СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по русскому языку для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по  русскому языку и Программы по русскому языку автора В. В. Бабайцевой  для 5-9 классов. 

 

    

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по русскому языку для 9 класса»







Адаптированная

рабочая программа

по предмету

«Русский язык»

для учащихся 9 классов

на 2020 -2021 учебный год







Составитель: Петрова Т.И.: учитель русского языка и литературы



2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку автора В. В. Бабайцевой для 5-9 классов.



(Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО / Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями), и

Составлена с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе/ АООП ООО ЗПР)





Порядковый номер учебника в Федеральном перечне.

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

1.2.1.1.8.1

1)Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д


Русский язык. Теория.


5-9

«Дрофа»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 

1.1.2.1.1.7.11

2)Пименова С.Н., Еремеева А.П., Купалова и др

Русский язык. практика

9

«Дрофа»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 


Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Основные цели преподавания русского языка в 9 классе состоят в следующем:

  • формирование у учащихся языковой интуиции;

  • приобретение и систематизация знаний о родном языке;

  • овладение функциональной грамотностью;

  • расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;

  • овладение орфографией и пунктуацией;

  • формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;

  • формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

  • обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;


говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.




Рабочая программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Темы для ознакомительного изучения в программе выделены курсивом.

Программа рассчитана на обучение учащихся___9_ классов с задержкой психического развития (ЗПР) (_______ год обучения на уровне основного общего образования).

Тематическое планирование в _9___ классе по учебному предмету, в целом, совпадает с основной общеобразовательной программой основного общего образования и тематическим планированием по предмету.



Система оценивания образовательных достижений обучающихся с ОВЗ в 9 классе

Выставление оценок за контрольный диктант:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущено два исправления или две негрубые ошибки; работа написана аккуратно

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 3 пунктуационных и 3 логопедических ошибок; работа выполнена аккуратно, но допущены исправления

Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических, 4 пунктуационных и 4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены исправления

Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок, допущены исправления

Негрубые ошибки:

- исключение из правил;

- повторение одной и той же буквы;

- недописанное слово;

- перенос слов;

- единичный пропуск буквы на конце слова;

- дважды написанное одно и то же слово в предложении

3 негрубые ошибки + 1 ошибка

Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

За ошибку в диктанте не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);

- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

Оценка за грамматические знания:

«5» - все верно;

«4» - не менее ¾ верно;

«3» - не менее ½ верно;

«2» - не выполнено больше половины задания.

Оценка за словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта):

«5» - нет ошибок;

«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление;

1 ошибка или 1 исправление;

«3» - 3 ошибки и 1 исправление;

2 ошибки и 1 исправление;

«2» - 3-4 ошибки.

При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок:

оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;

оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правил выполнил не менее ¾ заданий;

оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;

оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи:

1. Фонематические ошибки:

б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикуляционные);

ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав).

2. Ошибки анализа и синтеза:

пропуски согласных при их стечении;

пропуски гласных;

добавление гласных;

перестановка букв.

3. Диспраксии (кинетические ошибки):

потеря мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш);

потеря соединения (мл, ми,ао).

4. Ошибки в замене букв по оптическому сходству:

(б-д, в-д, ш-и, ш-т).

Классификация ошибок в письменной речи обучающихся:

I- орфографическая

V- пунктуационная

Г- грамматическая (нарушение согласования, управления, раздельное написание слова, пропуск предлогов, словообразовательные, нарушение границ предложения и др.)

Л- логопедические

Р- речевая лексическая

(коричневые волосы вместо каштановых)

Лог.- логическая

Ф- фактическая

V- пропусков слов

Z- абзац

Нормы оценивая диктантов в 5-9 классах для обучающихся с ОВЗ (ТНР)

Вид диктанта

Нормы оценок (количество ошибок)

«5»

«4»

«3»

«2»

контрольный

1 негрубая орфографическая +

1 негрубая пунктуационная +

1 логопедическая

2 орфографические

+

2 пунктуационные +

3 логопедические

1 орфографическая +

4 пунктуационные

+

3 логопедические

6 орфографических

+

4 пунктуационные

+

4 логопедические

5 орфографических

+

5 пунктуационных

+

4 логопедических

7 орфографических

+

7 пунктуационных

+

5 логопедических

8 орфографических

+

8 пунктуационных

+

6 логопедических и более

Словарный

0

1-2

3-4

до 7



Примечание:

Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.

