СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

       Адаптированная   рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2024-2025 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3.Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план АООП (вариант 1) на 2024-2025 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

   ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для 1 класса»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2024-2025 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3.Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план АООП (вариант 1) на 2024-2025 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».

Цель обучения – ознакомление обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с первоначальными представлениями о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи обучения:

  • ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях;

  • накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации;

  • первоначальное накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1классе определяет следующие задачи:

  • ознакомление с элементарными представлениями об окружающем мире;

  • ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи живой и неживой природы;

  • ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года;

  • понимание простейших взаимосвязей человека и природы;

- воспитание положительного отношения к окружающей действительности.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках

Место реализации адаптированной рабочей программы

по предмету «Мир природы и человека» в 1 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Планируемые результаты освоения рабочей программы

по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе

Личностные результаты:

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;

- проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным.

Уровни достижения предметных результатов

по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе

Минимальный уровень:

- иметь первоначальные представления об объектах изучения;

- узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях;

- относить изученные объекты к определенным группам;

- прививать первоначальные представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

- приобщать к кормлению зимующих птиц;

- знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость его выполнения;

- знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседнев ной жизни;

- освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации.

Достаточный уровень:

- иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;

- относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;

- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначе ние;

- знать основные правила гигиены органов чувств;

- иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного по- ведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.

Формирование базовых учебных действий.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

  • стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

  • работать с учебными принадлежностями(инструментами);

  • организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

  • оценивать действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • уметь читать;

  • наблюдать;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Система оценки достижения обучающимися

с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы

по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.

Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо».

Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

  • «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;

  • «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;

  • «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.

Содержание обучения

Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе предусматривает первоначальное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность наблюдать связь между природными явлениями и жизнью человека.

Повышение эффективности усвоения учебного содержания в 1 классе требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и не- живой природы.

Сознательному усвоению учебного материала способствует использование активных методов обучения – проблемных и частично-поисковых. Следует использовать различные игровые ситуации. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно, чтобы обучение носило практический характер.

Содержание разделов



Название раздела,темы

Количество

часов

1.

Неживая природа.

12

2.

Времена года. Осень.

6

3.

Живая природа. Растения.

12

4.

Времена года. Зима.

6

5.

Живая природа. Животные.

8

6.

Времена года. Весна.

6

7.

Живая природа. Человек.

11

8.

Времена года. Лето.

5

Итого:

66

Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата

по плану

Дата

по

факту

1.

Живая и неживая природа.



2.

Живая и неживая природа.



3.

Земля и Солнце.



4.

Смена времен года.



5

День и ночь.



6

Небо днем и ночью.



7

Сутки.



8

Сутки. Занятие людей в течение суток.



9

Сутки. Занятие людей в течение суток.



10

Значение Солнца в жизни человека.



11

Солнце и жизнь растений.



12

Времена года.



13

Осень. Признаки осени.



14

Осень. Признаки осени.



15

Осень. Признаки осени. Осенние месяцы.



16

Занятия и одежда людей осенью.



17

Осень Урожай



18

Осень. Грибы.



19

Растения. Части растений.



20

Растения. Строение и сходство растений.



21

Различия растений .. Разнообразие растений.



22

Семена растений.



23

Плоды. Овощи.



24

Плоды. Фрукты.



25

Ягоды.



26

Овощи, фрукты, ягоды.



27

Приспособление растений к сезонным изменениям.



28

Приспособление растений к разным условиям жизни.



29

Уход за растениями.



30

Растения (обобщающий урок).



31

Зима. Признаки зимы.



32

Признаки зимы. Зимние месяцы.



33

Зимующие птицы.



34

Животные зимой



35

Зимняя одежда и обувь. Занятия людей зимой.



36

Зимняя одежда и обувь. Занятия людей зимой.



37

Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые.



38

Сходство и различие животных.



39

Сходство и различие животных.



40

Детёныши живот ных.



41

Домашние животные.



42

Дикие животные.



43

Приспособление животных к смене времён года.



44

Животные (обобщающий урок).



45

Весна. Признаки весны



46

Признаки весны. Весенние месяцы.



47

Перелётные птицы.



48

Животные весной



49

Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной.



50

Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной.



51

Человек. Отличия по полу и возрасту.



52

Человек. Части тела.



53

Человек. Части тела.



54

Гигиенические навыки.



55

Лицо человека.



56

Глаза. Охрана зрения.



57

Уши. Орган слуха.



58

Нос. Орган дыхания.



59

Рот. Орган вкуса.



60

Кожа. Орган осязания.



61

Осанка. Скелет и мышцы человека.



62

Лето. Признаки лета.



63

Признаки лета. Летние месяцы



64

Животные и растения летом.



65

Летняя одежда и обувь. Занятия людей летом. Безопасные летние каникулы



66

Занятия людей летом. Безопасные летние каникулы.





Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.

Базовый учебник:

Мир природы и человека. 1 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. [Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова]. – М. : Просвещение, 2018.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).

В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 1 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Преимущества работы с интерактивной доской:

Усиливает подачу материала.

Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

 В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.

Литература для учителя:

  1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2021.

  2. Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2017.

  3. Петрова В.Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2011.

  4. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.

  5. Худенко Е.Д. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс/ Худенко Е.Д., Терехова И.А. –М.: АРКТИ.

  6. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 2007.

  7. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2022.

Интернет-ресурсы:

 

 

http://www.school.edu.ru


Российский общеобразовательный портал               

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee


Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru


Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.


