СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по развитию речи "Речь и коммуникация" для детей с ОВЗ, 3 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по развитию речи "Речь и коммуникация" для детей с ОВЗ. 3класс. Календарно- тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по развитию речи "Речь и коммуникация" для детей с ОВЗ, 3 класс»


МБОУ Лесоперевалочная СОШ - №2





Рекомендовано:


Утверждено:

ШМО начальных классов


Приказом директора

от «28» 08. 2015г. №


от «01» 09. 2015г. № 96





Адаптированная программа

по логопедии

«Речь и коммуникация»

на 2015 - 2016 учебный год

3 класс






Составитель:

Капустина Ольга Михайловна

учитель - логопед





с. Бельтирское, 2015г.

Пояснительная записка к рабочей программе «Речь и коммуникация» для учащихся VIII вида 3 класса

Рабочая программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс, 1—4 классы», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание, в соответствии с нормативными документами:

  1.  Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный закон от 24.11.1995г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

  3. Закон Республики Хакасия от 05.07.2013г № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия»

  4. Федеральный закон от 01.12.2014г № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» .             

Программа адресована учащимся 3 класса МБОУ Лесоперевалочной СОШ-2 , имеющим рекомендации МПК «Обучение по программе 8 вида», где интегрировано обучаются учащиеся, которые в силу уровня  познавательного развития не могут освоить базовый минимум содержания программного материала. Поэтому при составлении адаптированной рабочей программы по развитию речи «Речь и коммуникация» для 3 класса были использованы следующие рекомендации: усилена практическая направленность обучения, увеличено количество часов, предназначенных на повторение пройденного материала. Обучаемые с ОВЗ послушные, не агрессивные, но не общительные. Наблюдаются недостатки памяти, внимания, также отставание и своеобразие в мыслительной деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием НС. Быстро утомляются, работоспособность падает, а иногда просто перестает выполнять начатую деятельность. Отмечается слабость развития отдельных психических процессов. Концентрация и распределение внимания снижены, узок объем. Преобладает зрительная память. Темп запоминания медленный, воспроизведение неполное. При организующей помощи доступно использование приемов логического запоминания. Охотно и достаточно продуктивно используют помощь. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучении, я по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово. В процесс е практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть - корень.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

Связная речь.  Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 2-4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.


Цель предмета:

- выработка у детей навыков грамотного письма;

- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;

- социальная адаптация и реабилитация.

Обучение письму способствует решению следующих задач:

- дать учащимся начальные знания по грамматике;

- познакомить учащихся со словами, обозначающими названия предметов, названия

действий;

- формировать умение выделять предложение из речи, текста;

- познакомить с построением простого предложения;

- формировать навыки устной и письменной речи;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речь и коммуникация»

Личностными результатами изучения курса в 3-м классе является формирование следующих умений:

Осознание языка, как основного средства человеческого общения.

Самоконтроль процесса и результата деятельности

Самоконтроль процесса и результата деятельности

Проявляет интерес к процессу письма, способам решения новой частной задачи, желание учиться.

Осознание языка, как основного средства человеческого общения.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметными результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу организовывать свою работу.

Познавательные УУД:

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Строить сообщения в устной и письменной форме. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи ( в рамках доступного)

Коммуникативные УУД:

оформляет свою речь в устной и письменной речи, старается договариваться, уступать, находить общее решение, оформляет свою речь в устной и письменной речи

Предметные результаты освоения курса

«Звуки и буквы»

Учащиеся должны знать:

- алфавит,

- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),

- употреблять ь на конце и в середине слова,

- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

«Слово»

Учащиеся должны знать:

- предлоги до, без, под, над, около, перед,

Учащиеся должны уметь:

- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

- правильно писать имена собственные,

- писать предлоги раздельно с другими словами,

- употреблять разделительный ъ,

- подбирать родственные слова, находить корень,

- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.

«Предложение»

Учащиеся должны знать:

- члены предложения: подлежащее, сказуемое.

Учащиеся должны уметь:

- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

«Связная речь»

Учащиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,

Способы и формы оценки образовательных результатов

Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

При оценке устных ответов принимаются во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,

полнота ответа, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Календарно – тематическое планирование

по предмету «Речь и коммуникация». 3 класс


№ п/п

№ урока

Тема урока

Планированная дата

Фиксированная дата

1

1

Предложение- 23ч.

Предложение



2

2

Выборочное написание предложений о предмете.


