Речь и альтернативная коммуникация
Пояснительная записка
________________ имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий у ребёнка значительно затруднено или невозможно. У _______________ ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У _________ языковые средства не сформированы. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет обучающемуся максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводятся 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Учебно-тематическое планирование
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов |
1 | Различение звуков | 46ч |
3 | Звукоподражение | 29ч |
3 | Пони мание жестов | 14ч |
4 | Выполнение действий со взрослыми, буквы А,У | 7ч |
| Итого | |
| | 96 |
| | |
Содержание учебного предмета.
Учебный предмет «Речи и альтернативная коммуникация» содержит следующие разделы: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Коммуникация.
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и так далее). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).
Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.
Планируемые результаты освоения программы
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
-Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека (солнце, дождь, ветер).
-Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
-Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения –вербальными и невербальными
-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
-Понимание обращенной речи (дай красный карандаш), понимание смысла рисунков (гриб, книга, дерево), фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
-Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:
жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами. Уметь пользоваться жестами, взглядом, тетрадями.
-Уметь различать интонацию (строгость, требовательность, одобрение).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации
-Умение вступать в контакт,
- Уметь «проигрывать» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
- Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения.
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи, «говорящие» книжки и плакаты
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи
- аудио и видеоматериалы.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
(3 ч в неделю)
№ | Содержание материала | Количество часов | Дата |
I четверть |
| Различение звуков окружающей действительности | | |
-
| Игра «Дай ручку» | 1 | |
-
| Стимуляция слуховых реакций. Игра «Дай ручку» | 1 | |
-
| Привлечение внимания к звучащему предмету | 1 | |
-
| Стимуляция голосовых реакций. Игра «Ладушки» | 1 | |
-
| Общая стимуляция зрения. Игра «Последи за погремушкой | 1 | |
-
| Перемещение яркого крупного предмета в поле зрения ребёнка | 1 | |
-
| Игра «Где мишка?». Эмоциональный контакт | 1 | |
-
| Стимуляция зрения цветными листами бумаги. Эмоциональный контакт | 1 | |
-
| Стимуляция зрения периодически вращающимися листами цветной бумаги. Эмоциональный контакт | 1 | |
-
| Эмоциональная реакция на голоса ближайшего окружения | 1 | |
-
| Игры «Где звенит?» «Откуда звук?» | 1 | |
-
| Игра «Узнай, как звенит погремушка?» | 1 | |
-
| Игра «Угадай, как звучит бубен?» | 1 | |
-
| Игра «Угадай, как звучит барабан?» | 1 | |
-
| Различение звучания простейших музыкальных инструментов | 1 | |
-
| Стимуляция осязания температурными раздражителями. Положительные эмоциональные реакции | 1 | |
-
| Игра «Найди, где звучит?» | 1 | |
-
| Игра «Где спряталась погремушка?» | 1 | |
-
| Определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания | 1 | |
-
| Игра «Узнай и покажи» | 1 | |
-
| Игра «Кто это?» | 1 | |
-
| Восприятие слова «На» | 1 | |
| Звукоподражание | | |
-
| Восприятие слова «Дай» | 1 | |
-
| Восприятие слов «на», «дай». Мотивация брать и удерживать крупную игрушку | 1 | |
-
| Выполнение простых поручений | 1 | |
II четверть |
-
| Развитие внимания к слову | 1 | |
-
| Развитие внимания к инструкции | 1 | |
-
| Формирование продолжительности внимания | 1 | |
-
| Нахождение игрушки в пространстве | 1 | |
-
| Манипулирование игрушкой (поворачивание, перекладывание) | 1 | |
-
| Уточнение слуховых образов звучащих игрушек | 1 | |
-
| Формирование манипуляторных действий с игрушкой совместно со взрослым. Восприятие интонации | 1 | |
-
| Игровые действия с водой, эмоционально-смысловые комментарии | 1 | |
-
| Узнавание игрушек по звуку (названиям) | 1 | |
-
| Узнавание наощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности) | 1 | |