Литература для учащихся:

  1. Мир природы и человека. 1 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. [Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова]. – М. : Просвещение, 2018.

  2. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).

  3. Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр.

http://zagadka-ru.blogspot.com Загадочный мир: коллекция загадок

Литература для родителей:

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.,2015.

Клепинина З.А. Я и мир вокруг. 1-й и 2-й класс. - М., Московские учебники, 2018.

Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2022.

С.И.Богатырева «Круглый год», изд. «Детская литература»,2015

Дж Силберг, П. Скиллер. Полное собрание стихотворений, песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей” – Перевод с анг. Т.И. Попова _ Мн.: ООО “Попурри”, 2015.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Составители Н.Б. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: “Академия развития, 2017.

 






Поурочное планирование по предмету «Мир природы и человека»



Тема предмета

Кол. час


Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Неживая природа - 12 часов

1

Живая и неживая природа.

1

Просмотр краткого видеосюжета о планете Земля. Рассматривание рисунка в учебнике. Узнавание объектов живой и неживой природы. Нахождение и показ объектов живой и неживой природы на картинке.

Просматривают видеосюжет о планете Земля. Рассматривают объекты живой и неживой природы на иллюстрациях, фотографиях. Находят объекты живой и неживой природы на картинке. Отвечают на вопросы.

Просматривают видеосюжет и отвечают на вопросы о взаимосвязях между изученными объектами живой и неживой природы, их месте в окружающем мире. Находят и показывают изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде в естественных условиях.

2

Живая и неживая природа.

1

3

Земля и Солнце.

1

Просмотр краткого видеосюжета о планете Земля, Солнце и Луне. Рассматривание рисунка. Нахождение и показ на картинке Земли, Солнца, Луны. Зарисовка объектов природы: Солнца. Луны. Отгадывание загадок о Земле и Солнце.

Рассматривают рисунки. Находят изученные объекты и неживой природы (Земля и Солнце) на иллюстрациях, фотографиях. Срисовывают Солнце и Луну. Отвечают на вопросы.

Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы о взаимосвязях между изученными объектами неживой природы, их месте в окружающем мире (Солнце, Земля). Находят и указывают на изученные объекты неживой природы в натуральном виде в естественных условиях (видео Солнца и Земли). Зарисовывают Солнце и Луну. Отгадывают загадки о Земле и Солнце.

4

Смена времен года.

1

Просмотр презентации. Ответы на вопросы учителя. Рассматривание картинок: зима – солнце светит, мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Составление рассказа по рисунку, нахождение не соответствия. Отгадывание загадок про времена года

Просматривают презентацию о смене времен года. Рассматривают картинки. Отвечают на вопросы. Составляют краткий рассказ по рисунку. Отгадывают загадки с опорой на картинки.

Просматривают презентацию. Отвечают на вопросы о взаимосвязях между движением. Солнца и сменой времен года. Составляют рассказ по рисунку. Находят несоответствия. Отгадывают загадки.

5

День и ночь.

1

Просмотр видеосюжета о смене дня и ночи. Рассматривание картинки. Ответы на вопросы по картинке. Составление рассказа о деятельности человека днём и ночью. Выбор по картинке предметов.

Просматривают видеосюжет о смене дня и ночи на иллюстрациях, фотографиях. Рассматривают картинки. Отвечают на вопросы. Составляют краткий рассказ о деятельности человека днем и ночью по картинке с помощью учителя.

Просматривают видеосюжет. Отвечают на вопросы о взаимосвязи дня и ночи.

Составляют рассказ о деятельности человека днем и ночью. Выбирают предметы по картинке.

6

Небо днем и ночью.

1

7

Сутки.

1

Просмотр краткого видеосюжета о сутках. Рассматривание схемы. Рассматривание рисунка, нахождение ошибок. Прослушивание стихотворения. Ответы на вопросы.

Просматривают краткий видеосюжет о сутках. Рассматривают рисунок.

Прослушивают стихотворение. Отвечают на вопросы

Просматривают краткий видеосюжет о сутках. Отвечают на вопросы о взаимосвязи смены времени суток и положением Солнца. Рассматривают схемы, находят ошибки. Прослушивают стихотворение.

8

Сутки.

Занятие людей в течение суток.

1

Рассматривание схемы. Ознакомление с информацией о занятиях людей в течение суток. Различение частей суток: утро, день, вечер, ночь. Составление короткого рассказа о деятельности в различное время суток. Составление расписания уроков по рисунку. Изображение рисунка урока.

Рассматривают схему. Прослушивают информацию о занятиях людей в течение суток. Различают части суток по фотографиям и иллюстрациям. Изображают рисунок. Отвечают на вопросы.

Рассматривают схему. Прослушивают информацию о взаимосвязи занятий людей и времени суток. Различают части суток в естественных условиях. Составляют короткий рассказ. Составляют расписание уроков по рисунку.

9

Сутки.

Занятие людей в течение суток.

1

10

Значение Солнца в жизни человека.

1

Просмотр видеосюжета о значении Солнца в жизни человека.

Рассматривание картинки. Отгадывание загадок. Разучивание игры «Горелки». Составление рассказа о влиянии Солнца на жизнь людей.

Просматривают видеосюжет о значении Солнца в жизни человека. Рассматривают картинки о влиянии Солнца на жизнь людей. Разучивают игру и играют в нее. Отгадывают загадки с опорой на картинки. Составляют краткий рассказ.

Просматривают видеосюжет. Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни человека. Рассматривают картинки.

Отгадывают загадки. Разучивают игру и играют в нее. Составляют рассказ.