3

3

Выборочное написание предложений о предмет.



4

4

Выборочное написание предложений о предмете.



5


5

Дополнение предложений подходящими по смыслу словами.



6

6

Дополнение предложений подходящими по смыслу словами.


7

7

Работа с деформированным предложением.



8

8

Работа с деформированным предложением.



9

9

Работа с деформированным предложением.



10

10

Составление предложений по опорным картинкам.



11

11

Составление предложений по опорным картинкам.



12

12

Составление предложений по опорным картинкам.



13

13

Расчленение сплошного текста на предложения.



14

14

Расчленение сплошного текста на предложения.



15

15

Расчленение сплошного текста на предложения.



16

16

Составление предложений, используя вопросы.



17

17

Составление предложений, используя вопросы.



18

18

Составление предложений, используя вопросы.



19

19

Составление предложений по картинке.


20

20

Составление предложений по картинке.



21

21

Составление предложений по картинке.



22

22

Контрольное списывание.



23

23

Деление текста на предложения.




Звуки и буквы – 29 ч



24

1

Определение звуков и букв.



25

2

Определение звуков и букв.



26

3

Слова сходные по звучанию.


27

4

Слова сходные по звучанию.



28

5

Сходные по буквам слова.



29

6

Сходные по буквам слова.


30

7

Сходные по буквам слова.



31

8

Алфавит (порядок букв в русском языке).


32

9

Алфавит (порядок букв в русском языке).



33

10

Расположение слов в алфавитном порядке.


34

11

Расположение слов в алфавитном порядке.



35

12

Знакомство с книгой «Орфографический словарь для школьников».


36

13

Гласные звуки и буквы.


37

14

Гласные звуки и буквы.



38

15

Согласные звуки и буквы.


39

16

Согласные звуки и буквы.



40

17

Сопоставление гласных и согласных звуков.

.


41

18

Слогообразующая роль гласных.


42

19

Слогообразующая роль гласных.



43

20

Деление слова на слоги.


44

21

Деление слова на слоги.



45

22

Гласные буквы И, Е.


46

23

Гласные буквы И, Е.



47

24

Гласные буквы Ё, Ю.


48

25

Гласные буквы Я, Э.



49

26

Ударение в слове. Знак ударение.



50

27

Гласные ударные и безударные



51

28

Гласные ударные и безударные



52

29

Контрольное списывание





Слово-63



53

1

Упражнения в постановке ударения в словах.




54

2

Ударение в словах-омографах (замок – замок).



55

3

Ударение в словах-омографах (замок – замок).



56

4

Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.



57

5

Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.



58

6

Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных.


59

7

Деление слов на слоги.


60

8

Деление слов на слоги.



61

9

Перенос части слова при письме.


62

10

Перенос части слова при письме.



63

11

Правило переноса, где слог – гласная буква.


64

12

Твердые и мягкие согласные (понятие).


65

13

Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости гласными е, ё, ю, я, и.


66

14

Упражнения в написании слов с твердыми и мягкими согласными.


67

15

Упражнения в написании слов с твердыми и мягкими согласными.



68

16

Мягкий знак на конце слова. Образование слов с мягким знаком.


69

17

Мягкий знак на конце слова. Образование слов с мягким знаком.



70

18

Мягкий знак в середине слова.


71

19

Мягкий знак в середине слова.



72

20

Мягкость согласных перед гласными и, ю, я, е, ё и буквой ь.


73

21

Правописание жи – ши.


74

22

Правописание жи – ши.



75

23

Правописание ча – ща.


76

24

Правописание ча – ща.



77

25

Правописание чу – щу.



78

26

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.


79

27

Парные звонкие и глухие согласные.


80

28

Парные звонкие и глухие согласные.



81

29

Различие слов с парными звонкими и глухими согласными Б-П, Д -Т, К-Г.


82

30

Произношение и правописание слов с парными согласными Ж – Ш, З-С, В-Ф.


83

31

Парные звонкие и глухие согласные в середине слова.


84

32

Звонкие и глухие согласные на конце слова.


85

33

Сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласными в форме одних и тех же слов.


86

34

Объяснения в написании слов со звонкой и глухой согласной на конце.


87

35

Проверка написания путём изменения формы слова (гриб-грибы).


88

36

Написание звонких и глухих согласных на конце слова.


89

37

Понятие о разделительном мягком знаке.


90

38

Правило переноса слов с разделительным «Ь» знаком.


