МБОУ Лесоперевалочная СОШ - №2
Рекомендовано: | | Утверждено: |
ШМО начальных классов | | Приказом директора |
от «28» 08. 2015г. № | | от «01» 09. 2015г. № 96 |
Адаптированная программа
по логопедии
«Речь и коммуникация»
на 2015 - 2016 учебный год
3 класс
Составитель:
Капустина Ольга Михайловна
учитель - логопед
с. Бельтирское, 2015г.
Пояснительная записка к рабочей программе «Речь и коммуникация» для учащихся VIII вида 3 класса
Рабочая программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс, 1—4 классы», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание, в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.11.1995г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Закон Республики Хакасия от 05.07.2013г № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия»
Федеральный закон от 01.12.2014г № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» .
Программа адресована учащимся 3 класса МБОУ Лесоперевалочной СОШ-2 , имеющим рекомендации МПК «Обучение по программе 8 вида», где интегрировано обучаются учащиеся, которые в силу уровня познавательного развития не могут освоить базовый минимум содержания программного материала. Поэтому при составлении адаптированной рабочей программы по развитию речи «Речь и коммуникация» для 3 класса были использованы следующие рекомендации: усилена практическая направленность обучения, увеличено количество часов, предназначенных на повторение пройденного материала. Обучаемые с ОВЗ послушные, не агрессивные, но не общительные. Наблюдаются недостатки памяти, внимания, также отставание и своеобразие в мыслительной деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием НС. Быстро утомляются, работоспособность падает, а иногда просто перестает выполнять начатую деятельность. Отмечается слабость развития отдельных психических процессов. Концентрация и распределение внимания снижены, узок объем. Преобладает зрительная память. Темп запоминания медленный, воспроизведение неполное. При организующей помощи доступно использование приемов логического запоминания. Охотно и достаточно продуктивно используют помощь. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучении, я по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процесс е практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть - корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Связная речь. Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2-4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Цель предмета:
- выработка у детей навыков грамотного письма;
- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
- социальная адаптация и реабилитация.
Обучение письму способствует решению следующих задач:
- дать учащимся начальные знания по грамматике;
- познакомить учащихся со словами, обозначающими названия предметов, названия
действий;
- формировать умение выделять предложение из речи, текста;
- познакомить с построением простого предложения;
- формировать навыки устной и письменной речи;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речь и коммуникация»
Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:
Осознание языка, как основного средства человеческого общения.
Самоконтроль процесса и результата деятельности
Самоконтроль процесса и результата деятельности
Проявляет интерес к процессу письма, способам решения новой частной задачи, желание учиться.
Осознание языка, как основного средства человеческого общения.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу организовывать свою работу.
Познавательные УУД:
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Строить сообщения в устной и письменной форме. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи ( в рамках доступного)
Коммуникативные УУД:
оформляет свою речь в устной и письменной речи, старается договариваться, уступать, находить общее решение, оформляет свою речь в устной и письменной речи
Предметные результаты освоения курса
«Звуки и буквы»
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),
- употреблять ь на конце и в середине слова,
- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,
- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,
- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.
«Слово»
Учащиеся должны знать:
- предлоги до, без, под, над, около, перед,
Учащиеся должны уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
- писать предлоги раздельно с другими словами,
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
«Предложение»
Учащиеся должны знать:
- члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Учащиеся должны уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
«Связная речь»
Учащиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,
Способы и формы оценки образовательных результатов
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
При оценке устных ответов принимаются во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
полнота ответа, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Календарно – тематическое планирование
по предмету «Речь и коммуникация». 3 класс
№ п/п | № урока | Тема урока | Планированная дата | Фиксированная дата |
1 | 1 | Предложение- 23ч. Предложение | | |
2 | 2 | Выборочное написание предложений о предмете. | | |
3 | 3 | Выборочное написание предложений о предмет. | | |
