СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

     Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

    ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для 4 класса»



Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».

Цель обучения - формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи обучения:

- первоначальное формирование естественнонаучных знаний;

- обобщение и систематизация полученных ранее знаний;

- первоначальное формирование умения наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром;

- развитие способности раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека;

- знакомство с объектами и явлениями окружающего мира.

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе определяет следующие задачи:

- углубление имеющиеся у обучающихся представлений о неживой и живой природе, новых знаний об основных ее элементах;

- расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий;

- формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

- углубление знаний обучающихся о природе своего края;

- формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, развитие у обучающихся бережного отношения к природе;

- формирование начальных естественнонаучных знаний о взаимосвязи живой и неживой природы;

- формирование у обучающихся четких представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о причинах, обуславливающих смену времен года, о влиянии Солнца на жизнь растений, животных, человека;

- закрепление представлений о воде и воздухе, их роли в жизни растений, животных, человека;

- раскрытие причинно-следственных связей между природными явлениями и жизнью человека;

- воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках

Место реализации Адаптированной рабочей программы

по предмету «Мир природы и человека» в 4 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Планируемые результаты освоения рабочей программы

по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе

Личностные результаты:

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;

- воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой;

- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, любви к родной природе;

- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации.

Уровни достижения предметных результатов

по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе

Минимальный уровень:

- иметь представления о назначении объектов изучения;

- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях;

- относить изученные объекты к определенным группам (видо- родовые понятия);

- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;

- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

- знать требования к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

- знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;

- ухаживать за комнатными растениями; кормить зимующих птиц;

- составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

- адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; соблюдать правила поведения в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

- иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;

- давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам;

- знать правила гигиены тела;

- знать отличительные существенные признаки групп объектов;

- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения;

- соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;

- выполнять доступные природоохранительные действия;

- проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

- проявлять готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;

- выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценивать свою работу и одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватное воспринимать похвалу.

Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • читать;

  • писать;

  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).

Коммуникативные базовые учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Система оценки достижения обучающимися

с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы

по учебному предмету «Мир природы и человека» в 4 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

- 1 балл - минимальная динамика;

- 2 балла - удовлетворительная динамика;

- 3 балла - значительная динамика.

Критерии оценки предметных результатов

Оценка достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

В 4 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:

- устный опрос;

- творческие и практические работы;

- самостоятельные работы.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

- «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

- полнота ответа;

- умение практически применять свои знания;

- последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для оценивания устных ответов:

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.

Оценка «2» - не ставится.


Содержание обучения

Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.

Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 4 классе предусматривает практическое взаимодействие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов и специально созданных учебных ситуациях. Накопление представлений об объектах и явлениях окружающего мира происходит через взаимодействие с различными источниками информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций.

Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Например, для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т.д.). Обучающиеся должны видеть, осязать изучаемые объекты. При изучении нового материала желательно проводить простейшие опыты.

В процессе обучения необходимо использовать игровые ситуации, занимательные вопросы и задания. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека, показать важность этого направления деятельности людей, обратить внимание на то, что сами обучающиеся могут сде лать для сохранения чистоты природы.

Содержание разделов

Название раздела

Количество часов

1.

Времена года. Осень

3

2.

Живая природа. Растения

7

3.

Времена года. Зима

3

4.

Неживая природа

4

5.

Живая природа. Животные

5

6.

Времена года. Весна

3

7.

Живая природа. Человек

4

8.

Безопасное поведение

2

9

Времена года. Лето

3

Итого:

34


























Календарно-тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека»

Содержание программного материала

Дата по плану

Дата по факту

1

Сезонные изменения в природе. Осень



2.

Растения и животные осенью.



3

Труд людей осенью. Огород



Живая природа. Растения - 7 часов

4

Растения. Огород



5

Лес. Сад.



6

Растения культурные и дикорастущие



7

Лекарственные растения



8

Красная книга



9

Парки



10

Растения поля



Времена года. Зима - 3 часа

11

Зима. Признаки зимы



12

Растения и животные зимой



13

Труд людей зимой



Неживая природа - 4 часа

14

Неживая природа. Почва



15

Песок, глина, перегной



16

Камни



17

Рельеф. Горы и равнины



Живая природа. Животные - 3 часа

18

Домашние животные



19

Птицы



20

Дикие птицы



Времена года. Весна - 5 часов

21

Весна. Растения весной.



22, 23

Животные весной



24,25

Труд людей весной



Живая природа. Человек – 4 часа

26

Человек. Мозг человека



27

Режим дня



28

Охрана природы



29

Зоопарки



Безопасное поведение 2 часа

30

Безопасное поведение дома и в школе



31

Правила дорожного движения. Транспорт



Времена года. Лето - 3 часа

32

Лето. Растения летом



33

Животные летом



34

Труд людей летом. Безопасные летние каникулы
















Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир природы и человека»

Тесты 1 четверть

«Сезонные изменения»

  1. Почему осенью становится холоднее?

