Адаптированная программа
по предмету «Физическая культура»
4 класс
для детей с легкой умственной отсталостью.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по физкультуре для 1-4 классов разработана на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 1-4 классов, под редакцией В.В. Воронковой по предмету «Физическое воспитание». Издательство М.:
«Просвещение», 2008 г. В учебном плане ОУ на изучение предмета «Физкультура» отведено по 3 часа в каждом классе,102 часа в год.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственны, эстетическим, трудовым обучением.
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физи- ческим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция и компенсация нарушений физического развития;
развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
формирование, развитие и совершенствования двигательных умений и навыков;
развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
укрепления здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упраж- нениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духов- ных способностей ребёнка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям дол- жны просматриваться следующие принципы:
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива;
комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого- физиологических теорий.
Содержание рабочей программы
Формы организации
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся раз- нообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в ре- жиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделить на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятиях, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных игр. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описании техники их выполнения и т. п.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жёсткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его ос- новной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образо- вательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качеств, физической нагрузке и её влияния на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над её величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
Нормативно-правовая база разработки адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью №1599 от 19 декабря 2014 г.;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный №19993) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1) МКОУ Юдановская СОШ.
Знание о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревнова- тельные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности.
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствова- ния двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование.
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упораприсев; мост из положения лёжа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом её вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приёма; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Лёгкая атлетика
Бег на коротки и длинные дистанции;
Метание мяча;
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Подвижные игры
Используются во всех разделах программы:
«Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увёрты-
вайся от мяча».
«Лёгкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка,
поймай ленту», «Метатели».
Спортивные игры
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек (змейкой), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств: с предметами, без предметов.
Коррекционные общеразвивающие упражнения направлены на:
Развитие пространственно-временной дифференцировки и точности движений;
Формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве;
Интелектуально-познавательное развитие.
На изучение предмета «Физкультура» в 1-4 классах отводится 3 часа в неделю,102 часа в год.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитывается индивидуальные возможности, уровень физи- ческого развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма,
неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки - это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже пред- полагаемого. К значительным ошибкам относятся:
-старт не из требуемого положения;
-отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
-бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
-несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки - это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки).
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколь- ко мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнения не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1-4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии,
с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе, лазанье. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | | |
Дата | Корректировка |
