Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку (грамматика, правописание и развитие речи) для обучающихся 8 класса VIII вида составлена на основе:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2.Письма Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»
3..Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
4.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г. Русский (родной) язык, В.В. Воронкова, раздел «Грамматика, правописание и развитие речи», 2013.
5.Адаптироанная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью МБОУ «Баргузинская СОШ»
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык. 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017 г.
Программой отводится на изучение письма и развития речи 136 часов, 4 часа в неделю.
Цели и задачи.
Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания, коррекции и развития, направленные на формирование личности.
В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни;
сформировать на доступном материале для учащихся достаточно прочные навыки грамотного письма.
Задачи
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание).
Формировать словообразовательные, орфографические и пунктуационные умения и навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме.
Коррекция и развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Обогащать словарный запас, развивать умение пользоваться словарями разных типов.
Воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность; формировать нравственные и личностные качества, умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Письма и развитие речи» в 7 классе является формирование следующих умений:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
название частей речи, их значение;
наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Содержание учебного предмета
Повторение
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Слово
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного — род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
1, 2,3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глаголы на -ся (-сь).
Предложение
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь1
Работа с деформированным текстом.
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.
Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма.
Повторение пройденного за год.
Учебно - тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов | Контрольные работы | Развитие речи |
1 | Повторение | 12 | 1 | 2 |
2 | Состав слова | 25 | 1 | 2 |
Части речи ( 68 ч ) | | |
3 | Имя существительное | 18 | 2 | 1 |
4 | Имя прилагательное | 11 | 1 | 1 |
5 | Местоимение | 20 | 1 | 1 |
6 | Глагол | 19 | 1 | |
7 | Предложение | 20 | 2 | 2 |
8 | Повторение изученного за год | 11 | 1 | 1 |
9 | Итого: | 136 | 10 | 10 |
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во ч | Дата план | Дата факт |
1 | Предложение. | 1 | | |
2 | Простое предложение. | 1 | | |
3 | Предложения распространённые и нераспространённые | 1 | | |
4 | Предложения распространённые и нераспространённые | 1 | | |
5 | Однородные члены предложения | 1 | | |
6 | Однородные члены предложения | 1 | | |
7 | Сложное предложение | 1 | | |
8 | Союзы и, а, но в сложных предложениях и знаки препинания. | 1 | | |
9 | Союзы и, а, но в сложных предложениях и знаки препинания. | 1 | | |
10 | Развитие речи. Телеграмма | 1 | | |
11 | Контрольный диктант по повторению. | 1 | | |
12 | Работа над ошибками. Развитие речи. Деформированный текст. | 1 | | |
13 | Вводный урок. | 1 | | |
14 | Корень и однокоренные слова. | 1 | | |
15 | Приставка - значимая часть слова. Правописание разделительного ъ после приставок. | 1 | | |
16 | Приставка - значимая часть слова. Правописание разделительного ъ после приставок. | 1 | | |
17 | Приставка - значимая часть слова. Правописание разделительного ъ после приставок. | 1 | | |
18 | Суффикс - значимая часть слова. | 1 | | |
19 | Окончание - значимая часть слова. | 1 | | |
20 | Окончание - значимая часть слова. | 1 | | |
21 | Развитие речи. Рассказ по плану. | 1 | | |
22 | Правописание безударных гласных в корне | 1 | | |
23 | Правописание безударных гласных в корне | 1 | | |
24 | Правописание звонких и глухих согласных в корне | 1 | | |
25 | Правописание звонких и глухих согласных в корне | 1 | | |
26 | Правописание непроизносимых согласных в корне | 1 | | |
27 | Правописание непроизносимых согласных в корне | 1 | | |
28 | Гласные и согласные в приставках | 1 | | |
29 | Правописание приставок и предлогов | 1 | | |
30 | Правописание приставок и предлогов | 1 | | |
31 | Правописание приставок и предлогов | 1 | | |
32 | Сложные слова. Соединительные гласные о – е в сложных словах | 1 | | |
33 | Сложные слова. Соединительные гласные о – е в сложных словах | 1 | | |
34 | Контрольная работа по теме «Состав слова» | 1 | | |
35 | Анализ диктанта. Упражнения на закрепление | 1 | | |
36 | Развитие речи. Объяснительная записка | 1 | | |
37 | Тренировочные упражнения | 1 | | |
38 | Имя существительное-18ч. Имя существительное. Роль в предложении | 1 | | |
39 | Основные грамматические категории. Род, число, падеж имен существительных. | 1 | | |
40 | Склонение имен существительных в единственном числе | 1 | | |
41 | Склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения в единственном числе. | 1 | | |
42 | Склонение имен существительных в единственном числе .Правописание падежных окончаний имён существительных 2 склонения в единственном числе. | 1 | | |
43 | Склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён существительных 3 склонения в единственном числе. | 1 | | |
44 | Склонение имен существительных в единственном числе | 1 | | |
45 | Контрольный диктант на тему: «Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа». | 1 | | |
46 | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён существительных | 1 | | |
47 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 | | |
48 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 | | |