а) солнце поднимается выше; б) солнце опускается ниже.

  1. Напиши названия осенних месяцев

___________________________________________________

  1. Когда это бывает? Солнце светит всё меньше, дни становятся короче, а ночи – длиннее.

а) осенью; б) зимой.

  1. В каком месяце, зайцы и белки линяют – меняют летний мех на зимний?

а) сентябрь; б) ноябрь

  1. Как называются животные, которые сами заботятся о себе?

а) дикие; б) домашние

  1. Какое животное впадает зимой в спячку?

а) мыши; б) ёж

  1. Кто из животных делает запасы на зиму?

а) заяц; б) белка

  1. Когда это бывает? Солнце светит очень мало. Дни короткие, а ночи длинные.

а) осенью; б) зимой.

  1. Как называются деревья, на которых растут листья?

а) хвойные; б) лиственные.

  1. Как называются растения, которые живут одно лето?

а) многолетние; б) однолетние



Тесты 2 четверть

«Живая природа. Растения»

    1. Как называются растения, которые выращивает человек?

а) культурные; б) дикорастущие.

2. Из зёрен какого растения выпекают белый хлеб?

а) пшеница; б) гречиха.

  1. Рожь, овёс, пшеница, рис – это….

а) овощные; б) зерновые

  1. Капуста, морковь, огурцы – это…

а) зерновые; б) овощные.

5. У свеклы, редиски, моркови в пищу используем…

а) корнеплоды; б) листья.

  1. Где растут яблони, груши, вишни, сливы?

а) в лесу; б) в саду.

  1. Берёза, тополь, липа, дуб – это..

а) хвойные деревья; б) лиственные деревья.

  1. Редкими растениями называются те, которых…

а) много; б) осталось очень мало.

  1. Как называется книга, в которой рассказывается об исчезающий растениях?


10.Какие растения становятся редкими?

а) культурные; б) дикорастущие














Тесты 3 четверть

«Живая природа. Животные»

1. Как называются животные, о которых заботится человек?

а) домашние; б) дикие


2. Корова, свинья, овца – это…

а) дикие животные; б) домашние животные


3.Большинство домашних животных питаются…

а) животной пищей; б) растительной пищей


4.Какое домашнее животное человек использует для перевозки грузов, выступают в цирке?

а) корова; б) лошадь


5.Какое домашнее животное разводят для получения мяса, шерсти?

а) свинья; б) овца.


6.Водоплавающие птицы – это…

а) курица, индюк; б) гусь, утка, лебедь.


7.Домашние птицы…

а) хорошо летают; б) плохо летают.


8.У каких птиц окраска чаще всего бывает белого цвета?

а) домашних; б) диких.



9.Хозяйство, где разводят кур, называется…

а) птицеферма; б) зооферма


10.Эти птицы бывают домашние и дикие

а) утки; б) куры


















Тесты 4 четверть

«Безопасное поведение

1.Что такое режим дня?

а) делаем всё в одно и то же время; б) делаем, когда захотим.


2.Как называется прибор для измерения времени?

а) часы; б) компас


3.В какое время суток нужно делать зарядку?

а) днём; б) вечером.


4.Когда нужно изолировать больного? ( не ходить в школу)

а) стукнул ногу; б) при инфекционной болезни.


5.Вызвать врача домой..

а) при высокой температуре; б) при насморке.


6.Когда нужно соблюдать постельный режим?

а) при зубной боли, б) при инфекционной болезни.


7.К инфекционной болезни относится..

а) грипп, ветрянка, корь; б) ушиб, порез, ожог.


8.Признаки отравления – это…

а) тошнота, рвота, боли в животе; б) насморк, кашель.


9.При пожаре звоните

а) 03; б) 01


10.При запахе газа нужно звонить

а) 04; б) 02


Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Базовый учебник:

Мир природы и человека. 4 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. [Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова]. – М. : Просвещение, 2018.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).

В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 4 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Преимущества работы с интерактивной доской:

Усиливает подачу материала.

Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

 В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.

Печатные пособия: комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических схем по разделам «Неживая природа», «Сезонные изменения в природе», «Растения», «Животные», «Человек».

Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы (мультфильмы) и презентации по темам: «Дикие и домашние животные», «Красная книга», «Первоцветы», «Растения», «Времена года»

Технические средства обучения – компьютер.

 Литература для учителя:

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007 г.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И.Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.

Мир вокруг нас. С.А. Кузнецов, М.: АСТ, 1999.

1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2011.

2. Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2011.

3. Матвеева Н.Б Живой мир. 4 класс: учеб. Для спец. (коррекц.)  образова. Учреждений  VIII вида / Матвеева Н.Б., Попова М.А., Т.О. Куртова - М.: Просвещение.

4. Сборник Программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой для 0 – 4 классов. Издательство М.: «Просвещение», 2006г.

5. Петрова В.Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2011.

6. Сухаревская Е.Ю. Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы. 1-4й классы. Ростов-на Дону: «Легион» 2010.

7. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.

8.Худенко Е.Д. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс/ Худенко Е.Д., Терехова И.А. –М.: АРКТИ.

9. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 2007.

10. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2013.

Пособия для учащихся:

  1. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).

  2. Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр.

  Дополнительная литература для учащихся:

Борис Житков «Рассказы о животных»

Виталий Бианки «Лесные домишки»

Керр Джудит «Рассеянная Мяули»;

«Что натворила Мяули» и другие истории о непоседливой кошке и ее приключениях обязательно понравятся малышам.

Мария Ваго «Записки черного кота»

Виталий Бианки «Лесная газета» — уникальный сборник-альманах, настоящая энциклопедия живой природы, написанная живым и ярким языком.

Евгений Чарушин «Тюпа, Томка и сорока» — замечательные, наполненные добротой рассказы о животных, которые сопровождают авторские иллюстрации.

Ольга Перовская «Ребята и зверята» — сборник рассказов о детях лесничего и их многочисленных питомцах. Эти рассказы, воспитавшие не одно поколение ребят, учат любви, заботе и милосердию.

Холли Вебб «Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.

Владимир Дуров «Мои звери»;

«Мой дом на колесах» — истории об артистах московского театра зверей «Уголок Дурова», написанные его основателем, знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым.

Эдуард Успенский «Невероятные истории про любимых питомцев»

Виктор Лунин «Зверье мое»

Вера Чаплина «Питомцы зоопарка»

Вячеслав Чиркин «Тошка, собачий сын»

Эдуард Тополь «Еду я на осле!» и другие смешные истории»

Юрий Дмитриев «Лесные загадки»

Николай Сладков «Лесные тайнички»

Юрий Дмитриев «Сказки про Мушонка и его друзей»

Феликс Зальтен «Бемби»

Литература для родителей:

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.,2005.

Клепинина З.А. Я и мир вокруг. 1-й и 2-й класс. - М., Московские учебники, 1998.

Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.

С.И.Богатырева «Круглый год», изд. «Детская литература»,1985

Дж Силберг, П. Скиллер. Полное собрание стихотворений, песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей” – Перевод с анг. Т.И. Попова _ Мн.: ООО “Попурри”, 2005.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Составители Н.Б. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: “Академия развития, 1997.

  Интернет-ресурсы:

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал               

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/

Портал готовых презентаций http://prezentacii.com/

Видеоуроки «Окружающий мир»-ИНФОУРОК







Поурочное планирование по предмету «Мир природы и человека» 4 класс



Темы уроков

Кол-во часов


Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Времена года. Осень - 3 часа

1




Сезонные изменения в

природе. Осень






1

Обобщение полученных знаний о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Работа с календарем. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Проговаривание названий месяцев. Называние признаков осени. Работа с текстом об осени. Выполнение заданий по учебнику.

Обобщают полученные знания о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года по иллюстрациям. Работают с календарем. Рассказывают о чередовании времен года. Проговаривают названия месяцев с помощью учителя. Называют 3-4 признака осени. Работают с текстом об осени. Выполняют задания по учебнику с помощью учителя

Обобщают полученные знания о влиянии Солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на

смену времен года. Работают с календарем. Рассказывают о чередовании времен года. Проговаривают названия месяцев. Называют 4-5 признаков осени. Работают с текстом об осени. Выполняют задания по учебнику.

2.

Растения и животные

осенью.

1

Сравнение рисунков. Нахождение различий. Запоминание названий осенних цветов. Называние овощей по рисункам. Выполнение заданий по учебнику, ответы на вопросы Обобщение и закрепление представлений о жизни растений осенью. Чтение текста. Рассматривание рисунка. Отгадывание загадок. Называние известных животных, ответы на вопросы.

Сравнивают рисунки. Находят 1-2 различия. Читают 1-2 названия осенних цветов. Называют 3-4 овоща по рисункам. Выполняют задания по учебнику. Отвечают на вопросы кратко. Обобщают представления о жизни растений осенью. Читают часть текста Рассматривают рисунки. Отгадывают загадки по картинкам. Называют 3-4 известных животных по картинкам.