4 | 4 | Выборочное написание предложений о предмете. | | |
5 | 5 | Дополнение предложений подходящими по смыслу словами. | | |
6 | 6 | Дополнение предложений подходящими по смыслу словами. | | |
7 | 7 | Работа с деформированным предложением. | | |
8 | 8 | Работа с деформированным предложением. | | |
9 | 9 | Работа с деформированным предложением. | | |
10 | 10 | Составление предложений по опорным картинкам. | | |
11 | 11 | Составление предложений по опорным картинкам. | | |
12 | 12 | Составление предложений по опорным картинкам. | | |
13 | 13 | Расчленение сплошного текста на предложения. | | |
14 | 14 | Расчленение сплошного текста на предложения. | | |
15 | 15 | Расчленение сплошного текста на предложения. | | |
16 | 16 | Составление предложений, используя вопросы. | | |
17 | 17 | Составление предложений, используя вопросы. | | |
18 | 18 | Составление предложений, используя вопросы. | | |
19 | 19 | Составление предложений по картинке. | | |
20 | 20 | Составление предложений по картинке. | | |
21 | 21 | Составление предложений по картинке. | | |
22 | 22 | Контрольное списывание. | | |
23 | 23 | Деление текста на предложения. | | |
| | Звуки и буквы – 29 ч | | |
24 | 1 | Определение звуков и букв. | | |
25 | 2 | Определение звуков и букв. | | |
26 | 3 | Слова сходные по звучанию. | | |
27 | 4 | Слова сходные по звучанию. | | |
28 | 5 | Сходные по буквам слова. | | |
29 | 6 | Сходные по буквам слова. | | |
30 | 7 | Сходные по буквам слова. | | |
31 | 8 | Алфавит (порядок букв в русском языке). | | |
32 | 9 | Алфавит (порядок букв в русском языке). | | |
33 | 10 | Расположение слов в алфавитном порядке. | | |
34 | 11 | Расположение слов в алфавитном порядке. | | |
35 | 12 | Знакомство с книгой «Орфографический словарь для школьников». | | |
36 | 13 | Гласные звуки и буквы. | | |
37 | 14 | Гласные звуки и буквы. | | |
38 | 15 | Согласные звуки и буквы. | | |
39 | 16 | Согласные звуки и буквы. | | |
40 | 17 | Сопоставление гласных и согласных звуков. | . | |
41 | 18 | Слогообразующая роль гласных. | | |
42 | 19 | Слогообразующая роль гласных. | | |
43 | 20 | Деление слова на слоги. | | |
44 | 21 | Деление слова на слоги. | | |
45 | 22 | Гласные буквы И, Е. | | |
46 | 23 | Гласные буквы И, Е. | | |
47 | 24 | Гласные буквы Ё, Ю. | | |
48 | 25 | Гласные буквы Я, Э. | | |
49 | 26 | Ударение в слове. Знак ударение. | | |
50 | 27 | Гласные ударные и безударные | | |
51 | 28 | Гласные ударные и безударные | | |
52 | 29 | Контрольное списывание | | |
| | Слово-63 | | |
53 | 1 | Упражнения в постановке ударения в словах. | | |
54 | 2 | Ударение в словах-омографах (замок – замок). | | |
55 | 3 | Ударение в словах-омографах (замок – замок). | | |
56 | 4 | Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. | | |
57 | 5 | Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. | | |
58 | 6 | Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных. | | |
59 | 7 | Деление слов на слоги. | | |
60 | 8 | Деление слов на слоги. | | |
61 | 9 | Перенос части слова при письме. | | |
62 | 10 | Перенос части слова при письме. | | |
63 | 11 | Правило переноса, где слог – гласная буква. | | |
64 | 12 | Твердые и мягкие согласные (понятие). | | |
65 | 13 | Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости гласными е, ё, ю, я, и. | | |
66 | 14 | Упражнения в написании слов с твердыми и мягкими согласными. | | |
67 | 15 | Упражнения в написании слов с твердыми и мягкими согласными. | | |
68 | 16 | Мягкий знак на конце слова. Образование слов с мягким знаком. | | |
69 | 17 | Мягкий знак на конце слова. Образование слов с мягким знаком. | | |
70 | 18 | Мягкий знак в середине слова. | | |
71 | 19 | Мягкий знак в середине слова. | | |
72 | 20 | Мягкость согласных перед гласными и, ю, я, е, ё и буквой ь. | | |
73 | 21 | Правописание жи – ши. | | |
74 | 22 | Правописание жи – ши. | | |
75 | 23 | Правописание ча – ща. | | |
76 | 24 | Правописание ча – ща. | | |
77 | 25 | Правописание чу – щу. | | |
78 | 26 | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. | | |
79 | 27 | Парные звонкие и глухие согласные. | | |
80 | 28 | Парные звонкие и глухие согласные. | | |
81 | 29 | Различие слов с парными звонкими и глухими согласными Б-П, Д -Т, К-Г. | | |
82 | 30 | Произношение и правописание слов с парными согласными Ж – Ш, З-С, В-Ф. | | |
83 | 31 | Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. | | |
84 | 32 | Звонкие и глухие согласные на конце слова. | | |
85 | 33 | Сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласными в форме одних и тех же слов. | | |
86 | 34 | Объяснения в написании слов со звонкой и глухой согласной на конце. | | |
87 | 35 | Проверка написания путём изменения формы слова (гриб-грибы). | | |
88 | 36 | Написание звонких и глухих согласных на конце слова. | | |
89 | 37 | Понятие о разделительном мягком знаке. | | |
90 | 38 | Правило переноса слов с разделительным «Ь» знаком. | | |
91 | 39 | Разделительный мягкий знак в словах, обозначающих много предметов. | | |
92 | 40 | Правописание слов с разделительным Ь знаком. | | |
93 | 41 | Слова, обозначающие названия предметов. | | |
94 | 42 | Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? что это? | | |
95 | 43 | Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам. | | |