91

39

Разделительный мягкий знак в словах, обозначающих много предметов.


92

40

Правописание слов с разделительным Ь знаком.


93

41

Слова, обозначающие названия предметов.


94

42

Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? что это?


95

43

Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам.


96

44

Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам.


97

45

Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.


98

46

Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.



99

47

Понятия о словах, обозначающих действие, умение находить их в тексте.


100

48

Вопросы что делает? что делал? что будет делать? Дописывание предложений.


101

49

Вопросы: что сделал? что сделает? Постановка вопросов.


102

50

Изменение слов, обозначающих действия, по числам.


103

51

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.


104

52

Согласование со словом, обозначающим предмет и действие предмета.


105

53

Понятия о словах, которые обозначают названия признаков.


106

54

Понятия о словах, которые обозначают названия признаков.



107

55

Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков.


108

56

Сравнивание двух предметов по их качествам(снег белый, а уголь чёрный)


109

57

Сравнивание двух предметов по их качествам(снег белый, а уголь чёрный)



110

58

Согласование слов, обозначающих признаки со словами, обозначающие название предметов.


111

59

Согласование слов, обозначающих признаки со словами, обозначающие название предметов.


112

60

Понятие о предлоге. Правописание предлогов.


113

61

Понятие о предлоге. Правописание предлогов.


114

62

Понятие о предлоге. Правописание предлогов.


115

63

Контрольное списывание




116


1

Предложение-20ч.

Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного (Кого? Чего?) падежа


117

2

Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного (Кого? Чего?) падежа


118

3

Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного (Кого? Чего?) падежа



119

4

Составление предложений с употреблением винительного (Кого? Что?) падежа


120

5

Составление предложений с употреблением винительного (Кого? Что?) падежа



121

6

Составление предложений с употреблением винительного (Кого? Что?) падежа



122

7

Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного (Кого? Чего?) падежа


123

8

Составление предложений с употреблением дательного(Кому? Чему?) падежа.


124

9

Составление предложений с употреблением дательного(Кому? Чему?) падежа.


125

10

Составление предложений с употреблением дательного(Кому? Чему?) падежа.



126

11

Составление предложений с употреблением творительного(Кем? Чем?) падежа


127

12

Составление предложений с употреблением творительного(Кем? Чем?) падежа



128

13

Составление предложений с употреблением предложного ( О ком? О чём?) падежа


129

14

Составление предложений с употреблением предложного ( О ком? О чём?) падежа



130

15

Составление предложений с употреблением предложного ( О ком? О чём?) падежа



131

16

Составление предложений с употреблением предложного ( О ком? О чём?) падежа



132

17

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска)


133

18

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска)



134

19

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска)


135

20

Контрольное списывание




136


1

Повторение

Повторение по теме «Звуки и буквы»


137

2

Повторение по теме «Звуки и буквы»


138

3

Повторение по теме «Звуки и буквы»



139

4

Повторение по теме «Звуки и буквы»


140

5

Повторение по теме «Звуки и буквы»



141

6

Повторение по теме «Звуки и буквы»


142

7

Повторение по теме «Звуки и буквы»



143

8

Повторение по теме «Звуки и буквы»



144

9

Повторение по теме «Слово»


145

10

Повторение по теме «Слово»



146

11

Повторение по теме «Слово»



147

12

Повторение по теме «Слово»



148

13

Повторение по теме «Слово»



149

14

Повторение по теме «Слово»



150

15

Повторение по теме «Слово»



151

16

Повторение по теме «Слово»


152

17

Повторение по теме «Слово»


153

18

Повторение по теме «Слово»


154

19

Повторение по теме «Слово»


155

20

Повторение по теме «Слово»


156

21

Повторение по теме «Слово»


157

22

Повторение по теме «Слово»


158

23

Большая буква в именах людей.


159

24

Большая буква в именах людей.



160

25

Большая буква в именах людей.



161

26

Большая буква в именах людей.



162

27

Большая буква в именах людей.



163

28

Большая буква в именах людей.



164

29

Большая буква в кличках животных.


165

30

Большая буква в именах людей.



166

31

Согласование слов в предложении.


167

32

Согласование слов в предложении.



168

33

Согласование слов в предложении.



169

34

Согласование слов в предложении.


170

35

Итоговый урок



Перечень учебно- методического обеспечения:


Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2012г»

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс, 1—4 классы», допущена Министерством образования и науки Российской Федерации

 4-е издание М.: Просвещение, 2006. - 192 с.