11

Солнце и жизнь растений.

1

Прослушивание текста о влиянии Солнца на развитие растений. Рассматривание рисунков. Составление краткого рассказа по рисункам.

Прослушивают текст о значении Солнца в жизни растений. Рассматривают иллюстрации, фотографии. Составляют краткий рассказ по рисунку.

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни растений. Рассматривают рисунки. Составляют краткий рассказ по се рии рисунков.

12

Времена года.

1

Знакомство с временами года и их названиями. Определение времен года по изображению. Составление рассказа по картинке, наблюдение взаимосвязи изменений в неживой и живой природе по временам года.

Знакомятся с первоначальными представлениями о временах года и их названиями по иллюстрациям, фотографиям. Соотносят рисунки с определенными временами года.

Знакомятся с первоначальными представлениями о взаимосвязи времен года. Знакомятся с временами года и их названиями в естественных условиях. Определяют время года по изображению. Составляют рассказ по картинке.

Времена года. Осень 6часов

13

Осень. Признаки осени.

1

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем с помощью учителя. Составление рассказа с опорой на иллюстрации. Прослушивание стихотворения.

Наблюдают изменения в природе осенью по иллюстрациям. Находят рисунки признаков осени на иллюстрациях, фотографиях. Работают с календарем с помощью учителя. Составляют краткий рассказ с опорой на иллюстрации. Прослушивают стихотворение. Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы о взаимосвязи солнца и осенних изменениях в природе. Наблюдают и называют признаки осени в естественных условиях. Работают с календарем частично самостоятельно. Составляют рассказ по иллюстрациям.

14

Осень. Признаки осени.

1

15

Осень. Признаки осени.

Осенние месяцы.

1

Просмотр видеосюжета о признаках осени. Нахождение рисунка в соответствии с темой. Работа с календарем. Составление рассказа с опорой на схему о перелете птиц. Прослушивание стихотворения. Срисовывание осенних листьев из учебника в тетрадь.

Просматривают видеосюжет о признаках осени. Рассматривают иллюстрации, фотографии. Работают с календарем с помощью учителя. Прослушивают стихотворение. Раскрашивают изображения осенних листьев. Отвечают на вопросы.

Просматривают видеосюжет о признаках осени. Отвечают на вопросы о взаимосвязи признаков осени и осенних месяцев. Находят и называют осенние месяцы в натуральном виде в естественных условиях. Составляют рассказ о перелетных птицах. Срисовывают осенние листья.

16

Занятия и одежда людей осенью.

1

Рассматривание рисунка. Составление рассказа по рисунку. Выбор по рисунку одежды для осенней прогулки людей.

Рассматривают занятия людей осенью на иллюстрациях, фотографиях. Составляют краткий рассказ по рисунку с помощью учителя. Выбирают по рисунку сезонную одежду для осени. Отвечают на вопросы.

Рассматривают занятия людей осенью в естественных условиях. Составляют рассказ по рисунку, с частичной помощью учителя. Выбирают сезонную одежду для осени. Отвечают на вопросы.

17

Осень. Урожай

1

Выбор по рисунку инструментов для уборки сада. Работа с опорными словами (урожай, грибы).

Перечисление осенних месяцев. Название предметов урожая.

Выбирают по рисунку инструменты для уборки сада. Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетания. Перечисляют осенние месяцы с помощью учителя. Показывают предметы урожая. Отвечают на вопросы.

Выбирают инструменты для уборки сада в натуральном виде в естественных условиях. Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют предложение. Перечисляют осенние месяцы с частичной помощью учителя. Называют и показывают предметы урожая. Отвечают на вопросы.

18

Осень. Грибы.

1

Рассматривание рисунков. Называние нескольких грибов. Работа с опорными словами (урожай, грибы). Прослушивание стихотворения. Перечисление осенних месяцев по схемам.

Рассматривают рисунки. Называют 1-2 гриба. Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетание. Прослушивают стихотворение. Перечисляют осенние месяцы по рисункам. Отвечают на вопросы

Рассматривают рисунки. Называют 2-3 гриба. Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют предложение. Прослушивают стихотворение и повторяют 2-3 строки. Перечисляют осенние месяцы по схемам. Отвечают на вопросы.

Живая природа. Растения– 12часов

19

Растения.

Части растений.

1

Просмотр краткого видеосюжета о растениях леса. Рассматривание рисунка. Нахождение на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, трава, кустарник). Работа со словарем (лес, дерево, трава). Рассматривание схемы строения растений. Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень).

Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса. Рассматривают рисунок. Находят на иллюстрациях объекты природы (дерево, цветок, трава,кустарник). Работают со словарем (лес, дерево, трава), составляют словосочетание. Рассматривают схемы строения растений. Работают со словарем (цветок, стебель, лист, корень), составляют словосочетание. Отвечают на вопросы.

Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса. Рассматривают рисунок. Находят объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник) в натуральном виде в естественных условиях. Работают со словарем (лес, дерево, трава), составляют предложение. Рассматривают схемы строения растений. Показывают части растений. Работают со словарем (цветок, стебель, лист, корень), составляют предложение. Отвечают на вопросы.

20

Растения. Строение и сходство растений.

1

Рассматривание схемы. Нахождение части растений по рисунку. Ответы на вопросы по различию растений.

Сравнение частей растений и нахождение сходства (лист, стебель, корень).

Рассматривают схемы. Находят части растений по рисунку. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Сравнивают части растений (лист, стебель, корень) по иллюстрациям.