При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:

в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;

учитывает однотипные ошибки как обычные;

все исправления считает за ошибку.

Завышение оценки происходит по следующим причинам:

учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;

оценка не снижается за многочисленные исправления;

все однотипные ошибки считаются как одна.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:

1. неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

ошибка на правило, не изучаемое в школе;

ошибка в переносе слова;

ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая):

К негрубым орфографическим относятся ошибки:

в исключениях из правил;

в переносе слов;

буквы э-е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);

в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;

при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);

в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т.д.);

в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;

в написании -ы и -и после приставок;

в случаях трудного различения -не и –ни;

в собственных именах нерусского происхождения;

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов);

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки:

Повторяющиеся – это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.

Однотипные – это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова.Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.

Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

Оценка дополнительного задания к диктанту.

Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень выполнения задания

Все задания выполнены верно

Правильно выполнены не менее ¾ всех заданий

Правильно выполнено не менее ½ заданий

Не выполнено более половины заданий


Оценка сочинений и изложений

Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму.

языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.

навыки правописания – орфографические и пунктуационные


Требования к объему сочинений и изложений

Примерный объем текста

9 класс

Подробное изложение (количество слов)

250-350

Классное сочинение (количество страниц)

2,0 – 3,0

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление; вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку.

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений

Фактические ошибки

Логические ошибки

В изложении:

Неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат

- нарушение в последовательности в высказывании

- отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями

- неоправданное повторение высказанной ранее мысли

- раздробление одной микротемы другой микротемой

- несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей

- перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению)

- неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов ( например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кати было два парня: Левин и Вронский;

неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместоотец) одного из малышей);

смешение лексики разных исторических эпох;

употребление штампов;

речевые ошибки в построении текста.

Речевые ошибки в построении текста:

бедность и однообразие синтаксических конструкций;

нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм ( например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);

стилистически неоправданное построение слов;

неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи ( например, Иванов закинул удочку и она клюнула);

неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;

морфологические, связанные с ненормативным образованием форм, слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихнийулыбающий ребенок, ложит и т.д.).

синтаксические

а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении ( например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны)

- нарушение границы предложения ( например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке);

- разрушение ряда однородных членов ( например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами ( например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего ( например, Кусты, они покрывали берег реки);

- пропуски необходимых слов, (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) Ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной связи ( например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);

- отрыв придаточного от определяемого слова ( например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки ( например, терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная).

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании « браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

Нормы оценивания сочинений и изложений

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность




«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается

1 негрубая орфографическая

1 пунктуационная

1 грамматическая

1 логопедическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические + 3 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.

1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.

0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.

«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых) + 4 логопедических ошибок.

6 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических + 4 логопедических ошибок.

«2»

1. Работа не соответствует заявленной теме.

2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частых работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных.

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических.









Требования к уровню подготовленности обучающихся с ОВЗ по русскому языку в9 классе

Учащийся должен:

знать/понимать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

-  слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

-  прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

-  пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

..    - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-  адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

-  пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

-  создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция,  риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию; ТЕКСТ:

-  находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

-  распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

-  пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

-  находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

-  опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

-  объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

-  различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

-  правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

-правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые и сложные предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого и сложного предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.


Коррекционный компонент

Коррекционная работа, приемы, методы и формы

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Основные формы коррекционной работы по русскому языку :
1. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений учащихся. Данное направление является основным направлением работы по русскому языку.
2. Усиление практической направленности обучения русскому языку по вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
3. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов лингвистического разбора.
4. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся (говорения, аудирования, чтения и письма): овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в
устной и письменной форме.
5. Совершенствование умений и навыков каллиграфического письма.











Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9 классе


Международное значение русского языка (1час)

Повторение (11 часов)

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения. Виды предложений по наличию главных членов. Виды односоставных предложений. Предложения с однородными членами и знаки препинания при них.

Предложения с обособленными второстепенными членами.

Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами вставными конструкциями.

Развитие речи: Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Стили речи.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: « Повторение изученного в 5-8 классах».

Сложное предложение (4 часа)

Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения.

Виды сложных предложений Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях.

Развитие речи: Сжатое изложение

Сложносочиненное предложение (11 часов)

Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП. Средства связи частей ССП. Смысловые отношения между частями ССП.

Союзы и значение ССП. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем.

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. Знаки препинания в ССП.

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП. Средства связи простых предложений в составе ССП. Смысловые отношения в ССП.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложносочиненное предложение».

Развитие речи: Рассказ

Сложноподчиненное предложение (29 часов)

Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП. Средства связи его частей.

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Роль указательных слов в СПП. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Виды придаточных предложений, способы их различения. Однозначные и многозначные придаточные.

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные.

Придаточные определительные. Придаточные обстоятельственные. Придаточные дополнительные.

Отличие СПП с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи.

Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП.

Контрольная работа по теме: «Сложноподчиненное предложение».

Развитие речи: Сочинение-рассуждение на основе исходного текста. Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. Аннотация. Портретный очерк. Портретная зарисовка.

Бессоюзное сложное предложение (14 часов)

Понятие о сложном бессоюзном предложении. Смысловые отношения между частями СБП. Интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Запятая и точка с запятой в СБП.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Значение СБП, знаки препинания в них. Синтаксический и пунктуационный разбор

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Сложные бессоюзные предложения».

Развитие речи: Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста

Сложные предложения с разными видами связи (9 часов)

Структурные особенности сложных предложений с разными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях в тексте в зависимости от сочетания видов связи.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Сочетание знаков препинания. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи. Смысловые отношения между частями сложного предложения.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

Развитие речи: Разговорный стиль речи. Научный и официально-деловой стили речи.

Предложения с чужой речью (12 часов)

Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Строение предложений с прямой речью.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании. Использование различных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Контрольная работа по теме: «Способы передачи чужой речи».

Развитие речи: Публицистический и художественный стили речи.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (11 часов)

Употребление слов в речи в зависимости от его лексического значения. Основные способы толкования лексического значения. Прямое и переносное значение слов.

Употребление частей речи. Соблюдение орфографических, синтаксических и пунктуационных норм русского языка.

Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ.





Перечень учебно-методического обеспечения программы УМК:

для учителя:

  • Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.:ВАКО, 2012.

  • ГИА-2014: Экзамен в новой форме: Тенировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной аттестации в новой форме / Авт.-сост. Л.С.Степанова. – М.:АСТ: Астрель, 2014.

  • Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 8-9 кл. – М.: ВАКО, 2011.

  • Козулина М.В. Подготовка к экзамену по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2012.

  • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс. / Сост. Н.В.Егорова. – М.:ВАКО, 2014.

  • Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006.

  • Олимпиады по русскому языку и литературе. 9-11 классы. / Сост. Г.М.Вялкова, Т.А.Чернова. – М.: ВАКО, 2013.

  • Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентностные задания по русскому языку. Методический конструктор: учебно-методическое пособие. - Р-н-Д: Легион, 2012.

  • Павлова Т.И., Романенко О.В. Практика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка: работа с текстом рекламы в 5-11 классах: учебно-методическое пособие. – Р-н-Д: Легион, 2012.

  • Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / Сосмт. Е.И.Харитонова. – М.:Дрофа, 2013.

  • Русский язык: 120 текстов для школьных изложений. 5- 11 кл. / Сост.К.А.Войлова и др. – М.: Дрофа, 2006.

  • Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие. / Под ред. Н.А.Сениной. – Р-н-Д: Легион, 2014.

  • Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др. Русский язык: 9 класс.ГИА.. Предпрофильная подготовка. - Ростов на Дону: Легион, 2014.

  • Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения: 5-9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

  • Широковская Т.А., Широковский Ю.С. Уроки русского языка: 9 кл.: Кн.для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2008.

для учащихся:

  • Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

  • Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2012.Деком, 1994.