Сравнивают рисунки. Находят 2-3 различия, называют их. Проговаривают 2-3 названия осенних цветов. Называют 4-5 овощей. Выполняют задания по учебнику. Отвечают на вопросы полным предложением. Обобщают представления о жизни растений осенью. Читают текст. Рассматривают рисунки. Отгадывают загадки. Называют 4-5 известных животных по картинкам

3

Труд людей осенью.

Огород

1

Чтение текста. Ответы на вопросы. Выполнение заданий по учебнику. Рассматривание рисунка. Называние садовых инструментов. Составление рассказа о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе осенью.

Читают часть текста. Отвечают на вопросы кратко. Выполняют задания по учебнику. Рассматривают рисунки.

Называют 1-2 садовых инструмента по картинке. Составляют краткий рассказ о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе осенью по картинке.

Читают текст. Отвечают на вопросы полным предложением. Выполняют задания по учебнику.

Рассматривают рисунки. Называют 2-3 садовых инструмента. Составляют рассказ о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе осенью.

Живая природа. Растения - 7 часов

4

Растения. Огород

1

Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки земли. Ответы на вопросы об овощах. Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица) Выполнение заданий по учебнику

Показывают объект на рисунке (поле, огород). Перечисляют 1-2 инструмента для перекопки земли по картинке. Отвечают на вопросы об овощах кратко. Работают с опорными словами. (корнеплоды, овощеводы, теплица). Выполняют задания по учебнику с помощью учителя.

Показывают и называют

объект на рисунке (поле, огород). Перечисляют 2-3 инструмента для перекопки земли в натуральном виде в естественных условиях.

Отвечают на вопросы об овощах полным предложением. Работают с опорными словами (корнеплоды, овощеводы, теплица). Выполняют задания по учебнику

5

Лес. Сад.

1

Рассматривание рисунка. Называние предметов мебели. Наблюдение за растениями сада и леса осенью: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев. Ориентировка в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди). Рассматривание прибора для ориентировки в пространстве (компас).

Рассматривают рисунки. Называют 1-2 предмета мебели по картинке.

Наблюдают за растениями сада и леса осенью: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Перечисляют 2-3 названия лиственных и хвойных деревьев с помощью учителя. Ориентируются в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди) с помощью учителя. Рассматривают прибор для ориентировки в пространстве (компас)

Рассматривают рисунки. Называют 2-3 предмета мебели. Наблюдают за растениями сада и леса осенью: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Перечисляют 3-4 названия лиственных и хвойных деревьев. Ориентируются в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди) Рассматривают прибор для ориентировки в пространстве (компас).

6

Растения культурные и дикорастущие

1

Чтение текста. Рассматривание рисунка. Сравнение растений

Выполнение заданий по учебнику

Описание ягод клубники. Знакомство с понятиями «сорт», «семена».

Читают часть текста. Рассматривают рисунок. Сравнивают 1-2 растения

(наиболее распространенных) Выполняют задания по учебнику

Описывают ягоды клубники.

Знакомятся с понятиями «сорт», «семена» с помощью учителя

Читают текст. Рассматривают рисунок сравнивают 2-3 растения (наиболее распространенных). Выполняют задания по учебнику. Описывают ягоды клубники и показывают их на картинке. Знакомятся с понятиями «сорт», «семена» с помощью учебника

7

Лекарственные

растения

1

Просмотр видео о лекарственных растениях. Чтение текста. Рассматривание рисунка. Знакомство с лекарственными растениями (чтение названия и информации на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности.

Просматривают видео о лекарственных растениях. Читают часть текста. Рассматривают рисунки. Знакомятся с лекарственными растениями (читают названия и информацию на аптечной упаковке) с помощью учителя. Отвечают на вопросы кратко.

Просматривают видео о лекарственных растениях. Читают текст. Рассматривают рисунки. Знакомятся с лекарственными растениями (читают названия и информацию на аптечной упаковке), способом их применения, сроком годности. Отвечают на вопросы полным предложением.

8





Красная книга








1


Чтение рассказа о Красной книге.

Ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций о редких видах растений и животных, их описание по внешнему виду.

Читают часть рассказа о Красной книге. Отвечают на вопросы кратко. Рассматривают иллюстрации о редких видах растений и животных. Отвечают на вопросы.

Читают рассказ о Красной

Книге. Отвечают на вопросы полным предложением.

Рассматривают иллюстрации о редких видах растений и животных. Дают их описание по внешнему виду. Отвечают на вопросы.

9

Парки

1

Просмотр видео о парках. Чтение текста. Словарная работа (парк, ал- лея, сквер). Описание парка (сквера). Ответы на вопросы. Называние известных парков, расположенных вблизи местожительства.

Просматривают видео о парках. Читают часть текста. Работают с опорными словами (парк, аллея, сквер). Описывают парк (сквера) по картинке. Отвечают на вопросы кратко Называют 1-2 известных парка, расположенных вблизи местожительства.