Рассматривают схемы. Находят части растений в натуральном виде в естественных условиях. Отвечают на вопросы. Сравнивают части растений (лист, стебель, корень) и находят сходство.

21

Различия растений. .Разнообразие растений.

1

Рассматривание иллюстрации. Нахождение объектов природы на рисунке (цветы). Нахождение сходства и различия объектов природы (цветы) по рисунку. Зарисовка листьев разных растений. Прослушивание стихотворения. Составление рассказа об уходе за растениями.

Рассматривают иллюстрации Находят объекты природы на рисунке (цветы). Находят сходства объектов природы (цветы) по рисунку. Раскрашивают листья разных растений. Прослушивают стихотворение. Составляют краткий рассказ об уходе за растениями с помощью учителя. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Рассматривают иллюстрации. Находят объекты природы в натуральном виде в естественных условиях (цветы). Находят сходства и различия объектов природы (цветы). Рисуют листья разных растений по образцу. Прослушивают стихотворение. Составляют рассказ об уходе за растениями. Отвечают на вопросы.

22

Семена растений.

1

Рассматривание изображения растений и семян. Составление рассказа об использовании семян (в приготовлении пищи). Составление рассказа по картинке (выращивание растения из семян). Практическая работа по посадке растения (семени). Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода).

Рассматривают изображения растений и семян. Составляют краткий рассказа об использовании семян (в приготовлении пищи) по картинке с помощью учителя. Сажают семена растения (практическая работа). Работают с опорными словами (семена, свет, тепло, вода), составляют словосочетание. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Рассматривают растения и семена в натуральном виде. Составляют рассказ по картинке (выращивание растения из семян). Сажают семена растения (практическая работа). Работают с опорными словами (семена, свет, тепло, вода), составляют предложения. Отвечают на вопросы.

23

Плоды. Овощи.

1

Рассматривание сюжетных рисунков. Прослушивание учебного текста. Рассматривание иллюстрации (овощи). Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи).

Рассматривают рисунки. Прослушивают учебный текст. Рассматривают иллюстрации (овощи). Отвечают на вопросы с помощью учителя. Находят и указывают знакомые объекты на картинке (овощи).

Рассматривают рисунки. Прослушивают учебный текст. Рассматривают овощи в натуральном виде. Отвечают на вопросы. Находят и называют знакомые объекты на картинке (овощи).

24

Плоды. Фрукты.

1

Рассматривание иллюстрации (фрукты). Ответы на вопросы учителя Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты). Составление рассказа о пользе фруктов с помощью учителя.

Рассматривают иллюстрации (фрукты). Отвечают на вопросы с помощью учителя. Находят и указывают знакомые объекты на картинке (фрукты).

Составляют рассказ о пользе фруктов с помощью учителя.

Рассматривают фрукты в натуральном виде. Отвечают на вопросы. Находят и называют знакомые объекты на картинке (фрукты). Составляют рассказ о пользе фруктов.

25

Ягоды.

1

Прослушивание учебного текста. Рассматривание иллюстрации (ягоды). Называние ягод. Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (ягоды).

Прослушивают учебный текст. Рассматривают иллюстрации (ягоды). Находят и называют (указывают по слову) некоторые знакомые ягоды на картинке. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Прослушивают учебный текст. Рассматривают ягоды в натуральном виде. Находят и называют знакомые ягоды на картинке. Отвечают на вопросы.

26

Овощи, фрукты, ягоды.

1

Называние нескольких овощей, фруктов, ягод. Обобщение представлений о плодах. Различение понятий: овощи, фрукты, ягоды. Составление рассказа о пользе овощей, фруктов и ягод с помощью учителя. Прослушивание стихотворения о витаминах.

Называют овощи, фрукты, ягоды (по 1-2). Различают овощи, фрукты, ягоды в натуральном виде. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Составляют рассказ о пользе овощей, фруктов и ягод с помощью учителя. Прослушивают стихотворение о витаминах.

Называют овощи, фрукты, ягоды (по 2-3).

Различают овощи, фрукты, ягоды на картинке. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ о пользе овощей, фруктов и ягод. Прослушивают стихотворение о витаминах и повторяют 1-2 строки.

27

Приспособление растений к сезон ным изменениям

1

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года. Рассматривание иллюстрации, определение времени года.

Наблюдают за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Рассматривают иллюстрации. Определяют времена года по состоянию растений на картинке с помощью учителя.

Наблюдают за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях. Отвечают на вопросы. Рассматривают иллюстрации. Определяют времена года по состоянию растений на картинке.

28

Приспособление растений к разным условиям жизни.

1

Прослушивание вводного слова учителя. Просмотр краткого видео о жизни растений в разных условиях.

Рассматривание иллюстрации, определение условий жизни растения.

Прослушивают вводное слово учителя. Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях. Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Прослушивают вводное слово учителя.

Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях. Рассматривают иллюстрации. Показывают на картинке разные условия жизни растений. Отвечают на вопросы.

29

Уход за растениями.

1

Рассматривание иллюстраций об основных приемах ухода за растениями. Практические действия: протирать листья, поливать растения, рыхлить почву. Инвентарь для ухода за растениями, называние предметов. Названия растений и инвентаря.

Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями. Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву с помощью учителя. Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы с помощью учителя. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями. Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву. Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы. Отвечают на вопросы.

30

Растения (обобщающий урок).

1

Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Рассматривание рисунков. Определение и называние знакомых объектов природы (деревья, кустарники). Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник).

Показывают объекты природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Рассматривают рисунки. Показывают знакомые объекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Работают с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) с помощью учителя.