  • Глебова Е.Русский язык: учебник для 8-9 классов. – Нижний Новгород:

  • Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007

  • Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003

  • Русский язык. Практика. 9 класс/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2005

  • Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации М.: Просвещение, 2005

  • Шаповалова Т.Е. Русский язык. Сложное предложение. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006

  • Шипицына Г.М. Русский язык 8-11 классы. Дидактические материалы. М., 2007

Электронные учебно-методические комплекты

1. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 – 9 классы.

2. Образовательные программы «Русский язык».

5. Диск. Тесты. 9 класс.

6.Материалы с Интернет сайтов


Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

развитие речи

контрольные работы

1.

Введение

1



2.

Повторение изученного в 5-8 классах

11

4

1

3.

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение

Сложносочиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Сложное бессоюзное предложение

Сложное предложение с разными видами связи

Предложения с чужой речью


4

11

29

14

9

9


2

2

8

4

4

2



1

1

1

1

1

4.

Общие сведения о языке

3



5.

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.

11


2

Итого

102

26

8





Календарно-тематическое планирование


п\п

Дата

план/

факт

Тема


Кол-во часов

Планируемые результаты

Формы контроля


Общие сведения о языке (1час)

1

1нед

Международное значение русского языка

1

связное устное монологическое высказывание на заданную лингвистическую тему


Повторение (11 часов)

2


Комплексное повторение. Разделы науки о языке. Морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.


1

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку;

Метапредметные результаты:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике

Объяснительный диктант

3


Р.Р. Язык и речь. Текст и слово. Речь устная и письменная. Монолог и диалог


1

связное устное монологическое высказывание на заданную лингвистическую тему


4




2 нед


Р.Р.Стили речи

1

связное устное монологическое высказывание на заданную лингвистическую тему


5





Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами

1

Комментированное письмо

6

7





3нед

Предложения с обособленными членами

2

Комментированное письмо

8

9




Р.Р Сочинение


2

Сочинение

10

4нед

Предложения обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

1

Комментированное письмо

11


Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в 5-8 классах»

1

Комментированное письмо

12


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1


Сложное предложение (4 часа)

13

5 нед

Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений

1

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности:

1)аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

  • владение разными видами чтения

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования

  • способность извлекать информацию из различных источников

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,

  • овладение приемами отбора и систематизации материала

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания

    1. говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

  • владение различными видами монолога и диалога

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

  • применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова

Схематический диктант

14


Союзные и бессоюзные предложения

1

Тест

15

16


6нед


Р.Р.Сжатое изложение.

Приёмы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение)

2

Изложение

Сложносочиненное предложение(11 часов)

17


Понятие о ССП. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП

1

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности:

1)аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

  • владение разными видами чтения

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования

  • способность извлекать информацию из различных источников

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,

  • овладение приемами отбора и систематизации материала

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания

    1. говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

  • владение различными видами монолога и диалога

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

  • применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова

Комментированное письмо

18

19


7нед

Союзы и значения ССП. Знаки препинания в нем.

2

Комментированное письмо

20


Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

1

Комментированное письмо

21


Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

1

Комментированное письмо

22

23

8нед



Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП

2

Комментированное письмо

24


Контрольная работа по теме: «Сложносочиненное предложение»

1

Диктант

25

9нед

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1


26

27



Р.Р. Рассказ

2

Рассказ

Сложноподчиненное предложение (29 час)

28

10нед

Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей

1

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности:

1)аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

  • владение разными видами чтения

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования

  • способность извлекать информацию из различных источников

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,

  • овладение приемами отбора и систематизации материала

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания

    1. говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

  • владение различными видами монолога и диалога

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

  • применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова

Предупредительный диктант

29


Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

1


Тест

30

31


11нед

Роль указательных слов в СПП. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

2


32

33



Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста

2

Сочинение

34

35

36

12нед



СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

3

Комментированное письмо

37

13 нед

Виды придаточных предложений

1

Самостоятельная работа

38




Придаточные подлежащные.

1

Схематический диктант

39


Придаточные подлежащные

1

Самостоятельная работа

40

14нед

Придаточные сказуемные

1

Схематический диктант

41


Придаточные сказуемные

1

Самостоятельная работа

42

43



15нед

Придаточные определительные

2

Схематический диктант

44

45








Придаточные дополнительные. Придаточные обстоятельственные

2

Тест

46

47

16нед



Р.Р.