96 | 44 | Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам. | | |
97 | 45 | Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных. | | |
98 | 46 | Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц. | | |
99 | 47 | Понятия о словах, обозначающих действие, умение находить их в тексте. | | |
100 | 48 | Вопросы что делает? что делал? что будет делать? Дописывание предложений. | | |
101 | 49 | Вопросы: что сделал? что сделает? Постановка вопросов. | | |
102 | 50 | Изменение слов, обозначающих действия, по числам. | | |
103 | 51 | Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. | | |
104 | 52 | Согласование со словом, обозначающим предмет и действие предмета. | | |
105 | 53 | Понятия о словах, которые обозначают названия признаков. | | |
106 | 54 | Понятия о словах, которые обозначают названия признаков. | | |
107 | 55 | Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков. | | |
108 | 56 | Сравнивание двух предметов по их качествам(снег белый, а уголь чёрный) | | |
109 | 57 | Сравнивание двух предметов по их качествам(снег белый, а уголь чёрный) | | |
110 | 58 | Согласование слов, обозначающих признаки со словами, обозначающие название предметов. | | |
111 | 59 | Согласование слов, обозначающих признаки со словами, обозначающие название предметов. | | |
112 | 60 | Понятие о предлоге. Правописание предлогов. | | |
113 | 61 | Понятие о предлоге. Правописание предлогов. | | |
114 | 62 | Понятие о предлоге. Правописание предлогов. | | |
115 | 63 | Контрольное списывание | | |
116 | 1 | Предложение-20ч. Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного (Кого? Чего?) падежа | | |
117 | 2 | Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного (Кого? Чего?) падежа | | |
118 | 3 | Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного (Кого? Чего?) падежа | | |
119 | 4 | Составление предложений с употреблением винительного (Кого? Что?) падежа | | |
120 | 5 | Составление предложений с употреблением винительного (Кого? Что?) падежа | | |
121 | 6 | Составление предложений с употреблением винительного (Кого? Что?) падежа | | |
122 | 7 | Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного (Кого? Чего?) падежа | | |
123 | 8 | Составление предложений с употреблением дательного(Кому? Чему?) падежа. | | |
124 | 9 | Составление предложений с употреблением дательного(Кому? Чему?) падежа. | | |
125 | 10 | Составление предложений с употреблением дательного(Кому? Чему?) падежа. | | |
126 | 11 | Составление предложений с употреблением творительного(Кем? Чем?) падежа | | |
127 | 12 | Составление предложений с употреблением творительного(Кем? Чем?) падежа | | |
128 | 13 | Составление предложений с употреблением предложного ( О ком? О чём?) падежа | | |
129 | 14 | Составление предложений с употреблением предложного ( О ком? О чём?) падежа | | |
130 | 15 | Составление предложений с употреблением предложного ( О ком? О чём?) падежа | | |
131 | 16 | Составление предложений с употреблением предложного ( О ком? О чём?) падежа | | |
132 | 17 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска) | | |
133 | 18 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска) | | |
134 | 19 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска) | | |
135 | 20 | Контрольное списывание | | |
136 | 1 | Повторение Повторение по теме «Звуки и буквы» | | |
137 | 2 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | | |
138 | 3 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | | |
139 | 4 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | | |
140 | 5 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | | |
141 | 6 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | | |
142 | 7 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | | |
143 | 8 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | | |
144 | 9 | Повторение по теме «Слово» | | |
145 | 10 | Повторение по теме «Слово» | | |
146 | 11 | Повторение по теме «Слово» | | |
147 | 12 | Повторение по теме «Слово» | | |
148 | 13 | Повторение по теме «Слово» | | |
149 | 14 | Повторение по теме «Слово» | | |
150 | 15 | Повторение по теме «Слово» | | |
151 | 16 | Повторение по теме «Слово» | | |
152 | 17 | Повторение по теме «Слово» | | |
153 | 18 | Повторение по теме «Слово» | | |
154 | 19 | Повторение по теме «Слово» | | |
155 | 20 | Повторение по теме «Слово» | | |
156 | 21 | Повторение по теме «Слово» | | |
157 | 22 | Повторение по теме «Слово» | | |
158 | 23 | Большая буква в именах людей. | | |
159 | 24 | Большая буква в именах людей. | | |
160 | 25 | Большая буква в именах людей. | | |
161 | 26 | Большая буква в именах людей. | | |
162 | 27 | Большая буква в именах людей. | | |
163 | 28 | Большая буква в именах людей. | | |
164 | 29 | Большая буква в кличках животных. | | |
165 | 30 | Большая буква в именах людей. | | |
166 | 31 | Согласование слов в предложении. | | |
167 | 32 | Согласование слов в предложении. | | |
168 | 33 | Согласование слов в предложении. | | |
169 | 34 | Согласование слов в предложении. | | |
170 | 35 | Итоговый урок | | |
Перечень учебно- методического обеспечения:
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2012г»
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс, 1—4 классы», допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
4-е издание М.: Просвещение, 2006. - 192 с.