Показывают и называют объекты природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия). Рассматривают рисунки.

Показывают и называют знакомые объекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях. Отвечают на вопросы. Работают с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник), составляют предложения.

Времена года. Зима – 6 часов

31

Зима.

Признаки зимы.

1

Рассматривание сюжетного рисунка.

Работа по схемам. Проведение опыта совместно с учителем. Работа с опорными словами (зима, снегопад).

Вырезание снежинки.

Рассматривают сюжетный рисунок.

Работают по схемам. Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега в помещении). Отвечают на вопросы с помощью учителя. Работают с опорными словами (зима, снегопад), составляют словосочетания. Раскрашивают снежинку.

Рассматривают рисунок. .Работают по схемам.

Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега в помещении). Отвечают на вопросы. Работают с опорными словами (зима, снегопад), составляют предложение. Вырезают снежинку.

32

Признаки зимы. Зимние месяцы.

1

Просмотр краткого видео о признаках зимы. Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях. Работа с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона).

Составление рассказа о зиме по опорным знакам (схемам).

Просматривание краткого видео о признаках зимы. Показывают признаки сезона в естественных условиях. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Работают с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона), составляют словосочетание. Составляют рассказ о зиме по картинкам.

Просматривание краткого видео о признаках зимы. Называют признаки зимы в естественных условиях. Называют зимние месяцы .Отвечают на вопросы. Работают с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона), составляют предложения. Составляют рассказ о зиме по опорной схеме.

33

Зимующие птицы

1

Наблюдения за зимующими птицами и их описание: ворона, воробей.

Рассматривание рисунка.

Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей. Рассматривают рисунок.

Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей. Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы.

34

Животные зимой

1

Рассматривание рисунков. Сравнение внешнего вида животных в различное время года. Нахождение несоответствия в изображении, тексте.

Рассматривают рисунок. Наблюдают за животными в различное время года на картинках. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Находят несоответствия в изображении, тексте с помощью учителя.

Рассматривают рисунок. Наблюдают за животными и сравнивают их внешний вид в различное время года на картинках. Отвечают на вопросы. Находят несоответствия в изображении, тексте.

35

Зимняя одежда и обувь. Занятия людей зимой.

1

Рассматривание рисунка. Выбор нужных предметов одежды для зимней прогулки. Разучивание текста и правил

подвижной игры «Мороз Красный Нос»

Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Выбирают нужные предметы одежды для зимней прогулки. Разучивают правила подвижной игры «Мороз Красный Нос»

Прослушивают стихотворный текст.

Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы.

Выбирают нужные предметы одежды для зимней прогулки. Разучивают правила подвижной игры «Мороз Красный Нос». Прослушивают стихотворный текст и запоминают 2-3 строки.

36

Зимняя одежда и обувь. Занятия людей зимой.

1

Живая природа. Животные – 8 часов

37

Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые.

1

Рассматривание рисунков с изображением животных. Показ и называние знакомых животных.

Просмотр видео о разнообразии животного мира. Ответы на вопросы по теме урока.

Рассматривают рисунки с изображением животных. Показывают знакомых животных. Просматривают видео о разнообразии животного мира. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Рассматривают рисунки с изображением животных. Показывают и называют знакомых животных. Просматривают видео о разнообразии животного мира. Отвечают на вопросы.

38

Сходство и различие животных.

1

Прослушивание вводных слов учителя. Рассматривание рисунков с изображением животных. Называние и показ знакомых животных. Нахождение и называние различия животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания). Сравнение животных по внешнему виду, окраске.

Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя). Составление рассказа по опорным вопросам.

Прослушивают вводное слово учителя. Рассматривают рисунки с изображением животных. Показывают знакомых животных по слову учителя. Находят и называют различия животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания).

Составляют словосочетания по опорным словам (шерсть, перья, чешуя). Составляют рассказ по опорным вопросам с помощью учителя.

Прослушивают вводное слово учителя.

Рассматривают рисунки с изображением животных. Показывают и называют знакомых животных. Сравнивают животных по отличительным признакам (форма тела, окраска, повадки, место обитания) с опорой на картинку.

Составляют рассказ-описание по опорным словам (шерсть, перья, чешуя).

39

Сходство и различие животных.

1

40

Детёныши животных.

1

Просмотр краткой презентации и прослушивание комментариев учителя. Рассматривание рисунков. Называние детенышей зверей, птиц, рыб. Составление рассказа по картинке. Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных).

Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя. Рассматривают рисунки. Показывают детенышей зверей, птиц, рыб. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Составляют рассказ по картинке с помощью учителя. Разучивают игру «Один – много» (детеныши животных).

Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя.

Рассматривают рисунки. Показывают и называют детенышей зверей, птиц, рыб. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ по картинке. Разучивают игру «Один – много» (детеныши животных).

41

Домашние животные.

1

Прослушивание текста «Домашние животные». Определение и называние животных по рисунку. Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти). Составление описательного рассказа о домашнем животном. Рисование (аппликация) «Мое домашнее животное».

Прослушивают текст «Домашние животные». Показывают изображения животных на картинке. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Составляют рассказ по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти) с по мощью учителя. Рисуют «Мое домашнее животное».

Прослушивают текст «Домашние животные».

Показывают и называют изображения животных на картинке. Отвечают на вопросы.

Составляют описательный рассказ о домашнем животном. Выполняют аппликацию «Мое домашнее животное».

42

Дикие животные.

1

Просмотр краткого видео о диких животных. Рассматривание рисунка и называние изображенных животных.