-
| Выбор из двух знакомых игрушек одной. Развитие тактильного восприятия | 1 | |
-
| Формирование навыков адекватного реагирования на заданную инструкцию | 1 | |
-
| Выполнение воображаемых действий совместно со взрослым, развитие подражания речевым и неречевым звукам | 1 | |
-
| Развитие понимания жестов и выразительных движений без инструкции | 1 | |
-
| Развитие мимики и жестов. Жестовое приветствие и прощание | 1 | |
-
| Повторение темы: развитие понимания жестов | 1 | |
-
| Различение немузыкальных шумов, игра «Найди пару» | 1 | |
-
| Произвольное звукоподражание. Игра «Что пропало?» | 1 | |
-
| Различение холодного и теплого воздуха, Игра «Зайка» | 1 | |
-
| Имитация поз по показу, игра «Зеркало» | 1 | |
-
| Повторение темы: развитие понимания жестов | 1 | |
-
| Узнавание наощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности) | 1 | |
-
| Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) | 1 | |
III четверть |
-
| Игра «Ароматные коробочки» | 1 | |
-
| Соотношение звукоподражания с предметной картинкой | 1 | |
-
| Узнавание и называние действий, изображенных на картинках | 1 | |
| Различение звуков | | |
-
| Выполнение имитационных ручных движений в сочетании со стихотворным текстом | 1 | |
-
| Игра «Поставь по порядку»: последовательность немузыкальных шумов | 1 | |
-
| Игра «Пузырьки»: предпосылки комбинированного типа дыхания\ | 1 | |
-
| Сухой бассейн, упражнение «Веник» | 1 | |
-
| Игра «Мотыльки»: регулирование силы воздушной струи | 1 | |
-
| Соотношение звукоподражания с предметной картинкой, различение «му», «мяу» | 1 | |
-
| Упражнение «Пальчики разбежались»: развитие мелкой моторики пальцев рук | 1 | |
-
| Звукоподражания «ау», «уа» соотносить с картинкой | 1 | |
-
| Звуки окружающей действительности. Звуки животных | 1 | |
-
| Звуки, издаваемые различными предметами (машина, часы, барабан, дудочка, бубен) | 1 | |
-
| Побуждение к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой!», «Ай!», «Ах!», «Ох!» | 1 | |
-
| Соотнесение реального объекта со звуком, его изображением, названием (фыркает ёж, качаем куклу) | 1 | |
-
| Повторение слов народных колыбельных песен «Баю-баю, куколку качаю..» | 1 | |
-
| Напевание строчек из детских песен «Та-та-та, мы везем с собой кота» | 1 | |
-
| Развитие мелкой моторики руки «Бабушка печет блины» | 1 | |
-
| Упражнение «Птички пьют из бочонка» - развитие мелкой моторики рук | 1 | |
-
| Добукварный период. Формирование умения удерживать ручку, карандаш | 1 | |
-
| Формирование умения удерживать ручку, карандаш | 1 | |
-
| Умение удерживать ручку, карандаш | 1 | |
-
| Формирование умения оставлять графический след на бумаге.Письмо ручками, карандашами | 1 | |
-
| Написание в тетрадях точек, палочек | 1 | |
-
| Работа в тетрадях. Элементарные знания о буквах и написании элементов букв | 1 | |
-
| Работа в тетрадях. Элементарные знания о гласных буквах и их написании | 1 | |
IV четверть |
-
| Работа в тетрадях. Элементарные знания о гласных буквах | 1 | |
| Понимание жестов | 1 | |
-
| Работа в тетрадях. Элементарные знания о согласных буквах | 1 | |
-
| Повторение четверостиший, в которых встречаются данные звуки («ветер воет», «мыши шуршат», «гром грохочет») | 1 | |
-
| Громкое и четкое произношение гласных и некоторых согласных звуков (з-с, в-ф) | 1 | |
-
| Понятие «Слово». Для чего нужны слова | 1 | |
-
| Понятие «Предложение». Для чего нужны предложения | 1 | |
-
| Составление предложений по сюжетным и предметным картинкам | 1 | |
-
| Составление предложений по сюжетным и предметным картинкам | 1 | |
-
| Элементарные знания об алфавите | 1 | |
-
| Написание в тетрадях палочек, крючков добукварного периода | 1 | |
-
| Написание в тетрадях палочек, крючков добукварного периода | 1 | |
-
| Написание в тетрадях палочек, крючков добукварного периода | 1 | |
-
| Произнесение слов, состоящих из одного звука (у-у), двух звуков (ау, ах, му). | 1 | |
-
| Произнесение слов, состоящих из трех – четырех звуков (там, сама, мама) | 1 | |
-
| Называние слов по картинкам. Пересказ сказки «Колобок» по картинкам | 1 | |
| Выполнение действий совместно со взрослым, буквы А, У | | |
-
| Называние слов по картинкам. Пересказ сказки «Репка» по картинкам | 1 | |
-
| Составление рассказа по сюжетным картинкам («Наседка») | 1 | |
-
| Звук и буква А | 1 | |
-
| Работа с азбукой. Буква А | 1 | |
-
| Выделение буквы А в начале, середине, конце слова | 1 | |
-
| Звук и буква У | 1 | |
-
| Написание букв Аи У по точкам и по образцу | 1 | |
| Итого: 96 уроков | |