Просматривают видео о парках.

Читают текст. Работают с опорными словами (парк, аллея, сквер). Описывают парк (сквера) Отвечают на вопросы полным предложением. Называют 2-3 известных парка

10

Растения поля

1

Чтение текста. Составление рассказа об изготовлении продуктов питания из муки. Словарная работа (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка). Чтение текста (работа в поле в разное время года), беседа по рисункам. Отгадывание загадок Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и гречиха) Изготовление поделки из со ломы.

Читают часть текста. Составляют краткий рассказ об изготовлении продуктов питания из муки с помощью учителя. Работают с опорными словами (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка), составляют словосочетания. Читают часть текста (работа в поле в разное время года) Бесе дуют по рисункам. Отгадывают загадки по картинкам. Сравнивают 2 объекта (пшеница и рожь; овес и гречиха) по картинке. Изготавливают поделки из со- ломы с помощью учителя

Читают текст. Составляют рассказ об изготовлении продуктов питания из муки. Работают с опорными словами (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка), составляют словосочетания и предложения. Читают текст (работа в поле в разное время года). Беседуют по рисункам. Отгадывают загадки самостоятельно. Сравнивают 2 объекта (пшеница и рожь; овес и гречиха) Изготавливают поделки из соломы.

Времена года. Зима - 3 часа

11

Зима.

Признаки зимы

1

Называние зимних месяцев. Называние признаков зимы и зимних явлений природы. Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы Объяснение схем. Чтение рассказа, ответы на вопросы. Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки.

Называют зимние месяцы по картинкам. Называют 3-4 признака зимы и зимних явлений природы по картинкам. Рассматривают рисунки. Определяют 3-4 признака зимы по картинкам. Читают часть рассказа Отвечают на вопросы кратко. Составляют краткий рассказ о зимних месяцах с опорой на рисунки.

Называют зимние месяцы. Называют 4-5 признаков зимы и зимних явлений природы. Рассматривают рисунки. Определяют 4-5 признаков зимы

Читают рассказ. Отвечают на вопросы полным предложением

Составляют рассказ о зимних месяцах.

12

Растения и

животные зимой

1

Рассматривание и сравнение рисунков. Чтение текста Описание зимнего леса. Нахождение одинаковых снежинок. Рассматривание рисунка Выполнение заданий по учебнику. Составление рассказа о жизни растений и животных зимой.

Рассматривают рисунки . . Читают часть текста. Описывают зимний лес по картинке. Находят одинаковые снежинки. Выполняют задания по учебнику с помощью учителя. Отвечают на вопросы кратко. Составляют краткий рассказ о жизни растений и животных зимой с помощью наводящих вопросов.

Рассматривают рисунки . читают текст. Описывают зимний лес по картинке. Находят одинаковые снежинки. Выполняют задания по учебнику. Отвечают на вопросы полным предложением. Составляют рассказ о жизни растений и животных зимой

13

Труд людей зимой

1

Рассматривание рисунка. Ответы на вопросы. Чтение рассказа. Ответы на вопросы. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе зимой. Безопасное поведение зимой: гололёд

Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы кратко. Читают часть рассказа. Отвечают на вопросы. Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе зимой. Рассказывают о безопасном поведении зимой: гололёд с по- мощью учителя.

Рассматривают рисунки . Отвечают на вопросы. Читают рассказ. Отвечают на вопросы полным предложением.

Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе зимой. Рассказывают о безопасном поведении зимой: гололёд

Неживая природа - 4 часа

14

Неживая природа Почва

1

Рассматривание рисунка Ответы на вопросы Рассматривание глобуса Нахождение морей и суши. Чтение текста о почве. Ответы на вопросы Рассматривание образцов почвы. Показ видов почвы. Знакомство обучающихся со свойствами почвы, её со ставом, значением для жизни животных и человека Составление рассказа об обработке земли

Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы Рассматривают глобус. Находят моря и суши с помощью учителя. Читают часть текста о почве. Отвечают на вопросы кратко Рассматривают образцы почвы Показывают виды почвы. Знакомятся со свойствами почвы по картинкам Составляют краткий рассказ об обработке земли по картинкам.

Рассматривают рисунки .Отвечают на вопросы. Рассматривают глобус. Находят моря и суши. Читают текст о почве. Отвечают на вопросы полным предложением. Рассматривают образцы почвы. Показывают виды почвы. Знакомятся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человек в натуральном виде в естественных условиях. Составляют рассказ об обработке земли.