Рассматривание рисунков и нахождение соответствия. Название сказок про диких животных. Сочинение сказки по рисунку.

Просматривают краткое видео о диких животных. Рассматривают рисунок и показывают изображенных животных.

Называют сказки про диких животных по картинкам. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Просматривают краткое видео о диких животных. Рассматривают рисунок и называют изображенных животных. Называют сказки про диких животных. Отвечают на вопросы. Сочиняют сказку по рисунку.

43

Приспособление животных к смене времён года.

1

Просмотр краткого видео. Рассматривание рисунка. Работа с опорными словами. Составление рассказов с опорой на картинку.

Просмотр видео и ответы на вопросы о кормлении птиц зимой.

Просматривают краткое видео.

Рассматривают рисунок. Составляют словосочетания с опорными словами. Составляют краткий рассказ с опорой на картинку. Просматривают видео и отвечают на вопросы о кормлении птиц зимой с помощью учителя.

Просматривают краткое видео. Рассматривают рисунок. Составляют предложения с опорными словами. Составляют рассказ с опорой на картинку. Просматривают видео и отвечают на вопросы о кормлении птиц зимой.

44

Животные (обобщающий урок).

1

Рассматривание картинок с изображением животных. Называние диких и домашних животных. Обобщение понятий по характерным признакам (дикие, домашние животные). Сравнение животных по внешнему виду, окраске. Составление рассказа о животном.

Рассматривают картинки с изображением животных. Показывают и дифференцируют диких и домашних животных. Сравнивают животных по отличительным признакам с помощью учителя. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Составляют краткий рассказ о животном с помощью учителя.

Рассматривают сюжетные картины.

Показывают и называют диких и домашних животных. Сравнивают животных по отличительным и сходным признакам, обобщают в слове (дикие, домашние). Отвечают на вопросы. Составляют рассказ о животном по картинке.

Времена года. Весна 6 часов

45

Весна

Признаки весны

1

Рассматривание рисунков. Нахождение отличий. Определение с помощью учителя по схемам причин сезонных изменений. Прослушивание стихотворения Работа с опорными словами (весна, ручьи, почки).

Рассматривают рисунки с изображением 2 времен года. Находят 1-2 отличия.

Показывают с помощью учителя по схемам причины сезонных изменений.

Отвечают на вопросы с помощью учителя. Прослушивают стихотворение.

Составляют словосочетания с опорными словами (весна, ручьи, почки).

Рассматривают рисунки с изображением 2 времен года. Находят 2-3 отличия.

Показывают и называют по схемам причины сезонных изменений. Отвечают на вопросы. Прослушивают стихотворения. Составляют предложения с опорными словами (весна, ручьи, почки).

46

Признаки весны. Весенние месяцы.

1

Прослушивание текста. Нахождение признаков весны по иллюстрациям.

Ответы на вопросы по тексту учебника. Рисование объектов природы (подснежника) по образцу. Разучивание стихотворения. Работа с опорными словами (сосульки,

жук, бабочка, грач, скворец).

Прослушивают текст. Показывают признаки весны в естественных условиях и по иллюстрациям. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Раскрашивают объекты природы (подснежники). Прослушивают стихотворение. Составляют словосочетания с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец).

Прослушивают текст. Показывают и называют признаки весны в естественных условиях и по иллюстрациям. Отвечают на вопросы. Рисуют объекты природы (подснежники) по образцу. Прослушивают стихотворение и запоминают 2-3 строки Составляют предложения с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец).

47

Перелётные птицы.

1

Просмотр видео о перелетных птицах.

Рассматривание рисунка. Называние перелетных птиц. Составление рассказа по рисунку и опорным словам.

Просматривают видео о перелетных птицах. Рассматривают рисунки с изображением птиц. Показывают 1-2 перелетные птицы. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Составляют рассказ по рисунку и опорным словам с помощью учителя.

Просматривают видео о перелетных птицах.

Рассматривают сюжетный рисунок. Показывают и называют 2-3 перелетные птицы. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ по рисунку.

48

Животные весной

1

Рассматривание и называние изображенных объектов природы (животные весной). Составление рассказа по рисунку и опорным словам. Называние детенышей животных. Просмотр видео о жизни животных весной

Рассматривают и показывают животных весной на картине. Составляют рассказ по рисунку и опорным словам. Показывают детенышей животных. Просматривают видео о жизни животных весной. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Рассматривают и называют животных весной на картине. Составляют рассказ по рисунку. Показывают и называют детенышей животных.

Просматривают видео о жизни животных весной. Отвечают на вопросы.

49

50

Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной.


2

1

Рассматривание рисунка. Выполнение задания по рисунку. Прослушивание стихотворения. Рассматривание рисунка. Ответы на вопросы с опорой на картинку.

Рассматривают рисунок. Выполняют задания по рисунку с помощью учителя. Прослушивают стихотворение. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Рассматривают рисунок. Выполняют задания по рисунку. Прослушивают стихотворение и повторяют 1-2 строки. Отвечают на вопросы.

Живая природа. Человек – 11 часов

51

Человек.

Отличия по полу и возрасту.

1

Прослушивание вводных слов учителя. Нахождение сходства и различия людей по картинке (внешний вид, пол, возраст). Называние изображенных людей. Рассказ о себе по плану. Прослушивание стихотворения. Работа с опорными словами.

Прослушивают вводные слова учителя. Находят сходство людей по картинке в естественных условиях (внешний вид, пол, возраст) с помощью учителя. Называют изображенных людей.

Рассказывают о себе по краткому плану.

Прослушивают стихотворение.