1. | Ознакомление с правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. Совершенствование построений в шеренгу, колонну, выполнение строевых команд. Разучивание общеразвивающих упражнений для комплекса утренней гимнастики. Подвижная игра «Салки» | 1 | | |
2. | Обучение равномерному бегу по дистанции до 400 метров. Совершенствование высокого и низкого старта, стартового ускорения. Разучивание специальных беговых упражнений. Игра «Подвижная цель» | 1 | | |
3. | Совершенствование строевых упражнений. Контроль двигательных качеств: бег на 30 м (скорость) | 1 | | |
4. | Контроль за развитием двигательных качеств: прыжок в длину с места. Совершенствование техники бега. Подвижная игра «Охотники и утки» | 1 | | |
5. | Ознакомление с историей развития физической культуры в России в 17- 19 вв. и ее значением для подготовки солдат русской армии. Обучение бегу на 60 м с высокого и низкого старта. Игра-эстафета «За мячом противника» | 1 | | |
6. | Совершенствование навыка метания теннисного мяча в игре- эстафете «За мячом противника». Контроль двигательных качеств: бег на 60 м с высокого старта. | 1 | | |
7. | Совершенствование техники бега. Контроль двигательных качеств: бег на 1000 метров | 1 | | |
8. | Контроль двигательных качеств: метание теннисного мяча на дальность. Развитие двигательных качеств посредством игры «Подвижная цель» | 1 | | |
9. | Объяснение понятия «физическая подготовка» во взаимосвязи систем дыхания и кровообращения. Совершенствование техники низкого старта, стартового ускорения, финиширования. Игра-эстафета «Преодолей препятствия» | 1 | | |
| 2 четверть | | | |
10. | Совершенствование прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». Развитие скоростно-силовых качеств. Подвижная игра «Волк во рву» | 1 | | |
11. | Совершенствование пржка в длину с разбега. Подвижная игра «Прыгающие воробушки». Развития внимания, мышления, двигательных качеств посредством подвижных игр. | 1 | | |
12. | Контроль двигательных качеств: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Развития внимания, ловкости в игре «Прыгающие воробушки» | 1 | | |
13. | Ознакомление со способами регулирования физической нагрузки. Развитие координационных качеств в упражнениях эстафет с мячами | 1 | | |
14. | Контроль двигательных качеств: челночный бег 3 по 10 м. Совершенствование прыжков через низкие барьеры. | 1 | | |
15. | Обучение разбегу в прыжках в высоту способом «перешагивание». Развитие скоростно-силовых качеств мышц ног (прыгучесть) | 1 | | |
16. | Обучение прыжкам в высоту способом «перешагивание». Совершенствование разбега в прыжках в высоту способом «перешагивание» | 1 | | |
17. | Совершенствование разбега и прыжка в высоту способом «перешагивание». Подвижная игра «Удочка» | 1 | | |
18. | . Разучивание игровых действий эстафет (броски, ловля, старт из различных положений) Развитие координационных способностей в эстафетах «Веселые старты». | 1 | | |
19. | Ознакомление с правилами поведения в зале с инвентарем и на гимнастических снарядах. Развитие внимания, мышления, координации в общеразвивающих упражнениях. Подвижная игра «Перестрелка» | 1 | | |
20. | Повторение безопасного выполнения физических упражнений. Контроль двигательных качеств: подъем туловища за 30 секунд. Подвижная игра «посадка картофеля» | 1 | | |
21. | Совершенствование упражнений акробатики: группировка, перекаты в группировке, кувырки, упор. Развитие скоростных качеств, ловкости, внимания в упражнениях круговой | 1 | | |
22. | Совершенствование выполнения упражнения «стойка на лопатках»., «мост», кувырок вперед, кувырок назад. Развитие координации в упражнениях акробатики и гимнастики | 1 | | |
23. | Совершенствование прыжков со скакалкой, выполнение упражнений в равновесиях и упорах на низком гимнастическом бревне | 1 | | |
24. | Обучение опорному прыжку через гимнастического козла. Игра «Попрыгунчики-воробушки» | 1 | | |
25. | Совершенствование прыжков через гимнастического козла. Развитие внимания, координации, двигательных качеств в упражнениях полосы препятствий. | 1 | | |
26. | Ознакомление со способами регулирования физической нагрузки по изменению величины отягощения. Разучивание упражнений с набивными мячами разного веса (1 кг, 2 кг) | 1 | | |
27. | Контроль двигательных качеств: наклон вперед из положения стоя. Совершенствование техники выполнения упражнений акробатики методом круговой тренировки. Игра «Ниточка и иголочка» | 1 | | |
28. | Обучение перемаху из виса стоя присев толчком двумя ногами, согнув ноги, в вис сзади согнувшись на низко перекладине Игра «Ниточка и иголочка» | 1 | | |
29. | Обучение упражнениям на перекладине в определенной последовательности. Подвижная игра «Перемена мест» | 1 | | |
30. | Контроль двигательных качеств: подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (девочки) и потягивания на перекладине (мальчики). Совершенствование кувырков вперед. Подвижная игра «Перемена мест» | 1 | | |
31. | Совершенствование разученных элементов гимнастики в игре «Альпинисты». Развитие силовых способностей посредством парных упражнений акробатики у гимнастической стенки | 1 | | |