15

Песок, глина, перегной

1

Рассматривание образцов почвы

Показ видов почвы. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Практическая работа с песком и глиной. Чтение текста. Составление рассказа о глине. Ответы на вопросы

Рассматривают образцы почвы. Показывают виды почвы на картинке. Слушают о простейших свойства почвы, их значение для растений Изучают способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. по картинке. Выполняют практическую работу с песком и глиной с помощью учителя. Читают часть текста. Составляют краткий рассказ о глине по картинке.

Отвечают на вопросы кратко

Рассматривают образцы почвы.

Показывают виды почвы на картинке. Читают о простейших свойства почвы, их значение для растений. Изучают способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. в натуральном виде в естественных условиях. Выполняют практическую работу с песком и глиной. Читают текст. Составляют рассказ о глине. Отвечают на вопросы полным предложением.

16

Камни

1

Чтение текста. Рассматривание разнообразных камней. Ответы на вопросы. Рассматривание изделий из поделочных и драгоценных камней. Просмотр видео. Составление рассказа о камнях.

Читают часть текста. Рассматривают разнообразные камни. Отвечают на вопросы кратко. Рассматривают изделия из поделочных и драгоценных камней. Просматривают видео. Составляют краткий рассказ о камнях по картинкам.

Читают текст. Рассматривают разнообразные камни. Отвечают на вопросы полным предложением. Рассматривают изделия из поделочных и драгоценных камней. Просматривают видео. Составляют рассказ о камнях

17

Рельеф

Горы и равнины

1

Просмотр видео о горах. Нахождение и называние на картинке гор и равнин. Чтение текста учебника, ответы на вопросы Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий

Зарисовка гор и холмов в рабочей тетради. Составление рассказа о нашей местности.

Просматривают видео о горах. Находят и показывают на картинке горы и равнины. Читают часть текста учебника. Отвечают на вопросы кратко. Сравнивают горы, холмы находят сходство. Срисовывают горы и холмы в рабочую тетрадь. Составляют рассказ о нашей местности по картинке

Просматривают видео о горах . Находят и называют горы и равнины на картинке. Читают текст учебника. Отвечают на вопросы полным предложением.

Сравнивают горы, холмы и находят сходство и различия. Зарисовывают горы и холмы в рабочей тетради. Составляют рассказ о нашей местности.

Живая природа. Животные - 3 часа

18

Домашние животные

1

Чтение текста о роли и значения домашних животных в жизни человека. Знакомство с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Называние домашних животных по рисунку Правила ухода за домашними животными. Рассказ о домашних животных: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Разнообразие пород домашних животных.

Читают часть текста о роли и значения домашних животных в жизни человека. Знакомятся с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Называют домашних животных по рисунку. Слушают о правилах ухода за домашними животными. Рассказывают о домашних животных: лошадь, овца, корова, свинья по картинкам. Рассказывают о разнообразии пород домашних животных по картинкам.

Читают текст о роли и значения домашних животных в жизни человека. Знакомятся с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Называют домашних животных. Читают о правилах ухода за домашними животными. Рассказывают о домашних животных: лошадь, овца, корова, свинья. Рассказывают о разнообразии пород домашних животных по прочитанному.

19

Птицы

1

Рассматривание рисунка Называние знакомых птиц. Чтение текста о птицах. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве, уход за ними. Развешивание кормушек для птиц

Рассматривают рисунки. Называют 3-4 знакомые птицы по картинке. Читают часть текста о птицах. Отвечают на вопросы кратко. Слушают о домашних птицах: курица, гусь, утка. Описывают внешний вид и правила уход за ними

Развешивают кормушки для птиц.

Рассматривают рисунки . Называют 4-5 знакомых птиц. Читают текст о птицах. Отвечают на вопросы полным предложением. Слушают о домашних птицах: курица, гусь, утка. Описывают внешний вид, повадки, заботу о потомстве и правила уход за ними. Развешивают кормушки для птиц

20

Дикие птицы

1

Чтение текста о водоплавающих птицах (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания

Нахождение на картинке диких птиц: утка, гусь, лебедь. Сравнение с домашними уткой и гусем. Просмотр видео о лебедях. Рассказ о птицах.

Читают часть текста о водоплавающих птицах (дикие и домашние). Знакомятся с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания по картинке. Находят на картинке 2-3 дикие птицы утка, гусь, лебедь Сравнивают с домашними уткой и гусем. Просматривают видео о лебедях. Кратко рассказывают о птицах с помощью учителя.

Читают текст о водоплавающих птицах (дикие и домашние),

Знакомятся с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания. Находят на картинке 3-4 дикие птицы утка, гусь, лебедь. Сравнивают с домашними уткой и гусем. Просматривают видео о лебедях. Рассказывают о птицах

Времена года. Весна - 5 часов

21

Весна.

Растения весной.