49 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 | | |
50 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 | | |
51 | Правописание падежных окончаний существительных. Самостоятельная работа | 1 | | |
52 | Правописание имен существительных в Р.п. мн.ч. с шипящей на конце. Подготовка к диктанту. | 1 | | |
53 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | |
54 | Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. | 1 | | |
55 | Развитие речи. Деловая бумага. Заявление. | 1 | | |
56 | Имя прилагательное 11часов Имя прилагательное. Роль прилагательных в речи. | 1 | | |
57 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. | 1 | | |
58 | Склонение имён прилагательных в единственном числе | 1 | | |
59 | Склонение имён прилагательных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа | 1 | | |
60 | Склонение имён прилагательных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа. | 1 | | |
61 | Склонение имён прилагательных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа. | 1 | | |
62 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | | |
63 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | | |
64 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | | |
65 | Развитие речи. Деловое письмо. Заметка в стенгазету. | 1 | | |
66 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных | 1 | | |
67 | Местоимение 20часов. Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи | 1 | | |
68 | Упражнения в правильном соотнесении местоимения с именем существительным | 1 | | |
69 | Единственное и множественное число личных местоимений | 1 | | |
70 | Лицо и число местоимений | 1 | | |
71 | Лицо и число местоимений | 1 | | |
72 | Лицо и число местоимений | 1 | | |
73 | Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица | 1 | | |
74 | Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица | 1 | | |
75 | Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица | 1 | | |
76 | Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица | 1 | | |
77 | Склонение и правописание личных местоимений 3 лица единственного числа | 1 | | |
78 | Склонение и правописание личных местоимений 3 лица единственного числа | 1 | | |
79 | Склонение и правописание личных местоимений 3 лица единственного числа | 1 | | |
80 | Склонение и правописание личных местоимений 3 лица единственного числа | 1 | | |
81 | Склонение и правописание личных местоимений множественного числа | 1 | | |
82 | Склонение и правописание личных местоимений множественного числа. Тренировочные упражнения в правописании местоимений | 1 | | |
83 | Самостоятельная работа по правописанию местоимений | 1 | | |
84 | Развитие речи. Заметка в стенгазету на тему: «Выбор профессии». | 1 | | |
85 | Контрольный диктант на тему: «Местоимение». | 1 | | |
86 | Работа над ошибками. Повторение. Части речи. Местоимение | 1 | | |
87 | Глагол19часов. Роль глаголов в речи. | 1 | | |
88 | Изменение глаголов по времени (настоящее время) | 1 | | |
89 | Изменение глаголов по времени (настоящее время) | 1 | | |
90 | Изменение глаголов по времени (прошедшее и будущее время). | 1 | | |
91 | Изменение глаголов по времени (прошедшее и будущее время). | 1 | | |
92 | Изменение глаголов по числам. | 1 | | |
93 | Изменение глаголов по числам. | 1 | | |
94 | Изменение глаголов по числам. | 1 | | |
95 | Изменение глагола по родам и числам | 1 | | |
96 | Изменение глагола по родам и числам | 1 | | |
97 | Частица НЕ с глаголами | 1 | | |
98 | Изменение глаголов по лицам (1-ое лицо). | 1 | | |
99 | Изменение глаголов по лицам (2-ое лицо). | 1 | | |
100 | Изменение глаголов по лицам (3 лицо). | 1 | | |
101 | Правописание личных окончаний глаголов во 2-ом лице единственного числа | 1 | | |
102 | Правописание глаголов 3-его лица. | 1 | | |
103 | Правописание глаголов на –тся и –ться. | 1 | | |
104 | Правописание глаголов. Тренировочные упражнения | 1 | | |
105 | Контрольный диктант на тему: «Глагол». | 1 | | |
106 | Простое и сложное предложение | 1 | | |
107 | Тренировочные упражнения | 1 | | |
108 | Главные члены предложения в простом и сложном предложении | 1 | | |
109 | Главные члены предложения в простом и сложном предложении | 1 | | |
110 | Простое предложение с однородными членами предложения | 1 | | |
111 | Простое предложение с однородными членами предложения | 1 | | |
112 | Распространенные однородные члены предложения. | 1 | | |
113 | Бессоюзные перечисления однородных членов предложения. Подготовка к самостоятельной работе | 1 | | |
114 | Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в простом предложении». | 1 | | |
115 | Однородные члены предложения с одиночным союзом -и-. | 1 | | |
116 | Однородные члены предложения с повторяющимся союзом -и-. | 1 | | |
117 | Союзы а, но при однородных членах предложения. | 1 | | |
118 | Развитие речи. Письмо-поздравление | 1 | | |
119 | Сложное предложение | 1 | | |
120 | Сложное предложение с союзом и, а ,но. | 1 | | |
121 | Сложное предложение без союзов. Подготовка к самостоятельной работе | 1 | | |
122 | Контрольная работа по теме: «Знаки препинания в простом и сложном предложении». | 1 | | |
123 | Обращение. | 1 | | |
124 | Знаки препинания при обращении | 1 | | |
125 | Развитие речи. Деловое письмо. Объявление. | 1 | | |
126 | Состав слова. | 1 | | |
127 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | | |
128 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 | | |
129 | Части речи (прилагательное, существительное, глагол, местоимение) | 1 | | |
130 | Части речи (прилагательное, существительное, глагол, местоимение) | 1 | | |
131 | Правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных. | 1 | | |
132 | Склонение личных местоимений. Правописание глаголов | 1 | | |
133 | Простое предложение и сложное предложение. Подготовка к диктанту | 1 | | |
134 | Контрольный диктант (итоговый). | 1 | | |
135 | Анализ диктанта. Упражнения на закрепление. | 1 | | |
136 | Развитие речи. Составление рассказа по вопросам | 1 | | |
1