32. | Совершенствование лазанья по канату в три приема. Развитие скоростно-силовых способностей (подъем туловища лежа на спине). Подвижная игра «Кто быстрее» | 1 | | |
33. | Разучивание комплекса ОРУ с гимнастическими палками. | 1 | | |
34. | Совершенствование бросков теннисного мяча в цель. Разучивание упражнений на коррекцию осанки. Игра «Чья команда быстрее осалит игроков» | 1 | | |
35. | Ознакомление с правилами безопасности в упражнениях с мячами. Разучивание комплекса ОРУ с баскетбольными мячами. Игра «Передал- садись» | 1 | | |
36. | Совершенствование техники выполнения бросков мяча в кольцо способом «снизу» после ведения. Подвижная игра «Мяч соседу». | 1 | | |
37. | Совершенствование бросков баскетбольного мяча в кольцо способом «сверху» после ведения. Подвижная игра «Бросок мяча в колонне» | 1 | | |
38. | Обучение ловле и передаче мяча в движении, в «треугольнике». Совершенствование броска двумя руками от груди. Подвижная игра «Мяч среднему» | 1 | | |
39. | Обучение ведению мяча в движении с изменением направления. Совершенствование броска мяча в кольцо. Развитие координационных способностей в игре в мини-баскетбол | 1 | | |
40. | Ознакомление с передвижениями баскетболиста в игре. Обучение поворотам на месте с мячом в руках. Игра в мини –баскетбол. | 1 | | |
41. | Контроль за развитием двигательных качеств: поднимание туловища за 30 секунд. Игра в мини-баскетбол. | 1 | | |
42. | Совершенствование ведения мяча, остановки в два шага, поворотов с мячом на месте, передачи партнеру. Подвижная игра «Попади в кольцо» | 1 | | |
43. | Совершенствование бросков мяча одной рукой различными способами. Подвижная игра «Мяч среднему». Игра в мини-баскетбол. | 1 | | |
44. | Совершенствование передвижения с ведением мяча приставными шагами левым и правым боком. Игра в мини-баскетбол | 1 | | |
45. | Совершенствование ведения и броска мяча в корзину. Развитие координационных способностей в эстафетах с ведением мяча и броском в корзину. Игра в мини-баскетбол. | 1 | | |
46. | Совершенствование ведения мяча с изменением направления. Развитие координационных способностей в эстафетах с ведением мяча . Игра в мини-баскетбол. | 1 | | |
47. | Контроль за развитием двигательных качеств: броски набивного мяча из-за головы. Подвижная игра «Вышибалы двумя мячами» | 1 | | |
48. | Совершенствование баскетбольных упражнений. Развитие координационных способностей в эстафетах с ведением и передачей мяча. Игра в мини-баскетбол. | 1 | | |
49. | Ознакомление с правилами безопасного поведения на уроках лыжной подготовки. Совершенствование движения на лыжах ступающим и скользящим шагом. | 1 | | |
50. | Совершенствование передвижения на лыжах с палками ступающим и скользящим шагом. | 1 | | |
51. | Совершенствование попеременного двухшажного хода на лыжах с палками. Подвижная игра «Прокатись через ворота» | 1 | | |
52. | Совершенствование одновременного одношажного хода на лыжах с палками. Подвижная игра «Подними предмет» | 1 | | |
53. | Обучение одновременному бесшажному ходу под уклон с палками. Развитие выносливости в ходьбе на лыжах по дистанции 1 км со средней скоростью | 1 | | |
54. | Совершенствование спуска на лыжах в высокой стойке, торможения «Плугом». Обучение подъему на лыжах способом «полуелочка» и «елочка» | 1 | | |
55. | Совершенствование одновременного двухшажного хода на лыжах с палками. Развитие выносливости в ходьбе на лыжах по дистанции до 1500 м | 1 | | |
56. | Совершенствование чередования шага и ходах на лыжах во время прохождения дистанции. | 1 | | |
57. | Совершенствование техники торможения и поворотов на лыжах. Подвижная игра «Прокатись через ворота» | 1 | | |
58. | Совершенствование спуска на лыжах со склона способом «змейка». Развитие выносливости в ходьбе на лыжах по дистанции 1000 м. | 1 | | |
59. | Обучение ходьбе на лыжах по дистанции 1000 м на время | 1 | | |
60. | Разучивание игровых упражнений с бегом на лыжах и без лыж | 1 | | |
61. | Ознакомление с правилами безопасности в спортивном зале с мячами. Совершенствование техники бросков и ловли волейбольного мяча различными способами в парах. | 1 | | |
62. | Совершенствование бросков мяча через сетку различными способами. Обучение ловле мяча с последующими прыжками в два шага к сетке. Игра «Выстрел в небо» | 1 | | |
63. | Совершенствование бросков мяча через сетку из зоны подачи двумя руками. Игра в пионербол. | 1 | | |
64. | Совершенствование подачи мяча через сетку броском одной рукой из зоны подачи. Игра в пионербол | 1 | | |
65. | Обучение положению рук и ног при приеме и передаче мяча сверху и снизу. Игра в пионербол. | 1 | | |
66. | Обучение упражнениям с мячом в парах: верхняя передача мяча с собственным подбрасыванием; -прием сверху и передача мяча после набрасывания партнером. | 1 | | |
67. | Обучение упражнениям с мячом в парах: -нижняя передача мяча с собственным подбрасыванием; -прием снизу и передача мяча после набрасывания партнером | 1 | | |