1

Просмотр видео о признаках весны. Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение за погодой. Чтение рассказа о весне. Определение названия месяца по рисунку. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений весной. Отработка названий весенних цветов. Посев семян и уход за всходами.

Просматривают видео о признаках весны. Определяют 3-4 признака весны по рисункам. Наблюдают за погодой. Читают часть рассказа о весне. Определяют названия месяца по рисунку. Обобщают представления о жизни растений весной. Называют 3-4 весенних цветка по картинке. Высевают семена и наблюдают за всходами.

Просматривают видео о признаках весны. Определяют 4-5 признака весны. Наблюдают за погодой. Читают рассказ о весне. Определяют названия месяца.

Обобщают представления о жизни растений весной. Называют 3-4 весенних цветка в натуральном виде в естественных условиях. Высеивают семена и ухаживают за всходами.

22

23

Животные весной

1

Чтение рассказа. Ответы на вопросы. Выполнение заданий по учебнику. Обобщение и закрепление представлений о жизни животных весной. Составление рассказа по

рисункам. Рисование муравейника в тетради. Название детенышей животных.

Читают часть рассказа. Отвечают на вопросы. Выполняют задания по учебнику. Обобщают представления о жизни животных весной по картинкам. Составляют краткий рассказ по рисункам. Срисовывают муравейник в тетрадь. Называют 2-3 детенышей животных по картинке

Читают рассказ. Отвечают на вопросы. Выполняют задания по

учебнику. Обобщают и закрепляют представления о жизни. Животных весной. Составляют рассказ. Рисуют муравейник в тетради. Называют 3-4 детенышей животных.

24

25

Труд людей весной

1

Чтение текста. Рассматривание рисунка. Ответы на вопросы

Закрепление представлений о

деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе весной. Называние весенних месяцев на картинках. Чтение стихотворения о весне. Составление рассказа о труде людей весной.

Читают часть текста. Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы кратко. Закрепляют представления о

деятельности человека в связи

с сезонными изменениями в природе весной по учебнику. Называют весенние месяцы по картинкам. Читают часть стихотворения о весне. Составляют рассказ о труде людей весной по картинкам и с помощью наводящих вопросов учителя.

Читают текст. Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы

полным предложением.

Закрепляют представления о

деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе весной по учебнику. Называют весенние месяцы. Читают стихотворение о весне. Составляют рассказ о труде людей весной по картинкам.

Живая природа. Человек – 4 часа

26

Человек.

Мозг человека

1

Показ частей тела человека

Чтение рассказа. Ответы на вопросы. Выполнение практических заданий. Объяснение и показ неправильного поведения по картинке. Проговаривание правил

профилактики травм головного мозга.

Показывают части тела человека на картинке. Читают часть рассказа

Отвечают на вопросы кратко. Выполняют практические задания с помощью учителя. Показывают неправильное поведение по картинке. Читают правила профилактики травм головного мозга.

Показывают части тела человека на картинке. Читают часть рассказа. Отвечают на вопросы полным предложением. Выполняют практические задания с помощью учителя. Показывают и объясняют неправильное поведение. Проговаривают правила профилактики травм головного мозга.

27

Режим дня

1

Рассматривание схемы. Называние частей суток. Закрепление знаний о режиме дня. Чтение текста о режиме дня. Ответы на вопросы. Составление рассказа о разнообразии часов. Изучение таблицы - режима дня. Рассказ о предупреждении перегрузок, правильном чередование труда и отдыха.

Рассматривают схемы. Называют части суток по картинке. Закрепляют знания о режиме дня. Читают часть текста о режиме дня. Отвечают на вопросы кратко. Составляют рассказ о часах. Рассказывают о правильном чередовании труда и отдыха с помощью наводящих вопросов.

Рассматривают схемы. Называют части суток. Закрепляют знания о режиме дня. Читают текст о режиме дня. Отвечают на вопросы полным предложением Составляют рассказ о разнообразии часов. Рассказывают о предупреждении перегрузок, правильном чередование труда и отдыха по картинкам.

28

Охрана природы

1

Чтение текста. Ответы на вопросы

Рассматривание рисунка. Обсуждение состояния природы и ее влияние на здоровье человека. Сравнение рисунков. Ответы на вопросы. Расширение представлений о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека.

Читают часть текста. Отвечают на вопросы. Рассматривают рисунок. Обсуждают состояния природы и ее влияние на здоровье человека. Отвечают на вопросы кратко. Расширяют представления о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека

Читают текст. Отвечают на вопросы. Рассматривают рисунок. Обсуждают состояния природы и ее влияние на здоровье человека. Сравнивают рисунки. Отвечают на вопросы полным предложением. Расширяют представления о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека.