Составляют словосочетания с опорными словами. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Прослушивают вводные слова учителя. Находят сходство и различия людей в естественных условиях и по картинке (внешний вид, пол, возраст). Называют и показывают изображенных людей. Рассказывают о себе по плану. Прослушивают стихотворение, повторяют 3-4 строки. Составляют предложения с опорными словами. Отвечают на вопросы.

52

Человек. Части тела.

1

Прослушивание вводных слов учителя.

Прослушивание (чтение) стихотворения, работа с текстом. Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела. Игра в дидактическую игру «Части тела». Игра «Театр теней». Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги).

Составление рассказа о себе по опорным вопросам.

Прослушивают вводные слова учителя. Прослушивают стихотворение. Находят и показывают части тела на себе. Называют части тела на картинке. Играют в дидактическую игру «Части тела». Составляют словосочетания с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги). Составляют рассказ о себе с помощью учителя.

Прослушивают вводные слова учителя.

Прослушивают стихотворение, работают с текстом. Находят и называют частей тела на себе. Играют в дидактическую игру

«Части тела». Составляют предложение с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги). Составляют рассказ о себе по опорным вопросам.

53

Человек. Части тела.

1

54

Гигиеничесие навыки.

1

Просмотр краткого видео. Разучивание правил гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом.

Выполнение заданий на дифференциацию предметов по назначению. Разучивание стихотворения.

Просматривают краткое видео. Разучивают правила гигиены по картинкам. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Выполняют упрощенные задания на дифференциацию предметов по назначению. Прослушивают стихотворение.

Просматривают краткое видео. Разучивают правила гигиены в натуральном виде в естественных условиях. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. Выполняют задания на дифференциацию предметов по назначению. Прослушивают и заучивают 2-3 строки стихотворения.

55

Лицо человека.

1

Рассматривание рисунка. Выполнение задания по рисунку. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи». Нахождение сходства и различия лиц по рисунку.

Называние частей лица чело века.

Рисование своего портрета.

Рассматривают рисунок. Выполняют задания по рисунку. Играют в игру «Свет мой, зеркальце, скажи». Находят сходство лиц одноклассников. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Показывают части лица человека на рисунке. Раскрашивают портрет.

Рассматривают рисунок. Выполняют задания по рисунку. Играют в игру «Свет мой, зеркальце, скажи». Находят сходство и различия лиц одноклассников и на картинках. Отвечают на вопросы. Показывают части лица человека на рисунке. Рисуют свой портрет.

56

Глаза.

Охрана зрения.

1

Определение функции глаз по рисункам. Рисование предмета. Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) у себя и на картинке. Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы).

Разучивание правил гигиены глаз. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза» .Разучивание гимнастики для глаз «Автобус».

Рассматривают рисунок, определяют функции глаз с помощью учителя. Рисуют глаз по образцу. Находят и показывают части объекта (брови, веки, ресницы) у себя и на картинке. Составляют словосочетания с опорными словами (брови, веки, ресницы). Разучивают правил гигиены глаз. Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза». Разучивают гимнастику для глаз «Автобус».

Рассматривают рисунок, определяют функции глаз. Рисуют глаз по образцу. Находят и называют части объекта (брови, веки, ресницы) у себя и на картинке. Составляют предложения с опорными словами (брови, веки, ресницы). Разучивают

правил гигиены глаз. Играют по иллюстрациям

«Назови, кому принадлежат глаза» .Разучивают гимнастику для глаз

«Автобус».

57

Уши. Орган слуха.

1

Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы. Определение функции уха. Отгадывание загадок. Нахождение и называние объекта у себя и на картинке. Работа с опорными словами (уши, слух). Разучивание правил гигиены ушей. Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос». Объяснение смысла выражения «Ушки на «макушке».

Прослушивают текст (строение уха).

Определяют функции ушей с помощью учителя. Находят и показывают парный объект у себя и на картинке. Составляют словосочетания с опорными словами (уши, слух). Разучивают правила гигиены ушей по картинкам. Играют по иллюстрациям

«Назови, кому принадлежит голос». Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Прослушивают текст (строение уха). Определяют функции ушей. Находят, показывают и называют парный объект у себя и на картинке. Составляют предложения с опорными словами (уши, слух). Разучивают правила гигиены ушей. Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос». Объясняют смысл выражения «Ушки на макушке». Отвечают на вопросы.

58

Нос. Орган дыхания.

1

Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы. Определение функции носа у себя. Практическая работа «Узнай по запаху». Нахождение и называние объекта у себя и на картинке. Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание). Разучивание правил гигиены носа.

Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос». Составление рассказа (обоняние собаки). Объяснение смысла выражения «Держать нос по ветру»

Прослушивают текст (строение носа).

Определяют функцию носа у себя (по своим ощущениям). Играют в игру «Узнай по за- паху» (практическая работа). Находят и показывают нос у себя и у одноклассников. Составляют словосочетания с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание). Разучивают1-2 правила гигиены носа с опорой на картинки. Играют по иллюстрациям

«Назови, кому принадлежит нос» Отвечают на вопросы с помощью учителя

Прослушивают текст (строение носа).

Определяют функцию носа у себя (по своим ощущениям). Играют в игру «Узнай по запаху» (практическая работа). Находят и показывают нос у себя и у одноклассников, сравнивают. Составляют предложения с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание). Разучивают 2-3 правила гигиены носа. Играют по иллюстрациям

«Назови, кому принадлежит нос». Составляют рассказ об обонянии собаки. Объясняют смысл выражения «Держать нос по ветру» Отвечают на вопросы.