68. | Правила безопасного поведения на уроках с элементами футбола. Совершенствование стойки волейболиста. Игра в пионербол | 1 | | |
69. | Обучение упражнениям с мячом в парах: -нижняя прямая подача на расстоянии 5-6 метров от партнера; -прием и передача мяча после подачи партнера | 1 | | |
70. | Обучение упражнениям с мячом в парах: - верхняя передача мяча с собственным подбрасыванием; -прием сверху и передача мяча после набрасывания партнером | 1 | | |
71. | Развитие координационных способностей, внимания, ловкости в упражнениях с элементами волейбола | 1 | | |
72. | Совершенствование упражнений с элементами волейбола в парах | 1 | | |
73. | Развитие внимания, мышления, двигательных качеств посредством волейбольных упражнений. Игра в пионербол с элементами воейбола | 1 | | |
74. | Совершенствование упражнений с элементами волейбола индивидуально, в парах, группах. Игра в пионербол с элементами волейбола | 1 | | |
75. | . Совершенствование упражнений с элементами волейбола и применение их в пионерболе | 1 | | |
76. | Разучивание общеразвивающих упражнений с гимнастическими палками и упражнений на гимнастической стенке. Подвижная игра «Салки с домом» | 1 | | |
77. | Развитие координационных способностей в упражнениях акробатики. Подвижная игра «заморочки» | 1 | | |
78. | Обучение упражнениям на гимнастическом бревне высотой 80-100 см(на носках, приставным шагом, выпадами). Подвижная игра «Заморочки» | 1 | | |
79. | Совершенствование упражнений на гимнастическом бревне. Подвижная игра «Ноги на весу» | 1 | | |
80. | Контроль за развитием двигательных качеств: прыжок в длину с места. Совершенствования лазанья по канату в три приема. | 1 | | |
81. | Совершенствование ходьбы по гимнастическому бревну высотой 80-100 см (с поворотами на носках, на одной ноге, повороты прыжком). Подвижная игра «Мышеловка» | 1 | | |
82. | Обучение опорному прыжку через гимнастического козла. Подвижная игра «Охотники и утки» | 1 | | |
83. | Совершенствование перемаха на низкой перекладине. Развитие координации в стойке на руках с опорой о стену. Подвижная игра «Вышибалы» | 1 | | |
84. | Контроль двигательных качеств: подтягивание на низкой перекладине из виса лежа на спине (девочки), подтягивания на перекладине (мальчики). Подвижная игра «Вышибалы» | 1 | | |
85. | Обучение дыхательным упражнениям по методике А. Стрельниковой: «Обними плечи», «Большой маятник», «Перекаты», «Шаги». Развитие силы в упражнениях с гантелями. Разучивание игры «Заморозки» | 1 | | |
86. | Совершенствование дыхательным упражнениям по методике А. Стрельниковой, развитие координации, ловкости, внимания в упражнениях акробатики | 1 | | |
87. | Контроль за развитием двигательных качеств: наклон вперед из положения стоя. Совершенствование дыхательным упражнениям по методике А. Стрельниковой. Подвижная игра «Третий лишний» | 1 | | |
88. | Обучение гимнастики для глаз. Совершенствование упражнений акробатики на развитие гибкости(«мост», «лодочка», «рыбка», шпагат). Подвижная игра «Удочка» | 1 | | |
89. | Совершенствование упражнений гимнастики для глаз. Контроль за развитием двигательных качеств: броски набивного мяча из-за головы. Развития внимания, мышления, координации посредством упражнения акробатики в комбинации. | 1 | | |
90. | Развитие ловкости и координации в упражнениях акробатики. Разучивание игровых действий эстафет с преодолением препятствий и элементами акробатики. | 1 | | |
91. | Обучение специальным беговым упражнениям. Совершенствование беговых упражнений с ускорением с высокого старта. Подвижная игра «Невод». | 1 | | |
92. | Контроль за развитием двигательных качеств: челночный бег 3 по 10 м. Ознакомление со способами закаливания организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах). Игра «Ловишка, поймай ленту» | 1 | | |
93. | Ознакомление с доврачебной помощью при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях. Контроль за развитием двигательных качеств: бег на 30 м. | 1 | | |
94. | Обучение броскам и ловле теннисного мяча на дальность, в максимальном темпе, из разных исходных положений в парах. Игра «Подвижная цель» | 1 | | |
95. | Контроль за развитием двигательных качеств: метание теннисного мяча на дальность. Подвижная игра «Охотники и утки» | 1 | | |
96. | Развитие силы в метании набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами в парах и в кругу. Игра в мини-футбол | 1 | | |
97. | Обучение прыжкам в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров. Совершенствование прыжков в длину с разбега способом «согнув ноги». Игра в мини-футбол. | 1 | | |
98. | Контроль за развитием двигательных качеств: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Равномерный шестиминутный бег. Игра в мини-футбол. | 1 | | |
99. | Контроль за развитием двигательных качеств: бег на 60 м. | 1 | | |
100. | Контроль за развитием двигательных качеств: бег на 1000 м. | 1 | | |
101. | Разучивание упражнений эстафет «Веселые старты» | 1 | | |
102. | Совершенствование подвижных и спортивных игр по выбору | 1 | | |