Рецензия на книгу

2

Рецензия

48

49

50


17нед


Обобщение и систематизация изученного по теме: «Сложноподчиненное предложение»

3

Самостоятельная работа

51


Контрольная работа по теме: «Сложноподчиненное предложение»

1

Контрольная работа

52

18нед

Анализ контрольной работы

1


53

54



Р.Р. Аннотация

2

Сочинение

55

56

19нед

Р.Р. Портретный очерк. Портретная зарисовка

2

Сочинение

Бессоюзное сложное предложение (14 часов)

57

58


20 нед


Понятие о СБП. Интонация в СБП. Запятая и точка запятая в них

2

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности:

1)аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

  • владение разными видами чтения

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования

  • способность извлекать информацию из различных источников

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,

  • овладение приемами отбора и систематизации материала

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания

    1. говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

  • владение различными видами монолога и диалога

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

  • применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова

Вопросы + комментированное письмо

59

60



Тире в СБП

2

Самостоятельная работа

61

62

21нед


Двоеточие в СБП

2

Самостоятельная работа

63

64



22нед


Систематизация и обобщение изученного по теме: «Бессоюзное предложение»


2

Тест

65

66


Р.Р. Сжатое изложение

Приёмы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение)


2

Изложение

67

23нед

Контрольный диктант по теме: «Сложные бессоюзные предложения»

1

Контрольный диктант

68


Анализ контрольного диктанта.

1


69

70


24нед

Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе исходного текста

2

Сочинение

Сложные предложения с разными видами связи (9часов)

71

72

73



25нед

Сложные предложения с разными видами связи

3

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности:

1)аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

  • владение разными видами чтения

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования

  • способность извлекать информацию из различных источников

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,

  • овладение приемами отбора и систематизации материала

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания

    1. говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

  • владение различными видами монолога и диалога

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

  • применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова

Самостоятельная работа +тест

74


Контрольная работа по теме: «Сложные предложения с разными видами связи»

1

Контрольная работа

75


Анализ контрольной работы

1


76

77

26нед

Р.Р. Разговорный стиль речи

2

Диалог, монолог

78

79


27нед

Р.Р. Научный и официально-деловой стили речи

2

Диалог, монолог

Предложения с чужой речью ( 9 часов)

80



Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности:

1)аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

  • владение разными видами чтения

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования

  • способность извлекать информацию из различных источников

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,

  • овладение приемами отбора и систематизации материала

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания

    1. говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

  • владение различными видами монолога и диалога

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

  • применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова

Вопросы

81


Предложения с прямой речью

1

Самостоятельная работа

82


28нед

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

1

Самостоятельная работа

83


Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании

1

Комментированное письмо

84




Систематизация и обобщение изученного по теме: «Способы передачи чужой речи»

1

Самостоятельная работа

85

29нед

Контрольная работа по теме: «Предложения с чужой речью»

1

Контрольная работа

86


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1


87

88


30нед

Р.Р. Публицистический и художественный стили речи

2

Диалог, монолог

Общие сведения о языке( 3 часа)

89


Русский язык в современном мире


1


Диалог, монолог

90


Роль языка в жизни общества. Общие сведения о языке.


1

Самостоятельная работа

91

31нед

Язык как развивающееся явление.

1


связное устное монологическое высказывание на заданную лингвистическую тему


Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах 9 (11 часов)

92


Лексикология. Лексика и фразеология

1

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности:

1)аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

  • владение разными видами чтения

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования

  • способность извлекать информацию из различных источников

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,

  • овладение приемами отбора и систематизации материала

  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания

    1. говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

  • владение различными видами монолога и диалога

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

  • применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка РФ и языка межнационального общения

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова

связное устное монологическое высказывание на заданную лингвистическую тему


93




Морфология и орфография

1

Словарный диктант

94

32нед

Синтаксис. Словосочетание

1

Самостоятельная работа

95


Синтаксис простого предложения

1

Самостоятельная работа

96

97


33нед

Синтаксис сложного предложения. ССП и СПП


2

Самостоятельная работа

98

99


Синтаксис сложного предложения. СБП

2

Самостоятельная работа

100-102

34нед

Резерв

3












20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!