59

Рот. Орган вкуса.

1

Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы. Дифференциация предметов по функциональному назначению. Практические работы «Найди предметы для чистки зубов», «Определи вкус продукта». Нахождение и называние объ екта (рот, губы, зубы, язык) у себя и на картинке.

Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый). Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды.

Отгадывание загадок Объяснение выражения «Держать язык за зубами».

Прослушивают текст (строение рта).

Играют в игры «Найди предметы для чистки зубов», «Определи вкус продукта» (практическая работа). Находят и показывают объект (рот, губы, зубы, язык) у себя и на картинке. Составляют словосочетания с опорными словами (рот,

язык, сладкий, кислый, горький, соленый).

Разучивают правила гигиены полости рта, поведения во время еды по картинке. Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Прослушивают текст (строение рта).

Играют в игры «Найди предметы для чистки зубов», «Определи вкус продукта» (практическая работа). Находят и показывают, называют объект (рот, губы, зубы, язык) у себя и на картинке.

Составляют предложения опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый). Разучивают правила гигиены полости рта, поведения во время еды. Отгадывают загадки.

Объясняют смысл выражения

«Держать язык за зубами».

60

Кожа. Орган осязания.

1

Прослушивание текста. Рассматривание рисунка и определение свойств предмета. Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек»). Работа с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Рассматривание рисунка. Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах ожогах. Ди дактическая игра «Чем покрыто тело животного».

Прослушивают текст. Рассматривают рисунок. Называют предмет по ощущениям (Игра «волшебный мешочек»).

Составляют словосочетания с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Изучают правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, правила поведения при порезах ожогах по картинкам. Играют в игру «Чем покрыто тело животного». Отвечают на вопросы с помощью учителя.

Прослушивают текст. Рассматривают рисунок.

Называют и описывают свойства предметов по ощущениям (Игра «волшебный мешочек»). Составляют предложения с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий). Изучают правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, правила поведения при порезах ожогах. Играют в игру «Чем покрыто тело животного». Отвечают на вопросы.

61

Осанка. Скелет и мышцы человека.

1

Рассматривание рисунка и нахождение картинки на правильную осанку.

Разучивание стихотворения для физкультминутки. Изучение правил посадки за партой, ношения груза, правильной осанки. Разучивание упражнений утренней гимнастики на разные виды мышц.

Рассматривают рисунок. Прослушивают стихотворение для физкультминутки. Изучают правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки на собственном примере. Разучивают и выполняют упражнения утренней гимнастики на разные виды мышц по показу учителя.

Рассматривают рисунок. Разучивают стихотворение для физкультминутки. Изучают правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки на собственном примере и примере одноклассников. Разучивают и выполняют упражнения утренней гимнастики на разные виды мышц в классе.

Времена года. Лето - 5 часов

62

Лето. Признаки лета.

1

Рассматривание рисунков. Нахождение и называние признаков лета в естественных условиях и на рисунке. Ответы на вопросы по рисункам (признаки лета). Определение по схемам сезонных изменений летом.

Рассматривают рисунки. Находят и показывают признаки лета в естественных условиях и на рисунке. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Рассматривают и показывают по схемам сезонные изменения летом.

Рассматривают рисунки. Находят и показывают, называют признаки лета в естественных условиях и на рисунке. Отвечают на вопросы. Рассматривают и показывают, называют по схемам сезонные изменения летом.

63

Признаки лета. Летние месяцы

1

Перечисление летних месяцев. Нахождение различий на рисунках.

Нахождение признаков лета по опорным схемам. Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Работа с опорными словами (лето, цветы). Составление рассказа по рисунку.

Перечисляют летние месяцы с помощью учителя по картинкам. Находят различия на рисунках. Находят признаки лета по опорным схемам. Раскрашивают картину по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Составляют словосочетания с опорными словами (лето, цветы). Составляют рассказ по рисунку помощью учителя. Отвечают на вопросы с по мощью учителя.

Перечисляют летние месяцы. Находят различия на рисунках. Находят признаки лета на сюжет ной картине. Рисуют по теме «Лето» после прослушивания стихотворения. Составляют предложения с опорными словами (лето, цветы) . Составляют рассказ по рисунку. Отвечают на вопросы.

64

Животные и растения летом.

1

Рассматривание и называние животных и растений по рисунку. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. Называние детенышей животных.

Рассматривают и показывают животных и растений по рисунку. Составляют рассказ по рисунку и опорным словам Отвечают на вопросы с помощью учителя. Показывают 1-2 детенышей животных.

Рассматривают и показывают, называют животных и растений на рисунках. Составляют рассказ по опорным словам. Отвечают на вопросы

Показывают и называют 3-4 детеныша животных

65

Летняя одежда и обувь. Занятия людей летом.

Безопасные летние каникулы

1

Определение на календаре периода летних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней.

Показывают на календаре период летних каникул, времени занятий. Показывают и выбирают нужные предметы одежды.

Показывают на календаре период летних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней. Показывают и называют нужные предметы одежды после прослушивания стихотворения.

66

Занятия людей летом. Безопасные летние каникулы.

1

Выделение нужных предметов одежды после прослушивания стихотворения.

Ответы на вопросы по рисункам (занятия людей летом). Проговаривание правил поведения на водоемах летом.

Отвечают на вопросы по рисункам (занятия людей летом). Проговаривают правила поведения на водоемах летом по картинкам.

Отвечают на вопросы по рисункам (занятия людей летом). Проговаривают правила поведения на водоемах летом.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!