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с сюжетными картинками.

Зачет

2

Неживая природа


6





4

Солнце в разные времена года.


1

Знать различия солнца в разные времена года.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Беседа о солнце как планете солнечной системы


5

Восход и закат солнца.


1

Знать сторону восхода и заката солнца

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Наблюдение в природе.


6

Календарь.


1

Уметь пользоваться календарем.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни


Зачет

7

Воздух. Значение воздуха.


1

Знать значения воздуха для человека.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Составление рассказа о значении воздуха в жизни человека.


1

Термометр.

14.01.

1

Уметь пользоваться термометром.

ценностное отношение к природе;



2

Ветер. Направления ветра.

21.01.

1

Уметь определять направления ветра.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы


3

Живая природа







3

Растения. Сравнение растений. Части растений.

28.01.

1

Уметь сравнивать растения. Знать части растений.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

Самостоятельная работа

4

Растения сада.

04.02.

1

Знать названия растений сада.

умение обращаться за помощью, принимать помощь



5

Плоды и семена.

11.02.

1

Различать плоды и семена растений.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы


6

Грибы.

18.02.

1

Знать названия съедобных и несъедобных грибов.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

Зачет

7

Травы.

25.02.

1

Знать названия трав.




8

Животные. Дикие животные.

03.03.

1

Знать названия диких животных.




9

Домашние животные.

10.03.

1

Знать названия домашних животных.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

Самостоятельная работа

10

Птицы.

17.03.

1

Знать названия птиц.

  • умение организовать своё рабочее место;




1

Перелётные птицы.

14.04.

1

Знать названия перелетных птиц.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.


2

Зимующие птицы.

21.04.

1

Знать названия зимующих птиц.

ценностное отношение к природе;



3

Хищные птицы.

28.04.

1

Знать названия хищных птиц.

умение обращаться за помощью, принимать помощь



4

Певчие птицы.

05.05.

1

Знать названия певчих птиц.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы


5

Человек. Дыхание человека.

12.05.

1

Знать названия органов человека.

Называть части тела организма человека.


Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

Зачет

6

Профилактика простудных заболеваний.

19.05.

1

Знать причины простудных заболеваний.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;



7

Кровь. Сердце. Пульс.

26.05.

1

Называть расположение органов на теле человека.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы


8

Окружающая среда и здоровье человека.

02.06.

1


  • умение организовать своё рабочее место;


Работа с сюжетными картинками.


9

Питание человека.

09.06.

1

Знать полезные свойства продуктов