Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нестеровская средняя школа имени В.И.Пацаева»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании ШМО Директор школы
_______________________ _______________________
Подпись/расшифровка подписи Подпись/расшифровка подписи
Протокол № ___ от ____ 201_ г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
________________________
Подпись/расшифровка подписи
«__» ______ 20 г.
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ
по трудовому обучению
Уровень образования (класс) __4А__(на дому)_____________________
(начальное общее образование с ОВЗ 8 вид)
Составитель: Сборнова Светлана Михайловна
г. Нестеров
2017 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой , нормативных документов:
1. Закона РФ “Об образовании» от 10.07.1992г.
2.Постановления Правительства РФ от 18.07.1996г. № 861 (с изменениями на 1 февраля 2005 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
3.Приказа Министерства образования РФ от 10.04.02г. № 29/2065 “Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
5.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
7.Приказа Министерства образования и науки от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
8. Рекомендаций ПМПК
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования в классах VIII вида и соответствует базисному учебному плану МАОУ СОШ г.Нестерова
Содержание программы
4 класс (9 ч)
Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия)
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя,
проволоки, пластилина.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Свойства материалов, используемые при работе:
цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т.д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков.
Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек,
проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
Работа с бумагой и картоном
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек
квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Назначение окантовки в изделиях из картона.
Материалы, применяемые для окантовки, - переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
П р и е м ы р а б о т ы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и
намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
Работа с природными материалами
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий,
чтения книг, просмотра кинофильма).
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Свойства природных материалов, используемые в
работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
Работа с бумагой и картоном
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и мауок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов
(кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона
ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
Работа с текстильными материалами
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов
закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Назначение косого обметочного стежка. Нитки,
ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение
косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
Работа с бумагой и картоном (объемные изделия из картона)
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки
по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Элементарные сведения о назначении картона как
материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.
П р и е м ы р а б о т ы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона
ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
Работа с текстильными материалами
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание
рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды
вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
П р и е м ы р а б о т ы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы умения:
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Выпускник научится:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
Выпускник научится:
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний
Выпускник получит возможность научиться:
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные:
Выпускник научится:
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи)
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
Выпускник получит возможность научиться:
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент
Предметные результаты
Учащийся научится:
ориентироваться в задании по вопросам и самостоятельно;
сравнивать образцы с натуральными объектами, иллюстрациями, муляжами по вопросам учителя и самостоятельно;
самостоятельно составлять план работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно;
выполнять самостоятельно несложные изделия;
придерживаться планирования при изготовлении изделия;
осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя;
употреблять в речи техническую терминологию;
выполнять словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно;
делать подробный анализ своего изделия по вопросам учителя;
Получит возможность научиться
ориентироваться на листе бумаги;
уметь на глаз и с помощью линейки определять высоту, длину и ширину изделия;
обозначать размеры в сантиметрах;
соблюдать пропорции и размеры; правильно располагать детали;
узнавать и называть геометрические тела;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: высокий - низкий, широкий — узкий, равны ; пространственные отношения предметов: впереди— сзади, справа— слева, рядом.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение. Техника безопасности. Аппликация – орнамент (коврик) | 1 |
2 | Работа с природными материалами Панно из листьев. | 1 |
3 | Работа с бумагой и картоном Предметные аппликации. Дом | 1 |
4 | Работа с бумагой Снежинки | 1 |
5 | Работа с тканью Украшение подушечки для игл | 1 |
6 | Работа с пластичными материалами. Посуда | 1 |
7 | Работа с пластичными материалами Модели овощей | 1 |
8 | Работа с конструктором. Игрушечная мебель | 1 |
9 | Лепка из пластилина. Фигурки животных | 1 |
Итого | | 9 |