СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая образовательная программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа в ходит в СИПР для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая образовательная программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"»

Речь и альтернативная коммуникация

Пояснительная записка

________________ имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий у ребёнка значительно затруднено или невозможно. У _______________ ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У _________ языковые средства не сформированы. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет обучающемуся максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Учебно-тематическое планирование

Разделы (темы)

Кол-во часов

1

Различение звуков

46ч

3

Звукоподражение

29ч

3

Пони мание жестов

14ч

4

Выполнение действий со взрослыми, буквы А,У


Итого




96




Содержание учебного предмета.

Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Коммуникация.

Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и так далее). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.

Планируемые результаты освоения программы

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

-Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека (солнце, дождь, ветер).

-Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

-Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Овладение доступными средствами коммуникации и общения –вербальными и невербальными

-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

-Понимание обращенной речи (дай красный карандаш), понимание смысла рисунков (гриб, книга, дерево), фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

-Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:

жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами. Уметь пользоваться жестами, взглядом, тетрадями.

-Уметь различать интонацию (строгость, требовательность, одобрение).

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации

-Умение вступать в контакт,

- Уметь «проигрывать» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.

- Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения.

- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи, «говорящие» книжки и плакаты

- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи

- аудио и видеоматериалы.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

(3 ч в неделю)

Содержание материала

Количество часов

Дата

I четверть


Различение звуков окружающей действительности



Игра «Дай ручку»

1


Стимуляция слуховых реакций. Игра «Дай ручку»

1


Привлечение внимания к звучащему предмету

1


Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки»

1


Общая стимуляция зрения. Игра «Последи за погремушкой

1


Перемещение яркого крупного предмета в поле зрения ребёнка

1


Игра «Где мишка?». Эмоциональный контакт

1


Стимуляция зрения цветными листами бумаги. Эмоциональный контакт

1


Стимуляция зрения периодически вращающимися листами цветной бумаги. Эмоциональный контакт

1


Эмоциональная реакция на голоса ближайшего окружения

1


Игры «Где звенит?» «Откуда звук?»

1


Игра «Узнай, как звенит погремушка?»

1


Игра «Угадай, как звучит бубен?»

1


Игра «Угадай, как звучит барабан?»

1


Различение звучания простейших музыкальных инструментов

1


Стимуляция осязания температурными раздражителями. Положительные эмоциональные реакции

1


Игра «Найди, где звучит?»

1


Игра «Где спряталась погремушка?»

1


Определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания

1


Игра «Узнай и покажи»

1


Игра «Кто это?»

1


Восприятие слова «На»

1



Звукоподражание



Восприятие слова «Дай»

1


Восприятие слов «на», «дай». Мотивация брать и удерживать крупную игрушку

1


Выполнение простых поручений

1


II четверть

Развитие внимания к слову

1


Развитие внимания к инструкции

1


Формирование продолжительности внимания

1


Нахождение игрушки в пространстве

1


Манипулирование игрушкой (поворачивание, перекладывание)

1


Уточнение слуховых образов звучащих игрушек

1


Формирование манипуляторных действий с игрушкой совместно со взрослым. Восприятие интонации

1


Игровые действия с водой, эмоционально-смысловые комментарии

1


Узнавание игрушек по звуку (названиям)

1


Узнавание наощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности)

1


Выбор из двух знакомых игрушек одной. Развитие тактильного восприятия

1


Формирование навыков адекватного реагирования на заданную инструкцию

1


Выполнение воображаемых действий совместно со взрослым, развитие подражания речевым и неречевым звукам

1


Развитие понимания жестов и выразительных движений без инструкции

1


Развитие мимики и жестов. Жестовое приветствие и прощание

1


Повторение темы: развитие понимания жестов

1


Различение немузыкальных шумов, игра «Найди пару»

1


Произвольное звукоподражание. Игра «Что пропало?»

1


Различение холодного и теплого воздуха, Игра «Зайка»

1


Имитация поз по показу, игра «Зеркало»

1


Повторение темы: развитие понимания жестов

1


Узнавание наощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности)

1


Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание)

1


III четверть

Игра «Ароматные коробочки»

1


Соотношение звукоподражания с предметной картинкой

1


Узнавание и называние действий, изображенных на картинках

1



Различение звуков



Выполнение имитационных ручных движений в сочетании со стихотворным текстом

1


Игра «Поставь по порядку»: последовательность немузыкальных шумов

1


Игра «Пузырьки»: предпосылки комбинированного типа дыхания\

1


Сухой бассейн, упражнение «Веник»

1


Игра «Мотыльки»: регулирование силы воздушной струи

1


Соотношение звукоподражания с предметной картинкой, различение «му», «мяу»

1


Упражнение «Пальчики разбежались»: развитие мелкой моторики пальцев рук

1


Звукоподражания «ау», «уа» соотносить с картинкой

1


Звуки окружающей действительности. Звуки животных

1


Звуки, издаваемые различными предметами (машина, часы, барабан, дудочка, бубен)

1


Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой!», «Ай!», «Ах!», «Ох!»

1


Соотнесение реального объекта со звуком, его изображением, названием (фыркает ёж, качаем куклу)

1


Повторение слов народных колыбельных песен «Баю-баю, куколку качаю..»

1


Напевание строчек из детских песен «Та-та-та, мы везем с собой кота»

1


Развитие мелкой моторики руки «Бабушка печет блины»

1


Упражнение «Птички пьют из бочонка» - развитие мелкой моторики рук

1


Добукварный период. Формирование умения удерживать ручку, карандаш

1


Формирование умения удерживать ручку, карандаш

1


Умение удерживать ручку, карандаш

1


Формирование умения оставлять графический след на бумаге.Письмо ручками, карандашами

1


Написание в тетрадях точек, палочек

1


Работа в тетрадях. Элементарные знания о буквах и написании элементов букв

1


Работа в тетрадях. Элементарные знания о гласных буквах и их написании

1


IV четверть

Работа в тетрадях. Элементарные знания о гласных буквах

1



Понимание жестов

1


Работа в тетрадях. Элементарные знания о согласных буквах

1


Повторение четверостиший, в которых встречаются данные звуки («ветер воет», «мыши шуршат», «гром грохочет»)

1


Громкое и четкое произношение гласных и некоторых согласных звуков (з-с, в-ф)

1


Понятие «Слово». Для чего нужны слова

1


Понятие «Предложение». Для чего нужны предложения

1


Составление предложений по сюжетным и предметным картинкам

1


Составление предложений по сюжетным и предметным картинкам

1


Элементарные знания об алфавите

1


Написание в тетрадях палочек, крючков добукварного периода

1


Написание в тетрадях палочек, крючков добукварного периода

1


Написание в тетрадях палочек, крючков добукварного периода

1


Произнесение слов, состоящих из одного звука (у-у), двух звуков (ау, ах, му).

1


Произнесение слов, состоящих из трех – четырех звуков (там, сама, мама)

1


Называние слов по картинкам. Пересказ сказки «Колобок» по картинкам

1



Выполнение действий совместно со взрослым, буквы А, У



Называние слов по картинкам. Пересказ сказки «Репка» по картинкам

1


Составление рассказа по сюжетным картинкам («Наседка»)

1


Звук и буква А

1


Работа с азбукой. Буква А

1


Выделение буквы А в начале, середине, конце слова

1


Звук и буква У

1


Написание букв Аи У по точкам и по образцу

1



Итого: 96 уроков