29

Зоопарки

1

Чтение текста. Рассматривание картинки. Называние известных животных. Просмотр видео о зоопарках. Запись понятия в тетрадь. Составление рассказа о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах. Словарная работа (заповедник, лесничество)

Читают часть текста. Рассматривают картинки. Называют 3-4 известных животных по картинкам. Просматривают видео о зоопарках. Составляют рассказ о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах с помощью учителя. Работают с опорными слова ми (заповедник, лесничество), составляют словосочетания.

Читают текст. Рассматривают картинки. Называют 4-5 известных животных. Просматривают видео о зоопарках. Составляют рассказ о занятиях людей, работающих в заповедниках, лесничествах по картинкам. Работают с опорными слова ми (заповедник, лесничество), составляют словосочетания и предложения.

Безопасное поведение 2 часа

30

Безопасное поведение дома и в школе

1

Чтение текста. Рассматривание рисунка. Рассказ о правилах поведения и безопасности дома и в школе. Чтение стихотворение. Чтение и запоминание телефонов экстренных служб.

Читают часть текста. Рассматривают рисунки. Рассказывают о правилах по ведения и безопасности дома и в школе по картинкам. Читают часть стихотворения. Читают и запоминают телефоны экстренных служб.

Читают текст. Рассматривают рисунки. Рассказывают о правилах по ведения и безопасности дома и в школе. Читают стихотворение. Читают и называют телефоны экстренных служб.

31

Правила дорожного движения.

Транспорт

1

Чтение текста о правилах поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу)

Рассматривание рисунка. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Показ и называние разных транспортных средств на фото. Чтение стихотворения о разных транспортных средствах.

Читают часть текста о правилах поведения на улице. Повторяют ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Рассматривают рисунки. Повторяют правила безопасного поведения в общественном транспорте по картинкам. Показывают и называют разные транспортные средства на фото. Читают часть стихотворения о разных транспортных средствах.

Читают текста о правилах поведения на улице. Повторяют ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Рассматривают рисунки. Повторяют правила безопасного поведения в общественном транспорте. Показывают и называют разные транспортные средства. Читают стихотворение о разных транспортных средствах.

Времена года. Лето - 3 часа

32

Лето. Растения летом

1

Рассматривание рисунка. Называние признаков лета. Рассказ по схеме о влиянии солнца. Чтение рассказа. Ответы на вопросы. Сравнение рисунков. Называние деревьев по фото. Зарисовка фруктов и цветов по памяти. Чтение стихотворения. Составление рассказа о растениях леса летом. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений летом.

Рассматривают рисунки. Называют 3-4 признака лета по картинкам.

Рассказывают по схеме о влиянии солнца. Читают часть рассказа. Отвечают на вопросы. Сравнивают рисунки. Называют 2-3 дерева по фото. Раскрашивают фрукты и цветы по памяти. Читают часть стихотворения. Составляют рассказ о растениях леса летом по картинкам. Обобщают представления о жизни растений летом по картинкам.

Рассматривают рисунки. Называют 4-5 признаков лета. Рассказывают по схеме о влиянии солнца. Читают рассказ. Отвечают на вопросы. Сравнивают рисунки. Называют 3-4 дерева. Зарисовывают фрукты и цветы по памяти. Читают стихотворение. Составляют рассказ о растениях леса летом. Обобщают представления о жизни растений летом по памяти.

33

Животные летом

1

Рассматривание рисунков. Нахождение и показ известных животных. Называние детенышей животных. Составление рассказа о звере по плану. Рассказ о домашних животных по рисунку. Обобщение и закрепление представлений о жизни животных летом.

Рассматривают рисунки. Находят 3-4 известных животных по картинке.

Называют 3-4 детенышей животных по картинке. Составляют рассказ о звере по картинке. Рассказывают о домашних животных по рисунку. Закрепляют представления о жизни животных летом.

Рассматривают рисунки. Находят 4-5 известных животных.

Называют 3-4 детенышей животных. Составляют рассказ о звере по плану. Рассказывают о домашних животных по рисунку. Закрепляют и обобщают представления о жизни животных летом.

34

Труд людей летом. Безопасные летние каникулы

1

Рассматривание картинок. Чтение рассказа. Ответы на вопросы Составление рассказа. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом. Чтение стихотворения. Проговаривание правил купания и нахождения на солнце. Выполнение заданий по учебнику. Зарисовка любимого времени года.

Рассматривают картинки. Читают часть рассказа. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ. Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом. Читают часть стихотворения. Проговаривают 2-3 правила купания и нахождения на солнце. Выполняют задания по учебнику. Срисовывают любимое время года.

Рассматривают картинки. Читают рассказ. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ. Закрепляют представления о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе летом. Читают стихотворение. Проговаривают 2-3 правила купания и нахождения на солнце.

Выполняют задания по учебнику. Зарисовывают любимое время года



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!